Защита маркетинговых обозначений
Под маркетинговым обозначением понимается способ индивидуализации юридических лиц, товаров и услуг, а именно обозначение участников рыночных отношений, в том числе производителей выпускаемых товаров, организаций и лиц, оказывающих или предоставляющих определённые услуги. Для индивидуализации товаров, поставляемых на рынок, производители используют маркетинговые обозначения, к которым относятся: фирменное наименование, товарный знак, географические указания, доменное имя. Защита маркетинговых обозначений обусловлена тем, что в обозначениях товаров воплощены креативные объекты интеллектуальной собственности. Охрана маркетинговых обозначений представляет собой средство обеспечения прав и интересов производителей товаров, поскольку использование фиктивных маркетинговых обозначенийнаносит наибольший ущерб производителям товаров.
Защита фирменных наименований. В ГК РФ определены два вида наименований юридических лиц - «фирменное наименование» и «коммерческие обозначение»,что в целом противоречит положениям Парижской конвенции, где признается только понятие «фирменное наименование» («trade name»). Под фирменным наименованием понимается обозначение участника гражданского оборота, которое может не совпадать с его полным или сокращенным наименованием, регистрируемым в установленном порядке, но имеет ним то или иное сходство.Парижская конвенция устанавливает, что фирменное наименование является охраняемым объектом интеллектуальной собственности и имеет экстерриториальную охрану в странах Парижского союза и нe требует регистрации. Гражданский кодекс РФ в ст. 1475 предоставил юридическому лицу «исключительное право на фирменное наименование, включенноев единый государственный реестр юридических лиц».Исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из единого государственного реестраюридических лиц. В ст. 1538 ГК РФ установлено, что юридические лица могут использовать для индивидуализации принадлежащих им предприятий «коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц». Исходя из изложенного термины «фирменное наименование» и «коммерческое обозначение» следует считать синонимами. Отсутствие требования регистрации фирменного наименования, установленное международными нормами, осложняет защиту на территории РФ. Поэтому целесообразно выбирать и использовать фирменные наименования, которые сходны с регистрируемыми полными наименованиями участников гражданского оборота или товарными знаками.
Защита товарных знаков. Защита товарных знаков неразрывно связана с историей человечества, в переводе с английского термина «trade mark» на русский язык правильным является «торговая марка» или «товарный знак», однако впоследствии стали использовать новые термины, в частности «бренд», «логотип», «слоган». Товарные знаки признаются объектами, на которые не распространяется личное неимущественное право, т.е. товарные знаки могут иметь владельца, но не автора. Таким образом, только производитель тех или иных товаров может быть субъектом права на товарный знак. В ГК РФ субъектами охраны товарных знаков признаются: юридические лица или индивидуальные предприниматели, производящие товары или предоставляющие услуги; правопреемники вышеуказанных лиц. Все эти лица признаются обладателями исключительного права на товарный знак или знак обслуживания. В соответствии со ст. 1482 ГК РФ в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения в любом цвете или цветовом сочетании. Соглашение ТРИПС предоставляет странам возможность требовать, чтобы охраняемые обозначения были визуально воспринимаемыми. Помимо индивидуальных товарных знаков,предназначенных для отличия товаров одних производителей от аналогичных товаров и услуг других производителей, существуют коллективные знаки - товарные знаки, которые служат для обозначения товаров с едиными качественными и иными характеристиками, производимых и реализуемых объединениями предприятий. В отличие от индивидуальных товарных знаков коллективные товарные знаки и права на них не могут быть переданы иным хозяйствующим объектам. В обиходе часто используются понятие «бренд», «логотип», которое происходит от английского слова «brand»,означающее «клеймо». Современное значение этого термина имеет отношение к общеизвестным товарным знакам. Логотип происходит от английского слова «logotype» (сокращенно logo), означающего «эмблема», «девиз». Логотип может быть фирменным наименованием, товарным знаком или его частью. Слоган происходит от английского слова «slogan»,означающего «лозунг», «призыв», «девиз». Слоган обычно является смысловой словесной частью товарного знака, выражающей некоторый образ, иногда банальный и тривиальный.
Выдача охранного документа на товарный знак основана на иных принципах, чем для других объектов промышленной собственности. Свидетельство на товарный знак выдается при отсутствии оснований для отказа в регистрации. В законодательстве о товарных знаках и знаках обслуживания устанавливаются абсолютно и относительно неохраноспособные обозначения. Абсолютно неохраноспособные обозначения - это обозначения, которые: противоречат принципам гуманности, морали или общественному рядку; вводят в заблуждение потребителя в отношении товара и его производителя; вошли во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида; являются общепринятыми символами и терминами; характеризуют товары, в том числе указывающие на их вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства; представляют собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товара; представляют собой государственные гербы, флаги и другие государственные символы и знаки или сходные с ними до степени смешения; представляют собой сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, гербы, флаги и другие знаки или сходные с ними до степени смешения; представляют собой официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия или сходные с ними до степени смешения. Относительно неохраноспособные обозначения - это обозначения, которые тождественны или сходны до их смешения с: зарегистрированными или заявленными на регистрацию товарными знаками на имя другого лица и обладающими более ранним приоритетом и отношении однородных товаров; товарными знаками других лиц, охраняемыми на основе международных договоров в отношении однородных товаров; товарными знаками других лиц, признанными общеизвестными, в отношении любых товаров. Данная группа обозначения считается относительно неохраняемой, поскольку при наличии письменного согласия владельца соответствующего товарного знака эти обозначения могут охраняться. Кроме вышеназванных к относительно неохраноспособным обозначениям относятся и такие, которые воспроизводят: промышленные образцы; наименования мест происхождения товаров; фирменные наименования или их части; наименования селекционных достижений; названия произведений литературы, науки и искусства; персонажи или цитаты из таких произведений; произведения искусства или их фрагменты; имена, псевдонимы, портреты, факсимиле известных лиц; доменные имена.
Правовая охрана товарных знаков осуществляется на основании их регистрации. Право на товарный знак подтверждается свидетельством,которое удостоверяет исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве. Требования к заявке на выдачу свидетельства на товарный знак, как правило, прямо устанавливаются в национальном законодательстве. В большинстве стран используется проверочная системавыдачи охранного свидетельства. Охранное свидетельство выдается на товарный знак, который обладает различительной особенностью и в его доминирующей части отсутствуют абсолютно и относительно неохраноспособные обозначения. Проверка на отсутствие тождественности и сходства с другими обозначениями, является самой сложной в экспертизе. На основании экспертизы по существу принимается решение об отказе в регистрации товарного знака либо о его регистрации в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания. Правообладатель товарного знака для оповещения о своем праве может размещать рядом с товарным знаком предупредительную маркировку в виде латинской буквы «R» или этой буквы в окружности, либо слов «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак». Наличие или отсутствие знака оповещения не имеет никакого отношения к наличию прав. Символ ® происходит от первой буквы английского слова «Registered»(зарегистрированный). В ряде стран в качестве предупредительной маркировки используется обозначение «ТМ» — Trade mark.
Международные договоры не признают экстерриториальности товарных знаков. Поэтому производители товаров вынуждены заботиться о регистрации своих товарных знаков в своей стране и за рубежом. Международная регистрация товарных знаков может выполняться: национальными или региональными патентными ведомствами; Международным бюро ВОИС. Регистрация знаков за рубежомпредставляет собой весьма сложную и дорогую процедуру. Международная система регистрации знаковоснована на Мадридском соглашении и Протоколе к Мадридскому соглашению и осуществляется Международным бюро ВОИС. Для доступа к данным обо всех действующих международных регистрациях, международных заявках и уведомлениях служит система Madrid Express.
Свидетельство на товарный знак удостоверяет исключительное право в отношении товаров, указанных в свидетельстве. Перечень видов использования охраняемых товарных знаков включается в законодательство в отношении товаров, их этикеток и упаковок, обозначенных товарным знаком: изготовление товара; ввоз товара; применение товара; хранение товара; предложение товара к продаже; продажа товара; иное введение в гражданский оборот. Право на использование товарного знака относится к двум важнейшим исключительным правам - праву на воспроизведение(нанесение товарного знака на товар) и праву на распространение(импорт товара, его хранение, предложение к продаже, продажа и иное введение в гражданский оборот). В соответствии с принципом исчерпания права на распространение после первой продажи или иной передачи права собственности на товары для их дальнейшего распространения не требуется согласие правообладателей маркетинговых обозначений, воплощенных в товарах.
Общеизвестный товарный знак - это товарный знак, который в результате широкого и длительного использования стал хорошо известным среди потребителей товаров с этим знаком. Правовая охрана общеизвестному товарному знаку предоставляется решением патентного ведомства, которое принимается на основании установленных им правил. Товарный знак, который признан патентным ведомством общеизвестным, вносится в Перечень общеизвестных товарных знаков, а сведения, относящиеся к общеизвестному товарному знаку, публикуются в Официальном бюллетене патентного ведомства. Число общеизвестных товарных знаком в сравнении с числом регистрируемых обычных товарных знаков невелико, поскольку признание товарного знака общеизвестным не дает особых преимуществ заявителю по сравнению с обычной регистрацией товарного знака. Общеизвестный товарный знак часто отождествляется с брендомпроизводителя. Однако понятие «бренд» шире, чем «общеизвестный товарный знак», поскольку включает не только товарные знаки (trade marks),но и фирменные наименования (trade names), деловую репутацию и престиж производителя товаров (good will). Охрана общеизвестных товарных знаков направлена на предотвращение выпуска на рынок контрафактных товаров.
В большинстве стран, в том числе и в РФ исключительное право на товарный знак действует в течение десяти летсо дня подачи заявки в патентное ведомство. Срок действия исключительного права может быть продлен на десять летпо заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права. Продление срока действия исключительного права, возможно, неограниченное число раз. Исключительное право на товарный знак прекращается на основании: истечения срока действия исключительного права; отказа правообладателя от права на товарный знак; ликвидации юридического лица или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя; использования коллективного знака на товарах, не обладающих едиными характеристиками качества или иными общими характеристиками; неиспользования товарного знака; признания регистрации недействительной.
Защита географических указаний. Понятие «географическое указание» включает: указание происхождения товаров; наименование места происхождения товара. Указание происхождения товара - это обозначение, прямо или косвенно указывающее на место действительного происхождения товара, т. е. место его производства. Подобно фирменным наименованиям, указания происхождения товара не регистрируются. Наименование места происхождения товара - это обозначение, которое отражает уникальные свойства товара, характерные для мест его происхождения, т. е. особые природные, трудовые, производственные условия (Beaujolais, Cognac, Tequila, Gruyere, Emmental).Например, во Франции из почти шестьсот действующих наименований мест происхождения товаров четыреста семьдесят относятся к алкогольной продукции, сорок семь - к молочным продуктам, тридцать - к иным сельскохозяйственным продуктам. В отличие от указаний мест происхождения товаров наименование мест происхождения товаров подлежат государственной регистрации. С точки зрения возникновения охраны наименования мест происхождения товаров сходны с товарными знаками. Охрана географических указаний не является автоматической и экстерриториальной, как этого желают товаропроизводители.
Государственная регистрация наименований мест происхождения товаров осуществляется патентным ведомством. После регистрации наименования места происхождения товара пaтентное ведомство выдает заявителю свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара. Право на использование некоторого наименования происхождения товара возникает в силу его регистрации или в силу международных договоров, участницей которых может быть страна. Законодательство не допускает использования зарегистрированного именования места происхождения товара лицами, не имеющими свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или любое сходное наименование, способное ввести потребителя в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара. Срок действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара действует в течение десяти лет со дня подачи заявки в патентное ведомство. Срок действия свидетельства может быть продлен по заявлению обладателя свидетельства на десть лет, неограниченное количество раз. Наименования мест происхождения товара могут быть зарегистрированы в рамках Лиссабонского соглашения. Поскольку Российская Федерация не является членом Лиссабонскою соглашения, следовательно, любая международная регистрация не может быть распространена на ее территории. С другой стороны, российские юридические лица и граждане не могут зарегистрировать свои наименования мест происхождения товаров в рамках Лиссабонского соглашения. Зарубежные наименования мест происхождения товаров охраняются только в том случае, если они зарегистрированы в стране потребления.
Особенности защиты доменных имен. Для решения правовых проблем в связи с незаконным использованием цифровых объектов в виртуальной среде, в 1996 г. была созвана Дипломатическая конференция ВОИС. На ней были приняты два договора - Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам. В законодательство стран - участниц этих договоров включены положения, которые признают неправомерным размещение охраняемых объектов в Интернете без разрешения правообладателей. Поскольку Интернет является площадкой электронной торговли, достаточно часто незаконно используются товарные знаки, фирменные наименования, географические указания, вводящие потребителя в заблуждение. Одной из незаконных форм использования интеллектуальной собственности стал киберсквоттинг (cybersquatting) - использование товарного знака, фирменного наименования, географического указания и в качестве доменного имени лицами, не обладающими исключительным правом на эти объекты. Часто регистрация доменного имени известным маркетинговым обозначением предназначена для ведения недобросовестной электронной торговли. Поскольку регистрация домена проста, выполняется в режиме реального времении не требует подтверждения правомерности выбранного доменного имени, при регистрации доменов не учитывается их возможная связь с такими охраняемыми объектами интеллектуальной собственности. Причиной сложившейся ситуации является различия систем защиты интеллектуальной собственности и регистрации доменных имен, а именно регистрация доменов имеет глобальный, а, следовательно, экстерриториальный, характер, тогда как регистрация объектов интеллектуальной собственности является национальной или региональной. Регистрация доменов реализуется в реальном масштабе времени для быстрого предоставления пользователю возможности использовать свой сайт, регистрация объектов интеллектуальной собственности преследует долгосрочные цели - предоставить исключительных прав на продолжительное время, домены после их регистрации не становятся охраняемыми объектами интеллектуальной собственности, т.о. отсутствие правовой охраны доменов не позволяет установить законное использование таких объектов интеллектуальной собственности, как товарные знаки, фирменные наименования, географические указания. Ни в одной стране доменные имена не считаются, объектом права интеллектуальной собственности, поскольку домены технически защищены, регистрация доменного имени делает его владельца единственным лицом, которое может использовать домен, и только к его сайту получают доступ иные лица по адресу, который содержит данный домен. Единственным направлением реализации защиты объектов интеллектуальной собственности в электронной среде является изменение норм аннулирования доменных имен, зарегистрированных с нарушением прав интеллектуальной собственности третьих лиц.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
А
Абсолютно неохраноспособные обозначения - обозначения, использование которых в товарных знаках или знаках обслуживания делает невозможной их регистрацию.
Авторское право - правовое положение авторов и созданных их творческим трудом произведений литературы, науки и искусства. Правовое положение авторов обеспечивается законодательно закрепленной совокупностью личных неимущественных и исключительных прав на созданные ими произведения.
Автор - это гражданин, творческим трудом которого создан объект интеллектуальной собственности, например, произведение литературы, науки или искусства; изобретение, полезная модель, промышленный образец, топология интегральной микросхемы, селекционное достижение.
Аналоговая форма объектов - объекты окружающего мира, воспринимаемые человеком непосредственно или с помощью технических средств.
Аудиовизуальные произведения - это воплощенные на материальном носителе звуки и подвижные (динамические) изображения объектов окружающего мира, в частности исполнения произведений литературы, предназначенные для зрительного и слухового восприятия с помощью или посредством различных технических средств.
Б
Базы данных - это воплощенные на материальном носителе совокупности данных. Если подбор и расположение материалов представляют собой результат творческого труда, то база данных называется креативной и охраняется авторским правом. Если создание базы данных требует не творчества, а значительных инвестиций, то такие базы называются инвестиционными; в ряде стран такие базы охраняются смежными правами, а в других - вообще не охраняются. Разделение баз данных на креативные и инвестиционные является субъективным.
Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений - первый международный договор в области авторского права, заключенный в 1886 г. в Берне и вступивший в силу в 1887 г. Конвенция пересматривалась в 1896, 1908, 1914, 1928, 1948, 1967, 1971 и 1979 гг. Страны, участвующие в Конвенции, образуют Бернский союз. Российская Федерация является членом Конвенции с 13 марта 1995 г.
Бренд - обобщающая характеристика производителей товаров и услуг, включающая фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания, деловую репутацию предприятий и организаций. Широко используется в экономической литературе при обсуждении в основном маркетинговых и прочих стратегий. Часто отождествляют с общеизвестными товарными знаками и фирменными наименованиями для создания образа компании, т.е. "бренд" - это имя (brandname) и образ (brandimage) производителя товаров или услуг. Бренд нельзя отождествлять с товарным знаком или фирменным наименованием. Бренд не является объектом интеллектуальной собственности.
Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, принята в 1974 г. и вступила в силу в 1979 г. Российская Федерация является членом этой Конвенции с 1979 г.
Будапештский договор о международном депонировании микроорганизмов для целей патентной процедуры принят в 1977 г., вступил в силу в 1980 г. Договор предназначен для патентования биотехнологических изобретений. Депонирование микроорганизмов в депозитариях предназначено для дополнения описаний изобретений, относящихся к микроорганизмам или к их применению. Российская Федерация является членом договора с 1991 г.
В
Венская конвенция о праве международных договоров принята в 1969 г. и вступила в силу в 1989 г. Конвенция относится к любому договору, принятому в рамках международной организации. Знание Конвенции необходимо для правильной интерпретации положений международных договоров в области интеллектуальной собственности.
Венское соглашение об учреждении Международной классификации изобразительных элементов знаков заключено в 1973 г., вступило в силу в 1985 г. Соглашение установило Международную классификацию изобразительных элементов знаков. С 1 января 2008 г. действует 6-я редакция классификации. Российская Федерация пока не является членом этого соглашения.
Вещательные организации - организации, передающие в эфир или по кабелю программы, которые могут содержать объекты авторского права и смежных прав.
Временная охрана изобретения - это предоставление заявленному изобретению с даты публикации сведений о заявке до даты публикации сведений о выдаче патента охраны в форме денежной компенсации после получения патента, которую обязаны выплатить патентообладателю лица, использовавшие заявленное изобретение. Не признается исключительным правом. Противоречит конституционным принципам, поскольку имеет ретроактивный характер, и праву преждепользования.
Всемирная конвенция об авторском праве - международный договор, разработанный под эгидой ЮНЕСКО. Принят в 1952 г. и вступил в силу в 1955 г. В 1971 г. принята и в 1974 г. вступила в силу новая редакция Конвенции. Российская Федерация является членом Конвенции с 27 мая 1973 г. как правопреемник СССР.
Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) - межправительственная организация системы ООН, учреждена в 1967 г. для содействия охране интеллектуальной собственности во всем мире путем сотрудничества государств и взаимодействия с иными международными организациями. Заявленное предназначение ВОИС: "Содействовать путем международного сотрудничества созданию, распространению, использованию и охране творений человеческого разума в целях экономического, культурного и социального развития всего человечества". ВОИС расположена в Женеве (Швейцарская Конфедерация). Предшественником ВОИС было Объединенное международное бюро по охране интеллектуальной собственности (БИРПИ). В настоящее время членами ВОИС являются 183 страны. Российская Федерация является членом ВОИС с 1970 г. как правопреемник СССР. См. Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности.
Всемирная торговая организация (ВТО) - межправительственная организация, не входящая в систему ООН, учреждена в результате Уругвайского раунда переговоров (1988-1994 гг.), функционирует с 1 января 1995 г. Создана по инициативе и под давлением США и Европейского союза для глобализации мировой торговли в своих интересах. Деятельность ВТО регулируется комплексом соглашений, созданных на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Торговые аспекты интеллектуальной собственности регламентированы Соглашением ТРИПС, разработанным специалистами развитых стран. Страны с переходной экономикой превратно подходят к членству в ВТО, не желая понимать, что с помощью ВТО страны с развитой рыночной экономикой намерены добиться целей, которых раньше они достигали военными средствами для контроля всех товарных и ресурсных рынков, в том числе и стран с переходной экономикой. В настоящее время членами ВТО являются более 150 стран.
Г
Гаагское соглашение о международной регистрации промышленных образцов - международный договор о депонировании промышленных образцов; принят в 1925 г., вступил в силу в 1928 г. и пересматривался в 1934, 1960, 1961 и 1967 гг. В 1999 г. принят Женевский акт соглашения. Гаагское соглашение является основой Гаагской системы международной регистрации промышленных образцов. Российская Федерация не является членом этого соглашения.
Генотип - наследственная основа организма, "образ" исторического развития сорта, вида, породы.
Географическое указание - указание происхождения товара и наименования места происхождения товара, учитывающие особенности региона, в котором он произведен.
Гетероним - автор, создающий произведение по заказу лица, которое обнародует такое произведение от своего имени. Гетеронимные произведения более распространены, чем обычно считается, поскольку к ним относятся не только книги, но и статьи, тексты докладов, выступлений, речей известных лиц, нанимателей и работодателей "спичрайтеров" и иных литературных поденщиков.
Д
Двухуровневый критерий допустимости ограничений - это условия свободного использования объектов патентного права, которые не наносят ущерба их нормальному использованию и необоснованным образом не ущемляют законные интересы правообладателей. В соответствии с Соглашением ТРИПС этот критерий устанавливается в законных интересах третьих лиц.
Декомпилирование компьютерной программы - это установление исходного текста программы из ее объектного кода. Ввиду необратимости компилирования получение полного исходного текста невозможно. См. компилирование компьютерной программы.
Делимое совместное произведение - это произведение, которое представляет собой совокупность нескольких частей, имеющих самостоятельное значение.
Договор - это соглашение нескольких лиц о взаимных правах и обязанностях, осуществляемых определенными действиями.
Договор ВОИС по авторскому праву принят на Дипломатической конференции в Женеве 20 декабря 1996 г. и вступил в силу 6 марта 2002 г. Основное предназначение Договора - создание норм авторского права для цифровых объектов в цифровой среде. Российская Федерация пока не является членом Договора.
Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам принят на Дипломатической конференции в Женеве 20 декабря 1996 г. и вступил в силу 20 мая 2002 г. Основное предназначение Договора - создание норм для исполнений и фонограмм в цифровой среде. Российская Федерация пока не является членом Договора.
Договор о законах по товарным знакам (TLT) принят на Дипломатической конференции в Женеве в 1994 г. и вступил в силу в 1996 г. Основное назначение Договора - совершенствование регистрации товарных знаков на национальном и международном уровне. Договор применяется к знакам, относящимся к товарам (товарные знаки) и (или) услугам (знаки обслуживания). Договор не распространяется на коллективные, сертификационные и гарантийные знаки, а также на голографические знаки и знаки, не состоящие из визуальных обозначений, в частности на звуковые и обонятельные знаки. Российская Федерация является членом Договора с 1998 г.
Договор о международной регистрации аудиовизуальных произведений принят в 1989 г. Действие Договора впоследствии было приостановлено, а в 2000 г. прекращено из-за убыточности учрежденного Регистра аудиовизуальных произведений.
Договор о международной регистрации научных открытий принят на Дипломатической конференции в Женеве в 1978 г. Не вступил в силу по политическим причинам, поскольку ученые СССР могли оказаться основными заявителями на регистрацию их открытий. Нормы договора и процедура регистрации не противоречили действующим международным договорам в области интеллектуальной собственности.
Договор о патентной кооперации (РСТ) принят в 1970 г. в Вашингтоне и вступил в силу в 1978 г. Был изменен в 1979, 1984 и 2001 гг. Является основой системы международного патентования изобретений и полезных моделей. Российская Федерация является членом Договора с 1991 г.
Договор о патентном праве (PLT) принят в 2000 г. и вступил в силу в 2005 г. Регулирует процесс формализации получения патентов по процедуре РСТ. Российская Федерация пока не является членом этого Договора.
Договор о регистрации товарных знаков принят на Венской дипломатической конференции ВОИС в 1973 г., вступил в силу в 1980 г. Договор предусматривает создание системы регистрации знаков, радикально отличающейся от Мадридской системы тем, что международная регистрация могла действовать в любых странах без их согласия. Большинство стран отказалось признать такую реакционную систему регистрации знаков, а СССР ее признал. В настоящее время этот Договор находится в забвении в ВОИС.
Договор об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем принят в 1989 г. на Дипломатической конференции в Вашингтоне. Договор не вступил в силу из-за положений о принудительном лицензировании, которые не соответствовали интересам США и Японии. Основные положения Договора (за исключением принудительного лицензирования) включены в Соглашение ТРИПС.
Домен высокого уровня - это правая часть сетевого адреса, отделяемая первой точкой слева, которой являются родовой домен (gTLD- generic top-level domain) и домен с кодом страны (ccTLD - country code top-level domain).
Домен с кодом страны (ccTLD) - это домен высокого уровня (country code top-level domain). Примерами доменов с кодами страны являются .by (Беларусь), .ch (Швейцария), .ru (Россия), .uk (Великобритания), .fr (Франция) - всего 243 домена.
Доменное имя - это часть сетевого адреса сайта, портала или ресурса в Интернете, относящаяся к домену второго или третьего уровня. Не является объектом интеллектуальной собственности.
Драматические и музыкально-драматические исполнения - это исполнения литературных и (или) музыкальных произведений (оперы, оперетты, постановки и т.д.).
Дуализм интеллектуальной собственности - нематериальные объекты интеллектуальной собственности (изобретения, литературные произведения и др.) объективно существуют только воплощенными в материальных объектах, в частности в товарах (устройство, продукт, книга, картина и др.).
Е
Евразийская патентная конвенция - специальное соглашение для выдачи единого патента, действующего на территории стран-участниц. Заключена в 1994 г. Арменией, Азербайджаном, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Россией, Таджикистаном и Туркменистаном.
Единственная лицензия - передача по лицензионному договору исключительного права или его части только одному лицу с сохранением права за первичным правообладателем.
Ж
Женевская конвенция об охране производителей фонограмм от несанкционированного воспроизведения их фонограмм принята в интересах производителей фонограмм в 1971 г. и вступила в силу в 1974 г. Некоторые положения включены в законодательство ряда стран. Российская Федерация является членом Конвенции с 2003 г.
Закрытая информация - необнародованные сведения о результатах интеллектуальной деятельности или сами эти результаты. К такой информации относятся особенности производства, которые имеют закрытый характер (секреты производства), в частности ноу-хау, с помощью которых изобретения или иные объекты промышленной собственности воплощается в новый продукт, способ производства и товары. Закрытая информация является необнародованным объектом авторского права.
Знак обслуживания - это обозначение, способствующее отличию услуг одних лиц от соответствующих услуг иных лиц.
И
Издатели некоторых видов произведений - физические или юридические лица, выпускающие в свет энциклопедии, энциклопедические словари, газеты, журналы, иные периодические издания, в том числе сборники научных трудов.
Изобретение - техническое решение, позволяющее создавать новые материальные продукты и способы получения известных и новых продуктов. Предназначаются для совершенствования существующих или создания новых продуктов и способов производств. Не каждое изобретение реализуется в новых продуктах и способах производства. Часто охраняемые изобретения предназначены для подавления конкуренции. Изобретения являются важнейшим объектом интеллектуальной собственности, что выражено в крылатой фразе: "история человеческого общества - это история изобретений".
Исключительное право - это право на использование объектов интеллектуальной собственности и право на получение вознаграждения за использование объектов иными лицами на тех или иных условиях. Правообладатель может дать разрешение (обычно возмездное) на использование созданного им объекта и тем самым получать доходы от такого использования. Исключительное право имеет ограниченный срок действия и может быть передано иным лицам полностью или в части исключительным или неисключительным способом.
Исключительные авторские права - это права тех или иных лиц на использование в любой форме и любым образом произведений литературы, науки и искусства.
Исключительные смежные права - это права тех или иных лиц на использование в любой форме и любым образом объектов смежных прав.
Инвестиции - привлеченные средства из различных источников для создания новых или совершенствования существующих технологий и производств, а также объектов интеллектуальной собственности.
Инвестиционные базы данных - это воплощенные на материальных носителях совокупности данных, подбор и расположение которых не является результатом творческого труда, но в создание или представление содержания, которых инвестированы значительные ресурсы. Охрана на региональном уровне признается с 1996 г. Директивой Европейского союза "О правовой охране баз данных". В некоторых странах относится к объектам смежных прав.
Инновации (innovations) - это новшества, позволяющие совершенствовать существующие и создавать новые производства и новые товары. Инновации могут включать не только объекты интеллектуальной собственности, но и методы управления производством, технологические приемы и операции, которые могут быть новшествами на уровне производства, предприятия, региона, страны.
Интегральная микросхема - это изделие, в котором активные (транзисторы и диоды), пассивные (сопротивления, конденсаторы и индуктивно