Завершая свое сочинение, не забудьте о главном: расскажите о том, к какому результату, выводу привело вас такое исследование характеров героев, как сравнительная характеристика.
Примерный план анализа лирического произведения
- Ваше восприятие.
Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Чем привлекло среди других произведений поэта, авторов, обращавшихся к этой теме? Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете стихотворение? Как лучше его читать - вслух или "про себя"? Почему? Каким настроением проникнуто произведение? Меняется ли оно? Почему?
- Литературное направление.
Романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д. Особенности литературного направления, присутствующие в стихотворении.
- Жанровые особенности стихотворения.
Жанр стихотворения: элегия, ода, стансы, лирическое стихотворение, фрагмент, послание, сонет и другие.
Выбор жанра связан со сложившимися литературными традициями, эпохой создания произведения, как правило, жанр связан с литературным направлением.
В ситуации, когда поэт выбирает достаточно нетрадиционный для своей эпохи и направления жанр или наполняет традиционный новым, необычным содержанием, следует осмыслить это обстоятельство в процессе размышления над стихотворением.
- Биографические факты.
Если есть необходимость обратиться к году создания, истории создания, к адресату поэтического послания, значению этого стихотворения в творчестве поэта.
- Центральная тема стихотворения.
Тема стихотворения иногда может быть обозначена уже в названии: "Весенняя гроза", "К морю", "Незнакомка"; иногда название представляет собой метафору или имеет символическое значение - "Парус", "Пророк"; тогда тема оказывается шире заглавия, ее требуется "расшифровать".
К темам (в широком смысле) лирических стихотворений можно отнести следующие: любовь, дружба, природа, жизнь и смерть, поэзия и ее роль в жизни человека, судьба поколения, родина, народ, лирический герой и толпа, а также более частные темы: прошлое, будущее, странствие, разлука, встреча, прощание, воспоминание, свидание, конфликт и т. д.
По тематическим признакам стихотворение можно отнести к любовной, пейзажной, дружеской, философской и т. д. лирике. Но иногда в рамках одного произведения присутствуют черты различных типов ("Что ты клонишь над водами…" Ф.И. Тютчева относится одновременно и к пейзажной, и к философской лирике).
- Эмоциональная окраска чувств.
Какое настроение становиться для стихотворения определяющим в целом. Меняется ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся.
- Главные образы или картины, созданные в стихотворении. Их характеристика.
- Лирический герой стихотворения.
Как раскрылся лирический герой в этом стихотворении? Что можете сказать о его внутреннем мире, чувствах, переживаниях, его отношении к жизни (миру, природе, искусству, любви и т. д. в зависимости от темы стихотворения)?
Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ – переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные черты людей определенного времени, их идеалы.
- Идея стихотворения. Если необходимо – смысл названия стихотворения.
Раскрыть основную мысль стихотворения, значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения. Есть ли в творчестве этого поэта сходные стихотворения?
- Композиция.
Единое целое, деление на части, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя. Роль первой и последней строки. Какие слова представляются поэту особенно значимыми, кульминационными.
- Средства поэтического языка.
§ Художественные средства: тропы и фигуры речи.
§ Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д. Лексика, отбор которой связан с жанром, темой, идеей стихотворения, тоже может стать предметом размышлений. Во-первых, в тексте произведения не должно остаться ни одного непонятого слова, особенно если речь идет об архаизмах, историзмах или просто незнакомых вам словах. Во-вторых, помните: то или иное слово, значение которого вам кажется "прозрачным" в языке, может приобретать в контексте стихотворения новое, не свойственное ему значение.
§ Другие приемы: пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность и т. д.
§ Ритм, размер, рифма: формальные средства построения стихотворения, направленные на раскрытие авторского замысла. Размер стихотворения не бывает случайным в силу своего смыслового наполнения. Ямб - сильный, энергичный размер, хорей всегда звучит плавно, мягко, дактиль создает однообразный мерный ритм, амфибрахий близок к интонациям разговорной речи, анапест - очень гибкий размер, способный передавать различные интонации и настроения.
- Оценка.
Что открыло стихотворение вам, как изменило ваши представления о мире? Станет ли для вас автор этого стихотворения узнаваемым и близким?
Пункт 1 – общие впечатления, 2-3 – вступление, 4-9 – анализ содержания стихотворения, 10-11 – анализ формы. Анализ содержания и формы лучше не разделять, а делать вместе, показывая, как форма помогает передать содержание, и как содержание определяет форму.
Рецензия на художественное произведение
Рецензия- письменный отзыв, содержащий анализ и оценку какого-либо произведения искусства.
Требования к написанию рецензии:
- Ни в коем случае не начинать рецензию с фразы о том, что великий (гениальный, замечательный) русский (современный) писатель (поэт) родился (написал).
- Вариантами начал рецензии могут быть цитата из рецензируемого текста; впечатления рецензента; высказывание критика, суждение которого автор рецензии решил опровергнуть; вопрос, требующий разрешения; наконец, биографические сведения, но только если они существенны для развития дальнейшей мысли автора.
- Важно, чтобы читатель рецензии мог получить "необходимую и достаточную" информацию о произведении, даже если это известное произведение известного автора. Поэтому пишущий должен кратко(!) познакомить читателя с содержанием текста. От такого краткого пересказа требуются не просто продуманность, целостность, но и ориентированность на главные проблемы произведения и авторскую позицию позицию.
- Тон и стиль рецензии должен соответствовать жанру произведения. Нельзя писать о юмористическом рассказе теми же словами, что и о тексте с драматическим сюжетом.
- Рецензия - жанр, носящий обязательный оттенок публицистичности и требующий включения приемов "оживления" текста (запоминающийся заголовок, риторические вопросы, обращения, использование модели "по моему мнению" и т.д.).
Пример рецензии
«Возвращение» к себе (Рецензия на рассказ А. Платонова "Возвращение")
"Есть время в жизни, когда невозможно избежать своего счастья. Это счастье происходит не от добра и не от других людей, а от силы растущего сердца, согревающего своим теплом и смыслом". Мне кажется, что эти слова в большей степени, чем какие-либо другие, можно отнести ко многим платоновским героям, но, в первую очередь, к Алексею Иванову - герою рассказа "Возвращение", написанного в 1946 году, ведь именно ему, Иванову, предстоит научиться жить "от силы растущего сердца". Но в начале рассказа герой об этом еще не знает.
Чем меня привлекло именно это произведение? Дело в том, что военная тема до сих пор остается главной в нашей литературе. Я читал множество книг о войне. Как правило, это произведения о конкретных военных эпизодах, о героизме русских солдат, офицеров, партизан. Но мой выбор пал на этот рассказ Платонова потому, что писатель обращается к вполне "мирному" материалу - возвращению домой после войны. Но самое поразительное в рассказе то, что он повествует не о радости победы, а о том, какие "раны" нанесены семье и душе человека войной.
Сюжет рассказа - возвращение капитана гвардии Алексея Алексеевича Иванова с фронта. Но, прочитав рассказ, понимаешь, что это не столько возвращение героя домой, к семье, сколько "возвращение к себе", утраченному четыре года назад. Читая рассказ, обнаруживаешь, что Алексей Алексеевич в начале рассказа неприятен как человек. Война закончилась, а он продолжает жить так, как жил на войне. Доказательством этому служит встреча Иванова с Машей. Ему надо возвращаться домой, к жене и детям, которых он не видел четыре года и которых он предупредил телеграммой, что "выезжает домой без промедления", а он "выходит вслед за Машей из вагона, хотя ему еще оставалось ехать до места более суток". В этом эпизоде Платонову, мне кажется, важно дать читателю понять, что Иванов думает больше о себе, чем о семье: жене, детях. Он, в отличие от шолоховского Андрея Соколова, совсем не понимает, что "этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаже нашего в тылу приходилось".
Впервые упоминание о семье героя возникает уже после его встречи с Машей. В противовес своему мужу, желавшему "погулять еще немного на воле", жена Иванова "три дня подряд ходила ко всем поездам, прибывающем с запада", "отпрашивалась с работы", "не спала от радости"… Совершенно ясно, что для Любови Васильевны и ее мужа время ожидания встречи движется и ощущается по-разному. Для нее оно наполнено тревогой, для него - развлечениями. В описании оставленных Алексеем Алексеевичем Ивановым на четыре года детей тоже чувствуется "отпечаток" войны: "башмаки на Петрушке были поношенные, но еще годные, штаны и куртка старые, переделанные из отцовской гражданской одежды". Но самый главный укор войне - образ одиннадцатилетнего сына Иванова Петрушки. Отец чувствует, что Петрушка нуждается в заботе и ласке больше других, потому что война превратила его в "мужичка", лишенного детства. Иванов чувствует, что не может его полюбить. Может уважать, но не любить. И самое страшное, что, начиная узнавать, чем жила его семья, Иванов мерит их прошлое фронтовыми мерками. Отец не понимает, что именно парнишка сохранил для него семью, заботился о матери и сестре. Какая-то внутренняя преграда мешает ему понять всех домашних и даже Настю. Ответ на неуместный в устах отца вопрос: "Как вы тут без меня жили?", - содержится и в характере сына, и в поведении Насти, когда вся семья собралась за столом. Они не едят все сразу: Петрушка собирает крошки, Настя оставляет кусок пирога "Семену-Евсею". Иванов же считает, что он на войне совершал подвиги, а они здесь жили "нормальной" жизнью.
Постепенно в рассказ входит "Семен-Евсей", человек, который помогал семье Иванова абсолютно безвозмездно. А неблагодарный отец семейства начинает допытываться у своей жены, "была ли она с ним женщиной". Главная мысль рассказа раскрывается в словах Петрушки: "У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие…".
Что же происходит в рассказе? Оторванный от дома Иванов присваивает себе исключительное право судить своих близких, совсем не думая о том, что пришлось пережить его семье без него.
Заканчивается рассказ значимым эпизодом - отец решает из гордости порвать с семьей. И уже, казалось бы, окончательно решена судьба семьи Иванова, но последний эпизод переворачивает все. Когда он видит бегущих за поездом детей, ему становится неловко: "Двое детей, взявшись за руки, все еще бежали по дороге к переезду. Они оба упали, поднялись и опять побежали вперед<…>. И тут же они снова упали на землю", и вдруг Иванов "сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием".
Не случайно я начал свою работу цитатой о сердце, ибо от него, "согревающего тело своим теплом", действительно должно "происходить счастье". И именно такое сердце "просыпается" в груди Иванова...
Содержание
Структура ГИА в 9 классе. Задания, критерии оценивания. 2
Бланки ГИА.. 3
Бланк ответов № 1 для выполнения заданий А1-А3, В1-В14. 3
Бланк ответов № 2 для выполнения заданий С1, С2.1(С2.2) 4
Критерии оценивания сжатого изложения (С1) 5
Алгоритм написания сжатого изложения. 6
Содержательные и языковые приёмы сжатия текста. 7
Пример сжатия текста. 9
Необходимая терминология к заданиям А1, C1, C2. 11
Терминология к заданиям А2, В1. 13
Терминология к заданию А3. 15
В2. Правописание корней. 18
В3. Правописание приставок. 20
В4. Правописание суффиксов. 21
В5, В10, В11. Простое осложнённое предложение. 25
В6. Сложносочиненные предложения. 29
В7. Классификация сложноподчиненных предложений. 30
В8. Словосочетание. 31
В9, В12. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. 33
В13. Сложные бессоюзные предложения. 35
В14. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. 36
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1) 37
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (С2.2) 38
Оценка грамотности и фактической точности речи. 39
Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. 41
С2.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (памятка) 42
Сочинение-рассуждение о знаках препинания (С2.1) 45
Функции знаков препинания. 45
Смыслоразличительная функция знаков препинания. 45
Другие функции знаков препинания (выделительная, разделительная, эмоционально-экспрессивная) 47
Шаблоны сочинений-рассуждений на лингвистическую тему (С2.1) 48
Образцы сочинений-рассуждений о знаках препинания (С2.1) 50
Алгоритм написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему по содержанию текста. 51
С2.2. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему (памятка) 52
Список наиболее часто встречающихся проблем текстов. 54
Образцы сочинений-рассуждений на морально-этическую тему (С2.2) 55
Стили речи. 58
Типы речи. 59
ЛИТЕРАТУРА.. 61
Содержание и форма литературного произведения. 61
Роды и жанры литературы.. 64
Эпические жанры.. 64
Лирические жанры.. 65
Лироэпические жанры.. 66
Драматические жанры.. 66
Жанры фольклора. 67
Основные литературные направления. 67
Классицизм.. 67
Сентиментализм.. 68
Романтизм.. 69
Реализм.. 71
Модернизм.. 71
Основы стихосложения. 72
Стихотворные размеры.. 72
Рифма. 73
Работа с текстом. Виды пересказов и планов. 74
Анализ эпизода художественного произведения. 76
Сравнительная характеристика героев. 77
Примерный план анализа лирического произведения. 79
Рецензия на художественное произведение. 81