Поэзия С. Есенина, её национальные истоки. Поэтический мир. Лирический герой. Имажинизм в творчестве поэта.
К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни."Рязанская земля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб", стала странойего детства.В сердце Есенина с юных лет запали грустные и раздольные песни России, ее светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский разинский дух икандальный сибирский звон, церковный благовест и умиротворенная сельскаятишина, веселый девичий смех в лугах и горе седых матерей, потерявшихсыновей на войне.
Боли и невзгоды крестьянской Руси, ее радости и надежды - все этоотлилось у Есенина в задушевные и светлые, скорбные и гневные, грустные ирадостные строфы.О чем бы ни писал поэт, даже в самые тяжелые минуты одиночества,светлый образ Родины согревал его душу. Что происходит, что свершается народной Руси сегодня, что ожидает ее завтра - мысли эти неотступно тревожат его. "Моя лирика, - не без гордости говорил Есенин, - жива одной большойлюбовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве".
Среди ранних произведений Есенина, затрагивающих тему войны ("Узоры","Бельгия"), "Русь" - наиболее зрелое в идейном и художественном отношении.В 1915 году поэт печатает "Русь" в журнале "Северные записки". "Этимстихотворением, - вспоминает один из современников Есенина, - он иприобретает себе известность и имя".
Война была для крестьянской Руси непоправимым бедствием. Сколькорусских пахарей не вернулось к отчему крову с войны! Миллионы могильныххолмов - таков был кровавый след войны на земле. "Война мне всю душуизъела", - скажет поэт позднее в "Анне Снегиной". Стихотворение "Русь" знаменательная веха во всем дооктябрьскомтворчестве Есенина, программное произведение молодого поэта.
Выделяя основное, что определяет идейно-эстетическое содержание поэзииЕсенина до 1917 года, нельзя упускать из виду те трудности и противоречиямировоззренческого и художественного порядка, которые пришлось преодолетьпоэту на своем творческом пути, нельзя не видеть того, что порой сковывалопоэтические силы Есенина.
Следует прежде всего сказать о религиозных мотивах и образах в стихахЕсенина, особенно ранних, тем более что поэт в этом отношении был самым строгим критиком. "От многих моих религиозных стихов и поэм, - писалЕсенин в 1925 году, - я бы с удовольствием отказался, но они имеют большоезначение, как путь поэта до революции".
Любовь Есенина к Родине, озабоченность поэта судьбой крестьянской Руси,ненависть к войне, тяготение, подчас стихийное, к демократическимобщественным силам и идеям, к народности и реализму - все это определяетидейно-эстетическую ценность поэзии Есенина до 1917 года. И было быневерно по старой традиции видеть в ранней поэзии Есенина толькоидеализацию и поэтизацию патриархальной деревенской старины.
В первых послеоктябрьских произведениях поэта в известной мереотразились настроения и чаяния тех трудовых слоев русской деревни, которыепоначалу (подобно Есенину) восприняли революцию стихийно, как долгожданноеосвобождение от помещиков, но еще не осознали ее истинных целей, еепролетарского социалистического характера.
Кипящая в народе ненависть к свергнутому революцией самодержавномустрою, справедливая разрушительная ярость по отношению к прошлым порядкам- все это наполняло поэзию Есенина после Октября гневом и ненавистью к старому миру. Поэт отбрасывает прочь мотивы смирения и покорности, звучавшие ранее внекоторых его стихах.Именно в бунтарской, богоборческой теме, характерной для первыхпослеоктябрьских стихов Есенина, прежде всего и проявляласьреволюционность поэта.
"В годы революции, - писал поэт в автобиографии, - былвсецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянскимуклоном".
В годы революции идейное и художественное развитие поэта сдерживалосьчужеродными влияниями на его творчество, особенно начиная с 1919 года,литературной группы имажинистов.В ту пору советская литература развивалась и крепла в идейной борьбе состатками различных мелкобуржуазных групп, пытавшихся под "революционными"лозунгами о новом искусстве протащить в молодое пролетарское искусствочуждые буржуазно-эстетские теории и взгляды. Одной из таких литературныхгрупп и были имажинисты. Организаторы этой группы (В. Шершневич, А.Мариенгоф) в феврале 1919 года опубликовали свой литературный манифест,который был подписан и Есениным. В дальнейшем поэт вместе с имажинистамивыступает на литературных вечерах, участвует в их сборниках и журнале"Гостиница для путешествующих в прекрасное".
Большинство имажинистов по своим литературным взглядам были типичнымипредставителями формалистического искусства. "Критикуя" лозунг футуристов"слово - самоцель", они выдвигали "новый" лозунг "образ - самоцель",трактуя его совершенно формалистически. "Искусство - есть форма.Содержание - одна из частей формы", - безапелляционно заявляли они.Что же связывало реалиста Есенина с имажинистами?Главным здесь было стремление Есенина попытаться утвердить своюпоэтическую школу. К этому времени Есенин порывает с литературной группой"Скифов" (Иванов-Разумник, Н. Клюев, А. Белый). Отходит он, посленекоторого сближения, и от поэтов Пролеткульта (М. Герасимов и др.), вернопочувствовав, что наполненные "зовом гудков" их космические стихивоссоздают только фигуру "внешнего пролетария". Сближаясь с имажинистами, Есенин поначалу считал, что его эстетическиепринципы близки к их творческим устремлениям. На самом же делеформалистическое творчество имажинистов было глубоко чуждо есенинскойпоэзии. Не будучи в силах свернуть Есенина с реалистического пути,имажинисты порой уводили его на свои извилистые литературные проселки. В"Стойле Пегаса", литературном кафе имажинистов, Есенина чаще всегоокружали люди богемно-буржуазного толка. Все это оказывало нездоровоевлияние на поэта, и в конечном итоге - на его творчество.Трагическая тема человека, чуждого по духу деклассированной богеме истремящегося вырваться из ее цепких лап, взволнованно раскрываетсяЕсениным в ряде стихотворений "Москвы кабацкой». Отрицательно сказалось в таких произведениях Есенина, как "Исповедьхулигана", "Кобыльи корабли", в некоторых стихах цикла "Москва кабацкая"("Сыпь, гармоника. Скука, скука..." и др.) известное увлечение вычурнымиобразами и нарочито вульгарной лексикой, за которые ратовали имажинисты.
Художественный авторитет Есенина уже в те годы был высок. Имажинисты,литературная известность которых часто равнялась нулю, всеми силамистарались держаться за Есенина, в то время как он все яснее ощущалразличие между своим творчеством и их отношением к искусству. Позднее, в автобиографии, поэт отмечал, что "имажинизм был формальнойшколой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвыи умерла сама собой, оставив правду за органическим образом".
Все то, что составляло глубокий идейно-художественный водораздел междуЕсениным и имажинистами в пору их "союза", наиболее полно и выразительнопроявилось в его драматической поэме "Пугачев", написанной им в марте -августе 1921 года. Обращение Есенина к эпохе крестьянской войны подруководством Емельяна Пугачева было связано прежде всего с настойчивымипоисками поэтом ответа на главный вопрос, поставленный перед нимреволюционной эпохой: куда несет революционный "вихрь" крестьянскую Русь.Интерес к историко-революционной теме, к героическому прошлому России, кпереломным периодам в народной жизни, к коренным узловым событиямотечественной истории, когда наиболее полно и ярко раскрывается красотанародной души, был характерен для молодой советской литературы. В эти годыА. Толстой обращается к эпохе Петра Первого, А. Чапыгин пишет историческиероманы, Василий Каменский - поэму "Степан Разин".
В художественных приемах "Пугачева" ощущается некоторое влияниеимажинизма (обрамление сложными метафорическими узорами речи некоторыхперсонажей, вычурность отдельных образов). Вместе с тем "Пугачев" поражаетсвоей свежестью, новизной образов, вдумчивой работой поэта над словом.После "Инонии", "Иорданской голубицы", "Небесного барабанщика""Пугачев" ознаменовал поворот Есенина к реалистическому воплощению темынародной борьбы.