Другие формы работы с текстом
Выписки представляют собой особую форму записи. При чтении книг, статей часто приходится выписывать отдельные факты, цифры, таблицы, зарисовывать схемы. В одних случаях этот материал требуется для дальнейшего анализа, изучения, в других он используется сразу же – при подготовке сообщения, доклада. Наиболее важные места изучаемого произведения можно выписывать дословно; если точная ссылка на статью, брошюру не нужна, они могут быть записаны и своими словами. В отличие от плана и тезисов, выписки можно делать в процессе чтения произведения.
Конспект является наиболее совершенной формой записи в процессе самостоятельной работы с книгой. В конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют несравненно более важное значение, чем в обстоятельном и подробном изложении. В качестве обязательного элемента конспект содержит план произведения. Можно сказать, что конспект – это тезисы, дополненные конкретным материалом, фактами, взятыми из произведений. В конспект включаются также цитаты и выписки (цифры, таблицы, схемы). Конспект можно постоянно дополнять новыми записями, фактами и обобщениями.
Приступая к составлению конспекта, следует прежде всего записать фамилию автора произведения, полное название работы, указать год издания и название издательства. Если конспектируется статья, то обязательно надо указать, в каком журнале она была напечатана. Затем статья (или раздел книги) разделяется на несколько частей, в каждой части выделяется самое существенное и записывается в тетрадь.
Помимо конспектирования отдельных произведений иногда возникает необходимость законспектировать несколько тематически близких произведений. Такой конспект, соответственно, называется тематическим. Цель тематического конспекта – как можно глубже, всесторонне изучить определенную проблему, подготовить материал для доклада, лекции. Составлению тематического конспекта предшествует подбор и тщательное изучение необходимой литературы. На этой основе составляется план конспекта, а затем и сам тематический конспект. Во многих отношениях он приближается к докладу, к реферату на определенную тему.
Анализ эпизода художественного произведения
Умение анализировать эпизод необходимо при любой работе над художественным произведением - в устном ответе, в сочинении и т. д. Но анализ эпизода - это ещё и вид школьного сочинения, который можно отнести к одному из самых трудных.
План
1. Установить границы эпизода;
2. Определить основное содержание эпизода (что описывается, что происходит в данном эпизоде);
3. Рассмотреть композиционные особенности эпизода;
4. Определить, какие персонажи в нем участвуют;
5. Проследить, как этот эпизод помогает раскрыть характеры героев, что нового мы узнаем о героях из данного эпизода:
• из поступков героев;
• из речи персонажей (их интонация, слова, которые они употребляют и др.);
• из описания героев (их жестов, мимики, одежды, взглядов и т.д.).
6. Раскрыть идею эпизода и показать роль этого эпизода в произведении, то, как он сцеплен с другими эпизодами; показать его роль в раскрытии авторского замысла, освещении проблем, затронутых в произведении;
7. Отметить художественные средства, которые создают в этом эпизоде его эмоциональную атмосферу и помогают раскрыть идею.
Шестая из перечисленных задач является самой главной, т. к. при анализе эпизода нам важно показать, как общий идейный замысел всего произведения в целом отражается в каждой его части.
Главная опасность - замена анализа пересказом эпизода!
Анализ эпизода - это сочинение-рассуждение, требующее особого внимания к тексту произведения. Тема такого сочинения иногда начинается со слова "роль": "Роль первого сна Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", "Роль диалогов-споров в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети". Но тема, естественно, может быть сформулирована и по-другому.
Анализ эпизода в литературном произведении предполагает внимание к деталям, осмысление их роли, значения для образа в целом. Но любой анализ предполагает обязательно и синтез - то, во имя чего этот анализ делается: обобщения, выводы, сделанные на основе наблюдений.
Сравнительная характеристика героев
Сравнительная характеристика – это сочинение-рассуждение, основанное на сравнении двух персонажей из одного или разных произведений.
Многие герои в русской литературе даны «парами»:Онегин - Ленский,Онегин - Татьяна,Онегин - автор,Печорин - Грушницкий,Базаров - Аркадий Кирсанов,Базаров - Павел Петрович Кирсанов,Пьер - Андрей,Кутузов - Наполеон и т. д.
Формулировки тем могут быть достаточно традиционными ("Обломов и Штольц в романе И.А. Гончарова "Обломов"), а могут содержать и некий новый поворот ("Базаров и Николай Кирсанов.Значение образов в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"). В любом случае главное слово в формулировке, определяющее композицию такого сочинения - союз "и".
Сравнительная характеристика часто помогает нам по-новому увидеть, казалось бы, известных героев. Во вступлении к такому сочинению мы определяем проблему, над которой будем работать, ведь нам важно не сравнение само по себе. Сравнение персонажей - только способ более глубокого понимания произведения, постижения авторского замысла, путь решения какого-то остро стоящего вопроса и т. д. "Беспроблемным" такое сочинение быть не может.
Сравнительную характеристику ни в коем случае нельзя превращать в пересказ - рассказывать сначала об одном, потом о другом герое. Сравнение обязательно должно проходить параллельно, и два героя должны сравниваться по одним и тем же признакам или в сходных (аналогичных) ситуациях. "Образно говоря, если вы сказали, что у одного героя голова похожа на редьку хвостом вверх, то тут же обрисуйте и форму головы другого, и непременно с упоминанием редьки и ее хвоста", - замечает автор статьи "Сравнивайте грамотно!" З.А. Блюмина. ("Литература". Приложение к журналу "Первое сентября" №10 ,2000 г., с.8).
Разделив сравнение на серию более мелких сравнений, можно двигаться вслед за текстом, анализируя эпизоды и сравнивая наших героев (при этом не выпуская из виду поставленную проблему!). Допустим, сравниваем:
* первое появление героя;
* портрет;
* окружающую жизненную обстановку;
* отношение с близкими ему людьми, с обществом;
* поведение в сходных ситуациях;
* авторское отношение к герою и т. д.
Анализ текста, штрихов к портрету, "говорящих" деталей, речи - это и будут наши аргументы. Обратите особое внимание на те художественные средства, с помощью которых автор изображает своего героя. Это могут быть сравнения, эпитеты, особенности лексики, относящейся к герою, детали, создающие настроение. В художественном произведении ничего случайного не бывает. Например, почему Свидригайлов появляется в каморке Раскольникова после третьего сна, сна-кошмара, буквально сливаясь с ним, как бы вырастая из этого сна?.. Во всяком сравнении интересно найти свою "изюминку", и часто сравнительная характеристика приводит нас к новому, неожиданному видению, казалось бы, хорошо знакомого. Сравнивая различных, противоположных по качествам характера персонажей, мы порой обнаруживаем их сходство, и наоборот: во внешне сходных героях - глубокое различие.
Так, размышляя над образам такого энергичного, деятельного Штольца и наблюдая его в конце романа, когда он счастлив в своем обособленном, ограниченном, уютном мирке - в доме на берегу моря, "увитом виноградом", думаешь невольно: как это похоже на "облагороженную" Обломовку, где жизнь течет правильно и равномерно и куда не долетают тревоги окружающего мира!
А теперь скажите, похожи ли Обломов и его слуга Захар? Да и сравнивать, казалось бы, странно! Но задумайтесь: ведь сам автор говорит нам о том, что Захар еще в большей степени Обломов, чем сам Илья Ильич…
Выстраивая композицию сравнительной характеристики, помните, что в начале сочинения всегда лучше остановиться на сходстве героев, потому что главным все-таки является их различие. Но возможна и "обратная" композиция: от внешних различий - к глубинному внутреннему сходству. Правильно (т. е. интересно, эффектно) выстроить сочинение вам всегда поможет та конкретная "пара", с которой вы работаете.