Терминологический минимум (по Н. Гребенниковой)
Ассоциативность - прием композиционного связывания элементов художественного текста на основе их сходства, смежности или контраста. Предполагает неожиданное соотнесение разнородных явлений, выявление неочевидных семантических связей.
Авторская маска - структурирующий принцип повествовательной манеры постмодернизма, главный повествовательный центр постмодернистского дискурса, средство поддержания коммуникации, способ создания эффекта преднамеренного хаоса, фрагментарного дискурса.
Архетип - символическая формула, первообраз, праформа. Основной элемент коллективного бессознательного (К.Юнг), несущий в себе глубинный человеческий опыт, который реализуется и постигается в художественном творчестве посредством «архетипических образов», архетипов, имеющих общечеловеческое, трансисторическое, вневременное содержание. Архетип, видоизменяясь, проявляет себя на новых исторических этапах, являясь бессознательным средством передачи ценного и важного человеческого опыта из поколения в поколение. Идеальным проявлением коллективного бессознательного являются мифы, образы которых превратились в архетипы и стали основой для художественного творчества.
Аллюзия - прием преднамеренного использования в тексте определенных слов, словосочетаний, поэтических фраз, косвенно соотносящихся с известными фактами культуры, особый способ передачи дополнительной информации.
Герменевтика - теория интерпретации текста, наука о понимании смысла. Универсальный метод в области гуманитарных наук. Как метод истолкования исторических фактов на основе филологических данных, герменевтика считалась универсальным принципом интерпретации литературных памятников. Функция интерпретации состоит в том, чтобы постичь произведение искусства согласно его абсолютной художественной ценности. Инструментом интерпретации считается сознание воспринимающей произведение личности, то есть произведение рассматривается как производная от его восприятия. Цель интерпретации всегда определяется системой ценностей интерпретатора, его этическим выбором. Для герменевтики важен не только феномен понимания, но и проблема правильного изложения понятого.
Дискурс - (речь, слово) - семиотический процесс, специфический способ, или специфические правила организации речевой деятельности (письменной или устной). Это культурно речевой контекст, или экологическая среда сознания (индивидуального, общественного), фиксирующая конкретно-историческое пространство «языка» данной культуры, данной социокультурной системы речевого общения. Дискурс, таким образом, оказывается речевой связкой между различными областями культурного творчества, между литературой и другими формами общественного сознания.
Деперсонализация - утрата цельности, растворение характера, общее определение тех явлений кризиса личностного начала, которые в структурализме и постструктурализме получили названия «смерть субъекта», «кризис индивидуальности».
Деконструкция- демонтаж старой структуры, смысл которого заключен в выявлении внутренней противоречивости , обнаружении скрытых «остаточных смыслов» прежних дискурсов, закрепленных в языке в виде мыслительных стереотипов и клише.
Деконструктивизм - (синоним постструктурализма) - одно из направлений современной литературной критики, принцип анализа текста, который заключается в «блокировании» процесса понимания. На первый план в деконструктивизме выходит не столько специфика понимания читаемых текстов, сколько природа человеческого непонимания, запечатленная в художественном произведении. Сверхзадача деконструктивистского анализа состоит в демонстрации принципиальной неизбежности ошибки любого понимания.
Идентификация- самоотождествление читателя с литературными персонажами, его переживание вымышленного мира художественного произведения как конкретно-жизненного, реального.
Имманентный - пребывающий внутри, присущий природе самого объекта, внутренне свойственный ему.
Имплицитный автор - повествовательная инстанция, не воплощенная в художественном тексте в виде персонажа-рассказчика и воссоздаваемая читателем в процессе чтения как подразумеваемая. Имплицитный автор - это лишь структурный принцип, организующий все средства повествования, включая повествователя.
Интертекстуальность - литературный прием и термин, используемый для анализа художественных произведений постмодернизма, диалог между текстами разных культур, способ включения в традицию, ее осмысления, и создание на этой почве оригинального произведения. Формы литературной интертекстуальности могут быть различными (переработка тем и сюжетов, использование аллюзий, реминисценций, явная и скрытая цитация, парафраза, пародия, стилизация и т. д.). Для создания нового текста используются отрывки культурных кодов, формул, ритмических фигур, фрагменты социальных идиом и т. д.
Интерпретация - основной термин герменевтики, способ реализации понимания, целостное представление, охватывающее единство произведения и главные черты его композиции, полное понимание стиля. Интерпретация осмысливает результаты описания и анализа.
Код - совокупность условных символов и их комбинаций, каждому из которых присвоено определенное значение; система устойчивых признаков, предпочтительного выбора тех или иных семантических и синтаксических средств; ассоциативные поля, сверхтекстовая организация значений, которые вызывают представление об определенной, уже сложившейся, структуре. Коды, на которые ориентируются писатели - лингвистический код, общелитературный код, жанровый код.
Контекст - существующие нормы и представления, внетекстовая действительность, с которой соприкасается литературное произведение, речевое или ситуативное окружение литературного произведения. Комплекс представлений автора о действительности, вызывающий в читателе определенные эмоциональные и интеллектуальные реакции. Виды контекста: литературный, социальный, исторический, биографически-бытовой ,и др.
Миф - «слово», повествование о богах, героях, первопредках. В первобытном обществе особая форма общественного сознания, способ познания мира, опирающийся на особую логику (синкретичность, нерасчлененность предметно-логического и непосредственно-чувственного, образного, абстрактного и конкретного, общего и частного). Миф - синтез знания, веры и вымысла. В мифологии соединены воедино нравственные, социальные и космологические аспекты.
Мифологема (мифема) - трансформированный в мифе и ритуале архетип. На базе архетипических связей образуются мифологемы внешнего и внутреннего пространства, модели бинарных оппозиций, культура стихий, определенные фигуры и ситуации. Мифологемы принадлежат к «вторичным» языкам культуры, выполняют функции знаков-символов, заместителей целостных сюжетов и ситуаций. Заимствованный у мифа мотив, тема, или часть мотива и воспроизведение его в более поздних фольклорных и литературных произведениях. Мифологемы - основная составляющая часть мифопоэтического мышления, которая реализуется в системе символов и других поэтических категориях. Наиболее часто используемые в литературе мифологемы - «мирового дерева», жизни и смерти, судьбы, тени, природных стихий, суточных циклов, дома, леса, пути и т. д.
Мотифема - множественность проявлений одного и того же мотива.
Нарратор - повествователь, рассказчик, Одна из основных категорий нарратологии. Понятие «нарратор» носит сугубо формальный характер и противостоит понятию «конкретный, реальный автор». Повествователь - фигура, принадлежащая ко всему целому произведению. Нарратор и персонажи созданы автором. Различается повествование от первого лица безымянного рассказчика или кого-либо из персонажей и безличное, анонимное повествование от третьего лица (персональное и имперсональное повествование).
Нарратология - теория повествования. Особая литературоведческая дисциплина, современная форма структурализма.
Парабола - принцип художественной образности, иносказательный образ, тяготеющий к символу, многозначительному иносказанию. Близка притче и аллегории, но в отличие от их однозначности и однонаправленности отличается многоплановой незавершенностью. Парабола сохраняет соответствие предметному, ситуативному плану.
Постмодернизм - термин для характеристики современной литературной и общекультурной ситуации, сложный комплекс мировоззренческих установок и культурных реакций, ориентируется на концепцию Мира как хаоса, лишенного логики и причинно-следственных связей. В литературе эта концепция спроецирована на стилистику. Постмодернисты используют прием «игры», многоуровневой организации текста, всевозможные временные сдвиги, используют пласты культуры предшествующих времен в качестве опорного материала для своих произведений, что приводит к внешней хаотичности, тотальной цитации, интертекстуальности.
Реминисценция - напоминание (воспоминание) о других. литературных произведениях через использование характерных для них речевых оборотов, ритмико-синтаксических ходов .. Прием рассчитан на память и ассоциативное восприятие читателя.
Структурализм - структурно-семиотический комплекс представлений, рассматривающий все явления доступные чувственному, эмпирическому восприятию как внешнее проявление внутренних, глубинных структур. Задача структурного анализа вскрыть эти структуры, выявить внутренние закономерности его построения, отражающие его абстрактно-родовые признаки и свойства, присущие всем литературным текстам, вне зависимости от их конкретного содержания, определить принципы структурирования. Структурализм создал строгий, формализованный понятийный аппарат, основанный на лингвистической терминологии, логике и математических формулах, таблицах смыслопорождения любого повествования, модели сюжетосложения.
Точка зрения - такой выбор повествовательной инстанции, который исключает авторское вмешательство в описываемые события. Рассказчик погружен в одного или нескольких персонажей, растворяя себя в точке зрения персонажа. Автор не вторгается в повествование, а присутствует в нем структурно. Точка зрения не равнозначна средствам выражения, она означает только перспективу, в терминах которой реализуется выражение. Перспектива и выражение не обязательно совмещаются в одном и том же лице.
Эксплицитиый автор - «фигура в тексте» - рассказчик, принадлежащий миру художественного вымысла и ведущий повествование от своего лица, т. е. фиктивный автор всего произведения или его отдельной части, выступающий в качестве персонажа этого романного мира.
Центон - литературный текст, полностью составленный из строк разных литературных произведений. Художественный эффект центона заключается в контрасте прежних контекстов каждого фрагмента при логической упорядоченности нового целого.