Стихотворный текст – это текст, полностью состоящий из стихотворений. Верстка стихотворных текстов обычно более сложна и трудоемка, чем верстка текста прозаического.
Стихотворение обычно состоит из заголовка, посвящения, даты. Большие стихотворения, поэмы могут делиться на части заголовками. Заголовки набираются отличительно от текста стихотворений. Кегель заголовка, как правило, равен кеглю стихотворного текста. Кегель заголовка можно увеличивать или уменьшать на 1-2 пункта. Выключаются заголовки на центр формата. Применяется и левая выключка. В этом случае заголовки со втяжкой. Размер втяжки может быть одинаковым во всем издании или равняться втяжке стихотворного текста.
Посвящение набираются после заголовка с отбивкой в одну строку, кеглем основного текста или на 1-2 пункта меньше, курсивом. Выключается вправо по самой длинной строке текущего стихотворения на этой полосе. Отбивка под посвящением может быть, чуть меньше чем над ним или равняется отбивке сверху.
Дата набирается на 1-2 пункта меньше основного текста. Начертание может быть прямым и курсивным. Набирается влево с такой же втяжкой, что и стихотворение. Отбивка между датой и стихотворением равна половине отбивки между строфами.
Строфа – это несколько сгруппированных автором по смыслу строк стихотворения, чаще всего в строфе 4 строки. Деления на строфы показывается отбивками, реже – различными втяжками. Втяжки должны быть не менее кегельной. Отбивка между строфами рекомендуется делать равной строке основного текста, и можно увеличить и уменьшить.
Основные правила верстки:
¾ Стихотворение внутри прозаического текста заверстывается как дополнительный текст, т.е. кегель уменьшается на 1-2 пункта. Отбивка от текста в пределах строки основного текста;
¾ При переходе стихотворения на другую полосу, на полосе не может оставаться (либо перенестись) менее двух строк от строфы;
¾ Оформление стихотворения по центральной оси полосы набора, втяжка определяется по средней строке;
¾ Переносы в стихах не допускаются, при необходимости переносят целые слова, не оставляя в конце строки предлогов и союзов. Перенесенная часть строки выключаются в правый край формата или со втяжкой одинаковой для всего издания;
¾ При разделении строф стихотворного текста втяжками дополнительного пробела между строфами не ставится;
¾ Пробелы между словами равняются полукегельной, они должны быть одинаковы во всем стихотворении;
¾ Отбивка под заголовком должна быть и менее, чем отбивка между строфами.
Драматические произведения
Список действующих лиц может набираться на отдельной полосе либо на спусковой полосе, с набранным в подбор к нему с основным текстом. Имена действующих лиц начинаются в списки с новой строки, с выключкой влево, иногда с втяжкой. Если рядом с именем действующего лица в списке указывается его характеристика, то последняя отеляется от имени запятой или точкой.
Имена действующих лиц перед репликами рекомендуется выделить разрядкой, полужирным, капителью. Располагаются имена действующих лиц в прозаическом произведении в подбор к репликам, отделяются точкой. В стихотворном произведении имена действующих лиц располагаются чаще всего отдельной строкой на центр формата без точки. Возможно и иное расположение в зависимости от стиля оформления издания.
В прозаических текстах каждая реплика начинается обычно с абзацного отступа. Стихотворные тексты набираются по всем правилам набора стихотворных текстов. Оформление заголовков, подчиняется тем же правилам, что и в обычном тексте. Внешние ремарки (режиссерские) набираются пониженным кеглем, выключается на формат без втяжек, последняя строка на центр формата. Отбивка внешних ремарок не более строки и не менее половины кегля, причем над ремаркой отбивка должна быть больше, чем снизу.
Разрывать между страницами разрешается достаточно большие ремарки (8-10 строк). Внизу полосы набора должно быть не мене двух строк, вверху не менее трех строк. Не рекомендуется начинать страницу с однострочной ремарки.
Перед продолжением реплики, прерванной ремаркой, или действующего лица не повторяют. Внутренние ремарки (актерские) заключаются в круглые скобки и выделяют курсивом. Набирают в подбор к имени или к предшествующему тексту в прозе или отдельной строкой в стихотворном произведении.