Речь, дискурс, текст. Типы текстов, типичные ошибки в построении текстов разных жанров и способы их устранения. Текстовая организация устного и письменного общения. Фигуры речи.
Речь - 1) процесс конкретного говорения, протекающий в определенном времени и обличенный в звуковую или письменную форму. 2) результат этого говорения (метонимическая)
закрепленный узус.
Особенности речи:
· Речь субъективна, в каждом акте речи проявляется весь комплекс индивидуальных черт личности и понимание участниками общения речевой ситуации;
· Речь имеет типичные особенности определенного функционального стиля литературного языка или разговорной речи;
· Речь всегда ориентирована относительно адресата, то есть в речи обязательно наличие двух сторон – воспроизводящей (автор) и принимающей.
Дискурс – процесс речевой деятельности, обращенный в совокупность сопровождающими его экстралингвистических факторов, психологических, социальных, ситуативных и др.
Дискурс – текст, взятый в событийном аспекте, как социально направленное действие, поэтому о нем говорят как о речи, погруженной в жизнь.
Дискурс –многозначный термин, широко распространенный в современных гуманитарных науках.
Основные определения термина «дискурс»:
o В современной русистике - социально обусловленная организация системы речи, а также определённые принципы, в соответствии с которыми реальность классифицируется и репрезентируется (представляется) в те или иные периоды времени;
o Текст, взятый в событийном аспекте;
o Речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмов их сознания;
o Определенный тип высказывания, присущий определенной социально-политической группе или эпохе.
Дискурс - это речь, погруженная в жизнь, поэтому термин «дискурс», в отличие от термина «текст», не применяется к древним и другим текстам, связи которых с живой жизнью не восстанавливаются непосредственно.
Основные значения, в которых употребляется термин «дискурс»:
• Устно-разговорная форма текста;
• Диалог;
• Группа высказываний, связанных между собой по смыслу;
• Речевое произведение как данность – письменная или устная.
Основные 2 формы дискурса:
• Устный;
• Письменный.
Текст – некая осмысленная последовательность предложений.
Текст – законченное информационное и структурное целое, характеризующееся смысловой завершенностью.
Текст –единица высшего уровня системы языка, речевое произведение, обладающие признаками связности и цельности - в информационном, структурном и коммуникативном плане. Тексты могут состоять из двух и более предложений, связанных между собой.
Основные признаки текста:
ü Смысловая цельность и связность;
ü Линейность, то есть постепенное раскрытие, развертываемость;
ü Соотнесенность с реальной или воображаемой действительностью;
ü Наличие определенного коммуникативного задания;
ü Завершенность;
ü Объединение единиц текста лексической, грамматической, стилистической, логической связью;
ü Стилевое единство.
Единицами текста являются:высказывание (реализованное предложение), сверхфразовое единство или сложное синтаксическое целое (ряд высказываний, объединенных семантически и синтаксически в единый фрагмент). Межфразовые единства в свою очередь объединяются в более крупные фрагменты-блоки, обеспечивающие тексту целостность благодаря реализации дистантных и контактных смысловых и грамматических связей. На уровне композиционном выделяются единицы качественно иного плана - абзацы, параграфы, разделы, главы, подглавки и др.
От термина следует отличать смежные с ним термины:
Контекст – такая окрашенная языковая единица, которая влияет на ее смысл (языковая догадка, вырвать из контекста – исказить смысл)
Затекст = контекст психологический – ситуация, создания и восприятия текста.
Подтекст – скрытый смысл текст. Есть не в любом тексте.
Свойства текста:
Выделенность связывают с относительной *чем-то связанным с единицей* текста. Это ограниченность текста от других, которая отражается на единстве предмета речи в этом тексте. Выделенность опирается на существование позиций начала и конца текста, его пространственное развертывание и формальную ограниченность.
! Выделенность не препятствует существованию межтекстовых связей, т.е. использованию в данном тексте прецедентных текстом (созданных до написания текущего). Отсылки к чужим текстам могут быть явными (эксплицитными, форма прямого цитирования), либо скрытые (только фрагменты цитируемого текста), намек на цитируемый текст, т.е. аллюзия.
Существование межтекстовых связей называют интертекстуальностью.
Связность состоит в сцеплении элементов текста между собой, причем это сцепление может быть и контекстным и дистантным. Всегда представлена эксплицитно, создает поверхностную структуру текста, обеспечивает, обеспечивает его горизонтальное прочтение. Бывает лексической, грамматической, реже – словообразовательной (целостность, см. наоборот) и звуковой.
Завершенность – основная мысль текста приводит к завершенности.
Коммуникативность формируется тремя составляющими:
Адресант = субъект речи = персонифицированность текста. Это основа текста, адресант может быть представлен эксплицитно и имплицитно (изложение от 1, 3 или 2 (добавит обобщенности) лица). Без адресанта текст невозможен.
Адресат = адресованность текста. Широкое понятие, зависящее от стиля, подстиля и жанра текста (отдельное лицо, группа лиц, неопределенное количество лиц). Влияет на характер передаваемой информации и на средство ее представления.
Информация = информативность текста. Связана с целями создания этого текста. Качество и объем зависят от адресанта и адресата, но при этом она сама влияет на средство ее передачи. Иногда информация и информативность считаются особыми свойствами текста и выделяются отдельно.
Фактуальная информация – передает объективное положение дел.
Подтекстовая информация – смотри подтекст.
Типы текстов:
· Нехудожественные и художественные тексты
· Письменные и устные тексты (письменный всегда подготовлен, а устный может быть и нет)
· Ненапряженные (логически развернуты, хорошо структурированы, без пропуска смысловых звеньев. Возможно с включением достаточного количества повторной информации) и напряженные (наоборот)
Тип текста: Описание
Цель создания текста
1) Перечисление признаков, свойств, элементов предмета речи.
2) Указание на его принадлежность к классу предметов.
3) Указание на назначение предмета, способы и области его функционирования.
Содержание и форма текста
1) Представление о предмете в целом даётся в начале или в конце.
2) Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей.
3) Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом.
4) Используются приёмы сравнения, аналогии, противопоставления.
5) Текст легко свёртывается.
Типичные грамматические средства оформления
Простые и сложные предложения:
а) с прямым порядком слов;
б) составным именным сказуемым;
в) с глагольными формами одновременного действия;
г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении;
д) с определительными характеристиками.
Тип текста: Повествование.
Цель создания текста
Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных (узловых) фактов и показом их взаимосвязи.
Содержание и форма текста
1) Соблюдается логическая последовательность.
2) Подчёркивается динамизм, смена событий.
3) Композиция хронологизирована.
Типичные грамматические средства оформления
Простые и сложные предложения:
а) с глагольным сказуемым совершенного вида;
б) с видо-временными формами, подчёркивающими характер и смену событий;
в) с выражением причинно-следственной и временной обусловленности.
Тип текста: рассуждение.
Цель создания текста
Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи.
Содержание и форма текста
1) Имеются тезис (положение, которое доказывается), аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса) и демонстрация (способ доказательства).
2) Используются размышления, умозаключения, пояснения.
3) Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности.
4) Всё, не относящееся к доказательству, опускается.
Типичные ошибки в построении текста
· Нарушение логики изложения
· Искажение фактуальной информации
· Несоответствие заглавию/подзаголовку текста
· Немотивированный повтор/пропуск информации
· Несоответствие объему композиционных частей (нет заключения, в заключении оказывается нет заключения, ого)
· Смысловое несоответствие, языковая бедность
· Некорректное шрифтовое и цветовое выделение.
Текстовая/письменная может различаться существенно, а может не существенно.
а) существенно, если под устным текстом понимается текст, созданный в разговорной речи. Тогда над таким текстом мы не работаем, т.к. этот текст спонтанный и дает много допусков.
Устный текст может не сильно отличаться от письменного по характеру создания. Пример текст лекции и текст научной статьи: текст научной статьи может перерасти в текст лекции. Научная статья и лекция строятся по композиции. Научная статья пишется с требования научного стиля. Лекция – заранее подготовленный текст и научная работа тоже. Тогда, устный текст – искусственная интерпретация материалов данного письменного текста.
Фигуры речи
Фигура-использование синтаксической структуры с целью создания экспрессии. Это преднамеренное отступление от нейтрального способа выражения мысли. Если троп-явление лексико-семантическое, то фигура-семантико-синтаксическое. Они нередко совмещаются в одном высказывании (например, антитеза и парономазия)
Парономазия- намеренное столкновение в одном контексте слов-паронимов (И речисто, да не чисто)
Градация-последовательное расположение слов или частей фраз в порядке возрастания выразительности. Основа-синонимические ряды или однородные члены (…старший умный был детина, средний сын-и так, и сяк, младший вовсе был дурак)
Аллюзия- (намек) –включение в контекст намека на всем известное событие, книгу, личность и др. (И он убит, и взят могилой, как тот певец, неведомый, но милый…)
Антитеза-резкое противопоставление. Один из способов реализации контраста. (Рак пятится назад, а щука тянет в воду)
Анафора/эпифора-связаны с повтором :анафора – одинаковое начало смежных фраз, эпифора – одинаковая концовка (Все мои мысли – о ней, все чувства – к ней, вся радость – в ней)
Риторический вопрос- усиленное, но скрытое утверждение или отрицание в форме вопроса, не требующего ответа
Риторическое обращение – непрямое обращение к предмету, явлению или отсутствующему лицу (О времена! О нравы!)
Парцелляция/сегментация – Обе фигуры построены на нарушении целостности синтаксической структуры. Парцел. – разрыв предложения (Когда человек посягал на жемчуг. Всегда. Везде) Сегментация – выделение именительного темы (Снег! Он падал и падал)
Инверсия – расположение членов предложения в необычном порядке для актуализации части смысла ( Полюбил я в просторном краю Эту черную землю сырую, эту милую землю мою)
Парантеза/эллипсис – противопоставлены по целостности структуры: парантеза – вставная конструкция, эллипсис – опущение слов, не влияющих на понимание (Я – за свечку, свечка – в печку)
Асидентон/полисиндетон – бессоюзие/многосоюзие. Первое – придает речи сжатость, динамизм. (Язык и поит, и кормит, и спину порет) Второе – выделяет каждый член ряда. (Смешались в кучу кони, люди…)
Стык – повтор, когда новое высказывание начинается так же, как заканчивается предыдущее. (О весна без конца и без краю. Без конца и без краю мечта!) Повтор одноструктурных предложений – параллелизм (Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет)