Тираноборческие и обличительные мотивы в драматургии последней трети XVIII века. Творчество Я.Б.Княжина. Трагедия «Вадим Новгородский».

1770-е годы в русской драматургии отмечены появлением первые образцов комической оперы, жанра небольшого театрально-музыкального представления, сочетавшего музыку и пенке с разговорной речью. Она вы­водила на сиену представителей 'низших" классов - крестьян и ремеслен­ников, сочетала в себе смешное и печальное, что противоречило поэтике классицизма. Комическая опера была востребована новым демократиче­ским зрителем. Крестьянская жизнь изображается в комических операх в зависимости от идейных позиций ее авторов. В репертуаре появляются произведения, представляющие жизнь крестьян в идиллических тонах, да­леких от реальной действительности (В.И.Майков "Деревенский праздник, или увенчанная добродетель"). Им противостоит опера, насыщенная эле­ментами народности и социальной сатиры, рисующая бесправие, подневольное состояние крестьянства. Таковы "Несчастье от кареты" Я.Б. Княжнина, «Розана и Любим" Н.П. Николева, "Кофейница" И.А. Крылова.

Первым образцом оригинальной комической оперы стала "Анюта" М.И. Попова, сюжет которой построен на русском бытовом материале.

В последней трети века продолжают развиваться и традиции сумароковского классицизма. С особой наглядностью эта тенденция проявилась в жанре классической трагедии, самом подходящем для выражения граж­данских чувств. Яркими образцами русской тираноборческой трагедии XVIII века явились "Сорена и "Замир" Николева и в особенности «Вадим Новгородский" Княжнина.

Во второй половине 1780-х годов Екатерина II пишет ряд произведе­ний: она обличает масонство в комедиях "Обманщик", "Обольщенный", 'Шаман Сибирской", стремится дискредитировать тираноборческие тен­денции в "Историческом представлении из жизни Рюрика". Один из эпи­зодов последней пьесы должен был увеличить торжество принципа само­державия - он рассказывал о восстании Вадима против Рюрика, разоблачая саму мысль о восстании. Указанную Екатериной тему подхватил Княжнин. В основу конфликта трагедии "Вадим Новгородский" им было положено столкновение монархических и республиканских идей, воплощенных в об­разах Рурика и Вадима. Рурик в изображении Княжнина является идеаль­ным "просвещенным" монархом, давшим Новгороду благоденствие. На борьбу с Вадимом его толкает не личная корысть, а "честь". Для Вадима же Рурик тиран только потому, что он монарх. Его гражданским идеалом является древняя новгородская вольность - герой не ищет власти для себя, он хочет возвратить народу свободу. Народ же, выступая в роли судии, просит Рурика и впредь владеть им. И все же дух Вадима остается неслом­ленным, и моральную победу одерживает именно он.

'Вадим Новгородский" Княжнина написан с соблюдением основных правил драматургии классицизма, однако пьесу отмечает сложность по­становки и разрешения вопроса трагического, что послужило причиной различных толкований ее идейного смысла. Екатерина I! увидела в "Вади­ме Новгородском"' опасную и антиправительственную тему. Сенат вынес решение сжечь книгу публично.

Самым ярким явлением в комедийном жанре стала пьеса В.В. Кап­ниста "Ябеда" (закончена в 1793-1794 гг., поставлена в 1798), принадлежащая, по словам Белинского, к исторически важным явлениям рус­ской литературы, как смелое и решительное нападение на крючкотворство, ябеду и лихоимство, так страшно терзавшие общество прежнего времени. Тема ''Ябеды" - произвол бюрократического аппарата. Все судейские чи­новники, - от председателя судебной палаты до ее секретаря - мошенники, готовые за деньги сделать правого виноватым. В конце комедии порок на­казывается, но все ее действие проникнуто мыслью о неизбежности судеб­ного произвола, так что торжество добродетели носит условный характер. Это было очевидно для Павла, на годы правления которого пришлось по­явление "Ябеды" а печати и на сиене, полому после четырех представле­ний пьеса была запрещена.

"Ябеда" написана по всем правилам классицизма, но от комедий по­добного рода она отличается тем, что в ней нет центрального отрицатель­ного характера: ее героем является суд, судебные порядки. Это не столько комедия, сколько социальная сатира, в которой больше страшного, чем смешного.

Показательна и драматургическая деятельность П.А. Плавильщикова в плане требований создания русской самобытной драматургии на нацио­нальной основе. Плавильщиков решительно выступал против правил дра­матургии классицизма - трагедия "Ермак" (1803) написана им прозой, без соблюдения единств на национально-историческом сюжете. Вкомедий­ном наследстве Плавильщикова выделяются комедии-драмы ''Бобыль'" (1790) и "Сиделец" (1803).

КНЯЖНИН Яков Борисович родился [3(14) X. 1740, в городе Псков]— писатель-просветитель, поэт, драматург, переводчик.

Учился в гимна­зии при Академии наук.

С 1755 года началась служба.

В 1762 перешел на военную служ­бу.

В 1764 назначен «за секретаря» при дежурных генерал-адъютантах.

В 1773 Княжнина судили за растрату. Несмотря на то, что половина долга была внесена до следствия, другую вносил поручитель, Якова Борисовича приговорили к смертной казни через повешение. Строгость приговора застав­ляет подозревать иную (скорее всего политическую) причину суда над изве­стным писателем. После вмешательства начальника приговор смягчили: его лишили дворянского звания, отобрали имение, разжаловали в солдаты. В тече­ние четырех лет он жил переводами (трагедии Корнеля, поэма Вольтера «Генриада», комедии Гольдони и так далее).

В 1763 была поставлена мелодрама Якова Борисовича «Орфей» (опубликована в 1781) с музыкой Торелли. В начале 1790-х гг. музыку заново написал композитор Е.И.Фомин, и в этом варианте "Орфей" ставился до 1953 г.

В 1777 писатель был «прощен» и вскоре зачис­лен секретарем вельможи И. И. Бецко­го, крупного деятеля в области образо­вания и воспитания. Яков Борисович.играл видную роль в деятельности Воспитательного дома, Академии художеств, преподавал русскую словесность в Кадетском кор­пусе.

Княжнин писал оды (известна только одна), героиды, басни, стихотворные сказки, элегии, послания, сатирические стихи и 1770—80-х гг. не укладывается в рамки жанров, установленных нормами клас­сицизма. Поэт высмеивал традиционную оду и одописцев, одним из первых обра­тился к сентиментализму («Письмо графа Комменжа», 1771, опубликована в 1779; «Флор и Лиза», 1778, и др.) и «легкой поэзии». Характерны для поэта антикле­рикальные мотивы, сказавшиеся и в «Письме графа Комменжа» и в поэме «Попугай» (около 1790, переделка поэмы французского поэта Грессе).

В коми­ческой опере «Несчастие от кареты» (1779, муз. В. А. Пашкевича) осмеяна галломания дворян, с сочувствием изо­бражены бесправные крепостные. Боль­шим успехом пользовались комические оперы «Скупой» (ок. 1782, опубл. в 1887; муз. Пашкевича) и особенно «Сбитенщик» (1783, опубл. в 1887; муз. Ж. Бюлана).

Лучшие его комедии — «Хва­стун» (около 1785, опубл. в 1886) и «Чудаки» (1790, опубл. в 1793). Подобно большин­ству современников, он иногда обращался к ходовым ситуациям и мотивам европей­ских комедий, но, продолжая традиции русской сатиры, он изображал отри­цательные явления русской действи­тельности, которые остались жить в нра­вах дворянства долгие годы. Оставаясь в основном на пози­циях классицизма, Яков Борисович усложняет образы, строит комедию «Чудаки» без тради­ционных положительных персонажей. «Хвастун» и «Чудаки» отличаются жи­востью действия, умелым ведением ин­триги, использованием различных прие­мов комического. Попытка вскрыть ду­ховную сущность человека через рече­вую характеристику, просторечие как основа языка действующих лиц, насы­щенность пословицами, афористичность, свободно разбитый на реплики стих — таковы особенности русской стихотвор­ной комедии, намеченные Княжниным. Вяземский хвалил «Чудаков» и назвал «Хвастуна» лучшей русской комедией, отметив, что многие стихи ее вошли в пословицы. Белинский писал, что талант Княжнина особенно заметен в комедиях. Пуш­кин использовал обра­зы его комедий в художественных про­изведениях, литературной полемике и публицистических статьях.

Эволюция мировоззрения и связь взгля­дов Княжнина с идеологией просветителей наи­более ясно прослеживается поего траге­диям. Начиная с «Дидоны» (1760-е гг., опубл. в 1787) до «Владисана» (1784), Яков Борисович стоит на позициях признания просве­щенной монархии. Однако уже во «Вла­димире и Ярополке» (1772) проскальзыва­ет сомнение в целесообразности неограни­ченной власти монарха. Герой трагедии «Росслав» (1783), в котором писатель хотел во­плотить лучшие черты русского нацио­нального характера, — патриот, тира­ноборец, сын отчизны, но не раб государя. Славословие в честь республики звучит впервые в «Софонисбе» (ок. 1786). Итог раздумий Княжнина — трагедия «Вадим Нов­городский» (1789, опубл. в 1793), образец русского революционного классицизма.

Более глубокое, чем у Сумарокова, изо­бражение страсти, лиричность, усложне­ние психологической характеристики в трагедиях Якова Борисовича позволили историкам театра заметить, что на русской сцене «чувство впервые только заговорило языком Княжнина». «Титово милосердие» (1778) — первая русская музыкальная трагедия, в нее введены массовые сцены, хор, балет. Гражданская патетика, облачение сво­бодолюбивых героев в древнерусские костюмы, монологи — политические де­кларации, свойственные «Росславу» и «Вадиму», были использованы писате­лями-декабристами.

Обстоятельства неожиданной смерти Княжнина Якова Борисовича неясны. Есть данные, что он умер после допроса в Тайной канцеля­рии, куда он был вызван, по-видимому, в связи с его политической статьей «Горе моему отечеству».

Наши рекомендации