Художественные особенности лирики для детей. Классическая русская поэзия детям. Русская поэзия для детей в ХХ веке
Детская поэзия ХІХ века
Поэзия А.С.Пушкина в нравственном и эстетическом воспитании.Воспитательное значение поэзии А.С. Пушкина огромно. Его гражданская лирика посвящена сложным политическим вопросам. Стихотворения Пушкина, вошедшие в чтение школьников, воспитывают в юных гражданах высокое чувство патриотизма.
Ни один поэт не создал такой мудрой и светлой пейзажной лирики. Стихотворения «Зимний вечер», «Еще дуют холодные ветры...», пейзажные зарисовки из романа «Евгений Онегин», доступные восприятию детей развивают нравственную и эстетическую восприимчивость маленьких читателей.
Даются яркие, лаконичные бытовые зарисовки. Описание природы тесно связано с крестьянским бытом, оживлено поступками и действиями людей. Поэт изображает природу жизненно правдиво, в многообразных и конкретных ее признаках, свойствах, явлениях.
Сказки. Сказки А.С. Пушкина появились в период наивысшего расцвета его творчества. Они не предназначались для детей, но почти сразу вошли в детское чтение.
Н.А. Некрасов
Главная мысль, пронизывающая все стихотворения Некрасова о детях и детстве, — это мысль о будущем России. Какими вырастут дети, такое будущее и ждет любимую родину. Все личностные качества: и хорошие, и дурные — закладываются в первые годы жизни.
Болью и тоской пронизаны строчки стихов, посвященных детям «города рокового» — Петербурга, жителям петербургских окраин. Среди какофонии звуков городской жизни, будто предвестник будущих катаклизмов и катастроф, звучит «раздирающий плач» маленьких детей, которым, по словам Некрасова, «красного детства не знать». Эта мысль еще более экспрессивно утверждается в стихотворении о жизни маленьких фабричных рабочих «Плач детей» (1860).
Колесо фабричной машины становится символом беспощадного мира, в котором дети лишены счастливого «ликующего детства», кажется, забыты даже Богом («бесполезно...молиться»), В родном доме ждет только «забота и нужда», слезы «бледной» матери и единственное желание: «спать». В данных стихах Некрасов выступает не только как гуманист, но и как предшественник эсхатологических мотивов урбанистической лирики поэтов рубежа XIX—XX вв.
В 1861 г. выходит в свет замечательное стихотворение — «Крестьянские дети». Все оно проникнуто «обаянием поэзии детства». К.И. Чуковский в своей монографии «Мастерство Некрасова» подчеркивает главное чувство автора, которым проникнуто все стихотворение, — это умиление, особенная нежность, которая согревает, передается читателю. Благодаря такому заинтересованному любованию каждый образ маленькой поэмки получился живым, полнокровным, радующим, вызывающим невольную улыбку. В «Крестьянских детях» проявился не только талант Некрасова — художника слова, но и его незаурядные драматургические способности. Воспоминания о собственном деревенском детстве и сценка, давно уже во всех хрестоматиях называемая «Мужичок с ноготок», обрамляются «театральным действом», в первой части которого главные действующие лица — крестьянские ребятишки, а во второй в «актеры» попадает охотничий пес автора — Фингал. Театр — обыкновенный сарай, декорациями служит живая природа, а в последнем «акте» разражается настоящая гроза.
В центральной части стихотворения зарисовки жизни деревенской детворы так живы, так согреты любовным чувством поэта, что, кажется, они зримо проходят перед глазами. Все они полны движения, звуков, запахов
Нельзя сказать, что Некрасов идеализирует жизнь крестьянских детей, он показывает и другую сторону этой воли — неграмотность, незащищенность от болезней, раннюю привычку к труду. И все-таки размышления о будущем крестьянских детей нельзя назвать печальными, полными мрачных предположений (как это было в цикле «О погоде»). Основа деревенской жизни — земледельческий труд. Растить хлеб — занятие трудное, но благородное дающее осознание собственной значимости и подкрепленное делами многих предыдущих поколений. Коллективный труд не только тяжесть, но и радость. Родная земля, русская природа, то, что «русской душе так мучительно мило».
Нет никаких эмоционально-оценочных эпитетов, но за скупыми словами истинная поэзия крестьянского труда. «Вековое наследство» — жить трудом, радоваться и печалиться, любить свою землю, свою Родину. Жизнеутверждающий пафос любви ко всему земному, родному звучит во многих стихотворениях Некрасова. «Я милую землю, я солнце люблю!» — восклицает он в одном из стихотворений. Отсюда такое мастерство пейзажа, точность деталей. Родная природа дает заряд энергии, здоровья, радости, счастья, добра. «Воздух усталые силы бодрит» («Железная дорога»). Красота окружающего мира избавляет от «дум лютых», дает силы для любви и всепрощения. Пример подобного обновления души человека, происходящего под воздействием обновления природы весной, мы видим в чудесной балладе «Зеленый шум» (1862)
Упоение красотой мира, радость жить на свете поэт воплощает и в стихотворениях, написанных специально для детей. Им создано два цикла «Стихотворений, посвященных русским детям»: в 1868 г. были опубликованы — «Дядюшка Яков», «Пчелы», «Генерал Топтыгин», в 1870 — «Дедушка Мазай и зайцы» и «Соловьи», в 1873 — «Накануне Светлого праздника». Все эти стихотворения вошли в книгу «Русским детям», вышедшую в 1881 г., уже после смерти поэта.
С большим вниманием относится Некрасов к форме стихотворений для детей. Его требование к себе: «Чтоб словам было тесно, мыслям просторно» — осуществляется в каждой миниатюре. Интересно, что в этих стихах поэт использует самые разные жанры, встречающиеся в устном творчестве народа и очень любимые детьми. Здесь мы встретим прибаутки, анекдоты, притчи, «случаи», легенды, сказки. Все, конечно, переосмыслено, пропущено «сквозь душу» автора, мастерски отшлифовано.
«Дядюшка Яков» — поэтичный рассказ о сельском офене, приносящем радость в каждую деревню, доставляющем удовольствие своими товарами и детям, и взрослым. Зазывные крики торговца, оживленные диалоги торга-мены написаны в форме народного театра-райка. Некрасов — мастер диалога, точной характеристики-портрета, и речевой характеристики тоже. У дядюшки Якова он дважды подчеркивает главное — «добрую душу», а еще важно, что этот добрый и веселый человек несет деревенским жителям просвещение, в его тележке — новый товар — книжки с картинками, буквари, благодаря им — «умен будешь», чтение — «слаще ореха», пряника. В этом главная мысль и назидательный смысл стихотворения. Стихотворение настолько ритмично, красочно, что строчки его запоминаются и звучат будто сами собой
«У дядюшки Якова ... лошадка каракова», «У дядюшки Якова сбоина макова», «У дядюшки у Якова хватит про всякого». Обращение к Якову деревенских жителей ласковое, уважительное «дядюшка», что подчеркивает основной смысл стихотворения: главное в человеке — добрая душа, умение и желание делать добро людям, бескорыстие. Таковы «уроки» этого произведения.
Вторая миниатюра цикла — «Пчелы» — самим автором называется притчей. Написана она в форме разговора отца с сыном, где старший доверительно знакомит младшего с важными нравственными нормами. Интересна и поучительна история спасения пчел-работниц, попавших в беду во время весеннего паводка. С любовью и лаской рассказывает о них отец, называя маленьких тружениц «милые», «сердечные». Но главная мысль притчи — благодарность прохожему, «христову человеку» за добрый совет, как помочь пчелам. Отец учит сына не только заботиться о своем хозяйстве, радоваться его процветанию («будем с медком»), а помнить добро, знать цену «слову хорошему» и хорошему человеку
Самым, пожалуй, известным и любимым из всех детских стихотворений Некрасова можно назвать «Дедушка Мазай и зайцы» (1870). Привлекает обаятельный характер главного героя, живого, неравнодушного человека. История спасения зайцев тому пример. С каким юмором, нестариковским задором описывает Мазай свое весеннее приключение.
Дедушка не только спас, но и выпустил, подлечив и накормив самых слабых. К своей «команде косой» герой испытывает почти родственные чувства, напутствуя их словами: «Не попадайтесь зимой!»
Мазай возмущается бездумным, варварским отношением к зверью. «Жалко до слез» ему бедных зайцев, уничтожаемых и весенним половодьем, и мужиками, которые беспощадно и бессмысленно «ловят, и топят, и бьют их баграми». Доброта Мазая истинная. У человека, считает он, должна быть совесть. Именно по совести, то есть, с жалостью, состраданием относится он ко всему живому.
В основу стихотворения «Соловьи» (1870) положена опять-таки легендарная история, рассказываемая матерью своим детям. Снова поэт использует прием разговора старшего с младшими. Сыновья крестьянки еще малы, но она заботится о том, чтобы они учились наслаждаться красотой («Пойдем соловушек послушать»), Некрасов всегда утверждал, что у крестьян сильно развито чувство прекрасного, пусть даже они не умеют рассказать о своих переживаниях. Повествование матери о соловьиной роще скупо, но полно любви к родным местам, теплого чувства.
Последнее стихотворение из посвященных русским детям называется «Накануне светлого праздника» (1873). Повествование ведется от лица автора. Жанр можно определить как дорожное впечатление. Некрасов сразу указывает на место события: «Я ехал к Ростову». Состоит стихотворение из трех частей: первая — описание долины с озером и церковью на его берегу, вторая — встреча с рабочим людом, возвращающимся домой в родные деревни на Пасху, последняя — «чудо-картина» — вид нарядной народной толпы, стекающейся из окрестных деревень к церкви на праздник. Что же «чудесного» в этих картинах? Все стихотворение проникнуто горячей любовью к людям труда, которые умеют хорошо поработать, а потом вместе пойти праздновать Христово Воскресенье. Отрадно для поэта единение людей, стремление быть вместе в день большого праздника.
Детская поэзия ХХ века
И.А. Бунин
Еще в начале XX в. И.Бунин писал:
Голубое основанье,
Золотое острие ...
Сердцем помню только детство:
Все другое — не мое.
(«При свече»)
Подобное восприятие детства сохраняется им и в 30-е годы за пределами России. Подобное, но и особенное, потому что было «младенческое одиночество», как вспоминает Бунин в «Жизни Арсеньева», и привыкание детской души «к своей новой обители». Он подчеркивает, что постепенно в детской душе остается больше всего «яркое, солнечное», вспоминает о том, как познавал мир и жизнь в «глухом и все же прекрасном краю». Детство становится для Бунина одной из ключевых опор, придающих прочность существованию, многомерность поэзии.
Мир ребенка в поэзии Бунина, давно и прочно вошедшей в детское чтение, — цельное, родственное всему универсуму явление; детство, отрочество, юность для него — не пройденные и забытые периоды, наивные с точки зрения взрослого, а истоки самого себя, непреходящая ценность памяти детства.
Бунин в обращении к детству, подобно Фету и Блоку, подобно лучшим из детских поэтов дооктябрьского периода, во многом — символ XIX в., его культуры, его нравственности, его поэтики.
Послеоктябрьский период в России отмечен, с одной стороны, определенными попытками продолжить традиции дореволюционной поэзии, с другой — иными тенденциями, которые вытекали из требования «воспитывать — значит революционизировать» (М. Горький).
Пытаясь перестроиться, поэты традиционного направления в начале 20-х годов испытывали непреодолимые трудности, совмещая старую форму с новым содержанием.
Конечно, не этот путь приспособленчества, натягивания старой формы на новое содержание, не путь малохудожественных «производственных», стихов мог быть перспективным в детской поэзии России послереволюционного периода. Для детей начали писать серьезные мастера. Ведущим стал путь, по которому шли В. Маяковский, К. Чуковский, С. Маршак, обэриуты. С приходом в поэзию для детей Маяковского и Маршака на иной художественный уровень поднялась социально-политическая тематика. К. Чуковский, борясь против статичности и вялости в детской поэзии, использовал свои наблюдения над тем, как дети сами создают стихи и как воспринимают поэтическое слово.
Обэриуты сумели понять, что интересам детей отвечали задорные, игровые, юмористические и в то же время нравственно воспитывающие стихи.
Журнал «Детская литература», осмысливая созданное писателями 20-х годов в области детской поэзии, отмечал, что «дети сами выбирали себе поэзию», что они инстинктивно тянулись к комическому фольклорному стиху. Выбор юмористических средств зависит от того, какому детскому возрасту адресована книга, какие явления жизни становятся объектом юмора. Это отчетливо чувствуется по книгам 20-х годов К. Чуковского, В. Маяковского,Маршака, Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова.
А. Введенский работал в жанре баллады, веселых стихов и революционной поэзии. Им создавались и поэтические сказки, политический плакат для детей, и классово заостренная поэма «Октябрь». Он постоянно экспериментировал в области форм поэзии для детей. Следуя поэтическим исканиям В. Хлебникова, подобно другим обериутам, А. Введенский использовал синтаксические инверсии, сложные взаимоотношения звукоряда и звукообраза, магическую многозначность букв.
Значительный вклад в детскую поэзию внес Даниил Хармс (Даниил Иванович Ювачев, 1905—1942). Действие в его стихах часто развертывается замедленно; каждая строка — событие и игра. Очень характерно в этом отношении стихотворение — скороговорка «Иван Топорышкин».
В основе стихов Хармса твердая, сжимающая стихотворение схема повторов и параллелизмов. Схема точная, с ясными поворотами смысла. Правильное, почти математически выверенное чередование ритмических, синтаксических и логических единиц. И в то же время новое смысловое наполнение. У Хармса игра слов не формалистическая, а эстетически оправданная, имеющая задачей и развитие у ребенка различных представлений
Д. Хармс, А. Введенский, Ю. Владимиров своим творчеством утверждали, что веселой может быть детская книжка на любую тему: научно-познавательную, социально-бытовую, историческую, революционную. Их стихи доказывали, что поэтическое произведение, написанное для ребенка, должно организовывать эмоции, давать ритм переживаний, доставлять радость, через игру вызывать любовь к труду и познанию.
Многие поэты в 20-е годы пробовали писать для детей. Среди них С. Есенин («Сказка о пастушонке Пете, его комиссарстве и коровьем царстве»), С.Черный («Детский остров»), С. Городецкий («Бунт кукол»), Н. Тихонов («Сами»), Н. Асеев («Беспризорный», «Конная Буденного», «Первомайские сигналы»), М. Светлов («Горнист», «Пионеру»), А. Жаров («Взвейтесь кострами, синие ночи»), Вс. Рождественский («Дети разных стран»). По сравнению с дореволюционной поэзией для детей, в 20-е годы значительно расширен круг осваивавшихся тем. Они вышли за пределы «детской комнаты», освоили жизнь с ее революционной тревожностью, неустроенностью и героикой. Темы революции, гражданской войны, беспризорничества, первых пионерских отрядов оказались в центре внимания детской поэзии 20-х годов.
В конце 20-х и особенно в 30-е годы в детской поэзии России ведущее место приобретают темы социалистического строительства покорения природы, образ современного героя и формирование новой морали. К концу десятилетия, когда многие ощущали предвоенную напряженность, когда «порохом пахнуть стали передовые статьи и стихи» (К. Симонов), детская поэзия в России стала активно осваивать интернациональную тематику.
В детской поэзии 30-х годов появились произведения таких поэтов, как С. Кирсанов («Поэма о Роботе»), А. Твардовского («Ленин и печник»), Б. Корнилов («Как от меда у медведя зубы начали болеть»), Э. Багрицкий («Смерть пионерки»), 3. Александрова («Гибель Чапаева»), О. Берггольц («Пионерская лагерная», «Песня дочери»), С. Михалков («Дядя Степа»), А. Барто («Над морем звезды»)
Поэзия 20—30-х годов стала неотъемлемой и органичной частью художественной литературы России, что особенно отчетливо проявилось в творчестве К. Чуковского, В. Маяковского, С. Маршака. При сопоставлении их творчества и поэзии С. Есенина для детей особенно заметны черты освоения классической русской традиции и новые тенденции, появившиеся в 20—30-е годы.
А.А. Блок
Писать стихи Блок начал очень рано, лет пяти. Самые первые его литературные опыты связаны как раз с тем, о чем позже он будет писать для детей: с природой, с животным миром. Сохранились стихи под названием «Зая», «Кот», «Объедала», «Конёц весны», по которым можно судить, как шло развитие Блока в детстве.
Позже, когда Блок, уже известный поэт, будет писать отзывы на произведения, адресованные детям его современниками, К. Бальмонтом, Н. Румель и другими, он обратится к своей памяти детства, вспомнит о том, что было близко и дорого ему самому.
В отзыве на сказку Н. Румель «Приключение зайчика» он скажет о роли антропоморфизма, о том, что можно дать зайцу человеческий облик, но не стоит этому очеловеченному зайцу приписывать сложных человеческих представлений.
В рецензии на стихи К. Бальмонта для детей он отметит его умение ввести в мир природы, способность перевоплотиться в ребенка и зорким взглядом увидеть каждую былинку, всякую лесную и полевую живность.
Самым главным качеством детского писателя Блок будет считать близость к устному народному творчеству. За это свойство готов он простить многие недостатки книги Г. Гофмана про Степку- Растрепку. Блоку видится сходство этого персонажа с Петрушкой, основной фигурой кукольного театра.
В тот период, когда многие выступали против издания народных сказок для детей, когда народную сказку обвиняли в жестокости сюжетов и грубости образов, Блок поднимает свой голос в защиту устного народного творчества. В «Записных книжках» (1915) он подчеркивает, что элементы жестокости в народных сказках не являются выражением прихоти сказителя, а имеют глубинные причины, в которых необходимо разобраться не походя, а серьезно.
Печататься для детей Блок начал в журнале «Тропинка», который издавался с 1906 по 1912 год П. Соловьевой (Allegro) и Монасеиной.
Для других специальных сборников — «Круглый год» и «Сказки» — поэт сделал строгий отбор произведений. Обратимся снова к ним и посмотрим на содержание.
Сборник «Сказки» включает в себя следующие стихотворения: «Гамаюн, птица вещая» «Черная дева», «Сын и мать», «Сказка о пастухе и старушке», «Старушка и чертенята», «У моря», «В голубой далекой спаленке», «Сусальный ангел», «Три светлых царя», «Колыбельная песня», «Сны».
Для сборника «Круглый год» характерен подбор стихотворений по временам года: весна («Вербочки», «Ворона», «На лугу»), лето («Я стремлюсь к роскошной воле», «Дышит утро в окошко», «Полный месяц встал над лугом», «Блудящий огонь»), осень («Зайчик», «Учитель», «Осенняя радость»), зима («Снег да снег», «Ветхая избушка», «Рождество»),
Сравнивая эти сборники, легко можно убедиться, что первый включает произведения более сложные для детского восприятия и написанные Блоком не специально для детей, и отобранные для детского чтения. Это обстоятельство неоднократно отмечалось критиками. Однако не стоит забывать, что «Сказки» адресованы среднему возрасту, а «Круглый год» — младшему. Оба эти грифа можно видеть в блоковских сборниках, изданных у И. Д. Сытина.
Произведения, вошедшие в эти сборники, были написаны с 1898 по 1912 г. Но распределение произведений внутри этих 14 лет происходит неравномерно. Из ранних, отроческих, Блок отобрал только несколько стихотворений, в частности «Я стремлюсь к роскошной воле» (1898), «Полный месяц встал над лугом» (1899), «Гамаюн, птица вещая» (1899), «Черная дева» (1899).
Стихотворением «Гамаюн, птица вещая» открывается сборник «Сказки». Это своего рода программное произведение, ключ к сборнику. Написанное девятнадцатилетним Блоком, оно было навеяно, как вспоминал поэт, картиной известного художника В.М. Васнецова, помещенной в Третьяковской галерее в Москве. По древним поверьям, Гамаюн — сказочная птица с прекрасным человеческим лицом, предсказывающая будущее.
Можно спорить о том, насколько доступна детям среднего возраста глубина и сложность, многослойность философско-эстетического видения поэта, но бесспорно, что это стихотворение заслуживает того, чтобы оставаться в кругу чтения современных школьников. А это можно сказать не о каждом стихотворении «Сказок», хотя Блоком была сделана авторская правка этого сборника с целью устранить места, трудные для детского восприятия. «Гамаюн, птица вещая» да «Колыбельная песня», пожалуй, два стихотворения, которые могут быть близки не только среднему, но и младшему возрасту благодаря поэтически олицетворяющему восприятию природы, родственному устному народному творчеству.
Сборники «Сказки» и «Круглый год» — каждый по-своему воплотил тенденции, характерные для поэзии Блока, адресованной детям, с одной стороны, стремление развить в детях способность мечтать, творчески фантазировать, с другой — стремление воспитать в детях любовь к природе.
Большинство стихотворений этих сборников написано в период творческой зрелости Блока. Особенно это относится к «Круглому году»: так, в 1906 г. были созданы стихотворения «Снег да снег», «Зайчик», «Учитель», «Ветхая избушка», «Рождество», впервые были опубликованы в этом сборнике «Ворона» и «На лугу».
С.А. Есенин
Основным мотивом раннего Есенина стала поэзия русской природы, отразившая его любовь к Родине. Именно в этот период написаны многие стихотворения, которые до сих пор известны детям и любимы ими. Примечательно, что первым напечатанным стихотворением Есенина была «Береза», появившаяся в детском журавле «Мирок» в 1914 г. С тех пор внимание поэта к стихотворениям для детей было постоянным. Детские стихи он печатал в журналах «Мирок», «Проталинка», «Доброе утро», «Задушевное слово», «Парус».
В 1914—1915 гг. Есенин подготовил для детей сборник стихотворений, который он назвал «Зарянка». Ему не удалось издать этот сборник, но сам выбор стихотворений характеризует требовательное отношение Есенина к этой области своего творчества. Поэтический талант его одушевляет все, что он видел и чувствовал в детстве. Он рассказывает маленьким читателям о том, как «Поет зима — аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка», о зимней березе, у которой «на пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой», о душистой черемухе, которая «с весною расцвела и ветки золотистые, что кудри, завила».
Детям особенно близки стихи об играх и забавах их сверстников — крестьянских ребятишек.
В чтение современных детей вошли такие ранние стихотворения Есенина, как «Поет зима», «Пороша», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Черемуха». Первое из них («Поет зима — аукает...») было напечатано в 1914 г. в журнале «Мирок» подзаголовком «Воробышки».
В произведениях Есенина, написанных специально для детей, отразились не только достижения, но и трудности творческого поиска. Так, «Сказка о пастушонке Пете, его комиссарстве и коровьем царстве», в целом написанная интересно, несет некоторые черты моралистической поэзии. Особенно отразилось это в заключительной части, когда завершился круг сказочных превращений Пети во сне.
К.И. Чуковский
Широко известны так называемые «Заповеди для детских поэтов», написанные Чуковским как обобщение и собственного опыта работы для малышей, и работы других детских писателей:
Стихи для малышей должны быть графичны: в каждой строфе, а то и в каждом двустишии должен быть материал для художника.
Нужна наибыстрейшая смена образов.
Словесная живопись должна быть лиричной.
Нужна подвижность и переменчивость ритма.
Нужна повышенная музыкальность поэтической речи.
Рифмы в стихах должны быть как можно ближе друг к другу.
Рифмы детских стихов должны быть главными носителями смысла всей фразы.
Каждая строка должна жить своей собственной жизнью.
Не загромождать детских стихов прилагательными.
Преобладающим ритмом этих стихов должен быть хорей.
Детские стихи должны быть игровыми.
Поэзия для малышей должна быть и для взрослых поэзией.
«Заповеди» — не догма, не свод правил, они воплощают диалектический подход к детской поэзии.
В свете этих заповедей следует рассматривать и поэтическое творчество Чуковского для детей. Тогда станет понятен необычайный успех всего, что создано им, начиная с первой стихотворной сказки «Крокодил». Показательна с этой точки зрения характерная для творческой манеры Чуковского сказка «Айболит». Она создана по мотивам произведения английского писателя Хью Лофтинга «Доктор Дулитл». (Имеется и прозаический вариант переделки этой сказки К. Чуковским.)
Композиционно эта стихотворная сказка состоит, как обычно бывает у Чуковского, из небольших главок, каждая из которых имеет определенные функции. Так, первая выполняет функции зачина, как известно, необходимого элемента сказок народных. Создавая свой «детский комический эпос», Чуковский опирается на устнопоэтическое творчество народа, но не следует ему буквально, а трансформирует те или иные детали и приемы. Так, в «Айболите» первая главка создает сказочную атмосферу и описанием места действия, и необычностью доктора Айболита. В то же время каждое двустишие ее дает, как минимум, материал для одного рисунка. Рифмовка стиха смежная (Айболит — сидит; лечиться — волчица, медведица; Айболит — исцелит).
Вторая главка — описывает предзавязочные события, центральное из которых — исцеление безногого зайчонка. Главка композиционно самостоятельна, но необходима в цепи глав всей сказки, так как конкретизирует информацию, заявленную в зачине («Всех излечит, исцелит, добрый доктор Айболит»), Без этой главки не было бы у маленького читателя полной уверенности во всемогущей целительной способности Айболита, и сопереживание трудностям его путешествия в Африку не достигало бы такого напряжения.
Третья глава — завязка нового, основного события. Ритм ее меняется по сравнению с первыми двумя главками, он тороплив, порывист. Строка почти вдвое короче, чем в них. Это скоропись беды, настигшей малышей далекой Африки, с непривычно и поэтому почти неправдоподобно звучащими названиями: Занзибар, Калахари, Сахара, Лимпопо. Три следующие главы (четвертая, пятая, шестая) описывают путешествие Айболита. Если вспомнить народные сказки и сравнить путешествия их героев, то общность не может остаться незамеченной. Герой, в данном случае Айболит, отправляется на поиски далекой страны. Он искатель, как классифицируют фольклористы этот тип героя. Его цель — спасение попавших в беду, и сам он не минует ее. Трижды (излюбленное в народных сказках число) испытывает его эта беда. Антагонистом, с которым приходится вступать в единоборство, в сказке Чуковского оказывается не Кощей, не Змей-Горыныч, а стихия и препятствия: ветер, снег, град, море, горы. Но недобрым силам стихии и препятствиям противодействуют добрые помощники: волки, кит, орлы. Опять-таки близкое народной сказке решение проблемы испытания героя. Обратим внимание на роль рифмованных слов в этих главах (град — назад, не дойду — пропаду, елки — волки, утону — ко дну, кит — Айболит, круче — тучи, скалы — орлы, верхом — довезем), по ним можно воссоздать смысл ситуации, они действительно опора и носители главного смысла фраз Седьмая глава — кульминационная. Действие ее переносится в Африку, нагнетаются детали картин болезни животных, создавая рост напряженности в ожидании приезда Айболита. И опять меняется ритм, как и в третьей главе, становясь прерывистым, нетерпеливым, снова та же интонация, по которой узнается беда.
Восьмая глава — благополучная развязка. В описании труда Айболита преобладают глагольные формы, энергичность, действенность. Девятая, последняя глава, посвящена послеразвязоч- ным событиям: ликованию зверей, излеченных Айболитом и прославлению его и всех добрых докторов, своеобразная концовка сказки.
Бодрые ритмы, игровой и плясовой характер ее подтверждают верность Чуковского своим заповедям. «Айболит» имеет особое значение в поэтическом творчестве К. Чуковского, начинается новый этап его мастерства, о чем писатель вспоминает так: «Вообще, начиная с Айболита» и еще раньше — с «Федорина горя» — для меня началась полоса кропотливого труженичества. То время, когда каждая стихотворная сказка давалась мне как подарок судьбы, как счастливая находка, миновало. И все же я не кинул своей профессии сказочника. Ибо мало-помалу я научился считать ее очень актуальной и нужной. По-моему, цель сказочников заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребенке человечность — эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостям другого, проживать чужую судьбу как свою.
Эту непростую задачу нравственно-эстетического воспитания человека К. Чуковский выполнял не один. В 20-е годы в детскую поэзию пришли В. Маяковский, С. Маршак, А. Барто, принеся много интересного, но и впадая в обусловленные эпохой крайности (излишняя политизация, лозунговость, воспевание «нового человека» и т.д.).
В.В. Маяковский
Когда В.В. Маяковский организовал свою литературную выставку «Двадцать лет работы», значительное место в ней, наряду с произведениями для взрослых, заняли книги, адресованные детям. Тем самым поэт подчеркнул равноправное положение той части поэтической работы, которая была осуществлена, как он выражался, «длядетков». Первый, задуманный в 1918 г., но не состоявшийся сборник, так и был бы назван — «Для детков». Подготовленные для него материалы убеждают в том, что и для детей Маяковский стремился создавать новаторское искусство, что ему чужда была мысль о камерных «детских» темах.
Первым произведением Маяковского для детей была «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий», написанная в 1925 г. Этой литературной сказкой Маяковский раскрывает перед маленьким читателем сложный для него мир классовых отношений. Объектом сатирического обличения становятся здесь эгоизм, бесчеловечность, мещанство и обывательщина. Детская литературная сказка под пером Маяковского приобретает политические черты.
В 1925 г. поэт пишет и другое произведение — «Гуляем», которое тематически и по проблематике примыкает к «Сказке о Пете и Симе». Написанное в жанре прогулки, который был хорошо известен в дореволюционной детской литературе, стихотворение
«Гуляем» обновляет этот жанр, наполняя его социально-политическим содержанием. Глазами ребенка увидены и красноармеец, дело которого «защищать и маленьких, и больших», и здание Моссовета, в котором взрослые заботятся, «чтоб счастливо жили дети», и рабочий, которым сделано «все на свете», и крестьянин, чьими руками посеяна рожь для «краюхи хлеба». Все это добрый мир реальной, не сказочной жизни. Также, как в «Сказке о Петей Симе», этот мир противопоставлен тому, который поэт считает «темным». Политическая направленность сегодня не является актуальной, но некоторые особенности стихотворения, обусловленные ориентацией на детское восприятие по-прежнему интересны.
Как и устно-поэтическое народное творчество, поэзия Владимира Владимировича Маяковского не боится открытой, целенаправленной морали и четкого разграничения добра и зла, положительного и отрицательного не только в широком социально-политическом, но и в конкретном, бытовом плане. Эту поэтическую и педагогическую задачу выполняет стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо?» (1925).
Стихотворение относится к жанру дидактического рассказа в стихах. Этот жанр был широко распространен в дореволюционной детской литературе. Он обычно был представлен слабыми, вялыми стихотворениями, наполненными поучениями. Маяковский находит новые приемы для создания беседы-поучения. Во-первых, инициатива беседы идет не от взрослого, а от ребенка.
Во-вторых, старший по возрасту, отец, изображен заинтересованным и увлекающимся человеком. Он не только дает дидактическую оценку того или иного факта, но и эмоционально реагирует на каждую ситуацию.
Стихотворение «Что ни страница — то слон, то львица» было напечатано в 1926 г. Оно написано в жанре, издавна пользующемся успехом у читателя-ребенка, особенно ребенка дошкольного возраста. Это жанр стихотворной подписи, или, как его часто называют, подписи к картинке. Книжки-картинки со стихотворными подписями очень распространены в дошкольной литературе. Но это не значит, что они всегда удачны и что создавать их легко.
В стихотворениях «Эта книжечка моя про моря и про маяк», «Конь-огонь», «Кем быть?» процесс труда, творческое отношение к своему делу, проблемы выбора профессии становятся центральными.
С.Я. Маршак
«Любите Маршака, учитесь у него!» — эти слова, как вспоминает Л. Пантелеев, были сказаны ему А.М. Горьким еще в 20-е годы. И всамом деле, С.Я. Маршакбыл мудрым другом и наставником многих поэтов, работающих в детской литературе. Его талант был многогранен, а поэтическая энергия — неиссякаема на протяжении более чем полувека творческой деятельности.
Первые годы после революции Маршак живет в Краснодаре, там же начинается его работа для детей пьесой «Летающий сундук», написанной совместно с Е. Васильевой. По этой пьесе в 1920 г. был поставлен спектакль открывшегося в Краснодаре Театра для детей. В 1921 г. Маршак возглавляет новое, необычное учреждение для детей — «Детский городок», созданное группой энтузиастов — педагогов, артистов, художников. В 1922 г. там же, в Краснодаре, была напечатана его первая детская книга — сборник пьес-сказок, написанных по мотивам устного народного творчества. В этом же году Маршак переезжает в Ленинград и работает там до конца 30-х годов, объединив вокруг себя поэтов, прозаиков, художников, так же, как и он, посвятивших свою жизнь детской литературе. Особенно много сделал Маршак как редактор журнала «Новый Робинзон».
Сразу же необходимо подчеркнуть, что в детскую литературу Маршак пришел зрелым мастером, много лет работавшим как поэт, переводчик, журналист. У него было свое, давно сложившееся отношение к тому, что до революции писалось для детей. Позже, почти в конце жизни, Маршак будет вспоминать, что к литературе дореволюционных лет, специально предназначенной для маленьких, к пестрым детским книжкам, к слащавым и назидательным изданиям он относился насмешливо и с презрением. Да и в собственные детские годы ему казались скучными и вялыми хрестоматийные стихи, даже такие, как «Золото, золото падает с неба!» (А. Майков), «Травка зеленеет, солнышко блестит» (А. Плещеев).
По душе ему и его друзьям в детстве были не тягучие строчки хрестоматийных-стихов, а звонкие, дразнящие ритмы детских фольклорных песен, игровых считалок и перевертышей. Наверное, эта память детства и помогла Маршаку в поисках новых путей советской детской поэзии, одним из основоположников которой он стал наряду с В.В. Маяковским и К.И. Чуковским. О поисках этих путей поэт писал в 1927 г. А.М. Горькому, делясь с ним своими заботами и радостями. Маршак говорил о том, что в книгах для маленьких он и его единомышленники-поэты стараются избежать «сюсюкания», подлаживания к детям, стремятся к четкости, простоте, афористичности.
В основу многих стихотворений, созданных в 20-е годы Маршаком, положены принципы таких жанров устного народного творчества, как прибаутки, дразнилки, считалки, потешки, скоро говорки. «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Багаж» и «Веселые чижи» (в соавторстве с Д. Хармсом), «Мороженое», «Цирк», «Вчера и сегодня», «Пожар», «Дом, который построил Джек», «Петрушка-иностранец» — это только немногое из написанного в 20-е годы, но и названные произведения дают возможность судить об особенностях мастерства писателя и разнообразии жанров его творчества.
Одна из первых книг для самых ма<