Тема 2.4. Федор Иванович Тютчев. Стихотворения.
Общее представление о поэзии 2-ой половины 19 века. Борьба сторонников демократии и «чистого искусства» в литературе.
Тютчев - поэт-философ и певец русской природы. Любовная лирика, раскрытие в ней драматических переживаний человека. Ритмическое богатство стиха.
Студент должен: знать:
- наизусть стихотворение Ф.И. Тютчева (по выбору);
- основные идейно-художественные особенности лирики Ф.И. Тютчева; уметь:
- выразительно читать стихи Ф.И. Тютчева;
- находить образные средства языка в стихах;
- дать анализ одного из стихотворений Ф.И. Тютчева.
Самостоятельная работа.
1. Подготовить анализ стихотворения Ф.И. Тютчева.
2. Подготовить сообщения о жизни и творчестве Ф.И. Тютчев
Тема 2.5Афанасий Афанасьевич Фет. Стихотворения.
Афанасий Фет - поэт направления «чистого искусства». Слияние внешнего и внутреннего мира в лирике А. Фета. Музыкальность, мелодичность стиха.
Студент должен: знать:
- наизусть стихотворение А. А. Фета (по выбору);
- основные идейно-художественные особенности лирики А. А. Фета; уметь:
- выразительно читать стихи А. А. Фета;
- находить образные средства языка в стихах;
- дать анализ одного из стихотворений А.А. Фета.
Самостоятельная работа.
1. Подготовить анализ стихотворения А. А. Фета.
2. Подготовить сообщения о жизни и творчестве А.А. Фета.
Тема 2.6. Николай Алексеевич Некрасов. Стихотворения. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Проблематика поэмы. Народ и помещики. Проблема счастья в поэме.
Теория литературы. Развитие понятия о народности литературы. Понятие о стиле.
Студент должен: знать:
- биографию Н. А. Некрасова;
- наизусть 2-3 стихотворения поэта (по выбору);
- (обзорно) содержание поэмы «Кому на Руси жить хорошо»;
- проблемы исторического периода, отраженные в поэме; уметь:
- раскрыть идейно-художественные своеобразие поэмы и лирики Некрасова.
Самостоятельная работа.
1. Подготовка докладов, сообщений по проблемам, поднятым в поэме, на основе изображения народных судеб.
2. Подбор примеров фольклора, его видов, использованных в поэме автором.
Тема 2.7. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
«История одного города» (обзор).
Очерк жизни и творчества писателя. «История одного города» (общий обзор с анализом отдельных глав). Сатирическое изображение самодержавной власти как смены градоначальников.
Прием гротеска. Отношение к народу. Антиутопия как жанр данного произведения.
Теория литературы.
Понятие об условности в искусстве (Эзопов язык, гротеск).
Студент должен: знать:
- содержание сказок (по выбору студента);
- идейно-художественные особенности произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина;
- средства сатиры, используемые автором в изучаемых произведениях;
- понятия о гротеске и эзопов языке; уметь:
- находить средства сатиры в произведениях (эзопов язык, гротеск);
- анализировать и комментировать авторскую позицию различных социальных и политических проблем, поднятых в изучаемом произведении;
- выделять общечеловеческие ценности, отраженные в произведении.
Самостоятельная работа.
1. Сообщение о жизни и творчестве писателя.
Тема 2.8. Николай Степанович Лесков «Очарованный странник».
Н.С. Лесков и его цикл «о праведниках русской земли».
Авторская позиция писателя при изображении жизни России и народа. Поиски «праведничества» как гармоничное отражение идеалов «святой Руси».
Иван Флягин - один из «праведников» земли русской. Отражение в нем идеалов снятой Руси. Былинные мотивы в повести.
Христианские идеи в русской литературе»; Русские монастыри, их роль в становлении России и духовном просвещении народа.
Теория литературы.
Сказ как особый жанр повестей Н.С. Лескова.
Студент должен: знать:
- содержание повести «Очарованный странник»;
- отличительную особенность позиции Н.С. Лескова в изображении жизни русского народа;
- место писателя и его произведений в истории русской литературы 2-й половины 19 века;
уметь:
- составить подробный план жизненных поисков Ивана Флягина;
- раскрыть их целенаправленную сущность в поисках своего места в жизни, следование промыслу как призванию;
- анализировать и комментировать отдельные эпизоды из жизни Ивана Флягина с позиций воплощения автором традиционных духовных идеалов русского народа.
Самостоятельная работа.
1. Знакомство с другими повестями Н.С. Лескова о «праведниках».
2. Составление плана о жизненном пути Ивана Флягина.