Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942 гг.)

Библиографическая справка.

1867, 3 июня (по ст. стилю) – родился в д. Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии

1885 – литературный дебют: публикация трёх стихотворений в журнале

1886-1887 – юридический факультет Московского университета (исключен в 1887 за участие в студенческих беспорядках)

1889, осень – поступление в Демидовский юридический лицей в г. Ярославле (проучился меньше семестра)

1890 – издание в Ярославле первой книги «Сборник стихотворений».

1890-е гг. – переводческая деятельность и активное поэтическое творчество: сборники «Под северным небом», «В безбрежности», «Тишина». Многочисленные зарубежные путешествия (Скандинавия, Франция, Испания, Англия, Италия)

1894- знакомство и сближение с В.Я.Брюсовым

1898-1901 – период максимальной активности в рамках символистических группировок в Петербурге и Москве. Бальмонт – один из лидеров символистского движения. Издание сборника «Горящие здания» в 1900 г. в Москве.

1901, май – лишение прав проживания в столицах за антиправительственное стихотворение «Маленький султан» (вплоть до 1913 г. большую часть времени поэт проводит за границей)

1903 – издание сборников «Будем как солнце» и «Только любовь». Пик известности и славы Бальмонта как поэта-символиста.

1905-1907 – цикл политических стихов, обращённых против самодержавия. Увлечение темой русской старины («Жар-птица»)

1905-1917 – спад популярности, отход не периферию литературной жизни; многочисленные путешествия, переводческая работа.

1920- Эмиграция из России (большая часть эмигрантского периода прошла во Франции)

23 декабря 1942 – дата смерти поэта (Нуази-ле-Гран, около Парижа)

Краткая характеристика лирики

В историю русской литературы вошёл как видавший виды, один из виднейших представителей первого символистского поколения – так называемого «старшего символизма».

Облик лирического героя Бальмонта определяется претензией личности на высшее место в иерархии ценностей. Всеохватность, космизм индивидуалистических терзаний, жадность всего коснуться, всё испытать – постоянные приметы поэтического мышления Бальмонта. Его лирический герой не устаёт любоваться своей «многогранностью», стремиться приобщиться к культурам всех времен и народов, принести хвалы всем богам, пройти все дороги и переплыть все моря.

***

Я ненавижу человечество,

Я от него бегу спеша.

Моё единое отечество –

Моя пустынная душа.

С людьми скучаю до чрезмерности,

Одно и то же вижу в них.

Желаю случая, неверности,

Влюблён в движение и стих.

О, как люблю, люблю случайности,

Внезапно взятый поцелуй,

И весь восторг – до сладкой крайности,

И стих, в котором пенье струй.

***

Я – изысканность русской медлительной речи,

Передо мною другие поэты – предтечи,

Я впервые открыл в этой речи уклоны,

Перепевные, гневные, нежные звоны.

Я – внезапный излом,

Я – играющий лом,

Я – прозрачный ручей,

Я – для всех и ничей.

Переплеск многопевный, разорванно-слитный,

Самоцветные камни земли самобытной,

Переклички лесные зеленого мая –

Все пойму, все возьму, у других отнимая.

Вечно юный как сон,

Сильный тем, что влюблён

И в себя, и в других,

Я - изысканный стих.

КАМЫШИ

Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

О чём они шепчут, о чём говорят?

Зачем огоньки между ними горят?

Мелькают, мигают – и снова их нет.

И снова забрезжил блуждающий свет.

Полночной порой камыши шелестят

В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.

В болоте дрожит умирающий лик.

То месяц багровый печально поник.

И тиной запахло. И сырость ползёт.

Трясина заманит, сожмёт, засосёт.

«Кого? Для чего? – камыши говорят,-

Зачем огоньки между нами горят?»

Но месяц печальный безмолвно поник.

Не знает. Склоняет всё ниже свой лик.

И, вздох повторяя погибшей души,

Тоскливо, бесшумно шуршат камыши.

БЕЛЫЙ ЛЕБЕДЬ

Белый лебедь, лебедь чистый,

Сны твои всегда безмолвны,

Безмятежно-серебристый,

Ты скользишь, рождая волны.

Под тобою – глубь немая,

Без привета, без ответа,

Но скользишь ты, утопая,

В бездне воздуха и света.

Над тобой – эфир бездонный

С яркой Утренней Звездою

Ты скользишь, преображённый

Отражённой красотою.

Ласка нежности бесстрастной

Недосказанной, несмелой,

Призрак женственно-прекрасный,

Лебедь чистый, лебедь белый!




ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ БРЮСОВ

Библиографическая справка

1 декабря (по ст.стилю), 1873 – родился в Москве

1885-1893 – учёба в гимназиях Москвы; увлечение поэзией французских символистов, первые поэтические опыты

1893-1899 – учеба на историко-филологическом факультете Московского университета

1894-1895- издание трёх сборников «Русские символисты» (большая часть стихотворений принадлежала самому поэту, выступившему под несколькими псевдонимами). В третьем сборнике – знаменитое стихотворение «О, закрой свои бледные ноги».

1895 – издание первой самостоятельной книги стихов «Chefs d’ouevre» («Шедевры»)

1896-1899 – знакомство с литераторами символисткой ориентации в Москве и Петербурге, общение с Бальмонтом, сплочение символистов вокруг Брюсова

1897 – вторая книга стихов «Me eum esse» («Это я»)

1898- начало сотрудничества в периодике (журнал «Русский архив»), публикация историко-литературных работ

1900- издание сборника «Tertia vigilia» («Третья стража») в новом издательстве «Скорпион». С этого времени Брюсов- признанный лидер символизма.

1907-1908 – Публикация романа «Огненный ангел», - самого известного прозаического сочинения Брюсова.

1909 – Книга стихов «Все напевы»- итоговая для символистического творчества поэта.

1910-1912 – Работа в журнале «Русская мысль». Издание книги литературно-критических и историко-литературных работ «Далёкие и близкие».

1910-е гг. – Разнообразная литературная, редакторская, литературно-критическая, переводческая работа. Изучение наследия А.С.Пушкина.

1917 г. – Лояльное отношение к Октябрьской революции, сотрудничество с большевиками.

1917-1924 – Административная работа в педагогических и культурно-просветительских организациях, стихи на политические темы.

9 октября 1924 г – дата смерти В.Я.Брюсова (похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве)

ГРЯДУЩИЕ ГУННЫ (1905)

Где вы, грядущие гунны,

Что тучей нависли над миром?

Слышу ваш топот чугунный

По ещё не открытым Памирам.

На нас ордой опьянелой

Рухните с тёмных становий –

Оживить одряхлевшее тело

Волной пылающей крови.

Поставьте, невольники воли,

Шалаши у дворцов, как бывало,

Всколосите веселое поле

На месте тронного зала.

Сложите книги кострами,

Пляшите в их радостном свете,

Творите мерзость во храме, -

Вы во всём неповинны, как дети!

А вы, мудрецы и поэты,

Хранители тайны и веры,

Унесем зажженные светы

В катакомбы, в пустыни, в пещеры.

И что под бурей летучей,

Под этой грозой разрушений

Сохранит играющий Случай

Из ваших заветных творений?

Бесследно всё сгибнет, быть может,

Что ведомо было одним нам,

Но вас, кто меня уничтожит,

Встречаю приветственным гимном.

БЛИЗКИМ (1905)

Нет, я не ваш! Мне чужды цели ваши,

Мне странен ваш неокрылённый крик,

Но в шумном круге к вашей общей чаше

И я б, как верный, клятвенно приник!

Где вы – гроза, губящая стихия,

Я – голос ваш, я вашим хмелем пьян,

Зову крушить устои вековые,

Творить простор для будущих семян.

Где вы – как Рок, не знающий пощады,

Я – ваш трубач, ваш знаменосец я,

Зову на приступ, с боя брать преграды,

К святой земле, к свободе бытия1

Но там, где вы кричите мне: «Не боле!»

Но там, где вы поёте песнь побед,

Я вижу новый бой во имя новой воли!

Ломать – я буду с вами! Строить – нет!

АКМЕИЗМ:

(от греческого acme – высшая степень чего-либо, цветущая сила) – течение в русской поэзии 10-20-х годов XX века, сформировавшееся как антитеза символизму. Противопоставляли мистическим устремлениям символизма к «непознаваемому» «стихию естества», декламировали конкретно-чувственное восприятие «вещего мира», возврат слову его изначального, не символического смысла.

Акмеизм утвердился в теоретических работах и художественной практике Н.С. Гумилева (статья «Наследие символизма и акмеизм» 1913), С.М. Городецкого (статья «Некоторые течения в современной русской поэзии» 1913) О.Э. Мандельштама (статья «Утро акмеизма», опубликованная в 1919), А.А. Ахматовой, М.А. Зенкевича, Г.В. Иванова, Е.Ю. Кузьминой-Караваевой и др. Акмеисты объединились в группу «Цех поэтов» (1911-1914, возобновилась в 1920-1922 гг.), примкнули к журналу «Аполлон». В 1912-1913 гг. издавали журнал «Гиперборей» (редактор М.Л. Лозинский, вышло 10 номеров), альманахи «Цеха поэтов».

Наши рекомендации