Тираноборческие и обличительные мотивы в драматургии последней трети XVIII века. Творчество Я.Б.Княжина. Трагедия «Вадим Новгородский».
1770-е годы в русской драматургии отмечены появлением первые образцов комической оперы, жанра небольшого театрально-музыкального представления, сочетавшего музыку и пенке с разговорной речью. Она выводила на сиену представителей 'низших" классов - крестьян и ремесленников, сочетала в себе смешное и печальное, что противоречило поэтике классицизма. Комическая опера была востребована новым демократическим зрителем. Крестьянская жизнь изображается в комических операх в зависимости от идейных позиций ее авторов. В репертуаре появляются произведения, представляющие жизнь крестьян в идиллических тонах, далеких от реальной действительности (В.И.Майков "Деревенский праздник, или увенчанная добродетель"). Им противостоит опера, насыщенная элементами народности и социальной сатиры, рисующая бесправие, подневольное состояние крестьянства. Таковы "Несчастье от кареты" Я.Б. Княжнина, «Розана и Любим" Н.П. Николева, "Кофейница" И.А. Крылова.
Первым образцом оригинальной комической оперы стала "Анюта" М.И. Попова, сюжет которой построен на русском бытовом материале.
В последней трети века продолжают развиваться и традиции сумароковского классицизма. С особой наглядностью эта тенденция проявилась в жанре классической трагедии, самом подходящем для выражения гражданских чувств. Яркими образцами русской тираноборческой трагедии XVIII века явились "Сорена и "Замир" Николева и в особенности «Вадим Новгородский" Княжнина.
Во второй половине 1780-х годов Екатерина II пишет ряд произведений: она обличает масонство в комедиях "Обманщик", "Обольщенный", 'Шаман Сибирской", стремится дискредитировать тираноборческие тенденции в "Историческом представлении из жизни Рюрика". Один из эпизодов последней пьесы должен был увеличить торжество принципа самодержавия - он рассказывал о восстании Вадима против Рюрика, разоблачая саму мысль о восстании. Указанную Екатериной тему подхватил Княжнин. В основу конфликта трагедии "Вадим Новгородский" им было положено столкновение монархических и республиканских идей, воплощенных в образах Рурика и Вадима. Рурик в изображении Княжнина является идеальным "просвещенным" монархом, давшим Новгороду благоденствие. На борьбу с Вадимом его толкает не личная корысть, а "честь". Для Вадима же Рурик тиран только потому, что он монарх. Его гражданским идеалом является древняя новгородская вольность - герой не ищет власти для себя, он хочет возвратить народу свободу. Народ же, выступая в роли судии, просит Рурика и впредь владеть им. И все же дух Вадима остается несломленным, и моральную победу одерживает именно он.
'Вадим Новгородский" Княжнина написан с соблюдением основных правил драматургии классицизма, однако пьесу отмечает сложность постановки и разрешения вопроса трагического, что послужило причиной различных толкований ее идейного смысла. Екатерина I! увидела в "Вадиме Новгородском"' опасную и антиправительственную тему. Сенат вынес решение сжечь книгу публично.
Самым ярким явлением в комедийном жанре стала пьеса В.В. Капниста "Ябеда" (закончена в 1793-1794 гг., поставлена в 1798), принадлежащая, по словам Белинского, к исторически важным явлениям русской литературы, как смелое и решительное нападение на крючкотворство, ябеду и лихоимство, так страшно терзавшие общество прежнего времени. Тема ''Ябеды" - произвол бюрократического аппарата. Все судейские чиновники, - от председателя судебной палаты до ее секретаря - мошенники, готовые за деньги сделать правого виноватым. В конце комедии порок наказывается, но все ее действие проникнуто мыслью о неизбежности судебного произвола, так что торжество добродетели носит условный характер. Это было очевидно для Павла, на годы правления которого пришлось появление "Ябеды" а печати и на сиене, полому после четырех представлений пьеса была запрещена.
"Ябеда" написана по всем правилам классицизма, но от комедий подобного рода она отличается тем, что в ней нет центрального отрицательного характера: ее героем является суд, судебные порядки. Это не столько комедия, сколько социальная сатира, в которой больше страшного, чем смешного.
Показательна и драматургическая деятельность П.А. Плавильщикова в плане требований создания русской самобытной драматургии на национальной основе. Плавильщиков решительно выступал против правил драматургии классицизма - трагедия "Ермак" (1803) написана им прозой, без соблюдения единств на национально-историческом сюжете. Вкомедийном наследстве Плавильщикова выделяются комедии-драмы ''Бобыль'" (1790) и "Сиделец" (1803).
КНЯЖНИН Яков Борисович родился [3(14) X. 1740, в городе Псков]— писатель-просветитель, поэт, драматург, переводчик.
Учился в гимназии при Академии наук.
С 1755 года началась служба.
В 1762 перешел на военную службу.
В 1764 назначен «за секретаря» при дежурных генерал-адъютантах.
В 1773 Княжнина судили за растрату. Несмотря на то, что половина долга была внесена до следствия, другую вносил поручитель, Якова Борисовича приговорили к смертной казни через повешение. Строгость приговора заставляет подозревать иную (скорее всего политическую) причину суда над известным писателем. После вмешательства начальника приговор смягчили: его лишили дворянского звания, отобрали имение, разжаловали в солдаты. В течение четырех лет он жил переводами (трагедии Корнеля, поэма Вольтера «Генриада», комедии Гольдони и так далее).
В 1763 была поставлена мелодрама Якова Борисовича «Орфей» (опубликована в 1781) с музыкой Торелли. В начале 1790-х гг. музыку заново написал композитор Е.И.Фомин, и в этом варианте "Орфей" ставился до 1953 г.
В 1777 писатель был «прощен» и вскоре зачислен секретарем вельможи И. И. Бецкого, крупного деятеля в области образования и воспитания. Яков Борисович.играл видную роль в деятельности Воспитательного дома, Академии художеств, преподавал русскую словесность в Кадетском корпусе.
Княжнин писал оды (известна только одна), героиды, басни, стихотворные сказки, элегии, послания, сатирические стихи и 1770—80-х гг. не укладывается в рамки жанров, установленных нормами классицизма. Поэт высмеивал традиционную оду и одописцев, одним из первых обратился к сентиментализму («Письмо графа Комменжа», 1771, опубликована в 1779; «Флор и Лиза», 1778, и др.) и «легкой поэзии». Характерны для поэта антиклерикальные мотивы, сказавшиеся и в «Письме графа Комменжа» и в поэме «Попугай» (около 1790, переделка поэмы французского поэта Грессе).
В комической опере «Несчастие от кареты» (1779, муз. В. А. Пашкевича) осмеяна галломания дворян, с сочувствием изображены бесправные крепостные. Большим успехом пользовались комические оперы «Скупой» (ок. 1782, опубл. в 1887; муз. Пашкевича) и особенно «Сбитенщик» (1783, опубл. в 1887; муз. Ж. Бюлана).
Лучшие его комедии — «Хвастун» (около 1785, опубл. в 1886) и «Чудаки» (1790, опубл. в 1793). Подобно большинству современников, он иногда обращался к ходовым ситуациям и мотивам европейских комедий, но, продолжая традиции русской сатиры, он изображал отрицательные явления русской действительности, которые остались жить в нравах дворянства долгие годы. Оставаясь в основном на позициях классицизма, Яков Борисович усложняет образы, строит комедию «Чудаки» без традиционных положительных персонажей. «Хвастун» и «Чудаки» отличаются живостью действия, умелым ведением интриги, использованием различных приемов комического. Попытка вскрыть духовную сущность человека через речевую характеристику, просторечие как основа языка действующих лиц, насыщенность пословицами, афористичность, свободно разбитый на реплики стих — таковы особенности русской стихотворной комедии, намеченные Княжниным. Вяземский хвалил «Чудаков» и назвал «Хвастуна» лучшей русской комедией, отметив, что многие стихи ее вошли в пословицы. Белинский писал, что талант Княжнина особенно заметен в комедиях. Пушкин использовал образы его комедий в художественных произведениях, литературной полемике и публицистических статьях.
Эволюция мировоззрения и связь взглядов Княжнина с идеологией просветителей наиболее ясно прослеживается поего трагедиям. Начиная с «Дидоны» (1760-е гг., опубл. в 1787) до «Владисана» (1784), Яков Борисович стоит на позициях признания просвещенной монархии. Однако уже во «Владимире и Ярополке» (1772) проскальзывает сомнение в целесообразности неограниченной власти монарха. Герой трагедии «Росслав» (1783), в котором писатель хотел воплотить лучшие черты русского национального характера, — патриот, тираноборец, сын отчизны, но не раб государя. Славословие в честь республики звучит впервые в «Софонисбе» (ок. 1786). Итог раздумий Княжнина — трагедия «Вадим Новгородский» (1789, опубл. в 1793), образец русского революционного классицизма.
Более глубокое, чем у Сумарокова, изображение страсти, лиричность, усложнение психологической характеристики в трагедиях Якова Борисовича позволили историкам театра заметить, что на русской сцене «чувство впервые только заговорило языком Княжнина». «Титово милосердие» (1778) — первая русская музыкальная трагедия, в нее введены массовые сцены, хор, балет. Гражданская патетика, облачение свободолюбивых героев в древнерусские костюмы, монологи — политические декларации, свойственные «Росславу» и «Вадиму», были использованы писателями-декабристами.
Обстоятельства неожиданной смерти Княжнина Якова Борисовича неясны. Есть данные, что он умер после допроса в Тайной канцелярии, куда он был вызван, по-видимому, в связи с его политической статьей «Горе моему отечеству».