Историческая поэтика (Веселовский, литературный процесс в диахронном аспекте)
Лит. Процесс занимается проблемами изучения исторической динамики. Т.е. исторического развития теор. Понятий и категорий в рамках теор. Поэтики. Эволюция романов, стилей и т.д.
Эволюция этих понятий позволяет нам представить развитие лит.процесса в целом. Т.о. историческая поэтика раскрывает закономерности исторического развития литературы, т.е. лит. Процесса.
Изучение мировой лит. В целом. Веселовский в середине XIX. Он ввел термин «историческая поэтика».Диахронный срез лит.процесса традиционный в нашей лит.вед. и предполагает изучение развития лит. С т.з. смены в ней различных лит. Направлений и течений.
21. Литературный процесс в синхронном аспекте. (Харизев)
Классика – та часть худ.словесности, которая интересна и авторитетна для ряда поколений и составляет золотой фонд литературы.
Слово «Классический» - образцовый.
Художественная классика содержиться представление о значительности, маштабности и образцовости произведений. Писатели – вечные спутники человечества, а сама она – совокупность произведений первого ряда.
Говорить, что какому-то современному писателю уготовано стать классиком нельзя. Ибо став популярный сейчас – он лишь кандидат в классики. Но и кумиры своего времени еще не классики. Вопрос о том, кто станет классиком могут решать только потомки.
Бытование лит.п. в большом историческом времени сопряжено с их обогащением. Их смысловой состав способен расти. При этом прославленные творения прошлого в каждый отдельный исторический момент воспринимаются по-разному, нередко вызываю разногласия и споры.
Для бытования классики неблагоприятны авангардистское небрежение культурным наследием и модернизация исторических творений. И омертвляющая канонизация, оказенивание авторитетных произведений.
Классика призвана к тому, чтобы находясь вне современности читателей, помогать им понять самих себя в широкой перспективе культурной жизни – как живущих в большом историческом времени.
Памятники писателям, и д.р. гос поддержка – позитивное влияние.
Репутация писателя-классики возникает стихийно, формируется интересами и мнениями читающей публики на протяжении большого времени.
Есть всемирно известные и признанные авторы. А есть национальные.
Массовая литература: литературный низ. Это совокупность популярных произведений, которые рассчитаны на читателя, не приобщенного к худ.культуре, невзыскательного, не обладающего развитым вкусов, не желающего либо не способного самостоятельно мыслить и по достоинству оценивать произведения, ищущего в печатной продукции главным образом развлечения.
Паралитература обслуживает читателя, чьи понятия о жизненных ценностях, о добре и зле исчерпываются примитивными стереотипами, тяготеют к общепризнанным стандартам. Именно в этом отношении она является массовой. В соответствии с этим герои книг лишены как правило характера, психологической индивидуальности, особых примет. Отсутствие характеров паралитература компенсирует динамичным сюжетом, обилием невероятных, фантастических происшествий.
Тем не менее паралитература стремиться убедить читателя в реальности изображаемого. Массовая литература с ее тягой к безавторству вызывает к себе негативное отношение большинства представителей худ. образованных слоев.
Есть и те. Кто возвышают массовую литературу – они утверждают что е основу составляют устойчивые модели сознания, присущие всем людям.
Беллетристика: изящная словесность. Звено массовой литературы, повествовательная проза.
Это литература второго ряда, но в тоже время имеющая неоспоримые достоинства и принципиально отличающаяся от литературного низа. Середина.
Она не однородна. В ее составе не обладающие масштабностью произведения, но обсуждающие проблемы своей страны или эпохи, отвечающие духовным и интеллектуальным запросам современников, а иногда и потомков.
В одних случаях она содержит в себе начала оригинальности и новизны, в других – оказывается подражательной и эпигонской.
В ряде случаев беллетристика возводится на какое-то время в ранг классики. Есть так же и развлекательная ветвь б. В ней неизменно присутствует авторская индивидуальность. Научная фантастика.
Б. как середина тесно соприкасается как с верхом, так и с низом. В наибольшей мере это относиться к таким жанрам как авантюрный роман, роман исторический, детектив и научная фантастика.
Академические школы отечественного литературоведения и современные зарубежные научные направления.
Отечественное лит.вед. было сформулировано с 1830 года.
Мифологическая школа – (Братья Гримм, Рыбников, Афанасьев) – писатели народных сказок и мифов.
Она впервые попыталась определить научные критерии происхождения в народной лит. Древних мифов.
Традции м. школы были востребованы и сейчас. Ученые пытались определить в худ.текстах отголоски хдревнего миф. Мышления человека. Архитипы (Карл Юнг).
Культурно историческая школа – научный принцип историзма т.е. связали развитие лит с развитием самой истории. (Тихонов, Пыпин)
1. Древнейшая лит.
2. Средние века
3. Новейшая с XVIIIв
Введение принципа историзма заложено в сновы методологии, в то время этот принцип был жетским. Худ.п. ценились по тому, насколько в них иссделователи могли увидеть признаки конкретной исторической эпохи, когда они были созданы. Эстетизм не учитывался.
Сравнительно-историческая школа (Братья Веселовские) – рассматривали отечественную литературу в контесте зарубежной XIX Понятие: Всемирная литература.
Психологическая школа: Овсянников- куликовский. А. Потребня.
Лит.тв. стало соотноситься с особенностями реализации в лит.т. присологии автора. Типология писателей созданная Овс.Кул.
Писатели эксперементаторы (Достоевский Салтыков-Щедрин)и писатели наблюдатели (Тургеньев, Пушкин).
Начало XX возник интерес к теории бессознательного худ.тв. (Фрейд, К. Юнг).
Начало XX. Формальная школа: Ю. Пинянов. В. Шкловский, Р. Якобсон, В. Жиновский.
Структурализм: как научное направление зарождалось в 20-х годах XX. Оно представлено школами деконструктивистов (Ж. Де Ррида) рецептивной эстетикой и нарротологией (повествование).
Жак Деррида – разрушитель устоявшихся традиций в лит.вед. (шк. Не классич. Направ.) Главная задача – проникнуть в скрытые смыслы слова и разрушить, переосмыслить их устоявшееся значение. В конечном итоге разрушить значение текста в целом. Увидеть бессознательное ТВ. Автора.
Отсюда особое внимание к фоновым деталям, курсиву, ошибкам, абзацам и т.д. Деконструкция названия.