Тема 2.4. Федор Иванович Тютчев. Стихотворения.

Общее представление о поэзии 2-ой половины 19 века. Борьба сторонников демократии и «чистого искусства» в литературе.

Тютчев - поэт-философ и певец русской природы. Любовная лирика, раскрытие в ней драматических переживаний человека. Ритмическое богатство стиха.

Студент должен: знать:

- наизусть стихотворение Ф.И. Тютчева (по выбору);

- основные идейно-художественные особенности лирики Ф.И. Тютчева; уметь:

- выразительно читать стихи Ф.И. Тютчева;

- находить образные средства языка в стихах;

- дать анализ одного из стихотворений Ф.И. Тютчева.

Самостоятельная работа.

1. Подготовить анализ стихотворения Ф.И. Тютчева.

2. Подготовить сообщения о жизни и творчестве Ф.И. Тютчев

Тема 2.5Афанасий Афанасьевич Фет. Стихотворения.

Афанасий Фет - поэт направления «чистого искусства». Слияние внешнего и внутреннего мира в лирике А. Фета. Музыкальность, мелодичность стиха.

Студент должен: знать:

- наизусть стихотворение А. А. Фета (по выбору);

- основные идейно-художественные особенности лирики А. А. Фета; уметь:

- выразительно читать стихи А. А. Фета;

- находить образные средства языка в стихах;

- дать анализ одного из стихотворений А.А. Фета.

Самостоятельная работа.

1. Подготовить анализ стихотворения А. А. Фета.

2. Подготовить сообщения о жизни и творчестве А.А. Фета.

Тема 2.6. Николай Алексеевич Некрасов. Стихотворения. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Проблематика поэмы. Народ и помещики. Проблема счастья в поэме.

Теория литературы. Развитие понятия о народности литературы. Понятие о стиле.

Студент должен: знать:

- биографию Н. А. Некрасова;

- наизусть 2-3 стихотворения поэта (по выбору);

- (обзорно) содержание поэмы «Кому на Руси жить хорошо»;

- проблемы исторического периода, отраженные в поэме; уметь:

- раскрыть идейно-художественные своеобразие поэмы и лирики Некрасова.

Самостоятельная работа.

1. Подготовка докладов, сообщений по проблемам, поднятым в поэме, на основе изображения народных судеб.

2. Подбор примеров фольклора, его видов, использованных в поэме автором.

Тема 2.7. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

«История одного города» (обзор).

Очерк жизни и творчества писателя. «История одного города» (об­щий обзор с анализом отдельных глав). Сатирическое изображение самодержавной власти как смены градоначальников.

Прием гротеска. Отношение к народу. Антиутопия как жанр данного произведения.

Теория литературы.

Понятие об условности в искусстве (Эзопов язык, гротеск).

Студент должен: знать:

- содержание сказок (по выбору студента);

- идейно-художественные особенности произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина;

- средства сатиры, используемые автором в изучаемых произведениях;

- понятия о гротеске и эзопов языке; уметь:

- находить средства сатиры в произведениях (эзопов язык, гротеск);

- анализировать и комментировать авторскую позицию различных социальных и политических проблем, поднятых в изучаемом произведении;

- выделять общечеловеческие ценности, отраженные в произведении.

Самостоятельная работа.

1. Сообщение о жизни и творчестве писателя.

Тема 2.8. Николай Степанович Лесков «Очарованный странник».

Н.С. Лесков и его цикл «о праведниках русской земли».

Авторская позиция писателя при изображении жизни России и наро­да. Поиски «праведничества» как гармоничное отражение идеалов «святой Руси».

Иван Флягин - один из «праведников» земли русской. Отражение в нем идеалов снятой Руси. Былинные мотивы в повести.

Христианские идеи в русской литературе»; Русские монастыри, их роль в становлении России и духовном просвещении народа.

Теория литературы.

Сказ как особый жанр повестей Н.С. Лескова.

Студент должен: знать:

- содержание повести «Очарованный странник»;

- отличительную особенность позиции Н.С. Лескова в изображении жиз­ни русского народа;

- место писателя и его произведений в истории русской литературы 2-й половины 19 века;

уметь:

- составить подробный план жизненных поисков Ивана Флягина;

- раскрыть их целенаправленную сущность в поисках своего места в жизни, следование промыслу как призванию;

- анализировать и комментировать отдельные эпизоды из жизни Ивана Флягина с позиций воплощения автором традиционных духовных идеалов русского народа.

Самостоятельная работа.

1. Знакомство с другими повестями Н.С. Лескова о «праведниках».

2. Составление плана о жизненном пу­ти Ивана Флягина.

Наши рекомендации