Итоги заключительного этапа исследования.
Первым этапом стала повторная диагностика уровня развития связной речи. Мы увидели, что у 10 детей, что составляет 50%, находившихся на среднем уровне развития связной речи, наблюдается переход на высокий уровень, так как дети правильно формулируют основную мысль произведения, умеют точно и последовательно строить описательный рассказ по картинкам, используют в речи простые и распространенные предложения, используют существительные, обозначающие названия предметов; прилагательные, обозначающие свойства; глаголы, обозначающие действия предметов; предлоги, употребляемые в речи.
5 детей с низким уровнем развития связной речи достигли среднего уровня, что составляет 25 %. Это характеризуется тем, что дети могут выразить основную мысль произведения. Последовательно, логично, связно пересказывают сказки, но при этом присутствует небольшое количество подсказок воспитателя. В своей речи больше всего используют существительные и глаголы.
Для получения наиболее достоверных результатов провели педагогическое наблюдение за детьми в ходе свободной самостоятельной деятельности. Была разработана программа и составлен протокол наблюдения.
Программа наблюдения за детьми в ходе свободной самостоятельной деятельности:
Объект:самостоятельная игра детей
Цель:выявить уровень развития связной речи в ходе игровой деятельности
Время:23 мая 2012 года
Продолжительность:30 минут
Предполагаемый результат: наблюдение покажет, что дети:
Дети свободно ведут диалог
Умеют грамотно задавать вопросы
Умеют грамотно отвечать на вопросы
Используют в своей речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения
Протокол наблюдения:
Наблюдение показало, что дети:
Дети свободно ведут диалог– 75%
Умеют грамотно задавать вопросы–80%
Умеют грамотно отвечать на вопросы–75%
Используют в своей речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения– 70%
Итоги педагогического наблюдения позволили сделать следующие выводы –дети правильно формулируют основную мысль произведения, умеют точно и последовательно строить описательный рассказ по картинкам, используют в речи простые и распространенные предложения, используют существительные, обозначающие название предметов; прилагательные, обозначающие свойства; глаголы, обозначающие действия героев; предлоги, употребляемые в речи.
Также было проведено повторное анкетирование родителей по теме «Развитие речи в семье». В анкетировании приняло участие 20 родителей воспитанников. Респондентам было предложено ответить на 6 вопросов. Были предложены следующие варианты ответов:
«Да»
«Нет»
«Не знаю»
После обработки анкет были получены следующие результаты:
Вопрос | Ответило «Да» | Ответило «Нет» | Ответило «Не знаю» |
1. Знаете ли вы что входит в понятие связной речи? | 85% | 5% | 10% |
2. Знаете ли вы как развивать связную речь? | 75% | 5% | 20% |
3. Используете ли в общении с детьми произведения детской литературы? | 85% | 15% | |
4. Организовываете ли вы дома игры, направленные на развитие речи? | 70% | 30% | |
5. Проявляет ли ваш ребенок интерес к театрализованной деятельности? | 100% | ||
6. Необходима ли вам консультации педагогов в данном вопросе? | 90% | 10% |
Исходя из итогов анкетирования сделан вывод о том, что родители знают как правильно развивать речь детей, какие методы и средства необходимо использовать.
Заключение
Таким образом, работа показала, что дети старшего дошкольного возраста способны создать высказывание повествовательного типа в ходе специального обучения на основе использования игрушек, серии сюжетных картинок в ситуациях общения детей друг с другом, педагогом. При этом дети используют в текстах разнообразные виды связей. Совершенствуется синтаксический строй речи дошкольников, они чаще включают разнообразные синтаксические конструкции. И именно тогда, когда педагог обращается за помощью к детям, предлагает рассказать для сверстников, привлекает их к отбору более красивых, лучших высказываний. Их речь становится связной, интересной для слушателей. Дети стараются подбирать точные, доступные для окружающих слова и фразы, выражающие их замысел, соответствующие содержанию текста. Игровая форма обучения сделала его привлекательным для ребёнка и более результативным.
Данная работа не является исчерпывающей. Нам представляется перспективным дальнейшее изучение вопросов о последовательности обучения детей дошкольного возраста различным функционально-смысловым типам высказываний, о взаимосвязи речевых занятий с другими видами деятельности, преемственности и перспективности в работе по развитию связной речи в разных возрастных группах.
Список использованной литературы
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 400 с.
3. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.
4. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - с. 4-16.
5. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.
7. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с.
8. Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Игры-драматизации – основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 3.
9. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М.: Просвещение, 2004. - 102 с.
10. Воспитание детей в игре /Сост.А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение 2003. – 136 с.
11. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А. Венгера, В.М. Хомловской. - М.: Педагогика, 2005. – 312 с.
12. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2004. – 107 с.
13. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
14. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 132 с.
15. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики – 4-е изд. – М.: Изд. МГУ, 2005. – 485 с.
16. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольноевоспитание. – 1999. - №11.
17. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006.
18. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети».-М.: АРКТИ, 2004.
19. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр-творчество-дети.-М.:МИОО, 1995.
20. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.
21. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа) // Дошкольное воспитание, 2004. - N10. - с. 9-14.
22. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12.
Приложение № 1