Понятие и признаки литературного языка
Шпаргалка
Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать.
Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
2 МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА. РАЗЛИЧИЕ В ФУНКЦИЯХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА И ЯЗЫКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
3 ПРОИСХОЖДЕНИЕ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
4 ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ДИАЛЕКТЫ И ПРОСТОРЕЧИЕ
5 СТИЛИ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА
6 ЯЗЫКОВАЯ НОРМА, ЕЕ РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
7 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ЯЗЫКЕ
8 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ
9 ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ ОБЩЕНИЯ
10 УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РАЗНОВИДНОСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА
11 НОРМАТИВНЫЕ, КОММУНИКАТИВНЫЕ, ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
12 ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ, СФЕРА ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, ЖАНРОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ
13 НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
14 ОСОБЕННОСТИ УСТНОЙ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ
15 ОРАТОР И ЕГО АУДИТОРИЯ
16 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АРГУМЕНТОВ
17 ПОДГОТОВКА РЕЧИ: ВЫБОР ТЕМЫ, ЦЕЛЬ РЕЧИ, ПОИСК МАТЕРИАЛА, НАЧАЛО, РАЗВЕРТЫВАНИЕ И ЗАВЕРШЕНИЕ РЕЧИ
18 ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ПОИСКА МАТЕРИАЛА И ВИДЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
19 СЛОВЕСНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
20 ПОНЯТНОСТЬ, ИНФОРМАТИВНОСТЬ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ
21 РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ В СИСТЕМЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РАЗНОВИДНОСТЕЙ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
22 УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ, РОЛЬ ВНЕЯЗЫКОВЫХ ФАКТОРОВ
23 КУЛЬТУРА РЕЧИ
24 ЗАДАЧА КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
25 ТИПЫ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ
26 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА И ГОВОРЕНИЯ
27 ЖАНРЫ ПОБУЖДЕНИЯ: ПРИКАЗ, СЛУЖЕБНОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ, ИНСТРУКЦИЯ, ЗАЯВЛЕНИЕ, ЗАПРОС, ЖАЛОБА (РЕКЛАМАЦИЯ), РЕКОМЕНДАЦИЯ
28 ВИДЫ ПОБУЖДЕНИЯ: ПРОСЬБА, МОЛЬБА, ПРИКАЗ, КОМАНДА, ЗАПРЕТ, РАЗРЕШЕНИЕ, СОВЕТ, РЕКОМЕНДАЦИЯ, ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ
29 СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОБУЖДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ, СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ И РЕЧЕВЫЕ НОРМЫ ПОБУДИТЕЛЬНЫХ ЖАНРОВ
30 ЖАНРЫ РЕТРОСПЕКЦИИ: ОТЧЕТ, ОБЗОР
31 РИТОРИКА
32 ОТЧЕТ О КОМАНДИРОВКЕ, ОТЧЕТ О СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ОПРОСЕ (ТЕСТЕ, ПРОВЕРКЕ), О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ
33 ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ ЖАНРОВ РЕТРОСПЕКЦИЙ
34 ЖАНРЫ ПОЛИЛОГИ: СОБРАНИЕ, СОВЕЩАНИЕ, ПЕРЕГОВОРЫ, ИНТЕРВЬЮ
35 НАЧАЛО И ОКОНЧАНИЕ СОБРАНИЯ. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДОКЛАДЧИКА. ПОВЕСТКА ДНЯ. ПОЗДРАВЛЕНИЕ
36 ТАКТИКА И СТРАТЕГИЯ НАУЧНОЙ И ДЕЛОВОЙ ДИСКУССИИ. ПРИЕМЫ ВЫРАЖЕНИЯ КРИТИЧЕСКИХ ЗАМЕЧАНИЙ
37 ОБЩЕНИЕ «В КОМАНДЕ»
38 ПЕРЕГОВОРЫ
39 МОНОЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ
40 ЭТИКЕТНЫЕ ФОРМУЛЫ РУССКОГО ЯЗЫКА
41 СТРУКТУРЫ ВОПРОСОВ. ПЕРЕСПРОС. ВЫРАЖЕНИЯ СОГЛАСИЯ И НЕСОГЛАСИЯ. ВСТУПЛЕНИЕ В РАЗГОВОР, ВЫХОД ИЗ НЕГО
42 ЖАНРЫ ОПИСАНИЯ: ОПИСАНИЕ ЧЕЛОВЕКА, ПРЕДМЕТА, ПРОСТРАНСТВА (ПЕЙЗАЖ, ИНТЕРЬЕР)
43 ИЗУЧЕНИЕ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ
44 ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ЖАНРЫ
45 ЖАНРЫ РАССУЖДЕНИЯ: ОБОСНОВАНИЕ (ТЕМА, ПРОЕКТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ), АРГУМЕНТАЦИЯ, МОТИВАЦИЯ, ОБОБЩЕНИЯ, ВЫВОДЫ
46 ОБЩИЕ И РАЗЛИЧНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ И РАЗГОВОРНОГО СТИЛЯ
47 РЕКЛАМНЫЕ ЖАНРЫ: ПРЕЗЕНТАЦИЯ, РЕКЛАМА
48 ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ РЕКЛАМНЫХ ЖАНРОВ
49 СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ОЦЕНКИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
50 ФРАЗЕОЛОГИЗИРОВАННЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ ДЕЛОВОГО СТИЛЯ И РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ
51 СООТНОШЕНИЕ ВЕРБАЛЬНЫХ И НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ В РЕКЛАМЕ. ЯЗЫКОВАЯ ИГРА В РЕКЛАМЕ
52 ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО РОССИИ
53 ЖАНР И КОМПОЗИЦИЯ ТЕКСТА
54 ТРАНСФОРМАЦИЯ ТЕКСТОВ, ИЗМЕНЕНИЕ ИХ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ: ПЛАН, ТЕЗИСЫ, КОНСПЕКТ, АННОТАЦИЯ
55 ПЕРЕХОД ОТ ПИСЬМЕННОГО ТЕКСТА К УСТНОМУ: ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАЩИТЕ ДИПЛОМА, ИНСТРУКЦИЯ, РЕЧЬ-БИОГРАФИЯ НА МЕМОРИАЛЬНОМ СОБРАНИИ
56 ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА (ОРФОЭПИЯ)
57 ИНТОНАЦИЯ КАК СЕМАНТИКО-СТИЛИСТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
58 СЛОВО И ЖЕСТ В ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЯХ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ
59 ПЕРЕХОД ОТ УСТНОГО ТЕКСТА К ПИСЬМЕННОМУ: ЗАПИСЬ УСТНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ, ПРОТОКОЛ СОБРАНИЯ
60 КОНВЕРСИВЫ. ОПИСАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДИКАТЫ (АДЪЕКТИВНО– И ГЛАГОЛЬНО-ИМЕННЫЕ ПЕРИФРАЗЫ)
61 ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ И ПУНКТУАЦИОННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ТЕКСТА
62 ФОНЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ
63 ТРЕБОВАНИЯ К ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ. ВЛИЯНИЕ НА ЧИСТОТУ РЕЧИ ИСТОРИЗМОВ, АРХАИЗМОВ, ЖАРГОНИЗМОВ
64 ЭЛЛИПТИЧНОСТЬ
65 ИНТОНАЦИЯ И ПОРЯДОК СЛОВ В РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ
66 СКЛОНЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
67 ПЕРЕХОД ОТ ИЗОБРАЖЕНИЯ К СЛОВЕСНОМУ ТЕКСТУ: КОММЕНТАРИЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ КАРТИНКИ, КОММЕНТИРОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОГО ВИДЕОРЯДА
68 ВАЖНЕЙШИЕ ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
69 ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ЯЗЫКОВОГО КАЧЕСТВА РЕЧИ
70 РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ
71 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О РЕЧЕВОМ АКТЕ
72 ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ
ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ ОБЩЕНИЯ
Общение – это процесс взаимодействия людей.
Общение – понятие сложное, структура общения – это процесс развития и установления контактов людьми. Общение осуществляется через речь, в процессе речи.
Причины общения – это взаимодействие, восприятие и стремление понять друг друга. Структуру общения характеризуют три фактора:
1) коммуникативный;
2) интерактивным;
3) перцептивный.
Речь – это язык в действии, это использование языка, его системы в целях говорения, передачи мыслей, общения, – пишет О. Н. Олейникова.
Основные слагаемые общения:
1) участие в разговоре не менее двух человек (субъекта и адресата), а чаще участников разговора бывает намного больше;
2) главная и актуальная тема для разговора;
3) знание языка, на котором происходит общение.
Совершенным средством общения является язык.
Чтобы общение состоялось, собеседникам нужен канал связи – органы речи и слуха (слуховой контакт).
Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуальному) каналу.
Тактильный способ (рукопожатие) – способ передачи дружеского приветствия по кинетсико-тактильному (двигательно-осязательному) каналу.
Чтобы общение было успешным, необходимо знать язык и хорошо владеть речью.
Необходимо всегда учитывать, с какой целью мы обращаемся, а также особенности речи адресата, так как каждый человек общается по-разному: с близким человеком – один способ общения, а с незнакомым – другой, со взрослым – один, с ребенком – другой, и, соответственно, мы должны быть знакомы с элементами речевого этикета.
Общение для человека – его среда обитания. Общение для человека – один из основных источников получения информации. Общение формирует личность человека, развивает его интеллект.
Овладение искусством общения, искусством слова, культурой письменной и устной речи необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься.
Особенности поведения людей в процессе общения, применение различных методов и приемов, использование речевых средств во многом определяются видом общения, с которым приходится иметь дело в каждом конкретном случае.
Уметь общаться особенно важно для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, организаторов производства, людей, занятых в сфере управления.
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей литературного языка. Ему присущ ряд общих языковых особенностей:
1) предварительное обдумывание высказывания;
2) монологический характер, строгий отбор языковых средств;
3) тяготение к нормированной речи. Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера наук и жанровых различий.
Научный стиль имеет разновидности (подстили):
1) научно-популярный;
2) научно-деловой;
3) научно-технический;
4) научно-публицистический;
5) учебно-научный.
Научный стиль употребляется в трудах ученых для выражения результатов исследовательской деятельности.
Цель научного стиля – сообщение, объяснение научных результатов, форма реализации – диалог. В научной речи являются типичными смысловая точность, безобразность, скрытая эмоциональность, объективность изложения, строгость и т. д.
Научный стиль имеет свою специфику, что позволяет употреблять его независимо от характера науки (естественно-научной или гуманитарной). Его специфика определяется целями сообщения: это может быть доклад, где важно показать факты, выяснить некоторые закономерности.
Основные черты научного стиля филологами определяются:
1) логической последовательностью;
2) упорядоченной системой связей между частями высказывания;
3) стремлением авторов к точности, однозначности, сжатости выражения при сохранении насыщенности содержания.
Научному стилю присуща сухость, он лишен эмоциональной окраски и образности.
Лексика научного доклада или статьи на 25 % в среднем состоит из терминов, это тоже одна из основных черт научного стиля.
Фразеология научного стиля включает термины, составные термины (солнечное сплетение, коронарное шунтирование и т. д.), использует клише – «в данной проблеме хотелось бы рассмотреть…», в том числе и как связки между предложениями.
Вещественные и отвлеченные существительные употребляются в форме множественного числа: шумы в радиоприемнике.
При синтаксических построениях чаще используются существительные, чуть реже – глаголы, названия действий. Прилагательные выполняют терминологическую функцию, указывают на различные признаки. Синтаксис в научном стиле зачастую сложный, осложняется дополнительно однородными членами и дополнительными членами предложений.
Средний объем предложений в научном стиле 28,5 слов в предложении (для сравнения – в художественном или повествовательном тексте – 17,2 слова).
ОРАТОР И ЕГО АУДИТОРИЯ
Оратор (от лат. orator, orare – «говорить») – тот, кто произносит речь, выступает с речью, а также тот, кто обладает даром произносить речи, красноречием.
Умелое построение речи и публичное ее произнесение с целью достижения определенного результата и желаемого воздействия на слушателей есть оратор ское искусство.
Человеческое общество строится на общении. Говорить могут все, но говорить красиво, доходчиво, четко, увлекательно и интересно, а также уверенно держаться перед аудиторией может далеко не каждый.
Умелое владение словом, грамотное изложение материала, умение держаться перед публикой – лишь часть того, чем должен обладать оратор. Находясь в центре внимания, говорящий должен уметь привлечь внимание и своим внешним видом, и своими природными данными, и манерой говорить и держаться. Как правило, профессиональный оратор – это человек эрудированный, высокоинтеллектуальный, свободно ориентирующийся как в литературе и искусстве, так и в науке и технике, а также в политике и современном устройстве общества.
Чтобы рассчитывать на внимание и уважение слушающей аудитории, оратор должен обладать определенными навыками и умениями. Перечислим некоторые из них:
1) уверенное высказывание во время любого общения;
2) умение говорить на любую тему;
3) умение точно выражать свои мысли;
4) использование активного словарного запаса, умение пользоваться различными речевыми приемами;
5) умение аргументировать и убеждать. Ораторское искусство – это диалогическая связь, с одной стороны которой выступает непосредственно оратор, а с другой стороны – слушатель, или аудитория.
Аудитория представляет собой общность людей, которая выступает в роли единой социально-психологической группы.
Для слушательской аудитории характерны следующие признаки:
1) однородность (неоднородность), т. е. разница по полу, возрасту, уровню образованности, интересам слушателей;
2) количественный состав присутствующих;
3) чувство общности (признак, проявляющийся при определенном эмоциональном настрое аудитории, когда зал аплодирует или же, наоборот, выражает недовольство);
4) мотив действия слушателей. Люди посещают лекции по различным причинам. По мнению психологов, можно выделить три группы моментов:
а) интеллектуально-познавательного плана (когда люди приходят, потому что сама тема вызывает интерес);
б) морального плана (требуется присутствие человека);
в) эмоционально-эстетического плана (когда люди приходят, потому что им интересны оратор, его выступления, его манера держаться и т. д.).
Именно поэтому у слушательской аудитории можно отметить различный настрой на восприятие выступления.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АРГУМЕНТОВ
Целью говорящего является влияние в той или иной степени на собеседника, оппонента. Он должен уметь убедить в своей правоте. Для этого необходимо использовать такие слова и выражения, которые способны вызвать определенные чувства и мысли.
Эмоциональная речь, выразительные рассуждения, наглядные примеры сами по себе могут убеждать. Надо уметь доказать и отстоять свою точку зрения. Для этого надо быть уверенным в правдивости того или иного суждения, тезиса. Чтобы суметь доказать, надо уметь аргументировать свои доводы. Доказательства бывают прямыми и косвенными. При прямом доказательстве приводятся аргументы в поддержку или опровержение тех или иных высказываний.
Аргумент – это теоретическое или фактическое положение, с помощью которого обосновывается тезис.
В качестве аргументов доказательства могут выступать:
1) ранее доказанные законы наук (химии, физики, биологии, теоремы математики и др.);
2) очевидные положения, не требующие доказательств (аксиомы и постулаты);
3) фактический материал, при котором приблизительные сведения недопустимы (статистические данные о населении государства, свидетельские показания, подписи лица на документе, научные факты).
Следует отметить роль фактов (научных в том числе), которая очень велика в доказательстве и обосновании определенных позиций.
Существуют различные классификации аргументов. Основной классификацией является та, при которой аргументы делятся на логические и психологические.
Логические аргументы – это аргументы, обращенные к разуму аудитории, слушателя. Состоятельность и логика рассуждения зависят от того, насколько тщательно подобран и проанализирован исходный материал, насколько четко представлены аргументы. Каждый тезис выступления должен быть тщательно аргументирован, недостаточно сильные, сомнительные аргументы исключаются как разрушающие доказательства.
Часто оратор использует аргументы, обращенные к чувствам слушателей, используя тактику психологического воздействия. Такие аргументы называются психологическими.
Психологические аргументы – это аргументы, обращенные к чувствам аудитории, слушателей. Речь оратора изобилует эмоциональными сравнениями и красочными примерами.
При обращении к психологическим аргументам нельзя спекулировать на чувствах и эмоциях людей, это может стать причиной конфликта между сторонами.
Способы воздействия на аудиторию не существуют изолированно друг от друга. Они являются дополнением друг друга. Логические размышления, например, могут быть подкреплены приемами, влияющими на чувства, желания и т. д. И тот и другой виды аргументов используются умелым оратором сознательно.
ПОДГОТОВКА РЕЧИ: ВЫБОР ТЕМЫ, ЦЕЛЬ РЕЧИ, ПОИСК МАТЕРИАЛА, НАЧАЛО, РАЗВЕРТЫВАНИЕ И ЗАВЕРШЕНИЕ РЕЧИ
Речь для выступления необходимо подготовить заранее. Автору важно продумать содержание, необходимо оценить свои возможности подачи материала перед публикой. При подготовке речи необходимо учитывать определенные моменты, а именно:
1) вид речи;
2) темы выступления;
3) цели и задачи, которые оратор, говорящий ставит перед собой;
4) слушательскую аудиторию.
В риторике рассматриваются следующие этапы подготовки к выступлению:
1) выбор темы;
2) конкретизация целей высказывания;
3) изучение материала по теме;
4) подготовка выступления в развернутом виде;
5) завершение речи (подведение итогов);
6) полное владение материалом.
Начальный этап выбора темы – один из самых важных этапов подготовки речи. Выступающий может сам выбрать тему, а может воспользоваться предложениями организаторов собрания. Следует выбирать тему, которая будет интересной и увлекательной, актуальной. Оратор должен осветить проблему таким образом, чтобы и он сам, и слушательская аудитория смогли почерпнуть нечто новое из конкретного выступления.
Необходимо конкретизировать цель как для себя, так и для всей аудитории. Важно, чтобы тема соответствовала уровню подготовки и образованности конкретной аудитории. Важно не только и не столько изложить материал, но и показать свое отношение к проблеме, сформулировать собственные выводы и доводы, попытаться вызвать ответную реакцию слушателей, возможно, еще не в виде выступления или диалога на собрании, но, как минимум, в виде готовности и стремления проявить активность и самостоятельность.
Сбор и изучение материала – следующий этап в подготовке к речи. Научная и художественная литература, справочники и энциклопедии, газеты и журналы могут являться источниками материала. Но не стоит отождествлять сбор материала и сбор информации. Ведь изучение материала – это не столько чтение различных книг, сколько определение собственных мыслей и идей по конкретному вопросу. Также очень важно составить план-конспект, выписывая интересные моменты и т. д. Следует помнить, что выступление состоит из вступления (начала), основной (главной) части и заключения (завершения речи).
В основной части выступления оратор излагает основные положения по проблеме, освещая различные точки зрения, раскрывая и свое видение вопроса.
В заключении оратор делает определенные выводы, отвечает на вопросы, возникшие по ходу выступления.
СЛОВЕСНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
Слово – это важнейшая единица языка. Многообразие предметов, явлений определяется при помощи слов. Слово выполняет данную роль потому, что оно обладает определенным смыслом (или значением), которое носит название лексического значения.
Слова выражают отражение сложившейся действительности, существующих представлений о предметах, признаках и т. д. Например, лексическое значение слова брошюра таково: «книга небольшого формата в виде скрепленных листов, обычно без переплета». В данном значении отражаются наши представления об отличительных признаках печатного издания такого рода.
Точность употребления слов состоит в том, чтобы соблюдать лексические нормы языка, уметь использовать слова в соответствии с их значением. Поэтому не следует употреблять слова, значение которых неизвестно или непонятно. Особенно это важно, когда в выступлении используются иностранные слова.
Иноязычные слова входят в язык вместе с появлением новых понятий, предметов: например, бутерброд (из нем.), режиссер (из фр.), матч (из англ.).
При выборе слова надо учитывать его сочетаемость с другими словами. Например, слово львиный – «самый большой, самый лучший» сочетается только со словом «доля» – львиная доля, но нельзя сказать львиная часть.
Если слово имеет несколько значений, то можно говорить о его многозначности. У слов, имеющих несколько значений, выделяются прямое и переносное значения. Прямое значение указывает на окружающие явления, определенные предметы, названием которого оно является. Переносное значение связано с прямым по смыслу и мотивировано им. Многозначность слова может быть использована как стилистическое средство для усиления образности речи.
Оратор должен творчески подходить к своему выступлению, подбирая слова и доходчиво излагая материал. Важно, чтобы понимание слова оратором и слушателями совпадало. Слова должны быть тщательно и правильно подобраны. Необходимо избегать многословия – употребления лишних слов, не дополняющих того, что уже было сказано. Подбор слов – это отражение грамотности, свидетельство уровня образованности и логики выступающего. Следует обращать внимание на стиль доклада. Помня, что выступление – это устная форма изложения, оратору необходимо обращать внимание на свои возможности и способности говорить громко, четко и понятно, правильно.
К выступлению надо готовиться заранее, можно прорепетировать его перед близкими людьми, исключить или заменить длинные, иностранные слова, слова, трудные в произношении.
Словесное оформление – это анализ и разбор выступления, представление и подбор слов, уместных в данной коммуникативной ситуации.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Как раздел науки о языке культура речи сформировалась относительно недавно. Причиной ее возникновения можно считать социальные изменения, которые происходили и происходят в стране. Участие народных масс в общественной деятельности государства потребовало повышения внимания к уровню их речевой культуры.
Различают 2 уровня речевой культуры – низший и высший. Для низшего уровня достаточным является соблюдение норм русского литературного языка. Различают лексические, фонетические, грамматические, морфологические и синтаксические нормы. Лексические нормы, т. е. значения слов можно найти в толковых словарях, другие нормы объясняются в различных пособиях по грамматике, орфоэпии и пр.
Речь называется правильной, если говорящий правильно произносит слова, правильно употребляет формы слов, правильно строит предложения. Хотя этого может быть мало.
Речь может быть правильной, но не соответствовать целям общения. Хорошая речь содержит по меньшей мере следующие признаки: разнообразие, богатство, выразительность, а также точность употребления слов.
Богатство речи характеризуется использованием огромного словарного запаса, различных морфологических форм. Употребление сложных синтаксических конструкций также свидетельствует о разнообразии речи. Выразительность речи достигается путем поиска и подбора языковых средств, которые соответствуют целям иусловиям общения. Выбор средств, которые помогают наилучшим образом отразить содержание высказывания, которые раскрывают его основную идею, характеризуют точность речи.
Культурного человека отличает высокий уровень речевой культуры. Необходимо совершенствовать свою речь.
В настоящее время огромную популярность получают средства массовой информации. Для многих это первейший источник получения информации. Дикторы радио, телеведущие должны быть своего рода примером, т. к. в какой-то степени они несут ответственность за культурный уровень широких народных масс.
Духовная составляющая человеческой культуры связана с речью в разных ее формах. Внутренний мир индивидуума проявляется в речи: это и интеллект, и чувства, эмоции, воображение, и фантазия, и нравственное отношение, вера.
Все разнообразие связано с внутренней и внешней речью, с культурой речи.
Лидирующее положение в речи всегда занимал языковой материал. Выбор слов и словосочетаний, грамматически и логически правильное построение предложений, разнообразие языковых средств и приемов являются характерным как и для речи оратора, так и для научных докладов. Основным показателем уровня образованности и культуры была правильная речь.
ЗАДАЧА КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
В настоящее время умение правильно говорить, четко и красиво излагать свои мысли важно для различных сфер жизни социума.
Именно поэтому можно говорить о связи литературного языка с понятием культуры речи.
Различают 3 основных аспекта понятия культуры речи: коммуникативный, нормативный, этический.
Культура речи – это, прежде всего, правильная речь, это соблюдение норм литературного языка. Задача культуры речи заключается в том, чтобы эти нормы были зафиксированы и контролировались, чтобы в дальнейшем следить за их изменением.
Одним из важнейших компонентов культуры речи является нормативный компонент. Однако определение «правильности» или «неправильности» культуры речи не является основным.
Еще одной функцией культуры речи является определение коммуникативных задач языка. Важность коммуникативной стороны можно считать главной категорией культуры речи. Здесь можно рассматривать такие качества речи, как ее разнообразие, богатство, точность и понятность речи, выразительность.
Еще одним аспектом культуры речи является этикет как внешняя оболочка высказывания. Этикет подразумевает правильное использование лексических единиц и соответствие тому или иному стилю. Эмоционально окрашенная лексика не сочетается с научным или официально-деловым стилем. Выбирая то или иное слово, необходимо учитывать не только его лексическое значение, но и его стилистическую зафик-сированность, а также экспрессивную окрашенность.
Люди разных возрастных и профессиональных категорий, по-разному воспринимают и пользуются этической стороной культуры речи. Этикет также следит за нормами использования специфической лексики (например, нецензурной лексики).
Недопустимо, чтобы определенные, особые лексические единицы одного стиля смешивались с единицами другого стиля.
Нормативность культуры речи связывает между собой коммуникативную функцию и этический компонент культуры речи. Язык – постоянно изменяющаяся система. Лексика, которая была ненормативной, с течением времени может изменить свое положение, став более или менее используемой в соответствии с нормами литературного языка.
Таким образом, задачей теории культуры речи является фиксирование любых изменений в языке. Также культура речи должна привлечь внимание к использованию слов, отчасти непонятных широким массам. К ним можно отнести использование иностранных слов, профессионализмов.
Правильность речи, ее богатство, четкость и точность выражения мысли, использование различных приемов делают устное слово более эффектным и действенным.
ТИПЫ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ
Различные типы речи, виды красноречия возникали постепенно. Типы речи можно классифицировать согласно тому, к какой сфере деятельности относится оратор и аудитория слушателей. Выделяют от восьми до десяти видов речи.
1. К политическому типу речи относятся лозунги, призывы, пропагандистские и агитационные выступления, доклады партийных руководителей на собраниях, жанры СМИ.
2. Военный тип общения (или красноречие военных) подразумевает приказы, призывы, мемуары. К данному типу речи можно отнести и письма командующего родственникам погибших солдат, радиосвязь.
3. Общение дипломатов основывается на дипломатическом этикете с соблюдением норм. К этому типу речи можно отнести переговоры, корреспонденцию. Для данного типа обязательно умение должного, юридически верного составления документов, умение сглаживать ситуацию.
4. Деловые встречи, деловая документация (финансовые отчеты, юридические акты, планы и программы), телефонные контакты относятся к деловой речи.
5. Красноречие университетских лекторов, профессоров и академиков встречается на лекциях, семинарах, конференциях. Также используется при написании творческих работ, исследований, конспектов, при защите курсовых и дипломных работ.
6. Сфера юриспруденции и судебного дела включает в себя тексты различных законов, уставов, кодексов. К данному типу речи относятся юридические консультации, допрос свидетелей, речь защиты и обвинения, судебный процесс.
7. Педагогический тип общения – это различные объяснения, беседы, комментарии учителя, ответы учащихся, сочинения, изложения и эссе как литературное творчество, этапы занятия.
8. Тип речи, связанный с духовной и нравственной стороной жизни – это различные проповеди, исповеди, молитвы.
9. Повседневное общение проявляется в разговорах друзей, знакомых, близких, обсуждение интересующей проблемы родителями и детьми, переписка.
10. Внутренняя речь (или речь про себя) представляет собой воспоминания, рассуждения, спор, мечты и фантазии, мысленное планирование высказывания.
Данные типы речи требуют осмысления, контроля, что является непосредственно культурой речи. Некоторые типы речи, красноречия складывались в течение многих лет и даже веков. Некоторые типы, например внутренняя речь, появились недавно. Надо отметить, что диалог с собой имеет большое значение в жизни человека, культура внутренней речи, мысленное обращение к своему второму «я» является гарантией успешной внешней речи, т. е. звучания или написания.
ЖАНРЫ ПОБУЖДЕНИЯ: ПРИКАЗ, СЛУЖЕБНОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ, ИНСТРУКЦИЯ, ЗАЯВЛЕНИЕ, ЗАПРОС, ЖАЛОБА (РЕКЛАМАЦИЯ), РЕКОМЕНДАЦИЯ
Приказ относится к жанру побуждения. Под приказом следует понимать акт руководителя органа государственного управления или государственного учреждения, письменное или устное распоряжение начальника подчиненным, являющиеся для них законом.
Приказ печатается или пишется от руки на специальном бланке, на котором обязательно присутствуют реквизиты и полное название организации с ее юридическим адресом. На приказе обязательно должны быть дата, номер, подпись, визы и исполнитель. Название документа может быть выделено. Заголовок к тексту должен быть кратким и выражать основное содержание приказа.
Приказ содержит две части: в первой указывается цель (причина) издания приказа, во второй – обоснование распоряжения руководителя. В правом верхнем углу или посередине пишется слово ПРИКАЗЫВАЮ. Распоряжение пишется по пунктам в повелительной форме.
Служебное распоряжение – правовой акт, который издают руководитель учреждения или его заместитель в основном для быстрого решения важных вопросов, не требующих отлагательства. Служебное распоряжение имеет те же составляющие, что и приказ.
Инструкция представляет собой правила по технике безопасности при работе с приборами или техническими устройствами. Инструкции пишутся по общепринятой схеме: название в середине, содержание – по пунктам. Инструкция утверждается руководителем предприятия и подписывается инженером по технике безопасности.
Заявление – это специальный служебный документ внутреннего назначения. Оно доводит до сведения должностных лиц мнение человека или коллектива по определенному вопросу.
Запрос (к политическим лидерам, руководителям министерства) – это право одного или нескольких лиц требовать от вышестоящих органов разъяснений по интересующим их вопросам или конкретным мероприятиям. Запрос может содержать просьбу рассказать о товаре или услуге.
Запрос состоит из двух частей: повествовательной и вопросительной.
Ответ на запрос дается в установленные законом сроки.
Жалоба (рекламация) – громкое возражение, неодобрение. Это может быть претензия покупателя или заказчика к продавцу или поставщику. В ней содержатся жалоба по вопросу ненадлежащего качества вещи или услуги, а также требование об его устранении или снижении цены или возмещении убытков.
Рекомендация – письменный или устный положительный отзыв или указание. Данный документ начинается словом: РЕКОМЕНДУЮ и ведется по пунктам. Рекомендации бывают двух видов: от вышестоящих к нижестоящим и наоборот. Подписывается дающим лицом.
ВИДЫ ПОБУЖДЕНИЯ: ПРОСЬБА, МОЛЬБА, ПРИКАЗ, КОМАНДА, ЗАПРЕТ, РАЗРЕШЕНИЕ, СОВЕТ, РЕКОМЕНДАЦИЯ, ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Побуждение – это призыв, просьба. Побуждение может выражаться как в устной, так и письменной форме. На письме побуждение выражается восклицательным предложением.
Просьба – это побуждение к действию в уважительной, вежливой форме. Как правило, просьба выражается предложением-вопросом с последующей благодарностью. Вежливая форма просьбы выражается голосом, интонацией. Просьба начинается словами: «Будьте любезны …», «Не могли бы Вы…» и т. д.
Степень крайней безвыходности выражается в разновидности просьбы, называемой мольбой. Предложение отличается умоляющей интонацией и подбором слов, выражающих необходимость прошения. Начинается предложение, содержащее мольбу, словами: «Я умоляю Вас…», «Я очень Вас прошу…». Обычно в предложении-мольбе на первое место ставится личное местоимение.
Приказ – это форма побуждения, выражающаяся в устном или письменном распоряжении, требующая беспрекословного выполнения.
В устной форме приказ строится в повелительном наклонении. Отдающий приказ должен голосом выражать твердость и жесткость.
Команда – это жесткая форма приказа, употребляющаяся в военном деле и состоящая из одного или двух слов и носящая повелительный характер: К бою! На штурм! Команда требует строгого, сиюминутного выполнения, отличается краткостью и твердостью интонации. В команде как форме приказа различают запрет и разрешение.
Запрет – это отрицательная команда, начинается со слова «нельзя, нет». В письменной речи запретное предложение имеет в конце восклицательный знак.
Разрешение носит положительный характер, начинается со слов: «Да, разрешая; да, можно» и т. д. Разрешение произносится спокойно. Разрешение чаще всего является положительным ответом на просьбу или запрос. Как документ разрешение пишется от первого лица и начинается глаголом РАЗРЕШАЮ.
Совет – вид побуждения, отличающийся ненавязчивостью, имеющий скорее совещательную, чем назидательную форму повествования, отличается мягкостью интонации. Начинается предложение-совет с местоимения «Я» или «Мы» и является повествовательным.
Частный вид совета – рекомендация может иметь официальный и частный характер. Как правило, это благоприятный отзыв о чем-либо или ком-либо.
Предостережение – это вид совета, носящий благожелательный характер. В письменной форме это обычно обращение внимания на высокое напряжение, ремонтные работы и т. д.
Предложение – это любое высказывание, являющееся сообщением, рассчитанное на слуховое или зрительное восприятие. Оно часто является формой побуждения, а иногда и призыва.
РИТОРИКА
Риторика (от греч. rhetorike) – Напыщенная, красивая, но малосодержательная речь;
В Античности и в последующие времена – теория и искусство красноречия.
В настоящее время риторика как искусство правильно и красиво говорить распространяется на различные области общения – официальную, научную, бытовую.
Речь возникает в определенной ситуации. Говорящий осмысливает содержание высказывания, выбирает форму изложения – монолог или диалог, употребляет те или иные лексические единицы, грамматические конструкции, рассчитывая на ответную реакцию со стороны собеседника.
Риторика появилась около V в. до н. э. в Древней Греции. В то время все общественные и политические вопросы решало народное собрание. Суды происходили публично, при большом скоплении народа. Человек защищал себя сам, проявляя красноречие.
Ораторское искусство зародилось и развивалось вместе с древнегреческой литературой VI–III вв. до н. э., оно представлено в трагедиях Эсхила, Еврипида, комедиях Аристофана, баснях Эзопа. В это же время развивается театр, создаются шедевры архитектуры!. Это и период расцвета философских учений: Сократ (ок. 470–399 гг. до н. э.) Платон (430/427– 347 гг. до н. э.).
Риторика получила свое развитие и как искусство, и как отдельная наука. Стали возникать школы (в Сиракузах, Афинах, Аттике). Здесь учились мальчики от 7 лет. Риторика была основным предметом, также преподавались литература, философия, математика и др.
Эллинская традиция рассматривала 3 основных момента риторики: истину, нравственность и артистизм. Образованность и культура оратора также имели большое значение.
Каноническая риторика включала 5 частей, таких как:
1) инвенция – «изобретение», рассмотрение содержания речи;
2) композиция – расположение;
3) элокуция и орнамента – украшение речи (использование различных средств языка, стиля);
4) мемориа – запоминание текста;
5) акция, или исполнение, – мастерство речи, умение подать себя.
Риторика была тесно связана со многими науками. Такие принципы, как рассуждение, аргументация, риторика позаимствовала из логики. Затрагиваемые проблемы нравственности, проблемы добра и зла объединяли риторику и философию; вопросы! власти, собственности, войны. Надо отметить, что главным для представите