Зарубежная сказка эпохи романтизма

Что касается детской литературы,то в ней романтизм остаётся ведущим направлением, поскольку детскоесознание типологически сходно с сознанием романтическим. Даже в сугубо реалистических произведениях о детях или для детей непременно обнаруживаются элементы романтизма. Потому, что романтическое миросозерцание – естественно для юного существа, потому что в книге это юноесущество ищет отзвука своих стремлений и чувствований. Следовательно,ему необходима книга, несущая в себе стремления к высшему, совершенному, прекрасному и доброму. И такая книга для ребёнка – самый лучший«витамин роста».

Сказки Э.Т.А. Гофмана

Эрнст Теодор Амадей Гофман(1776 – 1822), один из самых ярких талантов Германии начала XIX столетия, был человеком с детства оченьодиноким. Родился он в Кёнигсберге 24 января 1776года. Мальчику едваисполнилось два года, когда брак его родителей был расторгнут и мать, забрав ребёнка, переезжает в дом своего брата. Гораздо позднее он попадает в Варшаву, крупнейший культурный центр Пруссии. Здесь Гофман,не прекращая опостылевшей службы, окунается в мир искусства: руководит филармоническим обществом, дирижирует концертами, читает доклады на музыкальные темы... Когда в Варшаву вошли войска Наполеона ивсе прусские правительственные учреждения были распущены, Гофманочутился без средств, но зато и без необходимости ходить на службу. Воттут-то он и предаётся всецело поэзии. Он выпускает сборник под названием «Фантазии в манере Калло» (1814). Сборник назван в честь французского художника Жака Калло (1592 - 1635):

Как у Калло, фантазии Гофмана и странны, и страшны, исмешны. Среди этого причудливого собрания помещена и сказка «Щелкунчик и Мышиный король». Именно с этой прекрасной сказки начинаетсянастоящая детская литература.

Гофман сразу же находит удобную для детского чтения форму: весьтекст разбит на компактные главки, которые ребёнок может за один разпрослушать перед сном или самостоятельно прочесть, не уставая. Но откладывать книжку не хочется, потому что каждая главка, завершая какую-то небольшую тему, останавливается в преддверье какой-то новой тайны.

История Щелкунчика начинается с точного указания времени и места действия. Деловое, казалось бы, указание на время действия на самом деле сразу же включает читателя в сказочную ситуацию. Двадцать четвёртое декабря – сочельник Рождества Христова. В ночь под Рождество всегдасвершаются чудеса.

Герои сказки – восьмилетняя девочка Мари и её братФриц – уже достаточно большие, чтобы прекрасно знать о чуде переживаемой ночи.

Образы девочки и уродца Щелкунчика, безусловно, возникают какотзвук фольклорного мотива Красавицы и Чудовища. Однако во всех народных сказках Красавица, отправляясь к Чудовищу, приносит себя вжертву. Только много позже она начинает жалеть доброе чудовище. С Мари же всё иначе: он «полюбился ей с первого взгляда» и кажется ей «миловидным», «хорошеньким», «красивым». Значит это одно: Мари обладаеттем удивительным зрением, которое позволяет ей проникать взглядом всамую глубь явления и постигать его сущность. Пока, разумеется, на инстинктивном уровне. В первый момент встречи она, конечно же, не понимает, что Щелкунчик –заколдованный принц. Но она видит перед собойпрекрасное существо с ласковыми глазами, а не жалкого уродца, которыйи не человек вовсе, а так, щипцы для щёлканья орехов. Взгляд Мари – взгляд ребёнка и прирождённого романтика. Но это ещё не значит, что каждый ребёнок –романтик. Фриц тут же демонстрирует свою «антиромантичность»: он ломает зубы Щелкунчику да ещё и смеётся над его страданиями. Так вновь подтверждается истина: романтический герой –личностьи впрямь исключительная, не только среди взрослых, но даже и среди детей.

Именно на обыкновенных людей с их поверхностным зрением ирассчитано было колдовство королевы Мышильды. Во всех народныхсказках злые силы стремились отвратить сердца людей от прекрасныхпринцев и принцесс. Для этого они обращают их красоту в безобразие. НоМышильда превращает юного Дроссельмейера не просто в уродца, а в инструмент, в механизм, таким образом, вышвыривая его вообще за пределыжизни.

Чуть позже, когда Мари, как и положено сказочной героине, радисвоего избранника пройдёт через множество жестоких испытаний, Крёстный скажет ей: «Ах, милая Мари, тебе дано больше, чем мне и всем нам.

Ты ... – прирождённая принцесса: ты правишь прекрасным, светлым царством». «Прирождённая принцесса» – такой термин изобретает Гофман. Означает он – истинная романтическая героиня. Но жребий истинного романтического героя тяжел: он обречён на одиночество.

Как только в жизнь Мари вошёл Щелкунчик, у неё появилось сокровище, которое она тщательно охраняет от чужих взоров. Она строит свойвнутренний мир, строит в тишине и в тайне, и сознательно совершает выбор – одиночество. Мари, «сама не зная почему, не решилась признаться»маме в том, что «лежало у неё на сердце». Однако, сделав выбор, она непредставляет себе, как он опасен.

Оставшись наедине со Щелкунчиком, она шагнула из уютной детской в царство добрых и злых чар. Переход из одного мира в другой совершается в определённый сакральный час: часы бьют полночь. И тут раскрывается пол, и появляется семиглавый мышиный король со своим войском. В ночь перед Рождеством, когда все границы разомкнуты, не толькоангелы слетают с небес, но и хтонические –подземельные –существа выползают из тёмных своих нор. Для Мари начинается время испытаний.

Когда утром мама находит девочку на полу в луже крови и без сознания, это страшно. Обморок –подобие смерти. Мари пребывала в нём несколько часов. Это не что иное, как ситуация «едва-не-смерть», которуюпроходят все герои народных сказок: они умирают, чтобы возродиться вновом качестве.

Один лишь крёстный Дроссельмейер понимает Мари и помогает ейпонять самоё себя. Для этого он рассказывает ей сказку о принцессе Перлипат. Вот кто претендует на роль прирождённой принцессы! Но Перлипат, королевская дочь, оказывается истинной виновницей уродства Щелкунчика. Раздумывая над её историей, Мари понимает свою миссию: онадолжна снять чары с заколдованного принца. Никто не говорит ей о том,как это можно сделать. Никто, кроме её сердца.

Сказка заканчивается свадьбой! Когда Мари приводят в чувства,мама пеняет ей: «Ну, можно ли падать со стула? Такая большая девочка!»А девочка и впрямь большая. И не случайно со стула падала и опять сознание теряла. Как должно произойти её внезапное взросление –уже не внутреннее, а внешнее? Как Щелкунчик может переродиться в юного и пригожего Дроссельмейера, племянника крёстного? Да, через заклинание, а затем через волшебное действие: о земь девочка грянулась –встала уже невестой.

Наши рекомендации