ТЕМА: Понятие о полипредикации.
ВОПРОСЫ:
1.Что понимается под явлением полипредикации?
2.По каким признакам выделяют типы обособленных конструкций?
3.При каких условиях конструкция может стать обособленной?
4.Какие литературные нормы регулируют построение предложений с обособленными конструкциями.
ЗАДАНИЯ
Задание 1. Найдите обособленные конструкции. Определите их тип и функцию. Расставьте знаки препинания.
1. Должен был петь бывший аккомпаниатор Вертинского оказавшийся родственником какого-то знакомого. 2. Уныло понурившись Александра Ивановна смотрела на ее работу. 3. Бирюкову захотелось обратно в лечебницу под крыло старика Карла Стифа. 4. Быстрый на улице Даев взял перехватив такси. 5. Бойцы еще в белье босые кинулись было к двери. 6. Не ожидавший тот затормозил. 7. Шерема село дворов в полтораста красиво облепило своими бревенчатыми избами холмистый берег Уразаевки. 8. Через минуту друзья обнявшись шагали в сторону площади. Там достав из кобуры горсть вермишели завтракал блюститель порядка расцветкой напоминавший снегиря. 9. Из-за сильных под шестьдесят морозов жестянка гудит не стихая. 10. Согласно поступившей в Москву информации оружия у боевиков достаточно. 11. Рыбы в Истре бездна особенно голавлей. 12. Ко мне подошел развалистой походкой радист Павел рослый голубоглазый парень. 13. Оттуда с неизвестных степных мест шла гроза. 14. Огромные высотою с дом железные ворота были наглухо закрыты. 15. Внизу в долине лес стал гуще.
Задание 2. Найдите обособленные члены предложения. Определите условия обособления. Расставьте знаки препинания.
1. В полутьме северной ночи напоминавшей нам утренний рассвет поселок казался особенно угрюмым. 2. Скрытое неприступными берегами горное озеро мы увидели не сразу. 3. Стиснутая бесконечными чащами и угрюмыми горами петляла дорога по Уралу. 4. Очнулся ночью совершенно разбитый больной. 5. Подгоняемый ветром я брел по улице. 6. Траву скошенную но еще не собранную в копны сеном не считай. 7. Брат Ваня здоровенный и широкоплечий парень двадцати семи лет рыдал у кровати как ребенок. 8. Инженер по образованию Алексей Иванович решил открыть мастерскую по ремонту радио- и прочей аппаратуры. 9. Весь январь за исключением нескольких дней тогда стояли сильные морозы. 10. Сверх всякого ожидания фестиваль удался.
Задание 3. Почему в данных предложениях не нужны знаки препинания?
Теплой весною из далекого края птицы вернулись домой. 2. Ночью остановились ненадолго в маленьком домике около леса. 3. В темном лесу до позднего вечера без устали хлопочут проворные белки. 4. Однажды поздно вечером я возвращался из города пешком к себе в деревню. 5. Передо мной за несколько шагов на высокой ели на самой нижней ветке сидела ворона.
Задание 4. В употреблении обособленных оборотов найдите ошибки и исправьте их.
1. Шустрые лисята до невозможности дикие не подпускали к себе. 2. Впечатление этой глубокой тишины было особенно сильно на опустевшем корабле, недвижно и одиноко стоявшим посреди наполнявшейся бухты редкими льдами. 3. Вместе с утренним ветром крик петухов врывавшийся в наши окна разбудил нас. 4. Касаясь образования врача, который будет работать в XXI веке, напрашивается вопрос. 5. Сотрудничая с нами вам гарантируется успех в вашем деле. 6. Увидев четкую армейскую жизнь, у многих ребят изменилось отношение к армии. 7. Избавившись от старухи, никому хуже не станет. 8. Решив проверить, “тварь он дрожащая или право имеет”, Раскольникову надо было сделать решительный шаг. 9. Загубив свою жизнь, чтобы прокормить семью, Сонечку Мармеладову можно пожалеть как человека, “переступившего через себя”.
Задание 5. Охарактеризуйте структуру и грамматическое значение подчеркнутых предложений. Опишите смысловую организацию предложений, выделенных курсивом. Сделайте морфологический разбор выделенных слов, указав, какие признаки формы слова влияют на его синтаксическую функцию.
ОБЛОМЩИК РОГОВ
Вагон метро, свободных мест нет. Напротив меня, занимая собой и своей огромной спортивной сумкой полдивана, сидит, развалясь и перегородив ножищами проход, двухметровый бритый под ноль двадцатилетний лось. По некоторым специфическим приметам видно, что он давно и упорно занимается спортом, и это не шахматы. Видимо, сейчас парень возвращается с очередной мордобойной тренировки, его боевой дух высок, а силы до конца не растрачены. Он нарочно растопырился, чтобы всем мешать и раздражать окружающих. Он нагло-пренагло улыбается и ждет не дождется какого-нибудь положительного героя, чтобы размазать его по стенке. Агероя все нет и нет. Вдруг сидящий рядом со мной очкарик с бородкой и хвостиком, в потертойджинсе, с какой-то сумкой на коленях – на вид то ли гитарист, то ли художник – вдруг этот интеллигентик громко и внятно произносит: “Нарываешься?” “Очки жмут?” – тут же откликается верзила, предвкушая легкую победу.
ОБРАЗЦЫ РАЗБОРА
1. Структурно-грамматическая характеристика предложения.
Вагон метро.
Предложение невопросительное, повествовательное, по структуре односоставное, именного класса, номинативное. Главный член предложения выражен именем существительным вагон в именительном падеже. Грамматическое значение предложения: реальная модальность, настоящее синтаксическое время. Предложение распространенное, включает в свой состав второстепенный член предложения – несогласованное определение, выраженное существительным с нулевым склонением.
2. Характеристика смысловой организации предложения.
По некоторым специфическим приметам видно, что он давно и упорно занимается спортом, и это не шахматы.
Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным используется для обозначения ситуации-процесса и обладания признаком. Придаточная часть передает диктум предложения (описывает фактическую сторону): характеризует признак субъекта (спортсмен, но не шахматист), созданный в результате длительного процесса (занимается долго и упорно). Диктум связан с реальной модальностью и расширенным синтаксическим временем. Главная часть передает модус предложения (авторскую оценку ситуации): ситуация оценивается как допустимо реальная через выбор главного члена предложения (видно) – слово категории состояния обозначает модальное отношение.
3. Характеристика формы слова.
Растрачены – глагольная форма причастие, от глагола: растратить, совершенного вида, начальная форма причастия: растраченный, страдательное причастие прошедшего времени, в краткой форме, во множественном числе, синтаксическая функция – именная часть сказуемого (функцию определяют краткая форма, а также залог и время причастия).
ЛИТЕРАТУРА
Майданова Л.М. Практикум по современному русскому литературному языку. Екатеринбург. 1993. С. 285 – 302.
Министерство образования И НАУКИ Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Ивановский государственный университет
Кафедра журналистики и рекламы
Современный русский язык:
Морфология. Синтаксис простого предложения
Планы практических занятий для студентов
1 курса отделения журналистики филологического факультета
Составители: кандидат филологических. наук Н.П.Клюева
кандидат филологических. наук Е.Ю.Белова
Иваново