Творческий путь В.К. Тредиаковского.

Василий Кириллович Тредиаковский (1703 Астрахань- 1769, Спб)

Интеллигент-разночинец (сын церковника). Бедствия и унижения привели к отпечатку трагизма на его жизни и творчестве. Учился в латинской школе

1723-1725 бежит в Москву из Астрахани, где 2 года учится в Славяно-греко-римской академии, не закончил. Усердно изучает лит-ру, филологию. Бежит, так как отец нашел ему девушку, но Василий хотел в Москву.

1725 – Гаага (декабрь) с посольским обозом уехал. Надоело там учиться, захотел в Европу. Настоящий полиглот. Затем Париж, 3 года в Сорбонне. Посол князя Курагина.

1730 - возвращается в Россию. Плодотворные годы.

1732 - штатный переводчик при Академии наук, затем секретарь Академии.

1) Первый период: 1725 - 1740

Первые стихи до отъезда заграницу. «Элегия о смерти Петра Великого», «Песенка на мой выезд в чужие края», «Весна катит, зиму валит».

1730 - «Езда в остров любви»: а) перевод Поля Тальмана «Остров любви», б) сборник лирики 32 стихотворения (1 на лат, 15 на рус, 16 на фр)

«Стихи о силе любви»- одно из первых авторских произведений о любви

«Стихи похвальные России» - первый взгляд на Россию издалека

«Описание грозы, бывшей в Гааге»- один из первых образцов пейзажной лирики

1730 -1740 гг- придворный поэт Анны Иоановны. Вставал на колени и читал стихи, затем Аннаотвешивала ему пошечину.

1732 год- переводчик в Академии наук

1735 год — секретарь Академии; «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» - первый шаг. Ввел понятие стопы + слог, ударение как важнейшие ритмообразующие факторы русского стиха.

Переход от силлабического к силлабо-тоническому стихосложению.

Реформа только к 13 и 11 сложным силлабическим стихам (13 или 11 слогов в строчке). Дал эскиз будущей жанровой системы русской классической лирики. В книгу включены несколько новых стихотворений + образцы:

первая русская силлабо-тоническая ода - «Ода торжественная о сдаче города Тданске»

первая силлабическая ода- «Ода приветственная Анее» (1733).

первый русский сонет - «О Боже мой,твои судьбы правости суть полны!..», «Эпистола от Российския поэзии к Аполлину»

Мадригал, элегия, рондО

Придворный поэт: стихи похвальные, оды, заказные работы.

2) Второй период: 1740-1759

«Письмо о правилах российского стихотворства» Ломоносова (1739), написал из-за книги Тредиаковского. Письмо попало в руки к Тредиаковскому, выступил противником, составил ответ, но его не отправили Ломоносову. Нигде письмо опубликовано не было до 1787 года

1740 — стихи к шутовской свадьбе в Ледяном дворце

1745 год — первым назначен профессором красноречия (элоквенции)

Тредиаковский дружил с Биром и враждовал с Волынским.

Обладая меньшим литературным талантом, позволил опередить себя продолжателям - Ломоносову и Сумарокову. Середина 1740 - вражда с Ломоносовым и Сумароковым о направлениях развития русской поэзии.

1759 - оставил Академию.

Начало литературной деятельности - галантно-любовные песни на французском, но с русским заглавием.

Произведения:

1728 - "Стихи похвальныя России"

впервые - как приложение к роману "Езда в остров любви", тогда же положены на музыку. Пример тонизации силлабического стиха благодаря цезуре.

1752 - вторая редакция "Стихов..." написана ямбом.

1730 - перевод романа французского писателя Поля Тальмана "Езда в остров любви". Проза перемежается стихами, много аллегорий, действуют олицетворенные абстракции: Честь, Стыд, Должность, Ревность, Разлука и т.д. Тирсис попадает на остров Любви, где им завладевают "купидончики". Добивается любви Аминты. Вызов традционно-аскетичным идеалам старой Руси. Приобретает признание и славу после опубликования этого перевода.

Заслуга Тредиаковского - в постановке вопроса о необходимости реформы русского литературного языка.

1734 - "Ода торжественная о сдаче города Гданьска". К оде приложил теоретическое "Рассуждение об оде вообще", в которой впервые в русском классицизме дает жанровое определение оды, указывая на ее отличие от эпической поэмы и на основное свойство поэтики оды - "красный беспорядок".

Знакомит читателя с жанрами: героическая поэма ("Предъизъяснение об иронической пииме"), комедия ("Рассуждение о комедии вообще").

14 марта 1735 - "Речь о чистоте российского языка" - реформа стихосложения.

1735 - трактат "Новый и краткий способ к сложению российских стихов".

Тонический принцип как наиболее соответствующий природным свойствам русского языка: принцип равномерного распределения. Но сохранил некоторые ограничения.

1735 - "Эпистола от российской поэзии к Апполлину".

Дает обзор мировой поэзии, говоря о ее лучших достижениях, перечень говорит о широте литературно-художественных интересов поэта.

Первым стал перелагать стихотворные басни Эзопа.

С 1738 - 30 лет посвятил переводу многотомной истории Греции и Рима, имевшей познавательное значение для русских читателей.

1739 - "О правилах российского стихотворства" Ломоносова, где были сняты все запреты.

Во Франции Тредиаковский писал искренние и печальные силлабические стихотворения на русском языке, проникнутые ностальгией и рисующие его горячим патриотом России, то в конце 30-х годов поэт осваивает силлабо-тонический стих, который он сам назвал «тоническим»."Нового и краткого способа...", в котором вынужден согласиться с Ломоносовым.

Создает ряд теоретических работ, в которых популяризует эстетику Буало.

1751 - перевод романа шотландского писателя Барклая "Аргенида", где показывает идеал просвещенного монарха.

1752 - собрание сочинений при жизни, "Сочинения и переводы как стихами, так и прозою Василия Тредиаковского".

1766 - политико-нравоучительная эпопея "Тилемахида" с обширным "Предъизъянением об ироической пииме", где излагает теорию героической поэмы. Это был перевод стихами прозаического романа "Похождения Телемаха" Фенелона (1699). Написан русским гекзаметром, основан на ударном принципе. "Тилемахида" не отвечала принципам теоретиков классицизма к эпопее (должна строиться на национальной истории, в центре - национальный герой). Эту задачу выполнит Херасков - 1799, "Россияда" - Тредиаковский облегчил ему эту задачу. Важнейшая тема - идея ответственности царя перед народом и законом; резкая критика абсолютизма (Тредиаковский был в оппозиции к Екатерине). Обличал Екатерину, любящую говорить о законах и поступать, "не взирая на закон", придворных льстецов.

Екатерина увидела политическую направленность эпопеи и постаралась представить Тредиаковского смешным и бездарным. На страницах "Всякой всячины" она советовала "Тилемахиду" как средство от бессонницы. Ей возражал Новиков в "Трутне".

Лирика В.К.Тредиаковского

Первые русские стихотворения Т. выполняли религиозную, культовую роль (имеются в виду языческие гимны). Замечена также ориентация Т. на ритмику народного стиха. Эта ориентация привела его к утверждению хореического размера как органически присущего русскому стиху, в противовес другим силлабо-тоническим размерам.

К лучшим стихотворениям, написанным Тредиаковским, следует отнести его глубоко патриотическое «Стихи похвальные России», впервые появившиеся как приложение к роману «Езда в остров Любви» и тогда же положенные на музыку. Это стихотворение, написанное за несколько лет до стихотворного трактата Тредиаковского, может служить примеров тонизации силлабического стиха, достигнутой благодаря цензуре. Характерно, что вторая переработанная редакция «Стихов похвальных России» написана ямбом (1752).

Гражданственностью, гордостью за великие преобразования страны и её преобразователя Петра проникнуто стихотворение «Похвала Ижерской земле и царствующему граду Санкт-Петербургу» (1752). Патетика и лирическое одушевление наполняют строфы, в которых поэт передает чувство патриотической гордости, вызванное красотой и величием Петербурга, возникшего там, где «прежде дебрь была». Написало 5-стопным ямбом с перекрёстными мужскими и женскими рифмами.

К числу значительных стихотворных произведений Тредиаковского принадлежит и «Эпистола от российской поэзии к Аполлину» (1735). Автор обращается к богу Аполлону с просьбой посетить Россию и распространить по ней свет поэзии, который разлит им по всему миру. Тредиаковский дает обзор мировой поэзии, говоря о её лучших достижениях, и этот перечень имен свидетельствует о широте литературно-художественных интересов поэта (античная лит-ра, французская поэзия классицизма, итальянская поэзия, английская, испанская, немецкая и т.д.). В этой эпистоле, движимый глубоко патриотическим чувством, заботой о росте национальной культуры, автор стремится ввести русскую поэзию как равноправную в среду европейской литературы. Отчетливо видна усложненность синтаксических конструкций, вызванная употреблением латинизированных оборотов, нарочитая затрудненность стихотворной речи, которая часто делала стихи Тредиаковского труднопонимаемыми.

Стихотворения «Стихи о силе любви» и «Стихи похвальные Парижу». Их содержание просто: автор восхваляет любовь, утверждает, что она всеми правит, все угождают ей и желают её; автор восхваляет Париж, это «красное место», которое невозможно забыть.

Вообще поэзия Тредиаковского разнообразна по темам и жанрам. Он пишет оды, элегии, эпиграммы, перелагает басни (например, Эзопа). И всё же поэтический дар Тредиаковского, который часто выступал в своих стихах как поэт-экспериментатор, значительно уступает тому, что сделал Тредиаковский в области теории стиха.

Гекзаметр Тредиаковского был основан не на долготе и краткости, а на ударном принципе. Этот русский гекзаметр подготовит почву для переводов произведений Гомера. Нет рифмы, долгота слога заменена на ударение, сочетаются стопы разного размера – дактиля и хорея.

Наши рекомендации