Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий

· Творческое чтение художественных текстов.

· Различные виды пересказа.

· Заучивание наизусть стихотворных текстов и фрагментов прозаических текстов.

· Выразительное чтение.

· Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

· Устные и письменные интерпретации художественного произведения.

· Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

· Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

· Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и с историей.

· Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

· Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

В школе с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанными, специфическими видами деятельности являются:

· Историко-сопоставительный анализ произведений русской и родной литератур, выявление типологически общих черт и национального своеобразия в произведениях писателей русской и родной литературы.

· Выявление и анализ связей русских писателей с писателями-представителями родной литературы.

· Сравнение оригинального русского художественного текста с его профессиональным переводом на родной язык и обоснование соответствия перевода оригиналу.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы на профильном уровне ученик должен

Знать

· содержание художественных произведений, обязательных для изучения;

· наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов (по выбору);

· основные факты жизни и творчества писателей-классиков, творческую историю изучаемых произведений;

· закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; основные черты литературных направлений и течений;

· основные теоретико-литературные понятия;

Уметь

· воспроизводить содержание литературного произведения, определять его тематику и проблематику;

· соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

· раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания и с современностью; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

· соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

· анализировать художественное произведение, его проблематику, нравственный пафос, систему образов, особенности композиции, изобразительно-выразительных средства языка, используя сведения по истории и теории литературы; анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

· выявлять авторскую позицию, давать самостоятельную интерпретацию изученного произведения; характеризовать особенности стиля писателя;

· определять род и жанр произведения;

· сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

· выразительно читать изученные произведения (или фрагменты);

· аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; отстаивать свою позицию, участвуя в диалоге или дискуссии;

· составлять планы и тезисы статей на литературные темы, писать рецензии на прочитанные произведения,

· писать сочинения на литературные темы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

· применять знания по литературе при самостоятельном знакомстве с явлениями художественной культуры и оценке их эстетической значимости;

· использовать различные информационные источники при самостоятельном выборе книг для чтения и анализе художественной литературы;

· создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

В школе с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным, ученики должны уметь:

· сопоставлять произведения русской и родной литератур, выявляя их типологическую общность и национальное своеобразие, обусловленное образно-эстетической системой родной литературы и структурными особенностями родного языка.

· сравнивать русский оригинал с его профессиональным переводом на родной язык, отмечая соответствие перевода тексту оригинала, выявляя его художественное своеобразие.

· определять в русскоязычном произведении родного писателя национальную специфику на уровне темы, жанра, художест-венной образности.

[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

[2] Предлагаемый список произведений является примерным и может варьироваться в разных субъектах Российской Федерации.

[3] В историко-литературных сведениях жирным курсивом выделены позиции, имеющие отношение только к школе с родным (нерусским) языком обучения.

Наши рекомендации