Внимательно читаю тему сочинения иВЫДЕЛЯЮ в ней КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА.
ФОРМУЛИРУЮ краткий, точный ответ на вопрос или тезис – ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ СОЧИНЕНИЯ.
СОСТАВЛЯЮ ПЛАН, в том числе тезисный, КЛАСТЕР ИЛИ ТАБЛИЦУ ПО КЛЮЧЕВЫМ СЛОВАМ.
ПОДБИРАЮ ТЕКСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ (важные для раскрытия темы эпизоды).
СОСТАВЛЯЮ СПИСОК ТЕРМИНОВ, необходимых для ответа.
6. «СОЕДИНЯЮ» ТЕРМИНЫ С ЛИТЕРАТУРНЫМ ТЕКСТОМ, включаю термины в анализ.
7. ПИШУ на основе плана (кластера или таблицы) ЧЕРНОВОЙ ВАРИАНТ, не забывая о том, что любое сочинение должно состоять из НЕСКОЛЬКИХ ЧАСТЕЙ.
ФОРМУЛИРУЮ ВЫВОД-ЗАКЛЮЧЕНИЕ в соответствии с основной мыслью сочинения и логикой доказательства этой мысли.
9. ПРОВЕРЯЮ СЕБЯ! Внимательно перечитываю сочинение (можно вслух для себя, можно другим людям), устраняя повторы и логические ошибки. Проверяю орфографию, пунктуацию, речь и грамматику.
10. ПЕРЕПИСЫВАЮ отредактированный вариант.
ПОЭТАПНАЯ СХЕМА РАБОТЫ
1. РАБОТА СО ВСТУПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТЬЮ.
Выявив ключевые слова темы, формулирую основную мысль сочинения (тезис), которую буду раскрывать и доказывать в основной части.
Помню, что в первом предложении сочинения нужно указать:
- жанр произведения;
- имя, отчество, фамилию автора;
- полное название.
Желательно написать о времени написания произведения.
Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» была написана в 1838 году.
Следует написать во вступлении и о том, что имеет отношение к теме сочинения (чему посвящено произведение, что послужило импульсом к его созданию какие вопросы волновали автора). Подобные размышления помогут осмыслить тему работы более глубоко и серьезно, даже если в чистовой вариант вы не включите часть первоначальных размышлений.
Самое главное!Предварительное серьезное обдумывание темы, поиск ключевых слов, анализ истории создания произведения и авторского замысла позволит вам сформулировать ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ сочинения уже ВО ВСТУПЛЕНИИ!
Нужно точно знать, какую ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕОРЕМУ (ТЕЗИС) вы будете раскрывать и доказывать!
Основная мысль должна быть сформулирована с опорой на знание текста и позицию автора.
Если тема сформулирована как вопрос, то во вступлении следует дать точный, краткий, понятный ответ. Этот ответ – тезис, который и нужно доказывать.
2. РАБОТА С ОСНОВНОЙ ЧАСТЬЮ.
А) составляю план сочинения (систему аргументов (доказательств)), или таблицу, или кластер (схему – «паучок»).
ПРИМЕР ТАБЛИЦЫ
Характеристика героя(пункты 4, 5,6 можно излагать в разной последовательности)
Основные аспекты | Эпизоды, цитаты | Термины |
1. Место героя в произведении | ||
2. Его происхождение и социальное положение | ||
3. Портрет | ||
4. Мировоззрение, убеждения | ||
5. Цели и средства их достижения | ||
6. Характер, проявляющийся в отношениях с другими героями, в поступках, в речи | ||
7. Авторское отношение к герою | ||
8. Моя оценка |
ПРИМЕР КЛАСТЕРА(можно использовать при написании отзывов, рецензий, анализе проблем произведения, ответов на проблемные вопросы)
Количество «прямоугольников» не ограничено!
Внутри каждого прямоугольника или вокруг него можно разместить еще прямоугольники, в которых будут нужные цитаты, эпизоды, термины и т.д.
Б) Работаю с текстом, подбирая нужный материал, с помощью которого можно будет доказать справедливость основной мысли (тезиса) сочинения:
- важные детали, ключевые слова произведения,
- цитаты,
- краткий пересказ важных эпизодов,
- интерпретация (самостоятельная трактовка, объяснение) тех или иных фрагментов произведения.
Сочинение по литературе без цитат – пустой звон!