Люди «дна»: характеры и судьбы (Философско-этическая проблема пьесы М. Горького «На дне»)

П

ьеса М. Горького «На дне» была издана в 1903 г., на сцене она была поставлена в 1902 г. в Московском Художественном театре, получила вскоре европейскую из­вестность, ее стали называть «неумирающей». Пьеса привлекает наше внимание сво­ей неприкрашенной правдой об «униженных и оскорбленных» и в то же время мыс­лями о гордом человеке, об истинном постижении смысла жизни.

Изображенный в пьесе мир социального «дна» был хорошо знаком автору: прото­типов героев писатель наблюдал в жизни. Оценивалась пьеса неоднозначно. Одних привлекала суровость жизненной правды, другие обвиняли автора за натурализм. Особенно много споров вызывал образ Луки, чему не в малой степени способствовал и талант Москвина в роли Луки. В трактовке образа Луки критики отмечали уход от су­ровой, мрачной действительности в «золотой сон». Горький в 1902 г. в интервью «Пе­тербургской газете» обратил внимание на философско-этпческую проблему пьесы: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше, истина - или сострада­ние? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ло­жью, как Лука? Этот вопрос не субъективный, а общефилософский» (Петербургская га­зета. 1903.15 июня).

Новаторство пьесы заключалось в том, что она явилась широким философским синтезом тем, мотивов раннего творчества Горького. Эту ее особенность сразу отме­тил Леонид Андреев: «Берет Горький все тех же своих босяков и бывших людей, но есть нечто совершенно новое в сильно изменившемся, <...> просветленном взгляде ав­тора. Он из романтика словно превратился в философа, настойчиво и мучительно ищущего смысл бытия. Он нагромоздил гору жесточайших страданий, бросил в одну кучу десятки разнохарактерных лиц и все объединил жгучим стремлением к правде и справедливости».

«На дне» - философская пьеса. Предметом изображения в ней становится сознание людей. Четырехактная пьеса о судьбе босяков осложняется введением монологов Лу­ки, его понимании мира и человека и авторским видением значения человека, вло­женным в уста Сатина. Размышления-монологи героев, их диалоги о жизни и назна­чении человека, поведение персонажей предстают как источник серьезных конфлик­тов. Сюжет пьесы обнаруживает и впрямую воссоздает жизненные противоречия. В пьесе представлен и социальный и традиционный любовный конфликт. Драма, про­исходящая в пьесе, основана на выявлении сути человека, его миропонимания и от­ношения к жизни. С появлением Луки эти дискуссии становятся все напряженней. Напряженная работа начнется в сознании героев после рассказа-притчи Луки о «пра­ведной земле» и рассказа о том, как он сторожил дачу. Персонажи пьесы, оказавшие­ся «на дне», в диалогах, монологах много спорят о том, каким должен быть человек, затрагивают такие этические понятия как жалость, милосердие, правда, гордость. Са­тин, Бубнов, Клещ - люди разного социального происхождения - отвергают корыст­ную мораль «хозяев». Для Бубнова бездомное существование - единственная «правда жизни». Сатин отвергает правду Луки как «религию рабов и хозяев». В монологе Сати­на- «Человек! Это великолепно! Это звучит гордо. <...> Все - в человеке, все для челове­ка!» - выражены горьковские мысли о гуманизме, которые он развернет в поэме «Че­ловек». Утеши-тельству Луки Сатин противопоставляет новое отношение к людям. Он заявляет, что человека необходимо уважать, а не жалеть.

В последнем акте пьесы умирает Аня, арестован Васька Пепел, искалечена Наташа, незаметно исчезает Лука. Гнетущая безысходность охватила ночлежку. Бубнов ска­жет: «Зоб! Затягивай любимую». В выражении авторской идеи важная роль отводится народной песне, включенной Горьким в текст пьесы. Содержание песни раскрывает причину, почему она «любимая»:

Как хотите стерегите, Я и так не убегу. Мне и хочется на волю, Цепь порвать я не могу.

Не только среда губит персонажей пьесы. Каждому из них не порвать свою цепь. Актер не может избавиться от пьянства, покончит с собой в финале пьесы, Барон - от

паразитизма, Бубнов - от лени. Васька Пепел, мечтающий уехать в Сибирь вместе с Наташей по доброй воле и начать там новую жизнь, после убийства Костылева будет арестован. Ответственность за неудавшуюся жизнь Горький возлагает на самого чело­века. Одну из главных мыслей пьесы можно выразить словами из горьковского рас­сказа «Коновалов»:«И почему ты против своей судьбы никакой силы не выста­вишь?».

Анализ лексики пьесы «На дне», отмечают исследователи, подтверждает версию о ее «трагифарсовости, трагииронической основе». Анализируя язык, лексику, синтак­сические конструкции пьесы, профессор Б. С. Бугров отметит: «Горький создает гро­тескную, аномальную атмосферу смеха и духовной смерти, веселья и ужаса... полагая, что уродство не только вне человека, в социуме, но и внутри человека, он заставляет своих героев говорить „смеховыми фразами" (Бугров Б. С. Речевые средства выраже­ния трагифарсового начала в пьесе М. Горького „На дне" // Русский язык: Историче­ские судьбы и современность. Международный конгресс. Труды и материалы. - М., МГУ. 2001. С. 438.)

Наши рекомендации