Статья «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие»

Ломоносов, Петров, Державин, Капнист… Были в России великие поэты. Но преемников у них нет. Оду вытеснили элегия и послание. Ода – высшее проявление чувств, там героический пафос, это гимн. А что есть элегия? Размышление о себе, о своем внутреннем мире. Послание – ущербная элегия. Или сатирическая замена «Милостивой государь NN» на «чувствительный певец! Тебе определен бессмертия венец!» И всё в элегии и послании мнится, зыбко, тревожится, все мечта, призрак, нечто. Более того, они все похожи. Прочитав Жуковского, можно уже не открывать никого другого – то же самое. И всё это пришло из Германии, из Англии. Наши поэты в 17 лет – старики, которые видят только «туманную луну», которая «уныла и бледна».

Нам нужна своя поэзия, народная, которая будет вмещать в себе богатство русского языка, а не переводы с немецкого и французского, русский менталитет, а не их «туманные луны» (в пример ставится «Светлана» Жуковского и «Руслан и Людмила» Сами-знаете-кого. Боратынский и Пушкин, конечно, мне друзья, но это не мешает им быть хорошими поэтами. Читайте их.

Вильгельм Карлович Кюхельбекер.Конец.

Поэма Пушкина «Полтава».

Краткое содержание

Эпиграф:Мощь и слава войны, изменчивые, как и люди, их суетные поклонники, перешли на сторону торжествующего царя. Байрон.

Песнь 1. У Кочубея (генеральный судия) было богатство, деньги и власть. И еще была дочь-красавица Мария (в реале Матрена). И кто к неё только не сватался – всем отказывала. И вот к ней сватается Мазепа, старый гетман, друг Кочубея, крестный отец Марии. Ему отказывают. Ночью Мария сбегает.

Родители вдруг понимают всё: и почему она женихов динамила, и почему так на гетмана смотрела. Кочубей в ярости. Хочет мести.

Русь крепнет, Петр правит, Карл идет. На Украине кричат, что надо бы нагрянуть войной на ненавистную Москву (прям, как сейчас). Гетман верен Петру, никого не слушает

Кочубей злобствует. Он вспоминает, как дружил с Мазепой, от этого ему еще обиднее. Он придумал план мести. Шлет Петру донос на Мазепу, как будто тот предатель. Вступает в заговор с Искрой – тайным обожателем Марии.

Мазепа на самом деле плетет козни и договаривается с Карлом. Но в ответ на донос сам царь шлет ему утешенья за клевету и требует казнить Кочубея и Искру. У Мазепы вдруг просыпается совесть. Ему жалко Марию и ее родителей. (П. в прим. пишет, что на самом деле Мазепа совестью не мучался)

Песнь 2.Мазепа и Мария выясняют, кто кого больше любит. Мария говорит, что ради М. пожертвовала семьей. М. спрашивает ее, если бы ей пришлось выбирать, кого казнить, отца или его, кого бы она выбрала. Она говорит, что его. Он ловит ее на слове.

«Тиха украинская ночь». Допрос Кочубея Орликом. Казнь.

Мария спит у себя, к ней ночью приходит мать и сообщает, что пока она тут спит, отца казнили. Мария не верит, потом вспоминает разговор с Мазепой, понимает, к чему он вел, и умирает от горя.

Народ расходится с места казни, Мазепа, чувствуя вину, спешит домой. Узнает о смерти Марии.

Песнь 3. Личное горе М. не мешает ему общаться с Карлом.

Москва ждала шведов, но шведы завернули в Украину. Тогда-то Мазепа и раскрыл свои планы.

Петр рвет на себе волосы и шлет дружины на место действия.

Разговор Мазепы и Орлика в палатке. Мазепа признается, что не верит в удачный исход сражения, он разочаровался в Карле. Он уже чувствует близкое поражение.

Описание поля грядущей битвы. Перед войском выступает Петр. Боевой дух солдат поднимается.

Битва. «И смерть, и ад со всех сторон». Мазепа задумчив. Русские выиграли.

Карл и Мазепа бегут лесами. Мазепа видит знакомый хутор.

Ночью ему снится Мария. Она говорит с ним сначала ласково, а потом рассказывает, что ее мать открыла ей глаза – Мазепа не тот, за кого она его принимала. Видение исчезло. (по другому толкованию текста, Мария не погибла от радостной новости, а бежала с матерью на казнь Кочубея, но опоздала, и после обе в ужасе и скорби бежали; Мария притом сошла с ума, и видение Мазепы – не видение, а настоящее явление полоумной дуры).

Утром Карл и Мазепа навсегда покидают Россию.

«Прошло 100 лет…» Петра помнят, всех остальных забыли. Только предания остались.

В 1828 году П. снова обращается к теме Петра, пишет поэму «Полтава».

«П.» - героическая поэма. В центре ее – изображение Полтавского боя как великого исторического события, поставившего Россию на одно из первых мест в Европе. О знаменитом изображении Полтавского боя Белинский писал: «… картина Полтавской битвы начертана кистью широкою и смелою, она исполнена жизни и движения: живописец мог бы писать с нее, как с натуры».

В «П.» героическое воплощено в своем конкретно-историческом облике, дается как реальная история народа, то, что сохранилось в памяти народной. Образ самого Петра также героичен, но в обрисовке его П. не прибегал ни к искусственной героизации, ни к романтическим эффектам. Петра окружает реальная обстановка. И в самой грандиозной картине Полтавского боя нет ничего условного, официально-помпезного, риторического. Возвеличивая подвиг и мужество русского воинства, П. отдает должное и силе противников – шведов. Однако дает почувствовать, что Карл и его войско не воодушевлены ничем высоким, тогда как Петр и русская армия исполнены патриотизма, уверенности в победе, за ними возникает образ всей России.

Изображение огромного исторического события сочетается в «П.» с изображением трагедии личности, с романтическим сюжетом трагедии любви Марии к Мазепе.

Образ Марии, ее любовь и судьба позволяли Пушкину написать романтическую поэму, но в «П.» он пошел дальше. Любовь Марии П. обосновывает психологически (Дездемона Шекспира).

Отнюдь не романтический герой и сам Мазепа. П. даже противопоставлял свою «Полтаву» байроновской поэме «Мазепа», в которой образ М. дан в романтическом плане, оторвано от конкретно-исторической обстановки. П. стремится правдиво развить характер Мазепы как хитрого и коварного интригана-изменника, одержимого не столько старческой страстью к молодой девушке, сколько жаждой власти и честолюбием.

«П.» - опыт П. в создании реалистической поэмы на историческую тему. Здесь он сочетает жанр старой героической поэмы с новой, лирико-эпической, созданной романтизмом, что соответствовало двум основным темам «П.».

28. Аня С
1) Статья Белинского «Иван Андреевич Крылов».

(Основное знание, кот. нужно вынести из этой статьи – это понятие народности, её воплощение у Крылова, ещё.. есть непопулярная «Ода» Крылова думаю, можно её и не читать, т.к. ода и есть ода, ещё.. классификация басен Крылова ( 3 категории). Есть немного о произведения Крылова, кот. не стали популярными, т.к. комедии, либретто к Операм не его конёк, и заключительная часть посвящена роли Крылова в рус. культуре, объясняется почему ему надо поставить памятник. здесь главное проникнуться!)

Историческую роль Крылова раскрыл Белинский: великий баснописец внёс в русскую поэзию народность, явившуюся у него «Главным и преобладающим элементом». Рассматривая басню как род сатиры( «сатира есть поэзия басни»), Белинский видит заслугу Крылова в том, что он сделал нравоучительную басню сатирической и тем самым «создал русскую басню». Но заслуга Крылова не сводится к жанровому новаторству. У него изменяется самый характер сатиры, изменяется худж. метод. «В баснях Крылова, - пишет Белинский, - сатира делается вполне художественною; натурализм ( или в современной терминологии реализм) становится отличительно характеристическою чертою его поэзии».

Народность – первое достоинство литературы, высшая заслуга поэта. Звание "народный" возвеличивает, потому все во что бы то ни стало прежде всего хотят быть "народными", а потому уже и талантливыми. народность - есть своего рода талант, который, как всякий талант, дается природою, а не приобретается какими бы то ни было усилиями со стороны писателей. Без таланта творчества невозможно быть народным; но, имея талант творчества, можно и не быть народным.

Пример: в громозвучных стихах Ломоносова нет ничего русского, кроме слов, - никакого признака народности. Даже в одах Державина только изредка промелькивают стихи народности.Достигают народности только те, которые о ней вовсе не заботятся, стараясь быть только самими собою. Поддельная народность:отрекаются в своих сочинениях от сословия, к которому принадлежат, от образованности, которою, обязаны воспитанию, даже от той доли здравого смысла, которою не обделила их природа! (путают понятие народность с простонародностью)"О волны балтийские! - восклицает один из них: - важно и почтенно уважили вы меня, примчавши из немецкой нехристи к православным берегам пароход с моим другом!" Другой восклицает к своему приятелю (называя его, ради народного эффекта, однокашником и однокорытником): "Молодец ты, братец ты мой, дока и удалец! Бойко и почтенно пьешь ты пенную влагу за Русь и за наше молодое буйство, ясно и восторженно бурлит в тебе бурсацкая кровь разымчивою, пьяною любовью к родине; мил ты мне, дока и буян вдохновенный!"Третий идет дальше: он проклинает науку, изрыгает пьяные хулы на просвещение, - и все это во имя народности, не подозревая, в простоте ума и сердца своего, что это совсем не народность, а площадная простонародность, тем более возмутительная, что она накидная, притворная, следовательно, лишенная той наивности, которая красит даже и глупость и пошлость, делая их смешными. четвертый. отличает простонародность, или тривиальность, от народности, и он не хочет первой, а добивается последней. он объявляет себя избранным свыше органом народной славы, благовествующим колоколом великой судьбы своей родины. Торопиться ему нечего, и ему не беда, если к трем стихам четвертый придумается через год или через два: мозаика мыслей и стихов требует терпения и времени, как и живописная мозаика. Он избегает слов площадных и гоняется только за словами и оборотами старого летописного языка. Главное дело: стихи были бы гладки и звучны, резали бы зрительный нерв читателей фосфорическою яркостию красок, раздражали бы его слух колокольною звучностью озадачивали бы его ум внешнею глубокостию изысканной мысли. в этих стихах нет ни одного истинно русского, живого, теплого слова, в них все искусственно и поддельно и часто недостает смысла. В них Русь показывается такою, какою она в действительности никогда не была и какою она существует только в маниловской фантазии сочинителя, что в ее представлении старое и навсегда прошедшее смешивается с новым настоящим и неведомым будущим. Подобными примерами бесплодного рыцарского обожания народности богата не одна русская литература. Посмотрите на Виктора Гюго: "Собор парижской богородицы" ("Notre Dame de Paris"), а тот же собор, воссозданный В. Гюго, давно уже обратился в карикатурный гротеск, в котором величественное заменено чудовищным, прекрасное - уродливым, истинное - ложным... А вот Беранже наоборот большая умничка его песни пелись целым народом, людьми грамотными и безграмотными, …царь французских поэтов... Н. предузнал народную славу Б. еще в ее колыбели, в какой бы сфере деятельности ни суждено было ей проявиться... И в самом деле, "песенник" скоро всеми признан был великим поэтом не одной Франции и национальнейшим поэтом самой Франции. Бессмертный гений посылается не в награду самоотвержения, трудов и молений. -« А озаряет голову безумца, Гуляки праздного...»надо родиться народным, чтоб выразить своею личностию характеристические свойства своих соотечественников. в одном черты народности обозначены слабо, вяло и незаметно, а другой представляет собою хотя и резко, но зато не такие стороны народности, которыми можно было бы гордиться. Народным делает человека его натура. тоскливое, усильное желание быть народным ест первый признак отсутствия способности быть народным. Есть счастливые натуры, которым даже даром дается все то, чего другие, более бедные натуры, и трудом получить не могут. Вот эти счастливые баловни природы иногда проживают всю жизнь свою, почти не догадываясь о своем значении и беспечно, лениво пользуясь славою, которая далась им даром. К таким натурам принадлежал наш Крылов. Организация одного вмещает в себе лучшие, высшие стороны национального духа; организация другого обнимает собою менее характеристические стороны народности; одинвыражает собою многие, другой весьма немногие стороны субстанции своего народа. качество народности есть великое качество в поэте:. Народный поэт есть явление действительное в философском значении этого слова: если б даже поэтический талант его был не огромен, он всегда опирается на прочное основание - на натуру своего народа, и во внимании к нему выражается акт самосознания народа. народность в поэте есть своегорода гениальность, не всегда в смысле глубины и многосторонности, но всегда в смысле оригинальности?Один из так называемых критиков объявил же некогда, что если б ему нужно было унести с собою в кармане все, что есть лучшего в русской литературе, - он взял бы _только_ басни Крылова и "Горе от ума" Грибоедова. Сравнение с ПушкинымВ поэзии Пушкина отразилась вся Русь, со всеми ее субстанциальными стихиями, всеразнообразие, вся многосортность ее национального духа. Крылов выразил - и надо сказать, выразил широко и полно - одну только сторону русского духа - его здравый, практический смысл, его опытную житейскую мудрость, его простодушную и злую иронию. Многие в Крылове хотят видеть непременно баснописца; мы видим в нем нечто большее. Басня только форма; важен тот дух,который точно так же выражался бы и в другой форме. Басни Крылова, конечно, тожебасни Крылова - не просто басни: это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира, словом, что хотите, только не просто басня. Руссизмы в языке и в понятиях. Этим-то уменьем чисто по-русски смотреть на вещи и схватывать их смешную сторону в меткой иронии владел Крылов с такою полнотою и свободою. О языкеего нечего и говорить: это неисчерпаемый источник руссизмов; басни Крылова нельзя переводить ни на какой иностранный язык. Множество стихов Крылова обратилось в пословицы и поговорки, которыми часто можно окончить спор. В "Крестьянин и Овца" эти элементы очевидны: в ней нет никакой морали, никакого нравоучения, никакой сентенции; это просто - поэтическая картина одной из сторон общества, маленькая комедийка, в которой действующие лица говорят каждое сообразно с своим характером и своим званием. Кто-то и когда-то сказал, что "в баснях у Крылова медведь – русский медведь, курица - русская курица в лучших баснях Крылова нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, и действуют в них, но есть люди, и притом русские люди. Басня с моралью и сентенциями: Лисица и Сурок чтоб она целиком могла войти, как сцена, в комедию Грибоедова, если б Грибоедов написал комедию - "Взяточник" нужно только имена, зверей заменить именами людей да переменить последний стих из уважения к взяточникам, которые хоть и плуты, но все же имеют лицо, а не рыльце. Есть люди, которые с презрением смотрят на басню, как на ложный род поэзии, и потому не хотят ценить высоко таланта Крылова. басня, как сатира, есть истинный род поэзии. басня может заключать в себе элементы высших родов поэзии, как например, комедии; сама басня так, как она есть, не может быть заменена никаким другим родом, как бы он ни был выше ее. Басня-сатира, была и всегда будет прекрасным родом поэзии, пока будут являться на этом поприще люди с талантом и умом. Роды поэзии всегда были и всегда будут одни и те же: они изменяются, сообразно с национальностями и эпохами, в духе и направлении, но не в форме. Эзоп не годится для нашего времени. Выдумать сюжет для басни теперь ничего не стоит, да и выдумывать не нужно: берите готовое, только умейте рассказать и применить. Рассказ и цель - вот в чем сущность басни; сатира и ирония - вот ее главные качества. Крылов, как гениальный человек, инстинктивно угадал эстетические законы басни. Можно сказать, что он создал русскую басню. Басни Крылова можно разделить на три разряда: 1) басни, в которых он хотел быть просто моралистом и которые слабы по рассказу; 2) басни, в которых моральное направление борется с поэтическим; и 3) басни чисто сатирические ипоэтические (потому что сатира есть поэзия басни). ( классификация представлена так же в Ирином билете). ( биографии + особенности натуры Крылова .. у Иры.. вроде смотреть..) ( наверное.. можно было обойтись и без неё?! ..((…)Твери, написал либретто комической оперы "Кофейница"Не думая быть баснописцем, он думал быть драматургом. Он написал трагедию "Клеопатра" и как, по замечаниям знаменитого Дмитревского, признал ее неудачною, написал другую - "Филомела". Обе они не попали ни на театр, ни в печать. Наконец он пробовал себя даже в оде. ОДА Всепресветлейшей, державнейшей, великой государыне, императрице Екатерине Алексеевне, самодержице всероссийской. На заключение мира России со Швециею, которую всеподданнейше приносит Иван Крылов 1790 года, августа ...дня.…здесь идёт длинный скучный рассказ-подлизалово, как раньше, бывало, ссорились и дрались и убивали и лили реки крови финн (имеется в виду, швед) и русский, и вот сейчас бог войны вновь призывает устроить кровопролитие, но появляется Минерва (aka Екатерина II) и заключает мир, и всем хорошо, и не летят пули и ядра, трепещут флаги и т.д., слава императрице… Эта ода напечатана в Петербурге, в 4-ю долю листа, на десяти страницах. Она доказывает, как трудно писателюне заплатить дани своему времени. Крылов не был особенным почитателем этого рода поэзии, исключительно завладевшего тогда всею русскою литературою, и зло подтрунивал над одистами. Не знаем подлинно, он ли был издателем журналов "Зритель" и "Почта духов" в этих журналах, он жестоко нападает на кропателей од. Статьи Крылова, помещавшиеся в этих изданиях, все сатирического содержания и все направлены преимущественно на модников, на модные магазины, принадлежавшие иностранцам, на употребление французского языка в образованном русском обществе и на невежество. В "Зрителе" есть даже восточная повесть Крылова - "Каиб"; она отзывается аллегорическим иморальным направлением, но истинное достоинство ее составляет дух сатиры, местами необыкновенно меткой и злой. "Зритель, ежемесячное издание 1792 года. В Санкт-Петербурге, 1792 года, в типографии Крылова с товарищами". печатался в собственной типографии Крылова. В 1793 году Крылов вместе с Клушиным издавал ежемесячный журнал "Санктпетербургский Меркурий", печатавшийся тоже в _типографии Крылова с товарищи_. В то же время Крылов посвящал свои труды театру: в 1793 году написал он комедию "Проказники" (в прозе, в пяти актах) и оперу "Бешеная семья" (в трех действиях); в 1794 написал он комедию "Сочинитель в прихожей" (в прозе, в трех актах). Кажется, что ни одна из этих пьес не была напечатана , но, должно быть, они были играны на театре, потому что обратили на автора внимание императрицы Екатерины II, которая пожелала видеть Крылова. И наконец-то, после неудачных опытов в драматургии, Крылов обратил своё перо к басням. Первые басни И. А. Крылова были опубликованы в 1788 г. в журнале "Утренние часы». Басни Крылова начали часто появляться только в "Драматическом вестнике", издававшемся в 1808 году. ("Ворона и Лисица", "Дуб и Трость", "Лягушка и Вол", "Ларчик", "Волк и Ягненок", "Слон на воеводстве", "Лисица и Виноград", "Крестьянин и Смерть", "Слон и Моська" и др) эти басни вошли в первое издание "Басен" Крылова, вышедшее в следующем (1809) году. В 1807 году Крылов навсегда распрощался с театром, напечатав комедии "Модная лавка" и "Урокдочкам". Эти комедии возбудили в публике того времени величайший восторг; в "Драматическом вестнике" даже напечатаны два стихотворных послания к Крылову( след. часть статьи.. как раз и посвящена памятнику, кот. надо воздвигнуть Крылову)Исторические эпохи в жизни народа имеют свои памятники. Дмитрий Донской, Ермак, Пожарский, Минин, Сусанин, Петр Великий, Александр Благословенный, Суворов, Румянцев, Кутузов, Барклай мирные подвиги:Памятники Ломоносова, Державина, Карамзина красноречиво о том свидетельствуют. Сии памятники, сии олицетворения народной славы, знамения умственной жизни и духовной силы населяют пространство нашего необозримого отечества. ( вот и Крылов тоже достоин) Русский ум олицетворился в Крылове и выражается в творениях его. Басни его - живой и верный отголосок русского ума с его сметливостью, наблюдательностью, простосердечным лукавством, с его игривостью и глубокомыслием, не отвлеченным, не умозрительным, а практическим и житейским. Стихи его отразились родным впечатлением в уме читателей его. Все возрасты, все знания, несколько поколений с ним ознакомились, тесно сблизились с ним, начиная от восприимчивого и легкомысленного детства до охладевшей и рассудительной старости, от избранного круга образованных ценителей дарования до низших степеней общества, до людей, мало доступных обольщениям искусства, но одаренных природною понятливостью и для коих голос истины и здравого смысла, облеченный в слов животрепещущее, всегда вразумителен и привлекателен. более, нежели литератор и поэт. Голос его раздавался в столицах и селах, на ученических скамьях детей, под сенью семейного крова, в роскошных палатках и в храминах науки и просвещения, в лавке торговца ив трудолюбивом приюте грамотного ремесленника. Памятник Крылову воздвигнут будет в Петербурге. (памятник может быть только здесь, слава его родилась в Петербурге все его знали, он прекрасен!!!) Совет, тому, кто захочет сваять из снега или прочего материала Крылова:не нужно будет идеализировать свое создание. следует быть верным истине иприроде. Пусть представит он нам подлинник в живом и, так сказать, буквальном переводе. Пусть явится перед нами в строгом и верном значении слова вылитый Крылов. Тут будет и действительность и поэзия. Тут сольются и в стройном целом обозначатся общее и высокое понятие об искусстве и олицетворенный снимок с частного самобытного образца, в котором резко и живописно выразились черты русской природы в проявлении ее вещественной идуховной жизни.

2) Онегин и Чацкий как «герои времени» (20-х годов 19 века).

Что происходило в России в начале 20-х годов XIX века? В ответ на усиление правительственной реакции в стране стали зарождаться тайные политические общества, ставящие своей целью коренное преобразование жизни на гуманной и справедливой основе. Столкновение человека декабристских взглядов с дворянами-реакционерами находит отражение в произведениях писателей, которых декабристы считали своими союзниками и соратниками. Чацкий — герой комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума", а Онегин — герой романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Писатели изобразили в своих произведениях разные, противоположные характеры. Онегин — образованный человек, но "лишний" для общества, а Чацкий — передовой человек своего времени. Оба героя – раскрывают собой образ лишнего человека ( что за ересь?). У Грибоедова на первый план выходит - общ-политич. кофликт,но есть ещё и любовный, а у Пушкина - только любовный.

Онегин и Чацкий – романтические герои. Основная черта - романтическая - противопоставление себя обществу. Это люди, кот исповедуют иные ценности, чем большинство люди нов века, кардинально отличаются от старого - 18

У этих героев мы найдем не только различие в характерах, но и сходство в происхождении, воспитании и образовании. И Чацкий, и Онегин учились и воспитывались под руководством иностранцев-гувернеров. О Чацком мы узнаем, что он образованный человек, который занимался литературным трудом, был на службе у министров, жил за границей. Но пребывание там лишь расширило его умственный кругозор, а не сделало поклонником всего иностранного. Онегин по сравнению с грибоедовским героем получил поверхностное образование. ...французубогой,Чтоб не измучилось дитя,Учил его всему шутя...

Впоследствии Онегин значительно пополнил свои знания. Он в совершенстве владел французским языком, "легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно". Этих познаний и умений было вполне достаточно, чтобы заслужить благосклонность света, который "решил, что он умен и очень мил".

Ч. более политически настроен ( по сравн. с Онегиным), действие « Г от У»происходит до декабристского восстания. Оба они склонны к сильным переживаниям, чувствительны. только Онегин многое перечувствовал в своей молодости, потом он разочаровался, тк не видел соответствия своим чувствам.

В характере Чацкого можно заметить дерзость, непримиримость к равнодушным или консервативно настроенным людям. Он любит родину, с сердечной теплотой говорит о ней: "Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен!" Чацкий — человек умный, горячий, но у него под маской иронии скрыто чуткое, отзывчивое сердце. Он может, как и все люди, смеяться и грустить, может быть зол и резок, но другом будет верным и надежным. Горячий и пылкий, он удивительно похож на молодого Пушкина. "Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив", — говорит о нем Лиза. Он немного наивен и неискушен в житейских делах. А Онегин... Кто он? "Чудак печальный и опасный, созданье ада иль небес, сей ангел, сей надменный бес"? Нет, не ангел, не демон. Онегин — собирательный образ, "в котором отразился век и современный человек изображен довольно верно с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой, мечтанью преданный безмерно, с его озлобленным умом, кипящим в действии пустом". У него нет в жизни любви и привязанности. Со скукой, недовольством и раздражением едет Евгений к своему умирающему дяде. Для него главное — наследство. Онегин равнодушен к болезни родственника и ужасается необходимости изображать опечаленного племянника. Он ведет типичную для "золотой" молодежи жизнь: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Но ему все это давно приелось. Ему было скучно с теми людьми, с которыми он вынужден общаться. Жизнь, которую он вел, не устраивала его, но и перемена обстановки не смогла повлиять на Онегина. И в деревне им овладела та же скука.

Чацкий - это человек передовых взглядов. Он полон светлых идей преобразования общества, с гневом обличает пороки старой Москвы. Его глубокий ум дает ему веру в жизнь, в высокие идеалы. Чацкий возмущен крепостным правом, тем, что помещик может обменять своих верных слуг, которые "не раз и жизнь, и честь его спасали", на трех борзых собак. Он желает служить "делу, а не лицам". "Служить бы рад, прислуживаться тошно", — отвечает он на упреки и нравоучения Фамусова.

Онегин же томился, задыхался в своей среде и не знал сам, чего он хочет. Евгений много читал, пробовал заняться литературным трудом, но "труд упорный ему был тошен; ничего не вышло из пера его". Он не знал, чем занять свой ум, Чацкий серьезно готовился к деятельности на благо отечества. Даже его идейный противник Фамусов отдает должное его способностям, говоря: "Он славно пишет, переводит". Все твердят о его высоком уме.

Онегин критически относится к укладу жизни дворянского общества, но не предпринимает серьезной попытки что-либо изменить, он далек от декабристских прогрессивных идей.

Чацкий активно отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком иметь собственные мнения и убеждения и открыто их высказывать. Он стоит за развитие национальной культуры, за единение интеллигенции с народом. Его возмущает преклонение русских дворян перед французскими модами, языком, их оторванность от своих национальных корней. Чацкий высокого мнения о своем народе, а Онегин бесконечно далек от него.

А как проявляют себя в дружбе и любви наши герои? В фамусовском обществе у Чацкого нет друзей. Его здесь ненавидят, даже объявляют сумасшедшим, потому что не признают его взгляды на жизнь, его убеждения. Стоит заметить, что Чацкий постоянно употребляет местоимение "мы", так как считает себя не одиноким в стремлении к переменам. Его друзьями являются те, кто представляет "век нынешний", но Грибоедов лишь упоминает об этих людях, вводя в пьесу внесценические персонажи.

Онегин был неразлучен с Ленским. Несмотря на то, что друзья были похожи на "лед и пламень", их многое объединяло. Ленский делился с Онегиным своими взглядами и личными переживаниями, он доверял ему. Но Онегин необдуманным поступком вызвал у Ленского чувство ревности, горькой обиды и разочарования в любви и дружбе. Онегин хладнокровно принимает вызов и убивает на дуэли единственного друга, не испытывая к Ленскому ни малейшей неприязни. Он думает только о том, как оценит его поведение поместное общество, которое он совершенно не уважает. Больше Общего у Ленского с Чацким. Им присущи «благородное стремленье и чувств и мыслей молодых, высоких, нежных, удалых», «жажду знаний и труда и страх порока и стыда»,
недостает знания и понимания действительности. «Сердцем милый невежда», они воспринимает людей и жизнь как романтик-мечтатель. Идеализируют обыкновенную девушку. Непонимание людей, восторженная мечтательность и приводят к трагическому концу при первом же столкновении с действительностью. Образованные, культурные люди. «вольнолюбивые мечты».

В основе любви Онегина к Татьяне тоже лежит себялюбие и эгоизм. В своем первом объяснении с ней он чистосердечно признается, что ему чужды сильные, глубокие чувства. Чацкий же любил Софью серьезно, видя в ней будущую жену. Любовь для него не "наука страсти нежной", как для Онегина. Из-за любви к девушке Чацкий возвращается в общество, которое ему глубоко противно. Ему пришлось до дна выпить чашу страданий.

Чацкий смело и отважно борется за все новое, передовое, за новую Россию, но его нельзя поздравить с победой. Он уезжает из Москвы, чтобы "искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок". Но мы уверены, что он останется борцом, который будет и дальше продолжать свою деятельность ради свободы Отчизны. Онегин в конце романа тоже испытывает крах своих надежд на счастье, но в отличие от Чацкого он сломлен этим горем. Если у грибоедовского героя, кроме любви, была общественно-полезная деятельность на благо родины, то у Онегина такого дела нет. Эти герои по сути - один и тот же тип только показан в разное время развития образа. Кто знает, возможно ещё год и Чацкий превратился бы в того Онегина, который переехал в деревню, подальше от светского общества и его утех. Ч. скорее всего тоже разочаруется потом. Тип героя тот же, но показан в разное время и в разных ситуациях. Один тип - это не случайность, т.к. оба автора изображали то, что видели вокруг и что сами переживали.

Грибоедов и Пушкин создали в своих произведениях яркие реалистические образы, вобравшие в себя типические черты людей эпохи 20-х годов XIX века. Они продолжают оказывать влияние на духовное формирование новых поколений.

29. Миша
1) Пушкинский круг писателей: принципы объединения. Полемика о «лит. аристократии»

Надеюсь, этот билет никому не попадётся
Пушкинский круг писателей - наследие карамзинистов и "Арзамаса".
Пушкинская плеяда - Дельвиг, Боратынский, Вяземский, Языков, Веневитинов, Кюхельбекер, Давыдов.
Пушкин в этом кружке - первый среди равных. Остальные признают его первенство, но это именно дружба, а не подчинение. Остальные стремились ему подражать, а Пушкин заимствовал у них идеи для переосмысления.
Дельвиг - самый близкий друг Пушкина. Основные жанры – народная идиллия и романс. Жанр восходит к фольклору. Нейтральный литературный язык, выбор сюжетов и грамотная композиция - то, что отличает дельвиговскую "русскую песню" от настоящей. Ощущение античного мира идиллии.
Боратынский - философская лирика. Философия - французский рационализм 18 века. Политическая поэзия ограничивается одной эпиграммой на Аракчеева (когда совсем нельзя было молчать), автобиографической нет вообще. Начал с эпикурейских эротических стихов, потом занял нишу поэта-философа с поэзией мысли. Жизненный идеал Боратынского - "высокое равнодушие": не принцип "моя хата с краю", а "возгонка страсти до творческого состояния". На Боратынском закончилась пушкинская эпоха и началась лермонтовская.
Вяземский - поэт мыслей (множественное число, в отличие от Боратынского). Вначале именно он цементировал круг поэтов-новаторов. Единой философской идеи у него нет, но есть множество остроумных мыслей. Один из первых русских либералов. Критично относился к немецкой литературе и философии, зато очень чутко реагировал на новые веяния романтизма. Критик, автор "народной" поэзии, создатель первых историко-биографических очерков, после 1825 сохранил свою оппозиционность лучше Пушкина.
Языков - один из лучших мастеров поэтического слова. Звукопись, неологизмы, интересные поэтические формы. Учился в Дерпте (ныне Тарту), писал стихи об унылой рабской России. Потом прошёл "путь из кабака в церковь". Кабак здесь - это не только пьянка, но и политический трёп. Писал молитвенные стихотворения, стал правым славянофилом, начал пользоваться штампами из публицистики и в итоге деградировал.
Этот пушкинский круг составлял так называемую "литературную аристократию". Проповедовали искусство для избранных, презирали чернь и сетовали на "железный век", жестокий к поэтам. Им противостояли журналисты и массовые коммерческие писатели типа Булгарина, сплотившиеся вокруг журнала "Московский телеграф" и его главреда Полевого (который, собственно, и провозгласил роман Булгарина лучшей заменой устаревшей прозе Карамзина. Принцип Пушкина, провозглашённый им в 1822 в критической статье о прозе, - "изящная простота" в противовес "важной простоте" архаистов и изысканности карамзинистов: вместо "рано поутру" те писали "едва первые лучи восходящего солнца
озарили восточные края лазурного неба".

В общем, говоря о полемике о «литературной аристократии», надо сказать, что одни были за элитарную литературу, другие - за массовую, и одним беллетрическое творчество Булгарина нравилось, а другим – нет).

Булгарин писал массовые нравоучительные романы для мещан и грамотных крестьян (которых считал "средним классом" и опорой российской власти). Дидактическое бытописательство, разделение персонажей на положительных и отрицательных (с говорящими именами), авантюрная интрига и минимум психологизма. Образец - роман "Иван Выжигин". Прообраз массовой культуры, по определению враждебной аристократической литературе пушкинского круга писателей. Булгарин ссылался на то, что его книжки покупают, и предсказывал смерть литературной аристократии. Он сходится с "Московским телеграфом" Полевого, и этот журнал начинает проводить антиаристократическую политику в своих рецензиях. Полемика была довольно бурная, не выступал только ленивый, но что-то серьёзное и принципиальное написал только Пушкин, споривший с Полевым об особенностях русского исторического процесса. АСП не хотел переносить на русскую почву выводы французских историков о закономерностях процесса и ставил вопрос об особенностях национальной истории и судьбах социальных групп, в первую очередь дворянства. Этот последний вопрос, собственно, и был центральным в полемике о литературном аристократизме: “Литературная газета”, где печатался Пушкин, последовательно отводила обвинения в сословных пристрастиях, подчеркивая в то же время, что именно просвещенное дворянство является прежде всего хранителем исторической и культурной традиции и тех норм социальной этики, которые позволяют ему сохранять относительную независимость от правящих верхов. В этих спорах вырабатывалась историческая и социальная концепция Пушкина, получившая отражение в набросках критических статей и повестей 1829—1830-х гг.; следы ее есть и в “Медном всаднике”.
2) Тема народа и власти в трагедии Пушкина «Борис Годунов»

Краткий пересказ:

Посвящается памяти Карамзина

Сцена 1: в кремлёвских палатах князья Шуйский и Воротынский обсуждают царя, который уже месяц не выходит из женского м

Наши рекомендации