Творческий путь А.П. Сумарокова. Журнал «Трудолюбивая пчела».

Александр Петрович Сумароков (1717 – 1777)

Краткие биографические сведения.

Родился в аристократической, но обедневшей семье. Отец – Петр Панкратьевич Сумароков был военным петровского времени, полковник, перешел на гражданскую службу с рангом статского советника, потом получил чин тайного советника. Получив первоначальное домашнее образование, поступил в шляхетный корпус, открытый только для дворян (выпускники – «начальники» военной, гражданской и придворной службы). Здесь получил прекрасное образование (история, география, юридические науки, языки, фехтование, танцы), приобщился к литературе и театру. Так же в корпусе в свое время прошли обучение Сумароков, Херасков, Елагин, Нартов и др. По окончании курса наук Сумароков, несмотря на военную службу, которая правда носила лишь формальный характер, все время отдает литературе. Назначен адъютантом графу Головкину, потом – у Разумовского, фаворита новой императрицы Елизаветы Петровны. В 1756г. – директор театра. 1761г. – отставка. Первые раз был женат на Иоганне Христиановне, приближенной княгини Екатерины Алексеевны, но их совместная жизнь не сложилась. Последовала женитьба на крепостных – признак социальной деградации, Вере Прохоровне и Екатерине Гавриловне. Умер в 1777 году в полнейшей нищете, был похоронен на деньги актеров московского театра.

Основные произведения – трагедии. Но стоит помнить, что Сумароков – прежде всего лирический поэт. Начинал он именно в качестве поэта и писал на протяжении всей своей жизни. В 1781г. вышло собрание сочинений, изданное Н.И. Левиковым.

Он писал эклоги, идиллии, песни и хоры, песни театральный, элегии.

В 15 лет был определен в Петропавловский сухопутный шляхетный дворянский корпус (в обиходе – Рыцарская академия).

Сумароков – первый литератор-профессионал.

Конец 30-х гг. – первые стихи. 1740г. – две поздравительные оды Анне Иоанновне «в первый день нового года 1740, от кадетского корпуса сочиненные через Александра Сумарокова» (первое выступление в печати).

Периодизация творчества.

I период: конец 1730-х – 1747 гг.

Любовные песен написано более 150.

Эклоги (очень много в 1771г.) – о пастухах и пастушках.

Духовные (15), идиллии (7), эклоги (65), элегия, сатиры (10), эпиграммы, притчи/басни (374)

II период: 1747-1761гг.

Первая трагедия «Хорев» (по всем правилам театрального искусства, как говорил Новиков). Энтузиастом постановки и был Сумароков, в качестве режиссера готовил актеров, особо ценил Ярославскую труппу, подбирал репертуар, занимался хозяйственными вопросами, даже составлял афиши и газетные объявления. Трагедия поставлена в корпусе, а потом сыграна при дворе.

«Гамлет» (говорили, что Шекспир пишет «как пьяный дикарь»). Проблема долга и чувства.

Всего – 9 трагедий в стихах, александровский стих (1747-1758).

50 – е гг. – одноактовые комедии «Пустая ссора» и «Чудовище» (прозаические).

В течение 1759 года единолично издавала журнал «Трудолюбивая пчела», 1200 экземпляров, но НЕ считался частным.

Возникали проблемы с цензурой, цензор – Попов.

Сумароков стремился, чтобы стиль не правили, а смотрели только материю.

Еще один журнал «Праздное время в пользу употребленное» (частный), 600 экз. Издавался преподавателями и офицерами корпуса. Возможно впоследствии пострадал от цензуры, но точно неизвестно.

III период: 1761-1777 гг.

Сумароков - отставник (написано 3 трагедии, больше комедий).

В 1756г. становится директором театра («Русского, для представлений трагедий и комедий, театра»).

При дворе его письма о поддержании театра игнорировались, считалось, что он склочник; столкновения с Сиверсом, ведавшим придворной конторой, в подчинении у которого и бьл театр. Было принято решение отправить его в отставку (1761г.) Больше нигде не служил, был в долгах, много судился.

В 1767г. получает орден Святой Анны.

В 1769г. переезжает в Москву. женитьба на крепостных – признак социальной деградации, Вере Прохоровне и Екатерине Гавриловне).

3 книги басен (притч), выпускаемые за счет казны.

Наряду с практикой литературной деятельности Сумароков сумел дать теоретическое обоснование классицизма как литературного направления, характерного для России середины века. В литературе он выступил как продолжатель и в то же время антагонист Ломоносова. Сумароков был выдающимся драматургом и поэтом своего времени, страстно преданным литературному делу, верящий в силу слова, обращенного к разуму. Свое творчество он обратил к дворянскому сословию. И его классицизм носил узко дворянский сословный характер в отличие от общегосударственного и общенационального характера классицизма Ломоносова

Журнал «Трудолюбивая пчела».

Начал издаваться в 1759г. Был наполнен очерками, эпиграммами, притчами. Сумароков намеревался издавать журнал каждый месяц. Журнал отличался политической тенденциозностью, что вынуждала цензуру пристально наблюдать за изданиями.

Первый номер вышел в конце января 1759г., тиражом 1200 экз., а последний в декабре этого же года. В журнале явно прослеживалась оппозиционность правительству Елизаветы Петровны и поддержка Екатерины, находящейся в то время в опале. Однако основным в сатирических очерках было обличение злоупотреблений, насилия, лихоимства, казнокрадства. В журнале сотрудничали Дмитриевский, Козицкий, Аблесимов, Ржевский, Нартов, Тредиаковский. Основная направленность журнала была связана с материалами Сумарокова, которые составляли большую часть. В первые полгода издания в журнале встречаются статьи по философии, филологии, истории («О первоначалии и созидании Москвы», «О истреблении чужих слов из русского языка», «Об остроумном слове»), в дальнейшем же в журнале усиливаются обличительные тенденции.

В своих литературно-критических статьях, Сумароков полемизировал с Тредиаковским, Ломоносовым. В этой полемике он исходил из своих представлений о средствах, с помощью которых, можно было бы создать истинно национальную культуру. Сумароков верит в силу слова, отстаивает ясность мысли и простоту чувств, считая, что «великолепие, пышность, торжественно-напряженный стиль» поэзии Ломоносова лишен естественности, логичности. При этом в статье «О стихосложении» Сумароков писал так: «Ломоносова и Поповского нет, а др. стихотворцы мне неизвестны».

К числу наиболее сатирически острых, злободневных очерков можно отнести «Письмо о некоторой заразительной болезни» (обличение взяточничество), письмо «О достоинстве» (чины, богатство и знатность не составляют еще достоинства человека), очерк «О домостроительстве». В последнем он клеймит жестокость и бессердечие помещиков по отношению к крепостным. Такой помещик назван «доморазорителем». Повторяется мысль о естественном равенстве, все преимущества только в различии качеств людей, несмотря на то, что помещик – «голова», а крестьянин – «мизинец», мизинец тоже часть тела. Это яркий пример обличительной литературы 18 века.

Неоднократно в журнале Сумароков проводит мысль, что богатство и знатность – не суть достоинства человека. В очерке «Сон. Щастливое общество» Сумароков в публицистической форме сна рисует утопическую страну, где социальное устройство не имеет ничего общего с окружающей его действительность. Монарх – воплощение всех добродетелей, заботится о пользе подданных. Законодательство основано на естественном праве, все люди обучены грамоте. Эта утопическая картина лишь подчеркивает несправедливость и беззаконие в современной действительности писателя.

Последний номер журнала заканчивается стихотворением Сумарокова «Расставание с музами»: «Прощайте, музы, навсегда! /Я более писать не буду никогда».


А.П. Сумароков - теоретик русского классицизма.

А.П. Сумароков своим литературным творчеством содействовал утверждению классицизма на русской почве. Сумароков начал с написания од. Первые две оды 1740 года были посвящены Анне Иоанновне. В них начинающий поэт подражал Тредиаковскому. А с момента появления од Ломоносова Сумароков испытал сильное воздействие с его стороны. Однако жанр оды не стал главенствующим, позднее Сумароков сыскал славу и драматурга, и поэта-лирика, и создателя любовных песен, идиллий, элегий, эклог .

Важным литературным событием стали напечатанные в 1748г. две стихотворные эпистолы – «О русском языке», «О стихотворстве», в которых Сумароков выступил как теоретик классицизма. В первой он говорит о необходимости обогащать литературный язык за счет неустаревших церковнославянских слов и избегать слов иностранных. В этом он сближается с Ломоносовым. Во второй эпистоле (1747), уже в отличие от Ломоносова, Сумароков теоретически обосновывая жанры классицизма, утверждает равноправие всех жанров, не отдавая предпочтения ни одному.

Впоследствии обе эти эпистолы были переработаны и составили оду – «Наставление хотящим бытии писателями», изданную в 1774г.

Тредиаковский упрекал Сумарокова в заимствовании эпистолы из «Искусства поэзии» Буало, но тот отвечал, что заимствовал не все, имея в виду свое осмысление эстетического кодекса и самостоятельную разработку отдельных жанров. Тем не менее Сумароков не отрицает своей зависимости от теории Буало.

К 40-м годам относится начало драматургической деятельности Сумарокова, так как сильнейшим средством воспитания дворянства он считал театр. В своих трагедиях, одном из самых характерных жанрах классицизма, он ставит общественно значимые проблемы. Современники называли его «северным Расином», основоположником драматургии русского классицизма.

Следует так же учесть то обстоятельство, что эпистолы Сумарокова появились тогда, когда в самой русской литературе были уже созданы художественные образцы ряда классических жанров (оды, трагедии). Это свидетельствует о том, что теоретическая база русского классицизма оформлялась на основе общеевропейских эстетических принципов, национальной традиции и достижений французского классицизма в интересах именно отечественной литературы.

Связь эпистол Сумарокова с «Риторикой» Ломоносова несомненна. Сумароков согласен с требованием поставить стиль в зависимость от содержания, язык от темы. В основу теории оды Сумароков положил практику Ломоносова-одомисца, воспроизводя в основном ломоносовскую образную систему и характерные приемы. В число «писателей великих» Сумароков включает Мильтона, Кино, Шекспира, которых не упомянул Буало. Характерно, что Сумароков бегло упоминая о жанрах, еще не получивших развития в отечественной литературе (эпопея), достаточно подробно говорит о ирои-комической поэме, басне, эпистоле, о которых ничего не сказано у Буало.

Вместе с тем в эпистолах Сумарокова достаточно полно отражены основные положения эстетики европейского классицизма:

1) подражание образцовым писателям;

2) соблюдение строгой регламентации жанров по содержанию и стилю;

3) признание руководящей роли разума (сначала привести в порядок мысли, потом приступать к написанию)

4) подчинение формы содержанию (рифма не должна брать в плен мысль)

5) утверждение дидактической направленности художественной литературы

6) требование правдоподобия действия и естественности изображения чувств, чтобы тронуть не только разум, но и сердце (если поэт хочет писать о любви, то пусть прежде влюбится)


А.П. Сумароков – драматург и театральный деятель.

Перед русским обществом 40-50-х гг. 18 века одной из насущных задач было создание национального публичного театра. Первая такая попытка при Петре I оказалась малоудачной. В последующее десятилетие после смерти Петра придворный театр оказался в руках иностранных трупп (французской, немецкой, позже – итальянской). Немецкая труппа Каролины Нейберг и французская труппа Сериньи смогли познакомить придворного зрителя за короткий срок почти со всем лучшим зарубежным классицистским репертуаром. Но нужно было создавать свой отечественный репертуар, так как пока все ограничивалось только «школьными» драмами и инсценировками любовно-авантюрных повестей и романов.

Выполнение это задачи взял на себя Сумароков. В 1747г. им была написана трагедия «Хорев», этот год стал годом рождения новой русской драматурнии. За свою жизнь Сумароков написал 9 трагедий: «Хорев», «Гамлет»(1748), «Синав и Трувор»(1750), «Артистона»(1750), «Семира»(1751), «Демиза» (1758, позже переделанная в «Ярополка и Демизу»), «Вышеслав»(1768), «Дмитрий самозванец» (1771) и «Мстислав» (1774).

Успех трагедий Сумарокова во многом способствовал открытию Русского публичного театра в 1756 году, директором которого он было вплоть до 1761 года.

Основное содержание трагедий, по Сумарокову, не только в представлении «плача и горести» от любви, но и в показе таких событий, которые могли бы, действуя на чувства, морально воспитать зрителя. Этого можно добиться при соблюдении трех единств: действия, времени, места.

Так же для трагедий характерно:

1) резкое разделение персонажей на положительных и отрицательных,

2) характеры статичны, каждый является носителем какой-либо одной страсти

3) стройная пятиактовая композиция и небольшое число действующих лиц (поэтому сюжет развивается экономно, в направлении раскрытия основной идеи),

4) простой, ясный, лаконичный язык,

5) «александровский» стих (шестистопный ямб с парной рифмовкой) давал афористичное звучание.

6) выводились лица из привилегированной среды (дворянин, маркиз, граф, князь)

7) конфликт заключался в борьбе разума со страстью, общественного долга с личными чувствами, побеждало общественное начало. (внушение того, что государственные интересы должны быть превыше всего).

Историзм трагедий, конечно, был весьма условен, но все же историко-национальная тематика являлась отличительной чертой русского классицизма, так как западноевропейская трагедия строилась на материале античной истории.

Действие трагедии «Хорев» происходит в далекие времена в Киеве. Российский князь Кий, одержав в свое время победу над бывшим киевским князем Завлохом, захватил его престол. В Киеве осталась дочь Завлоха Оснельда, а ее полюбил Хореев – брат Кия. Эта любовь оказалась взаимной, но их счастью помешало намерение Завлоха вернуть себе престол. Хореев вынужден возглавить войско против Завлоха. В душе Хорева и Оснельды начинается борьба чувства и дога, но существенно, что на развитии действия это мало отражается. В итоге, Хореев остается верен долгу, а Оснельда остается верной чувству и Хореву.

Создателем трагической коллизии оказывается первый боярин Кия – Сталверх. Он доносит Кию на Хорева, обвиняя в мнимой измене ради Оснельды. Доверчивость Кия приводит к гибели Оснельды (кубок с ядом) и к самоубийству Хорева.

Трагедия оказалась направленной против фаворитизма, с чем боролись еще Феофан Прокопович и Кантемир. Кий осуждается драматургом за отсутствие проницательности, недопустимой у истинного государя.

Еще более явной оказалась политическая направленность в трагедии «Гамлет». Убить Полония – потерять Офелию, сохранить Полонию жизнь – не выполнить долга перед памятью отца. От такой альтернативы он собирается даже покончить с собой. Но мысль о том, что скажет народ, останавливает его. Когда становится ясно, что Клавдий превратился в тирана, Гамлет убивает его. И Сумароков оправдывает это.

В ряде других трагедий Сумароков дает благополучные развязки. Но и в этом случае основу конфликта составляет противопоставление абстрактного идеала справедливого монарха властителю, поддающемуся страстям.

Трагедии.

Особенности:

1) политическая направленность определила ограниченное количество действующих лиц;

2) основные персонажи – властитель, любящие друг друга герой и героиня. Властитель, тиранствуя, препятствует счастью влюбленных.

3) Женские образы наделены большой долей обаяния. Они кроткие, нежные, лирические, но в то же время это женщины высоких нравственных качетв, готовые на самопожертвование.

«Димитрий Самозванец»

Димитрий Самозванец, Шуйский, Георгий, князь Галицкий; Ксения, дочь Шуйского; Пармен, наперсник Димитриев; Начальник стражи, Бояре и прочие.

Написанная на материале из эпохи Смутного времени, трагедия была наиболее современной из всех. Автор изменяет фактам истории только в любовной интриге: Ксения – невеста князя Галицкого. Ко времени ее создания наследник престола Павел достиг совершеннолетия, и по закону должен был занять престол. Но Екатерина II и не думала отказываться от власти. Поэтому изображение Димитрия как узурпатора носило самый злободневный характер. Но еще в большей степени усиливалось политическое звучание трагедии откровенным требованием Сумарокова свергнуть с престола царя-тирана. Характер Димитрия был задан даже до начала пьесы – первое издание трагедии вышло с портретом! Однако характерно, что Сумароков, осудив Димитрия за все его антигосударственный и антинародные злодейства, совсем не ставит ему в вину «самозванство». Не порода, а дела венчают монарха. Тираноборческая направленность трагедии подкреплялась еще антиклерикальной тенденцией. Конфликт трагедии в противоречии между абстрактным идеалом государя и монархом-тираном, охваченным пагубными страстями. Димитрий исполнен презрения к России и хочет подчинить ее власти католического Рима.

В речах положительных героев (Ксении, Шуйского, Георгия, Пармена) создается образ добродетельного монарха, заботящегося о своих подданных, защитника народа, строго соблюдающего законность.

Действия героев, как и развязка трагедии (появление восставших), лишены какой-либо реальной мотивировки и являются результатом авторской воли.

Большой заслугой Сумарокова было то, что освобождение от тирана в его трагедии выпало на долю «народа». Таким образом, любой монарх, не соответствующий идеалу просвещенного монарха, может быть свергнут.«Димитрий Самозванец» положил начало русской политической трагедии.

«Синав и Трувор»

Синав, князь Российский; Трувор, брат его; Гостомысл, знатнейший боярин Новгородский; Ильмена, дочь его; Вестник; Паж; Воины

Трагедия построена на сюжете, взятом из древнерусской истории, однако, как и прежде, исторический фон крайне условен. В центре – князь Синав, монарх, в правление которого воцарилось благополучие в Новгороде, а также, его юный брат Трувор, боярин Гостомысл и его дочь Ильмена. Основной конфликт – конфликт чувства и долга, добродетельный монарх монарх, на минуту забывший о долге, неизменно становится тираном. Синав любит Ильмену, но его соперником является Трувор, любовь которого к девушке взаимна. Лица трагедии не живые характеры, а выразители идей автора о превосходстве долга над страстью, государственных интересов над личными. Непреклонный исполнитель долга – Гостомысл, обещающий отдать Ильмену в жены Синаву за спасение Новгорода. Синав, узнав о чувствах брата и Ильмены, не в силах справиться со своей ревностью. Он забывает о свое долге управлять подданными и становится виновником гибели Трувора и Ильмены. Осознав свое тиранство, Синав хочет покончит жить самоубийством, но Гостомысл и воины вырывают меч из его рук.

Художественные особенности трагедии обусловлены принципами классицизма. В трагедии почти нет внешнего действия, которое заменено разговорами, длинными монологами, носящими нравоучительный характер. Все они написаны однообразным, но ясным и лаконичным языком.

Переведенная на французский язык, трагедия получила одобрение Вольтера

Комедии.

«Опекун»

Чужехват, дворянин; Сострата, дворянская дочь; Валерий, любовник Состратин; Ниса, дворянка и служанка Чужехватова; Пасквин, слуга Чужехватов; Палемон, друг покойного отца Валериева; Секретарь; Солдаты

«Опекун» - комедия о дворянине-ростовщике, жулике и ханже Чужехвате, обдирающем сирот, которые попали под его опеку. Прототипом Чужехвата был родственник Сумарокова Бутурлин. В этой комедии Сумароков показывает носителя не одного какого-то порока, а рисует сложный характер. Перед нами не только скупец, не знающий ни совести, ни жалости, но и ханжа, невежда, развратник. Сумароков создает обобщенно-условный сатирический образ русского порочного дворянина. Раскрытию характера способствует и речевая характеристика, и бытовые детали. Речь Чужехвата насыщена пословицами и поговорками. В ханжеском своем раскаянии Чужехват обращается к богу, уснащая свою речь церковнославянизмами.

Положительные персонажи комедий Сумарокова лишены жизненности, они часто выступают в комедиях в роли резонеров. Таков Валерий. Нравоучительным целям соответствовали и характерные для классицизма изобразительные имена отрицательных персонажей: тот же Чужехват.

«Рогоносец по воображенияю»

Викул, дворянин; Хавронья, жена его; Флориза, бедная служанка; Касандр, граф; Дворецкий; Ниса, служанка Хавроньина; Егерь графа Касандра

Лучшая в комедийном творчестве Сумарокова пьеса «Рогоносец по воображению» появилась вслед за «Бригадиром» Фонвизина и предвосхитила появление «Недоросли» Фонвизина (некоторая общность ситуаций характеров)

В центре внимания писателя быт провинциальных небогатых помещиков, Викула и Хавроньи. Ограниченность интересов, невежество, недалекость характеризуют их. Вместе с тем эти персонажи лишены одностронности. Высмеивая дикость, нелепость этих людей, которые говорят только «о севе, о жнитве, о умолоте, о курах», у которых крестьяне по миру ходят, Сумароков показывает и черты, вызывающие сочувствие к ним. Викул и Хавронья трогают своей взаимной привязанностью. Они добры к своей воспитаннице, бедной девушке дворянского рода Флоризе. Нелепость жизни Викула и Хавроньи подчеркивается и завязкой комедии, когда Викул приревновал свою 60-тилетнюю супругу к блистательному графу Кассандру, богатому соседу, которому полюбилась Флориза. Исполнены комизма диалоги, в которых Викул упрекает Хавронью в неверности, считая, что она наставила ему рога.

Речевая характеристика персонажей помогает воссоздать облик и нравы провинциальных дворян. Язык персонажей очень выразителен, это не сглаженная, правильная речь дворянских салонов, а грубый, красочный, пересыпанный пословицами и поговорками, сродни простонародному, язык провинциального дворянства.

Лирика А.П. Сумарокова.

Многообразное творчество Сумарокова проявилось и в богатстве поэтических жанров. Сумароков стремился дать образцы всех видов поэзии, предусмотренных теорией классицизма. В его поэзии основополагающими были два направления: лирическое и сатирическое

Любовные песни он начал писать еще в первое десятилетие своей творческой деятельности. В области любовной лирики ему принадлежат несомненные открытия. Лирика обращена к человеку и его природным слабостям. Несмотря на все еще условное изображение лирического героя, в песнях Сумароков стремился раскрыть внутренний мир, глубину и искренность чувств. Лирика отличается задушевной простотой, непосредственностью, ей присущи искренность, ясность выражения. Признавая правомерность любовной тематики, Сумароков в любовной лирике опоэтизировал жизнь человеческого сердца. В поэзии его чувство побеждает рассудок, и Сумароков здесь далек от нравоучительных сентенций. Одной из лучших по глубине и искренности чувств представляется песня «Тщетно я скрываю», о любовном волнении девушки, которая стремится обуздать свою любовь, но никак не может с этим справиться. Здесь Сумарокову удалось передать тончайшие переживания человеческого сердца, борьбу страсти и рассудка. В большей части лирических стихотворений Сумароков пишет о переживаниях человека, но человека, лишенного конкретных, индивидуальных черт. Его герой или героиня – отвлеченный образ влюбленного.

Отстаивая естественность в выражении чувств, Сумароков обращается к народной песне, в которой он видит истинно поэтическое изображение душевного состояния. Он использует темы, образы, лексику народных песен. К числу таких песен относится и песня «Не грусти, мой свет! Мне грустно и самой…», в которой молодая женщина обращается к возлюбленному с жалобой на жизнь за нелюбимым мужем. В таком же народном духе написаны песни «Отчего трепещет сердце, отчего пылает кровь»(неосознанное еще полностью ощущение зарождающегося чувства любви), «Прости моя любезная, мой свет, прости», «Где ни гуляю, ни хожу», «Не плач так много, дорогая, Что разлучаюсь я с тобой…»(искренняя грусть при разлуке двух влюбленных).Такая тонкая стилизация способствовала тому, что в народе эти песни воспринимались как народные, благодаря «Собранию разных песен» Чулкова и «Письмовнику» Курганова.

Идиллии и эклоги носили более условный, часто пасторальных характер. Условен пейзаж части эклог, условносхематичны сами пастухи и пастушки, поверяющие тайну своей любви. Эклоги, как правило, заканчивались кратким описанием «цитерских забав», но не фривольные зарисовки были целью поэта. Это была попытка воссоздания «златого века дней», так как большая часть эклог, изданных в 1774г., была написана в Москве во время чумы 1771г.

В песнях используются разные стихотворные размеры, ритмика ряда песен повторяет ритмику народных песен.

Однако Сумароков не мог ограничиться только любовной тематикой. В некоторых его стихотворениях отражены раздумья о кратковременности человеческой жизни и тленности земного существования («На суету человека», «Ода на суету мира»), страх перед смертью («Плачу и рыдаю…», «Часы»). Порой возникает образ человека одинокого и гонимого, нигде не находящего покоя и тщетно взывающего к заступничеству всевышнего (ода «Противу злодеев», сонет «На отчаяние»).

Подобные мотивы обусловлены тем, что энергичная борьба Сумарокова с общественным пороком не давала результатов, а усиление самодержавного деспотизма и обострение классовой борьбы заставляла поэта усомниться в возможности сословной гармонии в дворянском государстве. В поисках решения обостривших противоречий, миру насилия и зла Сумароков противопоставляет красоту добродетели в смысле требования внутреннего, морального самосовершенствования человека, умеренности его желаний. В этом плане наиболее характерной является «Ода о добродетели» из цикла «духовных стихотворений», где дается предупреждение не вверять себя страстям, не желать другому зла.

Сумароков писал и оды и переложения псалмов, он дал образцы разнообразнейших поэтических жанров.


А.П. Сумароков – публицист и сатирик (притчи, «Хор ко превратному свету»).

Исследователи справедливо указывают на то, что Сумароков «открыл жанр басни для русской литературы в том ее виде, в каком она жила и живет до сих пор». Он написал 374 притчи, написал их вольным разностопным ямбом, ставшим классическим размером русской басни. Басни его – живой сатирический рассказ, в котором подвергаются осмеянию не только неустройства русской жизни, но и конкретные носители пороков. Некоторые басни касались политических вопросов. Сатира его направлена против вельмож, подьячих, взяточников, бюрократов. Особенно достается в баснях российскому дворянству, невежественным, жестоким помещикам-крепостникам («Ось и бык», «Жуки и пчелы», «Высокомерная муха»). Сатирическая направленность бачен вызывала необходимость обратиться к реальным жизненным наблюдениям, и притчи Сумарокова пестрят сценами, выхваченными из самой жизни, меткими и остроумными деталями быта. Именно в сатирических жанрах была заложена тенденция реализма. Тематика басен Сумарокова разнообразна. Он осмеивает ханжество и скупость купеческой вдовы в притче «Безногий солдат»,рисует комическую сценку, в которой жена-спорщица изводит сварливостью мужа, споря против очевидности («Спорщица»).

Многие сюжеты не новы, они встречались у Эзопа, Федра, Лафонтена. Но басни Сумарокова отличались и содержанием, и стилем, и новым басенным размером. Их отличает:

1) злободневность (обращены к российской действительности),

2) резкость нападок,

3) нарочито простой, грубый слог, как это и предусматривается «низким духом» басенного жанра.

Резкость тона, грубость слога и нарисованных картин была вызвана стремлением разоблачить пороки современной ему действительности, что и отличало манеру Сумарокова от манеры западных баснописцев. Язык басен живой, сочный, пересыпан поговорками.

В 1762 году вышли две книги «Притчи Александра Сумарокова», в 1768г. – третья книга, остальные – после смерти писателя. Басенному творчеству Сумарокова следовали Ржевский, Богданович, Херасков, Майков.

Обличительные пафос, свойственный произведениям Сумарокова, наполняет и его сатиры, написанные живой стихотворной речью. В сатирах он продолжает и расширяет тематическую линию сатир Кантемира. Сатира «О благородстве» и по своей тематике и по направленности прямо восходит к сатире Кантемира «Филарет и Евгений». Она направлена на осмеяние дворянства, которое кичится своим «благородством» и «дворянским титлом». В одной из лучших своих сатир, написанной, как и притчи, вольным ямбом (другие – александровским стихом), в «Наставлении сыну» Сумароков сатирически изображает старого плута – подьячего, который умирая учит сына, как быть счастливым в жизни. Для этого, оказывается, надо следовать его примеру, т.е. «не идти прямым путем».

Однако среди сатир Сумарокова особый интерес представляет его сатирический «Хор ко превратному свету». Был написан по заказу для уличного маскарада «Торжествующая Миневра», устроенного в Москве в честь восшествия на престол Екатерины II (1763г.) на масленице. Однако «Хор» оказался столь сатирически острым и злободневным, что был допущен только в сокращенном варианте. В форме рассказа об идеальной заморской стране и порядках в ней, достойных похвалы, Сумароков повествует о порядках, вернее, беспорядках и неустройствах, которые царят в его стране.

«Заморская страна» - это утопия, мечта Сумарокова, но рассказ о ней дает ему возможность разоблачить взяточничество и лихоимство, невежество, процветающие в российской монархии, резко выступить и против жестокого обращения помещиков с крепостными. Синица, прилетевшая «из-за полночного моря, из-за холодного океана», рассказывает, какие существуют порядки в заморской стране. В этой стране все служат государству, все дворянские дети учатся в школах, люди преисполнены чувства долга, глубокого уважения к родному языку и национальным обычаям. Чиновники там честные, наука – лучшее достоинство, плохих стихов поэты не пишут, пьяные по улицам не ходят и людей не режут. «Хор» по своему стихотворному складу близок русским народным песням. «Хор» занимает важное место в сатирико-обличительной линии русской литературы 18 века. Сумароков, считая крепостное право необходимым, выступал против жестокости помещиков. Полностью «Хор» был впервые напечатан в 1787 году, Новиковым в посмертном собрании сочинений Сумарокова. В 40-х гг. 19 века эта сатира печаталась и в сокращенном виде.

Бурлескная поэма "Елисей, или Раздраженный Вакх" В.И. Майкова.

Елисей, Вакх, Зевс, Юнона, Ермий, Церера, Начальница, Начальник стражи, Жена Елисея, Откупщик, Жена откупщика, Ворожея.

Существует две версии повода создания поэмы

Во французской литературе различались два вида комических поэм: бурлескная и ирои-комическая. Бурлеск – шуточная поэма, в которой возвышенная тема излагается пародийно. Родоначальник – поэт XVII в. Скаррон, рассказавший в «Переодетом Вергилии» о похождениях Энея в «низких» бытовых тонах. Возмущенный скарроновской поэмой, снижавшей высокие мотивы классической поэзии, Буало предложил новый тип поэмы, в которой, напротив, обыденные события излагались высоким слогом героической эпопеи (пример - «Налой»).

Эти оба типа поэмы объединил Майков в своей поэме 1771 года (несовместимое в пределах одного жанра столкновение высокого и низкого).

Содержание поэмы в пяти песнях – авантюрные, в манере фацеций похождения силача-ямщика Елисея. В основе завязки – злободневный политический момент. Откупщики в это время резко повысили цены на спиртные напитки. Бог вина Вакх раздражен этим: ненавистное ему «племя злых откупщиков» богатеет, а его служителей-пьяниц становится все меньше. Решает отомстить и с этой целью внушает «красе» ямщиков – картежнику, пьянице, буяну и знаменитому кулачному бойцу Елисею – мысль разгромить один из наиболее крупных петербургских питейных домов. Елисей дебоширит, но его забирает полиция в тюрьму. Вакх жалуется своему отцу Зевсу, тот посылает ему на помощь небесного «посла и вора» Ермия (Гермеса). Ермий застает Елисея спещегобок о бок с растерзанной и пьяной «молодкой». Ермий меняет на них наряды и переносит Елесю в Калинкин дом – работный лом для «распутных жен». Елисей принимает место за женский монастырь, начальницу – за игуменью. С последней у него начинается роман, но в самый ответственный момент появляется «командир стражи», который тоже пленился начальницей, и забирает Елесея в тюрьму. Ермий освобождает его и снабжает шапкой-невидимкой. Он проникает в дом к откупщику, веселится с его женой, опустошает винные погреба купцов, вмешивается в кулачный бой между купцами и ямщиками. Но Зевс кладет конец «подвигам»: кто-то во время боя сшиб шапку с головы Елисея, его схватили и отдали в солдаты.

В поэме купцы, откупщики, сапожники, портные, крестьяне, женщины вольного поведения, воры действуют вместе с мифологическими божествами, о которых говорится в низких тонах. Вместо лиры автор просит музу настроить ему гудок или балалайку. Впервые быт городской жизни стал предметом художественной разработки. Майков немного свысока относится к своим героям из низов общества, не преследует никаких социальных целей, его задача – насмешить читателя.

Факт повышения цен имел место в действительности, Майков вслед за Сумароковым выступает противником системы откупов, которая обогащала отдельных лиц ценой разорения широких народных масс.

Непосредственным поводом к созданию поэмы «Елисей, или раздраженный Вакх» стала опубликованная в начале 1770 г. первая песнь «Энеиды» Вергилия, перевод которой был выполнен поэтом ломоносовской школы Василием Петровым.

Но взяв содержанием своей поэмы «низкие дела», Майков не описывает их «высокими словами». Написанный стихотворным размером эпопеи, «Елисей» представляет собой пародию на классический античный эпос.

В переводе Петрова «предложение» и «призывание» звучали следующим образом:

Пою оружий звук и подвиги героя <...>

Повеждь, о муза, мне, чем сильно божество

На толь неслыханно подвиглось суровство <...>

И вот зачин поэмы Майкова:

Пою стаканов звук, пою того героя,

Который, во хмелю беды ужасны строя,

В угодность Вакхову средь многих кабаков

Бывал и опивал ярыг и чумаков. <...>

О Муза! Ты сего отнюдь не умолчи,

Понеждь, или хотя с похмелья проворчи,

Коль попросту тебе сказати невозможно <...>

Весь сюжет поэмы «Елисей, или раздраженный Вакх» сохранил на себе следы первоначального пародийного замысла Майкова: основные сюжетные ситуации «Елисея» представляют собой очевидные бурлескные перелицовки сюжетных ситуаций «Энеиды». Эней Вергилия явился причиной ссоры богинь Юноны и Венеры — подобно ему майковский герой становится орудием разрешения спора между богиней плодородия Церерой и богом вина Вакхом по поводу того, как нужно использовать плоды земледелия — печь хлеб или гнать водку и пиво. Венера укрывает Энея от гнева Юноны в Карфагене, внушив карфагенской царице любовь к Энею и окутав его облаком, которое делает его невидимым. У Майкова этот сюжетный ход был рассмотрен выше.

Повествование наполнено «лирическими отступлениями», что говорит об открытой проявленности авторской эстетической позиции - можно наблюдать интонационную игру повествования, перепады от патетики к иронии, которые обнажают сам процесс бурлескного поэмотворче

Наши рекомендации