Жизнь Клима Самгина» М. Горького: поэтика и идеология.

Над своим "завещанием", как принято называть это самое значительное произведение М.Горького, он работал двенадцать лет - с 1925г. до последних дней своей жизни и говорил: "Я не могу не писать "Жизнь Клима Самгина"... Я не имею право умереть, пока не сделаю этого". (Несмотря на условность этой фразы, она заставляет задуматься об обстоятельствах, ускоривших кончину Горького). К сожалению, четвертый том писатель подготовить к печати сам не успел; остался недописанным финал.

Грандиозное художественное полотно, оправдавшее свое подзаглавие "Сорок лет" вобрало и синтезировало социальную проблематику всего предшествующего творчества писателя. Как заметил Луначарский, в "Климе Самгине" Горький "приводит в порядок весь свой опыт" ("Писатель и политика"). Перечислим лишь некоторые из постоянных горьковских мотивов. Заявленное еще в "Вассе Железновой" и "Деле Артамоновых" сомнение писателя в перспективах русского предпринимательства завершается образом Варавки. Понимание того, что для русской ментальности характерно трагическое противостояние личности существующему миропорядку (Фома Гордеев, Егор Булычев и др.) воплотилось в образе Лютова. Скептическое отношение к интеллигенции, претендующей быть "солью земли", но не способной что-либо изменить в народной судьбе и равнодушной к ней, идет от Горького-драматурга 900-х г.г. ("Дачники", "Варвары", "Дети солнца") и реализовалась в главном герое романа и его ближайшем окружении (описание которого, кстати, вовсе не противоречит критическим суждениям о русской интеллигенции в знаменитых "Вехах"). Крушение народнических иллюзий, показанное в начале романа, восходит к образу Евгении Мансуровой в "Жизни Матвея Кожемякина". Идущая от "Мещан" и "Матери" тема пролетарского движения раскрыта в патетических картинах первой русской революции и образе Степана Кутузова, только последний подан с более объективной и подчас нелицеприятной позиции.

Адекватному прочтению романа в советском литературоведении мешала, как убедительно показал С.Сухих, трактовка его как эпопеи, что разрушало художественную целостность повести (авторское определение жанра произведения об одном герое). На деле "движущаяся панорама десятилетий" (А.Луначарский), и события, и персонажи - а их более 800 - поданы Горьким лишь через поток сознания одного героя. Такой гипертрофированный интерес к личности - характерная черта литературы серебряного века. Уже фамилия "Самгин", как обратил на это внимание Луначарский, заключало в себе "самость", опору на себя, желание быть самим собой. То, что социальные вопросы ничтожны рядом с трагедией индивидуального бытия - кредо Самгина - автором с порога не отвергается. Напротив, экзистенциальные мотивы его раскрытия делают образ Самгина нелицеприятно правдивым, объективно раскрывающим многие стороны человеческого характера. Вопреки утвердившемуся в советском литературоведении мнению Луначарского: Самгин "является во всем антиподом авторской личности" ("Самгин"). Начало нового прочтения романа после перестройки было положено тезисом Б.Парамонова: Самгин - психологический автопортрет писателя, это бессознательное Горького, его тень, а на страницах "Учительской газеты" вопросом: "Что в Самгине от самого Горького?". Горький-человек в отличие от Самгина шел навстречу истории, но считал своим писательским долгом типизировать судьбу тех "средних" людей (а их большинство), кто видел в истории насилие над собой и предпринимал попытки, большей частью безуспешные, от нее укрыться.

Оригинальность горьковского решения, "беспрецедентная для литературы дерзость" проявились в том, что свидетелем эпохи (за сорок лет!) выступил антигерой, почти всегда противостоящий авторской позиции. Это уже не "мир в личности" романтического по своим истокам искусства. А жесткое реалистическое видение, сохраняющее status quo "личностью в мире". Поданный только через восприятие Самгина "мир" тем не менее сохраняет свои очертания, благодаря удачно найденному приему: "... Только Самгин показан "изнутри", все остальные - "извне". Внутренние процессы сознания Самгина даны непосредственно, внутренний мир других героев - только в его восприятии и в прямой речи диалога. К а к д у м а е т - все остальные показаны только как они действуют и как говорят".

Сюжетные и фабульные связи романа завязываются и развиваются так, будто художественный мир творится, как уже отмечено Л.Киселевой, без прямого авторского вмешательства, как бы сам по себе, объективно возникая из существующего хаоса. Эти связи возникают, говоря словами Горького, в "атмосфере мысли". Отсюда определение романа как философской прозы.

"Жизнь Клима Самгина" - это идеологический роман в самом высоком смысле этого слова, раскрывающий насквозь идеологизированную жизнь общества в ХХ веке. В идейных спорах героев прозвучало более 70 имен философов и политиков, более чем на 100 страницах упоминается Лев Толстой, на стольких же Достоевский и Леонид Андреев. Размышляет Самгин и о "Вехах", и о "развенчанном" Горьком. Активизация общественной жизни требует от человека социально-политического самоопределения, и если в глубине души этого нет, то человек вынужден актерствовать, играть - таков объективный вывод писателя.

Но все это становится фактом искусства благодаря художественности воплощения творческого замысла. Идиостиль автора "Самгина" формируют, как показано в современном горьковедении, специфические особенности его поэтики. Своеобразнасоотнесенность позиции героя и автора; ведущими представляются сквозные образы-лейтмотивы: развитие сюжета во многом определяют они, словесные образы, а не привычные для читателя логика характеров и событий. Необходимо также отметить двойничество героя, доведенное в картине сна до гротескного множества самгиных. Как принцип отражения и осмысления мира главным героем выступает зеркальность (16)

Специальное исследование итоговому горьковскому роману посвятил С.И.Сухих. Он подчеркнул, что дальнейшее осмысление трагического опыта революции меняет направление мысли Горького: от негативности оценок "кремлевских властителей" и революции сразу после эмиграции к попыткам оправдания революции по прошествии некоторого времени. Рассматривая взаимоотношения Горького и революции на материале романа "Жизнь Клима Самгина", С.И.Сухих приходит к выводу, что "в романе показана неизбежность победы марксистов над идейными противниками и в силу железной логики учения, и в силу непоколебимой уверенности в своей правоте, и в результате несокрушимой твердости в действиях (...), понятности и привлекательности их идей и лозунгов для массы.... В изображении Горького путь России к революции и к победе большевиков показан как неизбежность (...) Горький как идеолог может "оправдать" большевизм, как художник с "честными глазами" - он просто показывает, что такое большевизм, как и благодаря чему он побеждал и каковы были люди, делавшие историю. Большевизм оказывается в "Жизни Клима Самгина" единственной силой, способной перевернуть судьбу России, - и это историей подтверждено. Но в романной полифонии сила эта высвечена со всех сторон, в том числе читатель не может не видеть, что для большевиков в высшей степени свойственны и способность фанатического превращения идеи в веру, и непримиримость, нетерпимость, отбрасывание с порога и подавление любых оппонирующих им идей, в том числе и таких, которые, как показала та же история, отбрасывать и подавлять было катастрофически опасно".

Идею написания этой книги подкинул Горькому, как это ни странно, Сергей Есенин. Горький никогда об этом не говорил и этот факт в общем не очень известен. Важно то, что когда Есенин прочитал Горькому своё стихотворение "Чёрный человек", которое писал и переписывал несколько лет перед самоубийством, то как он сам рассказывает, Горький после этого плакал. В то, что Горький мог плакать поверить достаточно трудно, но факт остаются фактом, что образ "Чёрного человека", который выдумал свою жизнь и который при этом стоит "вне жизни" вызвал необходимость написания книги "Жизнь Клима Самгина".

Так оказалось, что эта книга стала самым крупным и в то же время самым малоизвестным произведением Горького. Он писал её более 10 лет, но она так и осталась незавершённой, без логической развязки. Размер "Жизни Клима Самгина" превышает книгу Толстого "Война и мир". Оазалось, что образ человека, живущего "вне общества" и придумывающий себя для того, чтобы быть в состоянии общаться с миром оказался близок и самому Горькому.

Максим Горький начал писать главную книгу своей жизни в иммиграции. Ему пришлось покинуть Россию в связи с жёсткими идеологическими противоречиями между его позицией и позицией Ленина. Обладая сверхтвёрдым характером, Горький очевидно, не мог уступить ни на миллиметр правящей идеологии ранне послереволюционной России и его отъезд из России был фактически вынужден. Тем не менее, он формально остался сторонником и защитником коммунистической партии и Ленина и главным пророком Октябрьской революции.

Такая позиция была очень выгодна ему и в России. Он с одной стороны не вмешивался в политику и значит, безопасен, а с другой стороны был совершенно свободен, что позволяло ему концентрироваться на основных задачах, которые он ставил себе в своём творчестве. Он был резко против террора, который творился в России и его интересовали только идейные, внутренние вопросы, на основании чего Ленин осудил его за "богостроительство" или "богоискательство".

Жизнь Клима Самгина он писал вдали от России безо всякого внешнего давления и безо всякого внешнего влияния. Главный герой его книги стал человек, который не обладал никакой своей идеологией и был совершенно холоден ко всем жарким спорам и идеологическим дискуссиям, которые шли вокруг него. Это давало Горькому возможность рассмотреть всё то, что привело Россию к революции совершенно объективно. Всё происходящее вокруг рассматривалось с точки зрения "человека пустой души", а значит с точки зрения коммунистической идеологии "типичного интеллигента, противника ленинской линии". Это позволило Горькому спокойно публиковать свою книгу и при этом оставаться сторонником Советской России.

С другой стороны, такое явление, как Клим Самгин совершенно нетипичное и даже можно сказать очень редкое и даже очень искусственное, но только такой человек мог позволить нарисовать портрет предреволюционной России с идеологической точки зрения. Интересно, что сегодня в книжном магазине нельзя найти ни книг Ленина, ни кого-либо из сторонников коммунизма, а книга Жизнь Клима Самгина спокойно стоит на полке и даже включена в 100 самых известных книг мира.

Если задаться целью найти те самые причины, по которым Россия пришла к такому печальному концу, то Жизнь Клима Самгина может оказаться самой полезной. Тем не менее, несмотря на то, что формальная тема книги - русская революция, оказывается, что Горький использовал все революционные темы и разговоры, как фон для раскрытия более глубокой темы - а именно что значит для человека "Быть" - "А был ли мальчик, может мальчика то и не было?"

На протяжении всей книги, Клим "раздевает" многих людей ил многие мнения. Очень часто оказывается, что за высокими словами о всеобщем счастье стоит что-то очень простенькое, что не имеет вообще никакого отношения к обсуждаемой высокой теме. Так молодая девушка, которая много и с пафосом рассуждает о "жизни и смерти" на самом деле просто желает "иметь физический секс". Желание этой девушки иметь физический секс не имеет ничего общего с её высокими философиями. Как, он "раздевает" философию этой девушки, так он раздевает философии и многих других людей.

В самом высоком смысле оказывается, что все философии Ленина и коммунистов несут в себе желание захватить власть, а значит, не имеют ничего общего с объективными законами природы. Понятие "народа", который "стонет по полям и по острогам", оказывается, не имеет ничего общего с самим реальным народом, которому надоела духовная зависимость от помещиков и которые просто желают устроить большой бунт и показать своим ненавистным начальникам "кузькину мать".

Человек в книге Горького оказывается в среде наполненной фиктивными имиджами, то есть тем с помощью чего люди придумывают самих себя, от скуки из желания выделиться перед другими или просто для того чтобы найти себе полового партнёра. Отрицая все фиктивные имиджи, которые Клим Самгин встречает на своём пути, включая и самого себя, как главный придуманный имидж, он утверждает наличие "истинного я человека", которое проявляется в критической ситуации, когда человеку не до выдуманного, а приходится действовать исходя из реальности. Так сам Клим Самгин, который мог говорить о высоких материях перед лицом возможности опасности для самого себя отказывается от того, чтобы помочь мальчику, который тонул в ледяной проруби.

Интересно, что много раз задавая себе этот вопрос "А был ли мальчик, может мальчика-то и не было?" он постоянно думает о том, что значит "Быть" и что значит "истинное я". Это эпизод имеет прямую корреляцию с историей Петра из Нового Завета, который отвернулся от своего друга Иешуа перед лицом грозившей ему опасности, что ещё раз показывает прямую ассоциативную связь между Максимом Горьким и библейским Петром.

По предположению проекта Старая Индийская Защита, в Новейшем Завете глазами Петра, ближайшего друга Иешуа в Иудейских историях смотрит Максим Горький. Предполагается также, что Пётр ранее играл роль Аарона, то есть главного спикера Моисея в его Египетских приключениях.

Изо всех писателей Новейшего Завета, Горький был единственным, кто выступал под псевдонимом. Настоящее имя писателя было Алексей Максимович Пешков. Оригинальное имя Петра было Симон. Именно Иешуа, выделив Симона из остальных своих последователей посоветовал ему поменять своё имя на Кифа, то есть "камень". В переводе на греческий это имя звучит Пётр.

Как пишут, порывистый темперамент сочетался у Петра с робостью. Если взять аналогом Иешуа Владимира Ленина, то Максим Горький аналогично пел делу Ленина, как и Пётр проповедовал идеи Иешуа после его смерти.

Цикл произведений Горького, в которых описан образ "человека из народа" стоит в полном соответствии с характером Петра (Симона) и тем восторженным видением мира, которое у него было. Такие произведения, как "Василий Буслаев" романтизирует "народного героя". Как известно, Пётр до того, как стал последователем Иешуа и "ловцом человеков" был простым рыбаком. Тема рыбачества, бурлачества и реки Волги нашло очень сильное отражение в творчестве Горького.

По поводу философских убеждений Максима Горького необходимо сделать очень важное замечание.

Это был очень тонко чувствующий человек, который начал свою жизнь изучая простых людей и путешествуя по России. Он работал на самых простых профессиях, чтобы понять основную "идею" простого русского народа, который веками находился в состоянии рабства.

В результате был создан "имидж" пролетарского писателя, который поддерживает идеи Ленина и большевиков. Горький в коммунистическое время использовался, как основной символ для обоснования социалистического строя в России и поэтому был очень популярен, как "идеолог социализма".

После падения коммунизма в России, Горький, если рассматривается с точки зрения "имиджа" пролетарского писателя и "защитника сумасшествия России" полностью потерял всё свою "литературную ценность" и полное собрание сочинений Горького сегодня можно купить за 100(!) рублей в комиссионном магазине!!! Я специально использую цены в комиссионном книжном магазине для объективной оценки того, как сейчас "коллективное сознание" России оценивает по своей текущей шкале ценностей произведения величайших писателей мира и современных недоумков с цветастыми обложками.

Тем не менее, по-видимому, именно Горький является наиболее объективным писателем в трактовке всех проблем и причин и последствий Октябрьской Революции.

В своём последнем, "завещательном" произведении "Жизнь Клима Самгина" - он показал истинное лицо русской революции. То есть ясно отделил "коллективное сознание", которое, как травинка пробивало асфальт в общественной жизни России. С другой стороны на это "живое коллективное сознание народных масс" накладывается на фиктивное и вымышленное "мыслительное сознание" революционеров, которые пытаются использовать "травинку" для того, чтобы сломав асфальт встать во главе государства и навязать этой травинке очередные фиктивные ценности для собственного прославления и оправдания страшной жестокости "классовой борьбы" уже в стране "победившего социализма" (сталинские репрессии итд.)! То есть он показывает "первичность травинки" и "вторичность сознания", которое эту травинку использует в своих целях. К сожалению, травинка не способна мыслить сама....

Книга "Жизнь Клима Самгина" является самой главной книгой жизни Горького. Поскольку он был "великий пролетарский писатель", то трактовка такого совсем не "пролетарского" произведения было очевидно сильно затруднено и фактически до сегодняшнего дня не существует корректной трактовки этой книги. Действительно, поскольку всё действующие лица этого произведения в разной степени революционеры и философы, и всё происходит на фоне русских революций, то естественно предположить, что и трактовка такого произведения может быть сделана коммунистами и должна быть посвящена "историческому и диалектическому материализму". Очевидно, что христианство и Православие в частности не может критиковать произведение, где все действующие лица враги религии и убеждённые атеисты.

Центральным художественным персонажем, вокруг которого крутится всё повествование является Клим Самгин. Это совершенно уникальный образ в литературе и, наверное, самым близким персонажем к Климу является Ставрогин из книги Достоевского "Бесы". Основным отличием Клима Самгина от Ставрогина является то, что в соответствии с распределением ролей в Новейшем Завете, Ставрогин - это одна из гармоник образа Иешуа - Моисея глазами его самого, а Клим Самгин - это тот же образ, глазами его ближайшего друга, Петра. Тем не менее, образ Клима Самгина вобрал в себя очень много от характера самого Максима Горького, а значит и библейского Петра.

Первоначальное название этого произведения было "История пустой души", то после Максим Горький изменил название этой книги. Другое название книги было "40 лет", что имеет прямую корреляцию с "возрастом Моисея", которому исполнилось 40 лет, когда он убежал из Египта в пустыни. Это также имеет отношение к времени в течение которого творил сам Максим Горький. Первое его произведение было напечатано в 1896 году, а умер он в 1936 году, ровно через 40 лет. Перд смертью он сказал "Конец романа - конец героя - конец автора".

Для того чтобы правильно понять это произведение, необходимо очень ясно описать, что представляет собой Клим Самгин, в чём заключается его особенности, почему он так сильно отличается от других героев романа и почему этот образ фактически уникален в литературе.

31. Тема любви в произведениях А. Куприна. Традиционное и новое.

Открываешь собрания сочинений А. И. Куприна и окунаешься в удивительный мир его героев.Все они очень разные, но в них есть что-то, что заставляет сопереживать им, радоваться и огорчаться вместе с ними.

Несмотря на множество драматических ситуаций, в его произведениях жизнь бьет ключом.Его герои — люди с открытой душой и чистым сердцем, восстающие против унижения человека, пытающиеся отстоять человеческое достоинство и восстановить справедливость.

Одной из самых высоких ценностей в жизни А. И. Куприна была любовь, поэтому в своих повестях "Поединок", "Гранатовый браслет", "Олеся" он затрагивает эту животрепещущую для всех времен тему.Эти произведения объединяют общие черты, самая главная из которых — трагичность судеб главных героев.Кажется, что ни в одном из прочитанных мною литературных произведений тема любви не звучит так, как у Куприна.В его повестях любовь бескорыстная, самоотверженная, не жаждущая награды, любовь, для которой совершить любой подвиг, пойти на мучения вовсе не труд, а радость.

Любовь в произведениях Куприна всегда трагична, она заведомо обречена на страдания.Именно такая всепоглощающая любовь коснулась полесской ведьмы Олеси, которая полюбила "доброго, но только слабого" Ивана Тимофеевича.Героям повести "Олеся" суждено было встретиться, провести замечательные минуты вдвоем, познать глубокое чувство любви, но им не суждено было быть вместе. Такую развязку обусловили многие причины, зависящие как от самих героев, так и от обстоятельств.
Повесть была написана в 1898 году. Главный герой Иван Тимофеевич — барин, которого судьба забросила в глухую деревушку Волынской губернии, где он жил в старом помещичьем доме вместе со слугой.Именно после его рассказа о местной ведьме Мануйлихе герой знакомится с Олесей — ее внучкой.Куприн не вдавался в описание главного героя, поэтому о нем мы знаем мало.Зато образ главной героини автор показал великолепно.

Олеся — красавица-дикарка, она выросла в глуши лесов, в избушке на болотах, после того, как ее бабушку вместе с ней выгнали из деревни за колдовство.По словам Куприна, в девушке не было ничего похожего на местных девчат.Олеся отличалась добротой, свежестью ума, способностью на глубокое чувство.

Сразу же после знакомства между ней и Иваном Тимофеевичем завязывается дружба.Девушка все больше проникалась доверием к частому гостю, а он много узнает об Олесе. Она рассказала ему, что гадала на него, но не хотела открывать, что выпало: "Пожалуйста, не просите... Нехорошо вам вышло". Гость не поверил, а Олеся сказала: "Вот когда мои слова сбудутся, вы меня тогда вспомните". Ведь не знал он, в отличие от девушки, что предсказание сбудется.

Итак, герой стал частым гостем в избушке.У него с Олесей вошло в обыкновение, что она провожала его до Ириновского шляха.По дороге у них завязывался интересный разговор.Именно по тому, о чем они говорили, можно судить о богатстве их духовного мира.Олеся расспрашивала его обо всем, что ее волновало, она обладала свежим воображением.Многое ей казалось удивительным, сказочным, неправдоподобным, но девушка охотно принимала все, что говорил гость. Барина поражали способности Олеси: "Знаешь, что меня удивляет в тебе, Олеся? Вот ты выросла в лесу, никого не видавши.Читать ты, конечно, тоже много не могла... А между тем ты так хорошо говоришь, не хуже настоящей барышни"."О любви между нами не было сказано еще ни слова, но быть вместе для нас уже сделалось потребностью".Но однажды отношения между ними изменились.Олеся больше не провожала гостя, они ни о чем не говорили.Несколько дней Иван Тимофеевич не был в избушке по болезни, но когда пришел, Олеся снова была ему рада."На этом прелестном, новом для меня лице в одно мгновение отразились, сменяя друг друга, недоумение, испуг, тревога и такая сияющая улыбка любви..." В этот день Олеся призналась в любви, предсказание стало сбываться. Девушка знала, что будет несчастна, как все обернется, но пошла на это: "Я думала, что можно уйти от судьбы. Теперь мне все равно, все равно... Потому что я люблю тебя". А слова: "Я никогда не попрекну тебя, ни к кому ревновать не стану..." В этом выражается глубокое, бескорыстное чувство девушки. Каким же сильным должно быть это чувство, чтобы ради него потом быть несчастной: "... кажется, все бы на свете отдала, лишь бы с тобой хоть минуточку еще побыть. Пусть, думаю, что будет, то будет, а я своей радости никому не отдам".Ваня, так она его называла, тоже боялся, но он любил ее.Почти целый месяц продолжались их встречи, но приближалось время отъезда.Ваня не мог сказать любимой это, поэтому оттягивал время.Тогда Иван Тимофеевич предложил ей выйти за него замуж.Ему было все равно, что она незаконная, простая, необразованная девушка.Между ними произошел разговор о церкви.Дело в том, что Олеся не была крещеной и в церковь нельзя ей было ходить, так как она считалась ведьмой. Девушка не соглашалась, но вслед ему сказала: "... знаешь, мне ужасно хочется сделать тебе что-нибудь приятное... ты бы очень был доволен, если бы я когда-нибудь пошла в церковь?" На это она шла ради него! У Вани было смутное влечение сердца отговорить ее, но он не послушался его.С этого момента их отношения неумолимо приближались к трагической развязке. "Олеся переломила свою боязнь и пришла в церковь. Иван Тимофеевич узнал от одного человека, что на площади перебродские девчата поймали ведьму, окружили ее, хотели вымазать дегтем, избили, но ей чудом удалось убежать.Когда бежала, то выкрикнула угрозу.Ваня примчался в избушку, где сидела струха Мануйлиха у кровати больной Олеси. Он заплакал, а она утешала его: "Не будем же плакать, пока мы вместе, давай хоть последние дни проведем весело". Девушка сказала, что им с бабушкой надо уехать, так как она погрозилась людям: "А теперь чуть что случится, сейчас на нас скажут... все мы будем виноваты...", потому что были уже такие случаи. Олеся послушалась судьбы: "Значит, не хочет судьба нашего с тобой счастья... А если бы не это, разве, ты думаешь, я чего-нибудь испугалась бы?" Они простились. Опасения героини оправдались.Ночью пошел сильный град, который побил жито у селян.Иван поехал предупредить женщин об опасности, но когда он приехал, их уже не оказалось.Герою самому нужно было уезжать, так как о нем громада кричала недоброе.

Итак, мы видим, чем закончилась любовь героев. Но все-таки, какие же причины обусловили трагичность их судеб?
Во-первых, герой сам виноват. Он оказался слабым, не нужно было вообще ему идти в эту избушку, не надо было встречаться с Олесей.Послушался бы он того, что сказали карты.Но в конце концов он мог забрать ее с собой туда, где бы их не знали.Может, если бы Ваня послушал сердца и не позволил Олесе пойти в церковь, никто бы ее не тронул.Олеся тоже знала, к чему могут привести их отношения, но продолжала встречаться с ним.Еще в этой трагедии виноваты люди, их темнота, забитость, страх перед ведьмами и колдунами.

А как захватывает нас сюжет повести "Гранатовый браслет", где показана рыцарская, романтическая любовь Желткова к княгине Вере Николаевне, поглотившая все его существо! Любовь чистая, безответная, бескорыстная, "сильная как смерть".Никакие жизненные удобства, расчеты, компромиссы не должны ее касаться.Для Желткова жизнь — это любовь.Вмешались в его чувства, оскорбили их — значит, унизили его достоинство.Князь Шеин, муж Веры Николаевны, — добрый и справедливый человек.Он с сочувствием относится к почтовому чиновнику Желткову, страстно влюбленному в его жену.Он понимает, что на его глазах развернулась "громадная трагедия души", и, отбросив предрассудки, проявляет глубокое уважение к чувствам маленького человека.Но грубое вмешательство в святые чувства, в прекрасную душу убили Желткова. Он уходит из жизни без жалоб, без упреков, произнося, как молитву: "Да святится имя Твое". Желтков умирает, благословляя любимую женщину.
Так описывает любовь А. Куприн. Читаешь и думаешь: наверное, так в жизни не бывает. Но, вопреки здравому смыслу, хочется, чтобы было.
Книги Куприна никого не оставляют равнодушным, напротив, они всегда манят к себе. Многому можно учиться молодым людям у этого писателя: гуманизму, доброте, душевной мудрости, умению любить, ценить любовь.

32. Повесть А. Куприна «Олеся». «Естественный человек» в столкновении с реальным миром.

Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся» Куприн в своей повести «Олеся» обращается к романтической теме «естественного человека», имеющей давнюю традицию в русской литературе.Пушкинская «дева гор», «Земфира» из «Цыган», лермонтовская Бэла из одноименной повести, открывающей роман «Герой нашего времени», Марьяна из толстовских «Казаков» - это неполный перечень женских литературных образов, связанных с этой темой. При всем несходстве названных героинь их объединяет нечто общее: цельность характера, ясность ума, нравственная чистота. Героини, выросшие в природной среде, не испорченные дурным влиянием городской цивилизации, - это духовно независимые, внутренне свободные личности.Они способны к сильным чувствам, к самоотверженной любви, но любовь оборачивается для них бедой.Встреча с представителем светского общества или, как в «Олесе», городской интеллигенции - разрушает их жизнь.У Куприна его героиня, взращенная матерью-природой, противопоставлена не только «городскому» человеку - Ивану Тимофеевичу (от лица которого ведется повествование), но и жителям деревни. Сознание крестьян опутано вековыми предрассудками, они верят в порчу, в действенность заклятия, в надежность гадания. Мануйлиху - старую бабку Олеси - выгнали когда-то из деревни из-за того, что у молодицы, поссорившейся со старухой-знахаркой, заболел и умер ребенок: «...а-то хлопцы ведьмаку и прогнали, пусть ей очи повылазят...».Ивану Тимофеевичу не терпится познакомиться с «колдуньей» - он ведь и приехал в этот отдаленный уголок Волынской губернии с тем, чтобы набраться впечатлений для своих будущих книг.Визит к Мануйлихе вначале разочаровывает его.Ничего необычного («...ни совы, ни черного кота») нет и в обстановке ее дома, разве что с печки глядят «два рябых солидных скворца», а на стенах вместо «обычных охотников с зелеными усами и фиолетовыми собаками и портретов никому не ведомых генералов» висят пучки сушеных трав и корешков.Однако и живые скворцы на печке, и отсутствие в избе «обычных» украшений (о которых автор говорит с ноткой иронии) - эти наивные знаки принадлежности к «цивилизации» - важные детали, указывающие на равнодушие хозяйки к мнимым ценностям культуры.Нет ничего искусственного, демонстративного, лживого и в Олесе. Вначале Иван Тимофеевич слышит ее «свежий, звонкий и чистый» голос, а затем появляется рослая смеющаяся девушка, которая несет в переднике голодных птенцов: «Смотри, бабушка, зяблики опять за мной увязались... посмотри, какие смешные... Голодные совсем». В портрете героини автор подчеркивает естественную красоту девушки, указывает на черты, позволяющие судить о ее характере.Олеся «держалась легко и стройно - просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь», особая прелесть ее лица заключалась в «большие блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посередине брови придавали оттенок лукавства, властности и наивности».Олеся наделена особой силой, позволяющей ей затворять кровь, предсказывать судьбу, заставлять человека спотыкаться на ровном месте или на расстоянии нагнать на него страх.С точки зрения Ивана Тимофеевича, способности Олеси объясняются тем, что ей «доступны те бессознательные, инстинктивные, туманные, добытые случайным опытом, странные знания», которые, опередив науку, живут в народе, «передаваясь как величайшая тайна из поколение в поколение».Каким бы ни был источник Олесиного «чародейства», она от рождения наделена ясностью ума, наблюдательностью, интуицией - качествами, которые в естественной среде, где росла Олеся под присмотром любящей, мудрой бабушки, не могли быть затемнены дурным воспитанием, фальшивыми устоями общества и получили достойное развитие.Возможно, именно интуиция и наблюдательность позволили Олесе дать точную характеристику Ивану Тимофеевичу, «предсказать судьбу», которая его ожидает.«Человек вы хотя и добрый, но только слабый... Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин», - говорит девушка своему собеседнику. С Олесей купринский герой переживает самые счастливые в его жизни минуты «чистого, полного, всепоглощающего восторга».Ради любимого Олеся готова выдержать самое страшное для нее, «колдуньи», испытание - пойти в церковь.Происходит ситуация, когда Иван Тимофеевич должен преодолеть лень своего сердца, о которой говорила Олеся, обязан предугадать дальнейший ход событий.Но этого не происходит.Озверевшая толпа избивает девушку, и Олеся навсегда исчезает из его жизни, оставив после себя лишь нитку дешевеньких бус - память о ее «нежной, великодушной любви».В образе Олеси автор выразил идеал человека, идеал женщины.Горожанину-интеллигенту, с его нечуткостью, нерешительностью и неспособностью слышать голос собственного сердца, противопоставлена героиня, кровно связанная с природным бытием, черпающая из жизни природы и огромные жизненные силы, и мудрость души.

Наши рекомендации