Анализ текста художественного произведения

. Сочетание работы по проверке усвоения прочитанного с анализом произведения. Пути анализа произведений (целостный путь изучения, проблемно-тематический, по сюжетным линиям, проблемный). Возможности и условия использования каждого пути анализа в школах для глухих и слабослышащих детей. Методы и приемы анализа содержания произведений (беседа, составление плана, пересказ, работа с иллюстрациями и др.). Специфика проведения работы над содержанием глав произведения и произведения в целом в школах для глухих и слабослышащих. Разный объем и характер анализа глав произведения (обзорный, выборочно-направленный, подробный). Вариативность сочетания методов и приемов при изучении произведений.

Пути, методы, приемы анализа содержания произведений.

Задачианализа произведений.

Анализ произведения - наиболее ответственный момент в работе учителя о классом.

В содержание анализа входят:

- общий смысл произведения;

- его идейная направленность;

- сюжет. (При анализе сюжета выясняются характеры героев, система образов, портрет героя, обстановка, пейзаж и отдельные художествен­ные детали);

- композиция; (построение произведения в целом)

- язык произведения.

В теории и практике преподавания литературы пути анализа понимаются как порядок и последовательность разбора литературного текста.

Наиболее распространены 4 пути анализа:

1) целостный путь изучения («вслед за автором»);

2) проблемно-тематический;

3) по сюжетным линиям;

Проблемный.

Анализ литературного произведения

Анализ — это основной этап работы с текстом литературного произведения. Сущность анализа состоит в осмыслении содержания, идейно-тематической направленности, воспитательной и эмоционально-эстетической ценности произведения. На уроках литературы в специальной школе решается более узкая задача – проанализировать литературное произведение с учетом особен­ностей восприятия его школьниками.

Выделяются сле­дующие аспекты анализа:

- раскрытие смыслового и идейно-тема­тического богатства произведения,

- овладение его эмоциональ­ной и художественной выразительностью,

- осмысление мировоз­зренческой и эстетической концепции писателя.

В процессе анализа произведения должны участвовать не только разум, рассудок, но и эмоции, воображение человека.

В массовой школе выделяют такие пути анализа как:

Вслед за автором», т. е. по ходу чтения глав,

Проблемно-тематический,

По сюжетным линиям,

Проблемный.

Не все они применимы для специальной школы.

1. Возрастные особенности глухих и слабослышащих учащихся, трудности освоения ими художественных произведений обуславливают ис­пользование в 7—8-х классах наиболее простого пути анали­за — «вслед за автором». Такой анализ дает возможность вос­произвести весь текст произведения по главам и частям, внести уточнения и исправления в имеющиеся у школьников представ­ления и уже на знакомом материале проанализировать каждую часть, т. е. выделитьтему, проблемупроизведения, раскрытьхарактеры персонажей,образовательно-воспитательнуюиэмо­ционально-эстетическуюценность данной главы и всего произ­ведения в целом.

Таким образом, ученики сначала выясняют содержательную сторону прочитанного отрывка произведения, анализируют его и делают первые обобщающие заключения. По мере дальнейшего чтения и анализа последующих глав и раз­делов возможности обобщения увеличиваются. По завершении чтения и разбора всех частей произведения учитель помогает школьникам суммировать их прежние наблюдения, сделать выводы и подводит учащихся к завершающему обобщенному суждению обо всех проблемах, поставленных автором, о характерах основных действующих лиц, о ценности произведения, о мировоззренческой и эстетической концепции автора. Иными словами, анализ осуществляется в процессе чтения и разбора глав произведения, а на завершающих уроках синтезируются знания учащихся и формулируется обобщенный вывод о значимости и ценности произведения.

Как было отмечено раньше, аналитическая работа должна проводиться на базе хорошего знания текста произведения.

В отличие от массовой школы в школе для слабослышащих на работу, связанную с усвоением содержания художественного произведения, отводится специальное время.

В процессе работы над содержанием отдельных глав про­изведения рекомендуется использовать такие методы и приемы, как:

- чтениеотрывков и эпизодов,

- беседы(по содержанию и аналитического характера)с выборочным чтением,

- составление планов(картинных, устных, письменных, цитатных, простых и сложных),

- устное рисованиепортретов героев и отдельных сцен,

- просмотр и описаниеиллюстраций и репродукций,

- пересказ прочитанного(полный, подробный или сжатый, с лексико-грамматическими заданиями или элементами анализа).

Учащиеся должны научиться анализировать отдельные эпизоды и обобщать свои наблюдения и впечатления (в приведенном выше плане это уроки 3, 6, 8-й).

На уроках, посвященных непосредственно анализуотдельных эпизодов используются:

- аналитические беседы с выборочным чтением,

- сопоставлениеописаний, ситуаций,

- составление рассказово персонажах,

- выборочные пересказы,

- обобщающие беседы.

План изучения сказки-были М. Пришвина «Кладовая солн­ца» {8-й класс) можно представить в виде серии уроков, на каждом из которых усвоение содержания главы и ее анализ тесно связаны между собой. Причем в зависимости от сложно­сти текста на одном уроке рассматривается одна или несколько глав.

1-й урок. М. Пришвин и его книги. Чтение и анализ 1-й и 2-й частей («И какие это были умненькие детиш­ки!»).

2-й урок. Чтение и анализ 3-й части («Дети в лесу»).

3-й урок. Чтение и анализ 4-й части («Правда Антипыча»).

4-й урок. Чтение и анализ 5-й и 6-й частей («Тропа Митраши»).

5-й урок. Чтение и анализ 7-й и 8-й частей («Тропа Насти»).

6-й урок. Чтение и анализ 9-й и 10-й частей («Спасение Митраши»).

7-й урок. Обобщение по всему произведению.

При необходимости читать и анализировать на уроке несколько частей или главпроизведения педагог должен сам определить объем анализа каждой главы.

Методика предлагает такие возможности:

1. обзорный анализ,

2. выборочно-направленный анализ,

3. подробный (детальный) анализ.

Обзорный анализ применим к главам, не имеющим особого значения враскрытии проблематики проблематики произведения.

Педагог рассматривает круг вопросов по той или иной главе, не обращаясь к деталям художественного текста. Такой анализ можно использовать и в конце изучения произведения, когда нужно подвести итог всей работы, сделать выводы на основании изученного текста.

Выборочно-направленный анализ дает возможность проанализировать текст нескольку глав под каким-то одним углом зрения, выделив определенную тему.

Детальный анализ используется в работе с центральными, так называемыми опорными, главами произведения, несущими основную идейно-тематическую и художественно-композиционную нагрузку.

Этот вид анализа позволяет полно и глубоко проанализировать отдельные эпизоды и всю главу в целом в единстве всех ее компонентов.

Так, например, в приведенном выше плане изучения «Кладовой солнца»

- на 1-м уроке используется выборочно-направлен­ный анализ,

- на 2-м и 3-м уроках — детальный,

- на 4-ом, 5-ом и6-м уро­ках - выборочно-направленный,

- на 7-м уроке – обзорный анализ.

К 9-му классу глухие и слабослышащие ученики должны уметь само­стоятельно выделять «опорные» эпизоды, анализировать их и группировать вокруг определенной темы.

2. Возросшие интеллектуальные и речевые возможности учащихся позволяют использовать проблемно-тематический анализ.

Применяется в старших 9 – 11 классах. Педагог намечает темы, которые будут рассматриваться на уроках. Для анализа каждой темы выбираются соответствующие главы. Педагог намечает, какие эпизоды будут рассматриваться на уроке.

После чтения каждого эпизода уточняется его смысловое содер­жание, эмоциональная и эстетическая выразительность, идейная направленность. После анализа всех эпизодов формулируется вывод по проблеме.

Использование проблемно-тематического анализа позволяет охватить сразу несколько глав произведения, объединенных од­ной темой. Задача педагога – выбрать литературно-методиче­скую концепцию анализа, что определит весь дальнейший ход работы над текстом.

Например,

при работе с рассказом «Кавказский пленник» Л. Толстого (7 класс) учитель ставит своей целью доказать, что автор не случайно назвал свое произведение «Кавказский пленник», хотя речь в нем идет о двух персонажах — Жилине и Костылине. Связанные с ними части рассказа рассматриваются в сопоставительном плане: как ведут себя оба героя, как проявляют свой характер в разных обстоятельствах.

3. В школе для глухих и слабослышащих можно использовать также анализ по сюжетным линиям, позволяющий раскрыть взаимоот­ношения между персонажами, а через них и характер самого героя, позволяющий понять основной замысел произведения.

Возможность использования данного пути анализа зависит от специфики самого произведения и от степени подготовленности учащихся к подобной работе.

Например, при анализе рассказа «Теплый хлеб» использовать анализ по сюжетным линиям невоз­можно, так как там одна сюжетная линия {партизаны — бело­гвардейцы), а при анализе «Муму» это необходимо, так как главный-герой раскрывается во .взаимоотношениях с другими персонажами (Герасим — барыня, Герасим — дворовые, Гера­сим — Татьяна, Герасим — Муму). Только проанализировав эти взаимоотношения, можно увидеть в Герасиме цельность на­туры, духовную силу и красоту.

Подобный путь анализа можно выбрать при работе с рассказом М. Шолохова «Нахаленок», повестью А. Пушкина «Капитанская дочка» и дру­гими.

4. Применяемый в массовой школе проблемный анализ пред­полагает выделение и обсуждение ряда проблем художественно­го произведения. Такой анализ возможно проводить только в хорошо подготовленных старших классах массовой школы, где учащиеся владеют операциями обобщения, сравнения, конкретизации и отвлечения. Проблемный анализ требует высокоразвитой связной речи, умения выступать с доказательным суждением, развернутым высказыванием оценочного характера. Та-ких возможностей даже у слабослышащих выпускного класса нет. Кроме того, школьники с нарушениями слуха испытывают трудности в оперировании материалом всего произведения, а без этого проблемный анализ невозможен. Поэтому проблемный анализ в специальной школе в чистом виде не применяется. Возможно лишь использование отдельных его элементов на завершающих уроках по анализу произведения — обсуждение (как итог всей работы) проблемно-познавательных задач.

Например:

- «Почему герой рассказа стал играть в «чику»? Как относится к этой игре Вадик и рассказчик?» (рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского»);

- «Как повлияла на жизнь и дальнейшую судьбу Васи дружба с «детьми подземелья»?» (повесть В. Коро­ленко «Дети подземелья»).

Выбирая тот или иной путь анализа художественного произ­ведения, педагог должен исходить:

- из особенностей изучаемого произведения,

- специфики жанра,

- особенностей читательского восприятия учащихся конкретного класса

- собственного за­мысла по раскрытию идейно-художественного богатства произ­ведения.

Таким образом, проанализировать произведение литерату­ры – это значит:

-выяснить его идейно-смысловое содержание, раскрывающееся в системе художественных образов,

- сформули­ровать тему и идею произведения,

- определить его общественно-политическое звучание в момент создания и его воспитательное значение для современников,

- выявить художественное своеобра­зие произведения.

Наши рекомендации