Новый художественный язык и стиль.

Стиль становится глубоко содержательным и, несмотря на всю искусность и «сделанность», естественным. Стиль Карамзина-прозаика разнообразен. В “Пись­мах русского путешественника” трезвость и четкость де­та­ли­зи­ро­ван­ных описаний сменяется взволнованной поэтичностью, ме­лан­хо­ли­чес­кая грусть и мягкий юмор идут рука об руку. Стиль внутренне един, а его ответвления — лишь результат полного созвучия выразительных средств своему пред­ме­ту. Это, пожалуй, и есть самое главное в слоге Карамзина — язык его про­зы идеально отобран для того, чтобы передать требуемое содер­жа­ние.

«Письма русского путешественника» писались долго, полностью бы­ли опубликованы в 1801 г., но основные фрагменты появились на страницах «Московского журнала». Не может не броситься в глаза подчеркнутая противоречивость этого произведения. Так, внешние происшествия, тщательно выписанные картины увиденного соединяются с поэтически-тонким воссозданием переживаний путешественника, с бережным изображением внутреннего его мира. Контрастно, в постоянных наложениях друг на друга развиваются и темы возвышенного и, напротив, мелкого, приземленного. Особенно это проявляется в описаниях природы. Еще одно пересечение подобного типа — сочетание мелкого, деталей самой обыденной жизни, с событиями значительными, с описаниями людей, выходящих из ряда вон. В “Письмах…” Карамзин поставил и отчасти разрешил целый ряд проблем, насущно важных для русской культуры. Среди них — взаимоотношение Европы и России, , увиденное как литературная проблема, или структура образа положительного героя, благодаря субъективности–объективности являющегося образцовым, идеальным и, одновременно, жизненно убедительным. Все это и делает “Письма русского путешественника” главным карамзинским произведением этого периода.

Карамзин ввёл в литературу ряд нескольких важных тем. Тема города как культурного феномена, обладающего особым обликом и неповторимым строем жизни. Тема дружбы, тема детства.

10. "Путешествие из Петербурга в Москву" как литературное путешествие: образ главного героя,образ мира и принципы его художественного видения, поэтика.

11. Мировоззренческие основы структуры книги Радищева и ее композиции. Ода "Вольность" как философское произведение.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) вырос в богатой помещичьей семье, в деревне, в Саратовской губернии. Его отец был человеком образованным и не лшишенным гуманных настроений, он не угнетал своих крестьян непомерно. С самых ранних лет русская передовая общественная мысль была той почвой, на которой росло самосознание и мировоззрение Радищева. Открывается («Путешествие…») повествование письмом другу Алексею Михайловичу Кутузову, в котором Радищев объясняет свои чувства, заставившие написать эту книгу. Это своего рода благословление на труд. Первая, основная задача П – борьба с крепостничеством, борьба с угнетением человека вообще. Р. доказывает, что крепостное право невыгодно с т очки зрения народного хозяйства, что оно уменьшает количество материальных благ, добываемых данным народом, в частности, в России. Он выдвигает тезис о том, что подневольный труд свободный, что человек работает на себя лучше, чем на угнетателя. Р. отрицает принципиально право одного человека угнетать другого.Мысль о развращении помещиков именно потому, что они помещики, проведена во всем П. Изображая помещиков, Р. не дает фигуры исключительные; это не редкие особи, не случайные явления в классе «рабовладельцев», а имепнно нормальные случаи, типические явления. Нравственная порча отравила этот класс. Во всей книге, если не считать старого барина в главе «Гордыня», лишь упоминаемого коротко, и, конечно, идеального отцав «Крестцах», нужного для изложения радищевских принципов воспитания, есть только 2 дворянина, нарушающих общее правило: это сам путешественник и г-н Крестьянкин из главы «Зайцево». Помещичий класс в изабражении Р. состоит в основном из существ, утративших право на звание человека и гражданина. Решение вопроса о крепостничестве определяет радищевское отношение к проблемам поэтического бытия России. Бюрократия, различные звенья правительственной машины и различные представители ее проходят целой вереницей образов и зарисовок. Р. подчеркивает бесчеловечность, тупость, жестокость всей системы власти в России.

Александр Николаевич Радищев (1749—1802) — зачинатель революционной мысли в России, выдающийся борец против крепостного права и самодержавия, глубокий мыслитель-материалист. В 80-х годах им было написано революционное произведение — ода «Вольность». Философия Радищева была направлена против идеалистической и религиозно-мистической идеологии крепостников. Радищев критиковал мистическое учение масонов, реакционные идеалистические направления в философии и естествознании. Он осуждал церковь за то, что она выступает на стороне царской власти против народа, что она «сковать рассудок тщится» и что священнослужители всегда были изобретателями оков человеческого разума.Убежденный в материальности природы, Радищев утверждал, что «бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе». Человека он рассматривал как высшее проявление телесности, «совершеннейшей из тварей», подчеркивая сходство человека со всей живой природой и считая, что человечество развивается по тем же законам, что и вся природа. «Мы не унижаем человека, — писал он, — находя сходственности в его сложении с другими тварями, показуя, что он в существенности следует одинаковым с ними законам. И как иначе-то быть может? Не веществен ли он?»2 Это не значит, что человек может быть уподоблен растению: «Мы не скажем, как некоторые умствователи: человек есть растение, ибо хотя в обоих находятся великие сходства, но разность между ими неизмерима».



Наши рекомендации