Внимательно читаю тему сочинения иВЫДЕЛЯЮ в ней КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА.

ФОРМУЛИРУЮ краткий, точный ответ на вопрос или тезис – ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ СОЧИНЕНИЯ.

СОСТАВЛЯЮ ПЛАН, в том числе тезисный, КЛАСТЕР ИЛИ ТАБЛИЦУ ПО КЛЮЧЕВЫМ СЛОВАМ.

ПОДБИРАЮ ТЕКСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ (важные для раскрытия темы эпизоды).

СОСТАВЛЯЮ СПИСОК ТЕРМИНОВ, необходимых для ответа.

6. «СОЕДИНЯЮ» ТЕРМИНЫ С ЛИТЕРАТУРНЫМ ТЕКСТОМ, включаю термины в анализ.

7. ПИШУ на основе плана (кластера или таблицы) ЧЕРНОВОЙ ВАРИАНТ, не забывая о том, что любое сочинение должно состоять из НЕСКОЛЬКИХ ЧАСТЕЙ.

ФОРМУЛИРУЮ ВЫВОД-ЗАКЛЮЧЕНИЕ в соответствии с основной мыслью сочинения и логикой доказательства этой мысли.

9. ПРОВЕРЯЮ СЕБЯ! Внимательно перечитываю сочинение (можно вслух для себя, можно другим людям), устраняя повторы и логические ошибки. Проверяю орфографию, пунктуацию, речь и грамматику.

10. ПЕРЕПИСЫВАЮ отредактированный вариант.

ПОЭТАПНАЯ СХЕМА РАБОТЫ

1. РАБОТА СО ВСТУПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТЬЮ.

Выявив ключевые слова темы, формулирую основную мысль сочинения (тезис), которую буду раскрывать и доказывать в основной части.

Помню, что в первом предложении сочинения нужно указать:

- жанр произведения;

- имя, отчество, фамилию автора;

- полное название.

Желательно написать о времени написания произведения.

Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» была написана в 1838 году.

Следует написать во вступлении и о том, что имеет отношение к теме сочинения (чему посвящено произведение, что послужило импульсом к его созданию какие вопросы волновали автора). Подобные размышления помогут осмыслить тему работы более глубоко и серьезно, даже если в чистовой вариант вы не включите часть первоначальных размышлений.

Самое главное!Предварительное серьезное обдумывание темы, поиск ключевых слов, анализ истории создания произведения и авторского замысла позволит вам сформулировать ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ сочинения уже ВО ВСТУПЛЕНИИ!

Нужно точно знать, какую ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕОРЕМУ (ТЕЗИС) вы будете раскрывать и доказывать!

Основная мысль должна быть сформулирована с опорой на знание текста и позицию автора.

Если тема сформулирована как вопрос, то во вступлении следует дать точный, краткий, понятный ответ. Этот ответ – тезис, который и нужно доказывать.

2. РАБОТА С ОСНОВНОЙ ЧАСТЬЮ.

А) составляю план сочинения (систему аргументов (доказательств)), или таблицу, или кластер (схему – «паучок»).

ПРИМЕР ТАБЛИЦЫ

Характеристика героя(пункты 4, 5,6 можно излагать в разной последовательности)



Основные аспекты Эпизоды, цитаты Термины
1. Место героя в произведении    
2. Его происхождение и социальное положение    
3. Портрет    
4. Мировоззрение, убеждения    
5. Цели и средства их достижения    
6. Характер, проявляющийся в отношениях с другими героями, в поступках, в речи    
7. Авторское отношение к герою    
8. Моя оценка    

ПРИМЕР КЛАСТЕРА(можно использовать при написании отзывов, рецензий, анализе проблем произведения, ответов на проблемные вопросы)

Внимательно читаю тему сочинения иВЫДЕЛЯЮ в ней КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. - student2.ru

Внимательно читаю тему сочинения иВЫДЕЛЯЮ в ней КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. - student2.ru Внимательно читаю тему сочинения иВЫДЕЛЯЮ в ней КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. - student2.ru Внимательно читаю тему сочинения иВЫДЕЛЯЮ в ней КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. - student2.ru

Внимательно читаю тему сочинения иВЫДЕЛЯЮ в ней КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. - student2.ru

Внимательно читаю тему сочинения иВЫДЕЛЯЮ в ней КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. - student2.ru

 
  Внимательно читаю тему сочинения иВЫДЕЛЯЮ в ней КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. - student2.ru

Внимательно читаю тему сочинения иВЫДЕЛЯЮ в ней КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. - student2.ru

       
    Внимательно читаю тему сочинения иВЫДЕЛЯЮ в ней КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. - student2.ru
  Внимательно читаю тему сочинения иВЫДЕЛЯЮ в ней КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. - student2.ru
 

Внимательно читаю тему сочинения иВЫДЕЛЯЮ в ней КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. - student2.ru

Количество «прямоугольников» не ограничено!

Внутри каждого прямоугольника или вокруг него можно разместить еще прямоугольники, в которых будут нужные цитаты, эпизоды, термины и т.д.

Б) Работаю с текстом, подбирая нужный материал, с помощью которого можно будет доказать справедливость основной мысли (тезиса) сочинения:

- важные детали, ключевые слова произведения,

- цитаты,

- краткий пересказ важных эпизодов,

- интерпретация (самостоятельная трактовка, объяснение) тех или иных фрагментов произведения.

Сочинение по литературе без цитат – пустой звон!

Наши рекомендации