Что осуждает и что прославляет в человеке Горький -

Романтик?

(Поэма «Человек», рассказ «Старуха Изергиль»)

Р

омантические произведения раннего Горького овеяны страстной мечтой о подвиге, о необходимости героического в жизни, в них воплотилась мечта писателя о гармо­ническом человеке, страстно влюбленном в идею о совершенной жизни.

В поэме «Человек»Горький в романтических тонах выразил свой идеал гармонич­ного человека, живущего в согласии со своей душой, в согласии с людьми, стремяще­гося к самоусовершенствованию. Поэма вызвала разноречивые отклики. Ее философ­ский романтизм выразил кризисность общественного сознания (социального и рели­гиозного) на рубеже XX века. Гуманизм Горького вбирал протест и бунтарство, но также укреплял веру в неограниченные возможности «трагически прекрасного» Че­ловека. Герой поэмы - Человек с большой буквы - провозглашает полное равенство всех людей на основе усовершенствования самой жизни и самого человека. Автор по­эмы предлагает разрушить «старое», под которым подразумевает индивидуализм, «жадный деспотизм инстинкта», ложь, предрассудки и скуку, страх, безразличие. Раз­рушение в программе горь-ковского гармоничного человека, девиз которого - «все впе­ред! и выше!», подчинено позитивной цели - созданию нового мира, мира «свободы, красоты и уважения к людям», мира, где каждый видит смысл жизни в творчестве, со­зидании, в росте сознания, в работе мысли. «И призван я, чтоб осветить весь мир, рас­плавить тьму его загадок тайных, найти гармонию между собой и миром, в себе са­мом гармонию создать». Человек с большой буквы - это реальная мечта Горького, это синоним великой правды, заключающейся в борьбе человека за любовь.

Конфликт поэмы «Человек» строится на противостоянии представлений о смысле жизни Человека и мещанина, противостоянии духовного и материального. Горьков-ский Человек сознает: «Смысл жизни - вижу в творчестве, а творчество самодовлеет и безгранично! Иду, чтобы сгореть как можно ярче и глубже осветить тьму жизни. И ги­бель для меня - моя награда. Иных наград не нужно для меня».

Образ Человека Горький создает романтическими приемами, говорит о нем с вос­торгом и в приподнятом тоне, ритмической прозой и белыми стихами. Художе­ственные средства в поэме - эмоциональные эпитеты, резкие контрасты - подчинены творческой идее: вызвать у читателя приподнятое настроение, укрепить веру в свет­лые начала жизни.

Емкие, выразительные эпитеты, яркие сравнения («запуганные люди», «мелкие жизненные удобства», «мятежный человек», «величавый и свободный человек», «жи­вотное без гордости мысли», «они бесчисленны, как звезды в бездне неба») несут боль­шую смысловую нагрузку. Например: «Да будут прокляты все предрассудки, предубеждения и привычки, опутавшие мозг и жизнь людей, подобно липкой паути­не. Они мешают жить, насилуя людей, - я их разрушу».

Горьковский Человек - борец за новый светлый мир; эстетическое значение образа в том, что в нем дано конкретное воплощение человеческих идеалов, а воплощенный идеал - это и есть прекрасное в жизни.

Одно из лучших романтических произведений, в котором Горький поднимает во­прос о смысле человеческой жизни, - это рассказ «Старуха Изергиль».«Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как „Старуху Изергиль" написал», - заметил взыс­кательный к себе Горький в письме к А. П. Чехову в 1899 г. Дорогой автору рассказ был написан в 1894 году.

У рассказа четкая и стройная композиция. Повествование много повидавшей на своем веку старухи Изергиль делится на три части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко. Своеобразие композиции заключается в том, что каж-

дая часть может стать самостоятельным рассказом. В каждой части свои тема, сюжет, идея, герой. Вместе с тем все три части представляют собой единое целое, объ­единенное общей идеей, - стремлением автора выявить смысл жизни, истинные ценности о мире.

Антитеза- основа композиции рассказа «Старуха Изергиль». Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. Если образ Данко раскрывает духовную красоту волевой, целеустремленной личности, то в образе Лар-ры показана бесплодность и бессмысленность крайнего индивидуализма. В описании портрета и внешности героев, характеров, поступков автор использует прием контра­ста. У Ларры - глаза «холодны и горды», как у царя птиц, у Данко в глазах «светилось много силы и горячего огня». Данко воплощает высший смысл жизни - сделать все возможное для блага людей. Трудно ему выбраться из непроходимых лесов, символи­зирующих в рассказе гнетущую действительность. И Данко, чтобы осветить путь лю­дям, вырывает свое сердце и высоко поднимает его над головой.

Ларра - красивый, сильный - спускается с гор к людям в долину. Он сын орла и женщины, смотрит свысока на других, считает, что ему все позволено. Когда выбран­ная им девушка оттолкнула его, Ларра поступил с ней бесчеловечно. Ларра не хочет знать людские законы. Большую смысловую нагрузку в раскрытии двух концепций жизни играет разговор надменного эгоиста, вообразившего, что он выше других, с людьми племени. Ларра хочет свободы лишь для себя, утверждает право на господ­ство сильной личности.

Жизненно-исторический смысл контрастного противопоставления Ларры и Данко заключается в противопоставлении двух типов морали и общественного поведения.

Трехмастная композиция в «Старухе Изергиль» позволила писателю установить связь между легендами и реальной жизнью. Повествование самой старухи Изергиль поставлено в центре рассказа и является связующим звеном между преданиями и дей­ствительностью. Изергиль встречала на своем пути многих людей, среди которых были и те, кто сражался за свободу греков, и те, кто оказался среди восставших поля­ков. Сама Изергиль искала для себя свободу и наслаждения, свободу в любви; на скло­не лет, размышляя о себе, она определит свою жизнь как «жадную жизнь», предосте­регает автора: «Смотрели бы в старину зорко - там все отгадки найдутся. <...> И вижу я, что не живут люди, а все примеряются, примеряются и кладут на это жизнь. И когда обворуют сами себя, истратив время, то начнут плакаться на судьбу. Каждый сам себе судьба!». К концу жизни Изергиль приходит к осознанию истинных ценностей и по­этому она и обратит внимание автора на «искры от горящего сердца Данко» и расска­жет легенду о происхождении искр, легеду о Данко. Противопоставлением идее беско­рыстного служения людям звучит в рассказе тема «осторожного человека». Подвиг Данко мог воодушевить других юношей в их поисках, и потому мещанин постарался погасить пламя, хотя сам воспользовался его светом.

Нравственная проблема легенды - каким должен быть человек среди людей - пере­растает у писателя в размышления о гражданском предназначении человека, о сущ­ности прожитой им жизни. Вывод писателя: «В жизни всегда есть место подвигам!».

Рассказ «Старуха Изергиль» отличается высокохудожественной формой, умелым использованием изобразительно-выразительных средств языка. Эмоциональные эпи­теты, красочные пейзажи с их многоплановой функцией, резкие контрасты, использо­вание романтических образов тьмы и света сближают быт и сказку. Метафоры, срав­нения, олицетворения усиливают действенность высказывания, к чисто логическому содержанию добавляют различные экспрессивно эмоциональные оттенки. Ужас оди­ночества индивидуалиста, объятого чрезмерной гордыней, противопоставившего се­бя людям, усиливает метафора: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира».


Наши рекомендации