Иосиф Александрович Бродский (1940-1996)
Чтоб душа знала что-то, что знает Бог...
О, есть неповторимые слова, Кто их сказал - истратил слишком много. Неистощима только синева Небесная и милосердье бога.
Э |
то четверостишие написано в 1916 г. Анной Ахматовой, оказавшей огромное влияние на становление Иосифа Бродского как поэта и человека. И. Бродский познакомился с А. Ахматовой в 1962 г. В стихотворении «На столетие Анны Ахматовой»(1989) Бродский назовет Анну Андреевну «Великой душой» и поклонится ей за «слова прощенья и любви», которые станут высшей ценностью и вечным ориентиром в его собственном творчестве:
Великая душа, поклон через моря за то, что их нашла, - тебе и части тленной, что спит в родной земле, тебе благодаря обретшей речи дар в глухонемой Вселенной.
Отмечая гуманизм, интернациональный характер творчества И. Бродского, при жизни ставшего классиком, исследователь его поэзии Владимир Уфлянд выделит самое существенное в лирической манере поэта - «соединение основательной традиционности и „лихого" новаторства».
Склонность И. Бродского к всеохватности, к монументальности отметит поэт Ольга Седакова: «Что больше всего отличает его от других современных поэтов и его поколения, и младшего - это врожденная склонность к универсализму, к монументальности, к охвату жизни с неба до земли и по всем горизонтальным направлениям, „вид планеты с Луны".
Поэт А. Вознесенский определил достойное место Бродского в мировой поэтической практике: «Явление Иосифа Бродского в контексте мировой культуры необъятно.
Бродский привил классической русской прозе современный западный интеллектуальный глазомер, соединил гекзаметры Катулла с каталогом вещей нашего века, он по-петербургски породнил западно-европейский чертеж с российским пространством. В наше грязное время, вздохнув, произнес экологически чистое слово „эклога". Бродский стал частью русской речи, что есть высшая благодать для поэта».
Иосиф Александрович Бродский родился в Ленинграде в семье известного фотожурналиста Александра Ивановича Бродского. Мать - Мария Моисеевна была домохозяйкой. До 15 лет И. Бродский учился в школе, затем работал, сменив много профессий, - работал на заводе, в геологических экспедициях, даже в морге.
К 1960 году Бродский стал хорошо известен среди настоящих ценителей поэзии Ленинграда и Москвы. Официальная литература не замечала поэта, позволяя немногозарабатывать на переводах. В 1962 году И. Бродский был арестован, обвинен в тунеядстве, «в паразитическом образе жизни», осужден и выслан в глухую архангельскую деревню. За поэта вступились А. А. Ахматова, Д. Д. Шостакович, К. Г. Паустовский, С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, политики и деятели культуры за рубежом. Власти были вынуждены в 1965 г. досрочно освободить Бродского, но в 1972 г. поэта заставили покинуть Родину. В 1987 году Иосиф Бродский стал пятым русским писателем, получившим Нобелевскую премию, присуждаемую Шведской Королевской Академией.
В день 40-летия, 24 мая 1980 г., подводя итоги своего трагического существования, И. Бродский напишет стихотворение «Я входил вместо дикого зверя в клетку»,полное любви и благодарности к жизни и исполненное боли за несовершенство мира:
Я входил вместо дикого зверя в клетку, выжигал свой срок и кликуху гвоздем в бараке, жилу моря, играл в рулетку, обедал черт знает с кем во фраке. С высоты ледника я озирал полмира, трижды тонул, дважды был распорот. Бросил страну, что меня вскормила. Из забывших меня можно составить город. Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна, надевал на себя, что сызнова входит в моду, сеял рожь, покрывал черной толъю гумна и не пил только сухую воду. Я впустил в свои сны вороненый зрачок конвоя, жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок. Позволял своим связкам все звуки, помимо воя; перешел на шепот. Теперь мне сорок. Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной. Только с горем я чувствую солидарность. Но пока мне рот не забили глиной, из него раздаваться будет лишь благодарность.
В стихотворении явственно ощущается этическая, философская позиция поэта -стоицизм, мужество жить в смертном, дисгармоничном мире, и благодарность, признательность бренному, несовершенному миру, полному чудес.
И. Бродский проложил свой собственный путь в поэзии. Вот что пишет о взыскательности поэта Лидия Корнеевна Чуковская: «Уверенность в безусловности своего дара требовала от Бродского углублять и расширять свои знания. Он самостоятельно изучил несколько языков, усердно читал книги по истории литературы и по философии. С юности он был одержим творческим труженичеством. Одержимость самобытным трудом заразительна - более того, как всякая сконцентрированная духовная сила, она-власть».
Поэзию И. Бродского отличает философский склад, спокойный, взвешенный взгляд на вещи, стремление вникнуть в суть событий, явлений, тщательность и изощренность в подборе лексических средств. Эта отстраненность как необходимое условие взвешенности, выверен-ности поэтического текста будет определенно выражена в стихотворении «Назидание»- «Когда ты невольно вздрагиваешь, чувствуя, как ты
мал / помни: пространство, которому кажется ничего не нужно, / на самом деле нуждается сильно во взгляде со стороны, в критерии пустоты. / И сослужить эту службу способен только ты».
В лекции, прочитанной при вручении Нобелевской премии в 1987 г., И. Бродский провозгласит себя прямым наследником Мандельштама, Цветаевой, Ахматовой: «В лучшие свои минуты я кажусь себе их суммой - но всегда меньшей, чем любая из них в отдельности, ибо быть лучше них на бумаге невозможно».
Стихотворения И. Бродского 1960 годов, при всем их скептицизме, отличает романтически приподнятая манера. Отметим как характерные: «Стихи о принятии мира»(1958), «Холмы»(1962), «Ты поскачешь во мраке»(1962). Романтическое восприятие мира в стихотворениях раннего Бродского сливается с трагическим. Стоицизм станет характерной чертой поэта на всем пространстве его жизненного и творческого пути.
Явная параллель между стихотворениями «Гладиаторы»(1958) и «Пилигримы»(1958) прослеживается с поэзией раннего Николая Гумилева, с «Сонетом» («Как конквистадор в панцире железном»), с «Песней Заратустры», вошедших в сборник «Путь конквистадоров» (1905). В стихотворениях Бродского также воспевается стойкость и мужество в жизненных испытаниях, человеческая воля, вечная тяга к совершенству. Мотив дороги в стихотворении «Пилигримы» символизирует поиск, мечту:
Мимо ристалищ, капищ, мимо храмов и баров, мимо роскошных кладбищ, мимо больших базаров, мира и горя мимо, мимо Мекки и Рима, синим солнцем палимы, идут по земле пилигримы. Увечны они, горбаты, голодны, полуодеты. Глаза их полны заката. Сердца их полны рассвета...
Соединение поэзии с темпом времени, особая ритмика стихотворения И. Бродского «Пилигримы», его стилизованно-романтическое звучание способствовали тому, что в 60-е годы оно исполнялось под гитару на разные мелодии.
Смутная печаль, тоска из-за несовершенства мира и робкая надежда на ожидание радости, света, чуда слышатся в замечательном стихотворении «Рождественский романс»(28 декабря 1961 г.), посвященном Евгению Рейну.
Отметим и приверженность И. Бродского к поэтике Серебряного века - внимание к звуковому составу слова, к благозвучию. Анафоры, аллитерации, нейтральность тона станут характерной особенностью поэтической речи И. Бродского.
Мысль о главенствующей роли языка представлялась очень важной для поэта, и он повторял ее неоднократно как в различных жизненных ситуациях, так и собственно в своем творчестве.
Так, в стихотворном цикле «Часть речи»практически реализуются теоретические воззрения Бродского на роль языка в творческом процессе, мысли о «диктате языка»:
... и при слове «грядущее» из русского языка выбегают мыши и всей оравой отгрызают от лакомого куска памяти, что твой сыр дырявой. После стольких зим уже безразлично, что или кто стоит в углу у окна за шторой, и в мозгу раздается не неземное «до», но ее шуршание. Жизнь, которой, как дареной вещи, не смотрят в пасть, обнажает зубы при каждой встрече. От всего человека вам остается часть речи. Часть речи вообще. Часть речи.
Представления И. Бродского о языке, как о вдохновляющей музе, символизируются в его лирике в образе коня, на котором скачет всадник-поэт. Образ коня и всадника встречается во многих стихотворениях: «Письмо генералу Z»,«Кентавры», «В тот вечер возле нашего огня», «Ты поскачешь во мраке...» и др., и этот образ вызывает в памяти похожие картины из поэзии С. Есенина, Н. Рубцова.
В стихотворении «Ты поскачешь во мраке»(1962) явственно обнаруживаются воззрения И. Бродского на связь искусства с его жизнью, его поэтическая отзывчивость «на новое звучание воздуха». Стремительная смена образов, метафор, обилие глаголов движения, пространственно-временные категории в стихотворении, контраст на разных уровнях отражают динамику мира в его единстве, целостности, и, одновременно, в его противоречивости, изменчивости.
Тематический диапазон стихотворений Бродского 60-70-х годов очень разнообразен. Поэт пишет о вечных ценностях, о любви, смерти, разлуке, тоске, земле и ее людях, о боге внутри человека («Ты забыла деревню», «Тебе, когда мой голос отзву-
чит», «В деревне бог живет не за углом», «Памяти Т. С. Элиота», «Письма римскому другу»).
Философски насыщенными и многоплановыми являются стихотворения «Речь о пролитом молоке» (1967), «Строфы» (1968), «Письмо генералу Z» (1968), «Остановка в пустыне»(1968). Это медитативные лирические произведения, размышления о времени и о том, что время делает с человеком; об ответственности взрослого за потомство и о «спросе с себя». В них отразились взгляды Бродского на время - очень важную и емкую категорию в системе морально-этических представлений поэта. Об этом он говорит определенно: «...Меня более всего интересует и всегда интересовало на свете (хотя раньше я полностью не отдавал себе в этом отчета) это время и тот эффект, какой оно оказывает на человека, как оно его меняет, как обтачивает, то есть такое вот практическое время в его длительности. Это, если угодно, то, что происходит с человеком, как оно его трансформирует. С другой стороны, это всего лишь метафора того, что вообще время делает с пространством и миром».
В стихотворении «Строфы»Бродский пишет о культуре, в которой видит средство против «расчеловечивания» человека, говорит о разрушении национального очага:
Распадаются домы, Обрывается нить. Чем мы были и что мы не смогли сохранить, - промолчишь поневоле, коль с течением дней лишь подробности боли, а не счастья видней.
Озабоченность современным состоянием мира выражена и в стихотворении «Остановка в пустыне», давшем название второй книге И. Бродского:
...Куда зашли мы? И от чего мы больше далеки: От православия или эллинизма? К чему близки мы? Что там впереди!
Творчество И. Бродского - это поэзия экзистенциальных вопросов, вопросов, касающихся первооснов жизни. Даже откликаясь на злободневные события (как, например, война в Афганистане), поэт переводит их освещение в философский план. В стихотворении «Стихи о Зимней кампании 1980 года»(1981) с емким эпиграфом из М. Ю. Лермонтова «В полдневный зной в долине Дагестана» И. Бродский, развивая мотивы русской литературы ХГХв., размышляет о разрыве человеческих связей, об осквернении матери-земли, разрушении семьи, домашнего очага, говорит о человеческой ответственности:
Все неустойчиво (раз - и сдуло): семьи, частные мысли, сакли. Над развалинами аула ночь. Ходя под себя мазутом стынет железо. Луна от страха потонуть в сапоге разутом прячется в тучи, точно в чалму Аллаха.
«Стихи о зимней кампании 1980 года»,как и стихи «Одному тирану»
(1972), - не публицистические произведения, хотя они и написаны на злобу дня. Поэт отталкивается от конкретных трагических событий, переводя факты истории в этический и философский планы.
И. Бродский преемствует и развивает антивоенные традиции русской литературы, прослеживаемые и в поэзии Серебряного века - в творчестве Н. Гумилева, А. Ахматовой, В. Маяковского («Наступление», «Памяти 19 июля 1914», «К ответу» и др.). Эпиграфом к стихотворению «Письмо генералу Z» взяты строки из французской песни об осаде Ла-Рошели - «Война, ваша Светлость, пустая игра. Сегодня удача, а завтра - дыра», что усиливает народность взгляда на войну, разделяемого поэтом. И. Бродский фиксирует чувства солдат на войне, видит ее как источник горя и разрушения, утверждает жизнь:
Я не хочу умирать из-за двух или трех королей, которых Я вообще не видал в глаза... Ночь. Мои мысли полны одной
женщиной, чудной внутри и в профиль. То, что творится сейчас со мной, ниже небес, но превыше кровель. То, что творится со мной сейчас, не оскорбляет вас.
В мире лирического героя Бродского понятия долга и чести, достоинства и внутренней свободы, предельно ясны.
В художественном мире поэта особенно важно то, что происходит с человеком. В геометрически выверенном, многоплановом «Большом стихотворении», «Речи о пролитом молоке» (1967) отражены горячая заинтересованность в происходящем в мире, неприятие бездуховной жизни:
Иначе - верх возьмут телепаты, буддисты, спириты, препараты, фрейдисты, неврологи, психопаты. Кайф, состояние эйфории, диктовать нам будет свои законы. Наркоманы прицепят себе погоны. Шприц повесят вместо иконы Спасителя и Святой Марии.
О чем бы ни говорил поэт, каких бы тем и проблем ни касался в своих произведениях - всегда и везде пространством для худо-жествнного исследования остается человек- его душа, свобода, индивидуальность. Все лирические сюжеты И. Бродского - это «стремительное восхождение к судьбе человека во вселенной», это разговор обо всем, размышление о жизни-смерти. Таким текстом является, например, стихотворение «Памяти Т. С. Элиота» (1965).
Величию замысла поэта соответствует избирательно-выразительный арсенал стихотворений; ритмико-интонационная организация стихотворной речи, переносы, инверсии, создающие иллюзию разговорной речи и придающие стиху большую выразительность, сложный синтаксис со множеством придаточных и вставных конструкций, афористичность языка.
Исследователи подчеркивают монументальность стиха И. Бродского, идущую от русской поэзии Ломоносова, Баратынского.
Поэтическое слово приобретает у И. Бродского автономность, становится инструментом познания мира, оставляет место для эмоционального отклика читателя, так как повествует о бурной внутренней эмоциональной жизни сдержанно, но не беспристрастно.
И. Бродский - не поклонник эмоциональности, он создает новый поэтический язык, приблизив свою поэзию к прозе, привнося в нее новые ритмы намеренным разрушением поэтической строки, строфы.
Выразительность поэтической речи И. Бродского придает и характер сравнений, которые часто переходят в развитие целостного образа, обогащая его аналогиями. Поэт сравнивает абстрактный образ с конкретным, конкретный образ - с отвлеченным, реже - конкретный с конкретным: «Я беснуюсь, как мышь в пустоте сусека» («Речь о пролитом молоке»);«В окне / маячат белые, как детство, крыши» («Элегия»);«Рассудок мой теперь, как решето, / а не богами налитый сосуд» («Я памятник воздвиг себе иной»);«Я покидаю город, как Тезей, - / свой лабиринт, оставив Минотавра / смердеть, а Ариадну - ворковать в объятьях Вакха» («По дороге на Скирос»).
Холодноватость поэзии И. Бродского, некая отстраненность его лирического героя, освобождение от лишней эмоциональности рассматриваются в критической литературе как одна из заметных тенденций искусства XX века.
Большое место в поэзии Бродского занимает тема любви (книга «Новые Стансы к Августе»).Отметим, что и в них автор находит оригинальные средства выражения данной темы. Так, поэт нередко пользуется приемом снижения, столкновения высокого и низкого, иронией и самоиронией. Любовь, смешиваясь с циническим чувством, превращается в фарс, который, в свою очередь, разлагает любовь на отмеченные натурализмом элементы:
Сдав все свои экзамены, она к себе в субботу пригласила друга: был вечер, и закупорена туго была бутылка красного вина.
(«Дебют»)
В стихах Бродского о любви нет сентиментализма, но ясно слышны и глубокая страсть, и подлинная нежность, и затаенная ревность, и ностальгическая нота («Тебе,
когда мой голос отзвучит»(1964), «Элегия» (1968), «Чаепитие» (1970), «Дебют» (1970), «Любовь»(1971), «Дидона и Эней», «Ты забыла деревню, затерянную в болотах»
(1975-1976).
Уже ранние поэтические опыты И. Бродского пронизывают печаль и ясно ощущаемый трагизм бытия, которые присутствуют и в его позднем творчестве. Мотивы несовершенства мира и человека уловимы в стихотворениях 1962 года: «Стансы», «Я памятник воздвиг себе иной», «Еврейское кладбище около Ленинграда».
Прозвучавшая в стихотворении «Стансы» мысль о желании «быть понятым своей страной» - «равнодушной отчизной» - перекликается с первым вариантом стихотворения Владимира Маяковского «Домой» (1925), содержавшим в себе известную строфу:
Я хочу быть понят моей страной, а не буду понят - что ж? По родной стране пройду стороной, как проходит косой дождь.
В стихотворении с традиционной для русской литературы темой «Я памятник воздвиг себе иной»(1962) выражена бескомпромиссность поэта, отрицается ложь и насилие, с болью повествуется о чуждости поэта своему времени.
Я памятник себе еоздеиг иной! К постыдному столетию - спиной. К любеи своей потерянной - лицом. И грудь - велосипедным колесом.
Бродский - виртуозный мастер реминисценций. Вся мировая культура отразилась в его книгах «Остановка в пустыне» (1970), «Часть речи»(1974), «Конец прекрасной
эпохи»(1977), «Урания»(1987), обеспечивая целостность мира, образуя единое культурное пространство. Так, стихотворение «На смерть Жукова»(1974) является вариацией на тему державинского «Снигиря» (1800), восхвалявшего «львиное сердце» - полководца Суворова, - возвращавшего русским государям их могущество и умершего в опале.
«Рождественская звезда» (1987) - это отзвук «Рождественской звезды» (1940-1955) Б. Пастернака.
Как объяснение в любви к человеку, к «речи родной», как гимн к бесконечным возможностям русского языка звучит вся поэзия Иосифа Бродского.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Подготовьте сообщение на тему: «Жизненный путь и творческая судьба И. Бродского».
2. Подготовьте рефераты на темы:
«Характерные черты поэтики И. Бродского раннего периода». «Картина мира в поэзии Бродского 70-90-х годов. Философская основа стихотворений (рекомендуются - на выбор: „Рождественская звезда", „Памяти отца: Австралия", „Стихи о зимней кампании 1980-го года", „Назидание", „Письма римскому другу", „Одиссей Телемаку", „На смерть друга")».
«Тема поэта и поэзии в творчестве И. Бродского (рекомендуются произведения (на выбор): цикл „Часть речи", „Осенний крик ястреба", „Только пепел знает, что значит сгореть дотла", „Я памятник воздвиг себе иной".
3. Напишите сочинения на темы:
«Чтоб душа знала что-то, что знает Бог...». Морально-этические проблемы в творчестве И. Бродского;
«Время, столкнувшись с памятью, узнает о своем бесправии». Тема памяти в поэзии И. Бродского;
«И дети лишь оправданье нашей наготе». Тема любви в поэзии И. Бродского.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бродский И. А. Собр. соч.: В 6 т. - СПб., 1997.
2. Бродский И. А. Холмы. Большие стихотворения и поэмы. - СПб., 1991.
3. Полухина В. Бродский глазами современников // Звезда. 1997. № 1.
4. Чуковская Л. Памяти Фриды // Звезда. 1997. № 1.
5. Шайтанов И. Предисловие к знакомству//Литературное обозрение. 1980. № 8.
ПРОЗА