По русскому языку и литературе»
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ»
учебно-методическое пособие с электронными ресурсами
Ульяновск, 2012 год.
( Составители: Курбатова Н.С., Торгашова Е.С.: МОУ Володарская СОШ, 2012. С.)
В учебном пособии приведены материалы для подготовки одаренных учащихся к олимпиаде по русскому языку и литературе, включающие краткое содержание курса, планы учебных занятий, дидактический материал, электронные формы диагностики знаний.
Оглавление:
1. Предисловие.
2. Общие рекомендации по подготовке одаренных учащихся к олимпиаде по русскому языку и литературе.
3. Общая характеристика олимпиадных заданий по русскому языку и литературе.
4. Роль учителя при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку и литературе.
5. Курс по подготовке одаренных учащихся к олимпиаде по русскому языку и литературе.
a) Общая характеристика курса.
b) Цели и задачи курса
c) Учебно-тематический план.
d) Критерии оценок и требования к решениям олимпиадных заданий по русскому языку и литературе.
e) Литература для подготовки к олимпиаде школьников по русскому языку и литературе.
6. Заключение.
7. Приложения.
Глава I. Предисловие.
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.
Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, краевых, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.
В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.
Участие школьников в заочных олимпиадах краевого, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей и для учителей:
· дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;
· создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
· привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;
· некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ, «Русский медвежонок») проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
· по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;
· каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.
К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые:
имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности
имеют доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность
испытывают радость от умственного труда
для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления
Глава II. Общие рекомендации по подготовке одаренных учащихся к олимпиаде по русскому языку и литературе.
Школьная Олимпиада – это новое образовательное пространство, создаваемое с целью популяризации знаний, формирования мотивации, ответственности учащихся и учителей за уровень знаний, создание духа соревновательности, здорового соперничества, удовлетворения запросов всех учащихся, подведение итогов работы всех форм дополнительного образования.
Олимпиады являются одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по учебным предметам и помогают готовить учащихся к жизни в современных условиях, и прежде всего – в условиях конкуренции. Сегодня по результатам участия в Олимпиадах оценивают качество образования в школе, городе, крае. В настоящее время победа учащегося на Олимпиадах федерального уровня является достаточным основанием для зачисления в вузы без экзаменов и считается важным фактором определения степени готовности школьника к профильному или углубленному изучению предметов.
В основе подготовки к Олимпиадам должен лежать принцип системности и непрерывности: подготовка к Олимпиадам должна быть непрерывным процессом, начинающимся еще в начальной школе. В третьих-четвертых классах можно проводить ежегодные школьные Олимпиады в каждом классе; учащиеся, занявшие призовые места, принимают участие в Олимпиадах параллели, когда от каждого класса выставляется команда победителей и призеров первого тура. Жюри анализирует работу каждого участника, определяет победителей и присваивает звания (номинации) типа «Лучший знаток русского языка», «Лучший филолог» и т. п. в каждой параллели. При переходе учащихся в среднее звено учителю-предметнику даются рекомендации для продолжения работы по развитию лингвистических способностей отдельных учащихся.
Олимпиады в пятых-восьмых классах также следует проводить в два этапа – на уровне класса и на уровне параллели. Учащиеся, занявшие призовые места, по рекомендации учителей-словесников и членов жюри принимают участие в отборочном туре в командную сборную. У учащихся этой команды впереди два-три года, в течение которых они готовятся к Олимпиадам более высокого уровня. Из состава этой сборной ежегодно формируется олимпийская сборная команды девятых классов для участия в Олимпиаде муниципального уровня. Затем костяк этой команды станет командой десятых и одиннадцатых классов. Не исключено, что в состав сборной девятых классов могут войти и учащиеся седьмых-восьмых классов, которые станут резервом для участия в Олимпиадах муниципального и регионального уровней.
Для подготовки участников городской Олимпиады целесообразно разработать отдельную программу и составить индивидуальный образовательный маршрут для каждого члена сборной команды. Как показала практика, хороших результатов можно добиться, организовав занятия по русскому языку в предметной студии. На школьном уровне такими студиями руководят опытные учителя-словесники; на муниципальном уровне к работе в общегородской студии для подготовки сборной к участию в региональной Олимпиаде можно привлечь преподавателей вузов. В течение учебного года для студийцев следует проводить мини-Олимпиады и разнообразные интеллектуальные игры. Несколько занятий в студии проводит психолог, помогая выработать линию поведения во время Олимпиады, избежать стрессов.
Представленная система работы позволяет создать многоступенчатую систему подготовки к Олимпиаде и сильную сборную команду. Когда выпускники покидают ее, им на смену приходят восьмиклассники, и руководитель имеет возможность организовать эффективное взаимодействие учащихся, накапливать традиции, сохранять преемственность.
Таким образом, целями Олимпиады по русскому языку и литературе являются:
· стимулирование интереса учащихся к русскому языку и литературе;
· выявление учащихся, интересующихся русской филологией вообще и русским языком в частности, а также историей литературы;
· оценка знаний, умений и навыков, полученных учащимися в школьном курсе русского языка;
· активизация творческих способностей учащихся;
· выявление учащихся, которые могут представлять свое учебное заведение на Олимпиадах;
· популяризация русского языка и литературы как науки и школьного предмета.
Формулировка заданий
Формулировки заданий должны быть четкими, ясными.
В задании должна подразумеваться или быть указана форма ответа (подчеркнуть…, обозначить графически, сформулировать… и т.д.), а в некоторых случаях и его объем. Если при проверке предполагается оценить какие-то отдельные стороны ответа, то они должны быть обозначены в задании в виде отдельного дополнительного вопроса или серии вопросов. Все это необходимо для определения единых критериев оценки ответов.
В большей степени задачам Олимпиады соответствуют задания, требующие развернутого ответа, демонстрирующего культуру письменной речи, способность учащихся последовательно и доказательно излагать свою точку зрения. Полный ответ на вопрос такого задания предполагает не только констатацию свойств языковой единицы (значение, образование, употребление), но и ее комментарий (словообразовательный, стилистический, этимологический, историко-культурный), умение соединить элементы ответа в единое законченное письменное высказывание.
Задания, для выполнения которых необходима аргументация, включают формулировки «докажите», «обоснуйте», «дайте мотивированный ответ». Ответ-рассуждение демонстрирует навыки аргументирующей речи, позволяет участнику Олимпиады использовать свои знания и наблюдения в качестве доводов, подтверждающих излагаемую точку зрения.
Типы заданий
Задания условно можно объединить в три больших блока, в составе которых они будут охарактеризованы в дальнейшем: тесты, задачи, творческие задания. В каждом блоке рассматриваются примеры возможных заданий.
Лингвистические тесты
К этому типу можно отнести задания, предполагающие воспроизведение знаний определенного раздела и демонстрацию навыков языкового разбора в рамках школьного курса русского языка.
Задания тестового характера могут проверять знание трудных случаев орфографии и пунктуации, владение орфоэпическими и грамматическими нормами, навыки морфемного и синтаксического разбора и т. п. (вставьте пропущенные буквы…, раскройте скобки…, расставьте знаки препинания…, подчеркните…, выделите графически…, постройте схему…, укажите номер правильного ответа…, и др.).
К заданиям данного типа можно отнести и те, которые требуют точного и лаконичного ответа в утвердительной форме:
А) Образуйте от данных прилагательных все краткие формы и запишите их. Расставьте ударения в кратких формах.
Ветхий, дешёвый, дикий, славный.
Б) Какие звуки может обозначать на письме буква З? Подтвердите свой ответ примерами слов или сочетаний слов.
В) Перечислите единицы языка, которые могут быть выражены звуком [у].
В тестовой форме могут быть предложены задания, позволяющие выявить широту кругозора, знание истории русской письменности и русского языкознания, историко-культурных сведений о языке, оценить словарный запас, знание семантики русских слов и фразеологизмов, стилистических ресурсов языка и т. д.
Г) Кого из перечисленных ниже языковедов можно назвать современниками А. С. Пушкина: В. В. Виноградов, Н. И. Греч, В. И. Даль, М. В. Ломоносов, А. А. Потебня, М. Г. Смотрицкий, Ф.Ф. Фортунатов, Л. В. Щерба?
Д) Прочитайте фрагмент из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Подчеркните в тексте все слова, употребленные в переносном значении.
Заглянул бы кто-нибудь к нему [Плюшкину] на рабочий двор, где наготовлено было на запас всякого дерева и посуды, никогда не употреблявшейся, – ему бы показалось, уж не попал ли он как-нибудь в Москву на щепной двор, куда ежедневно отправляются расторопные тещи и свекрухи, с кухарками позади, делать свои хозяйственные запасы и где горами белеет всякое дерево - шитое, точеное, лаженое и плетеное: бочки, пересеки, ушаты, лагуны, жбаны с рыльцами и без рылец, побратимы, лукошки, мыкольники, куда бабы кладут свои мочки и прочий дрязг, коробья из тонкой гнутой осины, бураки из плетеной берестки и много всего, что идет на потребу богатой и бедной Руси.
Е) Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами: зеница, длань, рубище.
Ж) С какой целью в письменном тексте могут употребляться кавычки? Приведите известные вам примеры использования кавычек.
З) Назовите выразительные средства, используемые в каждой из строк четверостишия:
(1) Гой ты, Русь, моя родная,
(2) Хаты – в ризах образа...
(3) Не видать конца и края –
(4) Только синь сосет глаза.
(С. Есенин.)
Лингвистические задачи
Лингвистические задачи – это задания эвристического характера, требующие а) знаний в разных областях русского языка, б) навыков морфемного, словообразовательного, этимологического, морфологического и синтаксического анализа, в) языкового чутья и лингвистической догадки, г) использования общих исследовательских приемов (наблюдение, описание, сопоставление, систематизация, обобщение).
Типология лингвистических задач учитывает разные виды деятельности, необходимые для их успешного выполнения. Они определяются в соответствии с формами речевой деятельности и общими направлениями анализа языкового материала и единиц языка.
Изучение нормативной грамматики и лексики на уроках русского языка в школе – это знакомство с системой языка, иногда воспринимаемой как совокупность правил. В реальной речевой деятельности, которая всегда более разнообразна, чем "правила языка", мы сталкиваемся с живыми текстами, преподносящими трудные задачи для всех говорящих. Поэтому и классификацию заданий возможно производить в рамках отношений текста и языка(от текста к языку и обратно).
В данном случае под термином «текст» подразумевается любое речение (от словоупотребления в составе словосочетания или предложения до законченного развернутого высказывания). Л. В. Щерба определил этот аспект речевой деятельности как «языковой материал» (совокупность всего созданного при помощи языка) наряду с языком-системой и речью-процессом.
В зависимости от направления анализа (от того, что «дано», к тому, что нужно «найти» или «доказать») эти задания рассматриваются далее в составе нескольких групп.
I. От текста к языку. В заданиях этого типа предлагается текст, высказывание или словоупотребление в речи, требуется сделать вывод о свойствах языковых единиц как элементов языковой системы.
Выполнение заданий требует навыков аналитического чтения, направленного на правильное понимание речи. Подобные задания в большей мере помогают оценить лингвистические способности, языковое «чутье», глубину восприятия слова, навыки анализа языкового материала. В качестве примера могут быть приведены вопросы по лексике и фразеологии:
А) В чем заключается особенность употребления выделенных слов? Почему такие слова иногда называют «губками», «джокерами»?
Восток – дело тонкое. Жизнь – интересная штука. Человеческое счастье – вещь сложная.
Б) Найдите фразеологизм в предложениях из рассказа А. П. Чехова «Сельские эскулапы». Восстановите его в первоначальном виде. Как, по вашему мнению, появилось в русском языке это устойчивое выражение? С какой целью автор изменил его?
В приемную входит маленькая, в три погибели сморщенная, как бы злым роком приплюснутая старушонка. Она крестится и почтительно кланяется эскулапствующему.
В) В одном ли значении употребляется выделенное слово в разных произведениях А. С. Пушкина? Определите значения этого слова.
· Настоящий же заслуженный письмовник был мною найден в кладовой, между всякой рухлядью, в жалком состоянии («История села Горюхина»).
· Вскоре вся дворня высыпала на двор. Бабы с криком спешили спасти свою рухлядь, ребятишки прыгали, любуясь на пожар («Дубровский»).
· Караульщик кончил свою работу, встряхнул свою рухлядь, полюбовался заплатою, приколол к рукаву иголку, сел на пушку верхом и запел во все горло меланхолическую старую песню… («Дубровский»).
· Другие таскали перины, сундуки, чайную посуду, белье и всю рухлядь («Капитанская дочка»).
Г) Прочитайте фрагмент одной из пьес А. Н. Островского. Определите значение выделенного слова. Почему слово мораль изменило свой облик в речи персонажа?
Я ей добра желал, а она обиделась; еще, пожалуй, рассказывать будет, значит, разговор пойдет; и будет страм для меня, а не для них. Про меня пойдет мараль.
К заданиям данного типа можно отнести и комментирование и исправление орфографических, пунктуационных и речевых ошибок. Например:
Д) Объясните причину орфографических ошибок: бульён, маёр, ёг.
II. От языка к тексту. Здесь моделируется активная речевая деятельность, то есть процесс письма с целью выражения и сообщения мысли. Исходным условием являются правила, закономерности языка, свойства языковых единиц. Требуется применить эти сведения к анализу предложенных фактов речи. В этом случае также следует выделить две возможные группы заданий.
1) От правил и структуры языка к конкретному факту. Такой тип заданий соответствует процессу говорения: в обычной речи подобным же образом факт языка преобразуется в факт речи.
А) Определите значения заимствованных слов аутсайдер, мистерия, парламентарий. Употребите эти слова в составе предложений, которые бы раскрывали их значения.
Б) Придумайте предложения, в которых словосочетание воздушный шар использовалось бы для создания метафоры, метонимии, гиперболы и сравнения.
В) Составьте сложноподчиненные предложения, в которых союзное слово что присоединяет разные типы придаточных частей.
2) От системы языка к тексту. Задания такого типа предполагают выбор из предложенного ряда языковых единиц одной, наиболее уместной в тексте. Это могут быть самые обычные задания «вставить вместо трех точек»:
Прочитайте текст. Вставьте вместо точек наиболее подходящее слово из тех, которые даны в скобках. Какой из рядов слов, выделенных курсивом, не является синонимическим? Докажите это.
И разговор зашел опять о войне, о Бонапарте и … (сегодняшних, теперешних, нынешних) генералах и … (официальных, казенных, государственных) людях. Старый князь, казалось, был убежден не только в том, что все теперешние деятели были мальчишки, не … (сознававшие, улавливавшие, смекавшие, смыслившие) и азбуки … (воинского, военного, войскового) и государственного дела, и что Бонапарте был … (мелкий, незначительный, ничтожный, мелкотравчатый) французишка, имевший … (удачу, успех, счастливый конец, счастье) только потому, что уже не было Потемкиных и Суворовых противопоставить ему; но он был убежден даже, что никаких политических … (затруднений, сложностей, трудностей), не было в Европе, не было и войны, а была какая-то кукольная комедия, в которую играли нынешние люди, … (симулируя, прикидываясь, притворяясь, делая вид, маскируясь), что делают дело. Князь Андрей весело … (сносил, терпел, переносил, выдерживал, переживал) насмешки отца над новыми людьми и с видимою радостью … (вызывал, провоцировал, побуждал, зажигал) отца на разговор и слушал его. (Л.Н. Толстой)
От языковых фактов к системе языка.В этом разделе могут быть представлены довольно разнородные задания структурно-лингвистического плана, по типу противостоящие предыдущим. Выполняя их, учащиеся не должны ни опираться на предложенный текст, ни самостоятельно составлять какой-либо заданный текст. Ответы на поставленные вопросы требуют аналитического подхода, понимания системных связей внутри языка, как на одном языковом уровне, так и межуровневых. Задания этого типа объединены в две группы.
1) Поиск закономерностей по данным примерам (в открытом ряду примеров). В качестве исходного условия предлагается открытый ряд слов. Единицы языка в нем располагаются так, чтобы «подсказать» с их помощью правильный ответ и дать возможность в результате анализа прийти к искомой информации. По такому принципу могут быть построены вопросы по фонетике и орфоэпии, морфемике и словообразованию, лексике и фразеологии, морфологии, синтаксису и стилистике:
А) Укажите основание, на котором данные пары слов объединены в один ряд. Продолжите ряд своими примерами.
Объезжать поля– объезжатьлошадь; перекуситьбутербродами– перекуситьпровод, пилкадров– пилкадляногтей; подметатьпол– подметатьшвы…
Б) Продолжите ряд слов. Объясните свое решение.
Красота – красоты, забота – заботы, глубина – глубины…
В) Какое словосочетание является лишним в следующем ряду: отойти от дома, перейти через дорогу, пробежать в комнату, вылететь из гнезда, всплыть на поверхность? Аргументируйте свою точку зрения.
Г) Какие выводы можно сделать, сопоставив слова в следующем ряду: перёд, впереди, предок, прежний, прежде, предчувствие, представить, предупредить, предо мной?
Не менее сложным испытанием, требующим аналитических способностей, может быть установление сходства и отличительных черт нескольких языковых единиц, их систематизация:
А) Объедините слова в группы по особенностям их структуры: гульбище, лежбище, мольбище, пастбище, стрельбище, стойбище. Мотивируйте свой ответ.
Б) Найдите общее в значении заимствованных слов: рецепт, рецептор, реципиент.
В) В чем проявляется грамматическое своеобразие глаголов казнить и миловать? Приведите другие примеры подобных глаголов? Каким термином они называются?
При оценке выполнения этих заданий следует обращать внимание на ход рассуждения, весомость и точность аргументов, оригинальность мышления, неординарность примеров.
2) Разбор трудных единиц и категорий языка. Под этим названием можно объединить задания по отдельным разделам науки о языке: лексикологии (в том числе терминологии и фразеологии), морфологии, графики и орфографии и др. Вопрос ставится предельно конкретно – об отдельных единицах, при отсутствии возможности расширять их список. Это могут быть редкие, уникальные случаи или, наоборот, известные слова, выражения, предложения, которые нужно оценить с неожиданной точки зрения, увидеть новое в хорошо знакомом.
Содержание заданий может быть любым, но обязательной является установка не на воспроизводство заученных сведений, а на эвристический подход к их решению, применение знаний к анализу фактов языка, умение проводить аналогию между неизвестным и известным:
А) Разберите по составу наречие невтерпеж. Каким способом оно образовано с современной и исторической точки зрения? Обоснуйте свое мнение. Какой точке зрения вы отдаете предпочтение и почему?
Б) Почему в наречиях наотмашь, настежь пишется мягкий знак, а в словах уж, невтерпеж и замуж нет?
В) Запишите прилагательное 352-летний без использования цифр и разберите его по составу.
Г) Дайте характеристику предложению: Предупрежден – значит вооружен.
Д) Найдите в предложениях сказуемое и определите его тип. Объясните свое решение.
Подготовка школьников к олимпиадам.
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.
· подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года;
· курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;
· индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества;
· использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по предмету);
· уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
· использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.
1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:
· наблюдения в ходе уроков;
· организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;
· оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.
2.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет:
· реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;
· уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).
3.Планируем работу.
· при планировании работы с группой школьников избегаем формализма и излишней заорганизованности;
· оптимально выстраиваем индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);
· предусматриваем возможность отдыха, релаксации;
· основной формой работы на занятиях - различные формы индивидуальной и парной работы.
4.Расширяем кругозор:
· читаем книги, журналы
· работаем в Интернете
· общаемся дистанционно
· участвуем в интенсивных школах и т.д.
5. Работаем руками.
· Развиваем умения непосредственно работать с инструментами, веществами, реактивами, приборами и т. д.
6.И не останавливаемся.
План мероприятий при подготовке учащихся к олимпиадам
№ | Планируемое мероприятие | Срок | Ответственный | Планируемый результат |
1 | Первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности | май учебного года, начало нового учебного года | педагог-психолог | Карта одаренности на каждого ребенка |
2 | Разработка программы по работе с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам | август | учителя-предметники, зам.директора по УВР | Проект программы |
3 | Формирование нормативно-правовой базы учреждения по работе с одаренными детьми | май-сентябрь | заместитель директора по УВР, директор школы | · Приказ об утверждении рабочей группы по работе с одаренными детьми · Приказ об утверждении программы · Приказ об утверждении курсов по выбору и факультативов · Положение о стимулирующих надбавках педагогов в рамках НСОТ · Положение об индивидуальных образовательных программах одаренных учащихся · Положение о проведении школьных олимпиад |
4 | Утверждение расписания курсов по выбору и факультативов, нацеленных на развитие интеллектуальных способностей учащихся, на 2012-2013 учебный год | сентябрь | Заместитель директора по УВР, директор школы | Утвержденное расписание занятий курсов по выбору и факультативов (Факультатив «Подготовка к олимпиадам по математике» - Никитин Н.С.) |
5 | Формирование индивидуальных образовательных программ (ИОП) учащихся по предметам | сентябрь | Руководитель ШМО учителей-предметников, заместитель директора по УВР, учителя-предметники | Индивидуальные образовательные программы (ИОП) на каждого одаренного ребенка имеются у каждого педагога |
6 | Проведение школьных олимпиад в рамках предметных недель, брейн-рингов и т.д. | в течение года согласно плану работы ОУ | Руководитель ШМО учителей-предметников, заместитель директора по УВР, учителя-предметники | Участие детей в данных мероприятиях – 90-100% |
7 | Организация участия одаренных детей в школьном и районном этапах Всероссийской олимпиады школьников | согласно плану работы ОУ | Заместитель директора по УВР, учителя-предметники | Участие детей в мероприятии – не менее 9% |
8 | Создание системы дистанционного участия детей в предметных олимпиадах http://www.farosta.ru/ дистанционные олимпиады «Фактор роста», http://www.unikru.ru/ мир конкурсов от Уникум и др. | в течение года | Заместитель директора по УВР, учителя-предметники, учитель информатики | сертификаты участников, дипломы |
9 | Организация научно-поисковой работы учащихся посредством сети Интернет | в течение года | Заместитель директора по УВР, учителя-предметники, учитель информатики | График работы компьютерного кабинета |
10 | Развитие логического и интеллектуального мышления учащихся через чтение интернет-журналов научной и учебной направленности (Интернет-журнал «Эйдос» - http://www.eidos.ru/olymp/index.htm , интернет-журнал для младших школьников «Опять» - http://irc43.ru/internet-zhurnal-dlya-mladshikh-shkolnikov-qopyatq.html) | в течение года | Школьный библиотекарь, учитель информатики | Читают интернет-журнал – 24% |
Условия успешной работы с одаренными учащимися:
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.
Курс «Подготовка одаренных детей к олимпиадам по русскому языку»
Цельнастоящего курса: подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку.
Задачи:
· подготовить ребят к различным видам заданий, дать рекомендации по работе над ними;
· сориентировать учащихся в темах предлагаемых заданий;
· научить пользоваться справочной литературой и словарями;
· потренировать в решении наиболее часто встречающихся лингвистических задач.
В настоящем курсе, кроме традиционных разделов, изучаемых в основном курсе русского языка, которые даются более углублённо, предлагаются занятия по социолингвистике, истории языка, сравнительному языкознанию. Орфография не выделена в отдельную тему, работа над ней осуществляется попутно.
Формы работы:индивидуальная, групповая (в малых группах), самостоятельная, практические занятия тренировочного характера.
Методы работы:поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.
Контрольно-измерительные материалы:олимпиадные задания, тесты, тексты для различных видов разбора, творческие задания, презентации.
В результате прохождения данного курса учащиеся должны:
· знать различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие, вопросы, требующие письменного ответа, и др.);
· знать различные виды анализа языковых единиц;
· уметь нестандартно подходить к решению лингвистических задач;
· уметь пользоваться словарями различных видов и справочной литературой по русскому языку.
Курс рассчитан на 34 часа, предназначен для учащихся 9-11 классов (с учетом, что занятия проводятся по 60 минут) .
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Введение. Разные виды олимпиадных заданий | ||||
История языка | ||||
Графика. Фонетика. Фонетические явления | ||||
Орфоэпия | ||||
Лексикология | ||||
Фразеология | ||||
Этимология | ||||
Морфемика и словообразование | ||||
Морфология. Части речи, их основные грамматические категории | ||||
Синтаксис и пунктуация | ||||
Стилистика и культура речи | ||||
Социолингвистика | ||||
Сравнительное языкознание | ||||
Различные виды анализа текста | ||||
Всего |
Подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы | К-во часов | Основные вопросы, рассматриваемые на занятии | Формы и приёмы работы |
Введение. Разные виды олимпиадных заданий | Творческие работы. Тестовые задания. Вопросы, требующие письменного ответа. Лингвистические задачи. Рекомендации по их выполнению | Лекция с элементами беседы, выполнение заданий | ||
История языка | Изменения, происходящие в языке. Алфавит. Падение редуцированных. Полногласие и неполногласие. Изменения в лексике и грамматике. | Лекция с элементами беседы Тренировочные упражнения Самостоятельная работа | ||
Графика. Фонетика. | Соотнесение буквы и звука, йотированные буквы. Фонема. Сильная и слабая позиции гласных и согласных. Фонетические явления: оглушение, озвончение, ассимиляция и др. Фонетический анализ слова, транскрипция. | Лекция с элементами беседы Самостоятельная работа | ||
Орфоэпия | Орфоэпические нормы. Ударение. | Работа с орфоэпическими словарями. Выполнение упражнений | ||
Лексикология | Лексическое значение. Полисемия. Омонимия. Паронимы. Различные лексические группы | Лекция с элементами беседы Самостоятельная работа Ра |