ТЕМА: Имя прилагательное в атрибутивной и предикативной функции
ВОПРОСЫ:
1. На какие разряды распределяются имена собственные?
2. Какие грамматические категории связаны с именем собственным?
3. Какова характеристика категорий рода, числа и падежа имен прилагательных?
4. Каково значение категории степеней сравнения? Как образуются формы степеней сравнения?
5. В чем заключается специфика кратких форм имени прилагательного? Как образуются краткие формы имен прилагательных?
6. Какие морфологические признаки имени прилагательного влияют на его синтаксическую функцию?
7. Какие литературные нормы определяют связь имени прилагательного в атрибутивной и предикативной функции с другими членами предложения?
ЗАДАНИЯ
Задание 1. Определите разряд имен прилагательных, обоснуйте свой ответ. Прилагательные какого разряда редко встречаются в публицистических текстах? Почему?
1. Для людей посмертное, а лучше прижизненное увековечивание в камне и бронзе частенько служит путеводной. Животные не столь честолюбивы. Если бы они имели выбор, то, право слово, вместо памятников предпочли бы человеческое отношение к себе. 2. Большинство "животных памятников" в мире посвящены собаке. 3. Другими же менее известными "мучениками науки" стали лягушки. Памятников пучеглазой, правда, гораздо меньше, наверное, потому, что это менее симпатичное для людей создание вроде как обречено было стать "сотрудником ученых". 3. В истории животные не раз "основывали" человеческие города и целые империи… В геральдических гербах средневековых городов полным-полно грозных львов, медведей, кабанов, прекрасных оленей и изящных косуль. А вот как насчет зайцев? […] Косой "основатель" города был изображен в гербе города Кааля-на-Майне, а в 1952 г. здесь состоялось открытие памятника зайцу. 4. Пусть заяц и достоин каменной памяти. Но чтобы на мраморном постаменте оказался осел? [… ] Вьючное животное всего-то и делало, что … возило из каменоломни камень на отделку дворца. Видимо, за бессловесную покорность серому достался в память кусок мрамора.
Задание 2. Подчеркните имена прилагательные. Определите их разряд и морфологические признаки. Влияет ли разряд и форма имени прилагательного на его синтаксическую функцию?
1. Мы не одиноки во вселенной. Ученые наконец-то обнаружили, что кроме человека имеются другие разумные существа. […] Взрослый карликовый шимпанзе Канзи может общаться, указывая на определенные символы. 2. Люди уже давно дивятся на микроорганизмы, находя в них все новые глубины и возможности. В частности, в бактериях – самых древних обитателях планеты и, как считают сторонники космогенеза, первоначальном источнике жизни… В конце прошлого года ученые мужи из НАСА и российские микробиологи ожесточенно спорили о малюсенькой красной козявке… Эта бактерия способна поедать ядерные отходы и выживать при немыслимых для других живых существ условиях радиации. 3. Медицина, как известно, одна из самых консервативных сфер. 4. Выход один: быстрее проводить исследования, получать патент и налаживать производство в таком объеме, чтобы купить лекарства могли все – и богатые, и бедные. 5. "Нравы Растеряевой улицы" уже давно покрылись библейской пылью. А заповедь – жива, здорова, и постепенно превращается в элемент национальной идеологии – "тащизм – непущизм". 5. Она [Айрин Стивенсон] представляла в России крупнейший американский профсоюз и Международный профсоюз солидарности.(По материалам "Алфавита").
Задание 3. Подчеркните имена прилагательные, от которых нельзя образовать краткую форму и простую сравнительную степень. Чем вызваны эти ограничения? Образуйте краткую форму (единственного числа, мужского рода) и степени сравнения от остальных слов.
Бедственное положение, ветреный день, ветреный человек, здоровенный пень, бодрый человек, хищный оскал, хищное животное, зверский аппетит, выдающийся ученый, дельный совет, деловое предложение, круглый зал, круглая отличница, теплый пол, теплый взгляд, глухая провинция, вороной конь, зрелый плод, зрелый человек.
Задание 4. Подчеркните грамматическую основу и имена прилагательные в атрибутивной функции. Влияет ли форма имени прилагательного на его синтаксическую функцию. Трансформируйте предложения так, чтобы имя прилагательное изменило свою функцию (атрибутивную на предикативную и наоборот). Всегда ли это возможно? Почему?
1. Соленые, едучие капли со лба лезли в глаза. 2. Убежать бы от собачьей жизни. 3. Странник с птичьим клювом сидел у огня и рассказывал о треугольном городе. 4. Мальчик был худ, но лицом бодр и озабочен. 5. Семен стал веселее и жизнерадостнее. 6. Я не знаю человека более надежного, чем Женька Полуэктов. 7. Он был самым широкоплечим из абитуриентов. 8. Туман становился все гуще. 9. Все-таки мы заняли в этом году более высокое место, чем в прошлом. 10. Кризис свойствен тем странам, которые не имеют мощного государственного аппарата, в котором бы не процветала коррупция. 11. Жаль, что я оказался столь легкомыслен. 12. Ноздрев оказался намного менее гостеприимным. 13. Потом милиция сообщила, что генконсул был трезв.(По материалам газет и сочинений учащихся).
Задание 5. Допишите окончания слов. В каких случаях допустимы варианты согласования?
1. В центре избы стоял деревянн_____ стол и стулья. 2. Две маленьк_____ комнаты в разных концах огромной коммуналки – вот и вся забота о герое. 3. Благодарю, что вы мо____ хлеб-солью не презрели. 4. Кампания перв_____ в России получила сертификат соответствия. 5. Эт____ девушка-ребенок, несущ_____ на руках ребенка со лбом мыслителя и глазами мудреца, полн____ трепета и дрожи за свою ношу. 6. Нам вменили вместо одного три нов___ налога. 7. Три нов_____ школы сданы в эксплуатацию к началу учебного года.(По материалам газет).
ЛИТЕРАТУРА
1. Современный русский язык. Под. ред. П.А.Леканта. М., Высшая школа. Глава "Имя прилагательное".
2. Майданова Л.М. Практикум по современному русскому литературному языку. Екатеринбург. 1993. С.167 – 176.