Учебники и учебные пособия по литературе

На урокахлитературы в специальной школеиспользуются учебники и учебные пособияпо литературе для 5-9 классов массовой школы.

Учебники:

В 7 классе – учебник для 5 класса массовой школы;

в 8 классе – учебник для 6 класса массовой школы;

в 9 классе – учебник для 7 класса массовой школы;

в 10 классе – учебник для 8 класса массовой школы;

в11 классе – учебник для 9 класса массовой школы.

Учитель может выбирать учебные пособия в соответствии с программой.

Критерии отбора художественных произведений:

- высокие художественные достоинства;

- доступность для понимания школьниками в зависимости от возраста;

- оптимальный объем художественного произведения, позволяющий ученику прочитать его к определенному сроку и проанализировать за тот отрезок времени, который указан в учебно-тематическом плане.

Лекция (2 ч)

ТЕМА 4: Характеристика учащихся как читателей

Вопросы:

1. Особенности восприятия литературных произведений школьни­ками с нарушениями слуха.

2. Особенности понимания текстов художественного произведения школьниками с нарушениями слуха.

3. Характеристика читательских интересов глухих учащихся.

Восприятие текста литературного произведения глухими учениками.

4. Характеристика читательских интересов слабослышащих учащихся.

Восприятие текста литературного произведения слабослышащими учениками.

1. Особенности восприятия литературных произведений школьни­ками

С нарушениями слуха

Особенности глухих и слабослышащих учащихся как читателей отразили в своих работах сурдопедагоги:

Н.Г. Морозова, А.Ф. Понгильская - о трудностях овладения литературным материалом;

Л.А. Головчиц, Е.А. Горбунова, В.В. Егоров, Э.И. Пущин, В.М. Болдырева - особенности понимания характера литературного героя.

Особенности восприятия литературных произведений школьниками с нарушением слуха заключаются в следующем:

1. Длительная задержка знакомства с детской литературой.

2. Зависимостьобъема и тематики чтения от речевого развития.

3. Крайне малый объем чтения лирических произведений, недостаточное знание поэзии.

4. Незначительный интерес к произведениям исторической тематики, к зарубежной литературе.

5. Отсутствие интереса к научно – популярной литературе, книгам об искусстве.

Недостаточно высокая читательская культура детей с нарушением слу­ха проявляется в том, что основными мотивами чтения являются познава­тельный и компенсаторный, в то время, как важны и другие мотивы: эмо­циональный, эстетический, воспитательский.

Многочисленные исследования (Н.Г. Морозова, Е.А Гор­бунова, М.И. Никитина) показывают, что читательские интересы школьников необходимо формировать, как на уроках чтения, литературы, так и во внеучебной дея­тельности.

Самостоятельноглухие и слабослышащие не могут ориентиро­ваться в мире книг, не умеют работать в библиотеке, чтобы найти опреде­ленную книгу.

Дети с нарушением слуха отстают от слышащих сверстников и в ос­мыслении литературного произведения как единого целого, и в понимании отдельных компонентов произведения. Они наивно – реалистически вос­принимают литературное произведение, отождествляя события с реальной жизнью.

Дети тяготеют к дословным пересказам прочитанной части, не могут выделить наиболее существенные эпизоды.

Учащиеся 7 – 8 классов слабо понимают историческую основу произведения, не могут понять, что литературный герой ведет себя так, потому что по – другому в то время поступить было нельзя.

Дети с нарушением слуха способны к эмоциональному восприятию прочитанного, откликаются на поступки персонажей, но словесное выражение чувств крайне бедное.

Учащиеся 9-11 классов могут почувствовать юмор повествования, от­метить языковые особенности, но только с помощью учителя могут объ­яснить, зачем использует их автор в произведении.

Наблюдается прямопропорционалъная зависимость между уровнем развития речи и уровнем понимания художественного произведения, уров­нем развития эмоционально – волевой сферы, житейского опыта.

Отрицательно сказываются на постижении учащимися художественно­го произведения ошибки в практике преподавания литературы.

1. Учителя при изучении произведений основное внимание обращают на разъяснение смысла произведения, характеров героев и проблематики произведения в целом и мало внимания уделяют ре­шению эмоциональных и эстетических задач.

2.Схематизм и однообразие методов (чтение, беседа, пересказ), которые организуют лишь репродуктивную деятельность школьников, что снижает их интерес к изучаемому материалу.

3. Низкий уровень самостоятельности учащихся при изучении произведений.

4. Отсутствие внимания к формированию у школьников читательских умений, которые позволяют воспринимать произведение в единстве всех его компонентов (содержательного, идейно-смыслового, эмоционально-эстетического).

5. Недостаточная работа педагогов над развитием связной литературной речи учащихся; преобладание на уроке разговорно – обиходной речи, т.е. использование неполных предложений и отдельных реплик.

6. Формальное использование в специальной школе методов изучения литературных произведений, применяемых в массовой школе.

7. «Соскальзывание» на методику чтения, применяемую в 1 – 6-х классах
школе не способствует восприятию произведения в единстве всех
его компонентов (содержательного, идейно- смыслового, эмоционально- эстетического).

Учитывая все, выше сказанное, ставятся задачи преподавания литера­туры.

Наши рекомендации