Человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество
Класс
<К разделу внеклассного чтения, посвященного творчеству Гейне и Гете>
Найди в прочитанном тексте подтверждение мысли: «Гете – одни из самых великих людей Германии».
Как ты думаешь, почему, переводя стихотворения Гете «Ночная песня странника», Лермонтов отказался от такого названия? Как изменилось при этом содержание стихотворения?
Проанализируй перевод этого стихотворения, сделанный другим русским поэтом, Валерием Брюсовым. Какие отличия от перевода Лермонтова ты заметил?
Класс
Творчество Дж. Байрона
Назови русских поэтов – современников Байрона?
Какие человеческие качества Байрон особенно ценил и изображал в своих произведениях?
Дай развернутый ответ, как ты понимаешь слова: «свобода и море – синонимы в поэзии Байрона»?
Класс
Проспер Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»
Каким изображен Матео Фальконе в этой новелле? Каково отношение автора к герою? Как вы относитесь к этому персонажу?
Можно ли утверждать, что Фортунато совершил предательство из трусости? Обоснуйте свою позицию, опираясь на текст новеллы.
Почему Матео убил сына? Мог ли он отказаться от своего намерения?
Проведите самостоятельный сопоставительный анализ новеллы «Матео Фальконе» и повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Сравните сюжет, тему, идею, главных героев произведений. Сделайте выводы из проведенного сопоставления.
Класс
М. Сервантес. Роман «Дон Кихот»
Прочитайте стихотворение Дмитрия Сергеевича Мережковского «Дон Кихот». Как вы думаете, почему русский поэт в конце XIX века обратился к образу героя романа испанского писателя XVI века? Чем похож образ Дон Кихота в стихотворении на образ Дон Кихота в романе, в чем состоит их отличие? Какие стороны личности Дон Кихота восхищают поэта? Почему Мережковский сравнивает героя со «всеми пророками и поэтами»?
Класс
Темы для самостоятельных исследовательских или проектных работ:
Поэзия Катулла в русской литературе (переводы А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, В.Брюсова).
Античные традиции в лирике А.С.Пушкина.
Жанр элегии: зарождение жанра в античной литературе и его эволюция в литературе нового времени.
Олимпийские боги в русской и зарубежной лирике Нового времени.
Планируемые результаты изучения курса «Литература»
Личностные результаты
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов (подробно раскрыто при характеристике реализации в УМК концепции духовно-нравственного развития);
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Класс
Найди в энциклопедии, интернете или спроси у старших, кто такой В.И. Даль. Чем он известен?
Класс
Перед чтением текста вспомни из курса истории древнего мира (прочитай в энциклопедии или Интернете), какими временными рамками определяется существование Древней Греции. Какие древнегреческие мифы тебе известны? Кто из героев этих мифов особенно запомнился?
Класс
Прочитайте в энциклопедии или Интернете, что такое «гомеровский вопрос». Расскажите одноклассникам об этой загадке в литературе.
Класс
Расскажите, что вам известно о традиции вручения Нобелевской премии (при подготовке ответа обратитесь к энциклопедиям или Интернету). Кто из русских писателей, кроме Пастернака, был удостоен этой награды?
Класс
Найдите в толковом словаре или интернете значение слова «этюд». Почему Стихотворение «Утес» названо философским этюдом?
Метапредметные результаты выпускников основной школы
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
Примеры заданий по классам:
Класс
А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире»
Посмотри в словаре, что означает слово «яростный». С каким из значений этого слова связано содержание рассказа? Раскрой свою мысль. В случае затруднения обратись за помощью к старшим.
Класс
<К разделу «Песня как малый жанр фольклора»>
Докажи, что прочитанный тобой текст – это русская народная песня. Отвечая на этот вопрос, назови все известные тебе признаки фольклорной песни и укажи примеры их использования в тексте.
Класс
А.П. Чехов. Рассказ «Тоска»
Согласны ли вы с утверждением английской писательницы Кэтрин Мэнсмлет, назвавшей рассказ «Тоска» «одним из мировых шедевров»? Раскройте свою позицию.
Класс
<К разделу, посвященному творчеству А.С.Пушкина>Исследователь творчества Пушкина утверждает: «Лирика Пушкина представляет нам автора таким, каков он есть, в разных качествах и проявлениях, в падениях и взлетах; она представляет его человеком, который, может быть, умеет молчать, но лгать и прикидываться – никогда». Согласны ли вы с утверждением исследователя? Читая тексты, включенные в данный раздел, соберите материал для устного (письменного) развернутого ответа на этот вопрос.Размышляя над высказыванием, найдите в материалах раздела ответы на вопросы:
· Как соотносятся реальные биографические факты и лирические ситуации представленных в этом разделе стихотворений? Можно ли понять и прочувствовать эти стихотворения, не зная предыстории их создания? Обоснуйте свою точку зрения.
· Каков лирический герой стихотворений Пушкина, представленных в этом разделе? Отметьте особенности лирического героя в каждом стихотворении.
· Какими поэтическими средствами создается предельная искренность в выражении чувств и переживаний лирического героя? Свои мысли подтвердите анализом текста.
· Есть ли в данных стихотворениях мотивы «взлета» и «падения» лирического героя? Обоснуйте свою точку зрения.
Класс
<К разделу «Средневековая литература»>
В ходе изучения материалов раздела отберите аргументы, которые помогут вам принять участие в интернет-форуме (дискуссии). Вы вправе выразить любую точку зрения. Главное – суметь ее доказать. Подводя итог изучению раздела, организуйте подобную дискуссию в классе.
Один из пользователей Интернета предложил тему для обсуждения: «Кто читает и кому нравятся произведения Средневековой литературы»?
Нормальный человек не видит причины продираться через архаичное многословие, многочисленные повторы, романскую тяжесть и готическую вычурность текста, который и как художественное произведение-то сегодня воспринимается через силу...
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
Примеры заданий по классам:
Класс
<Задание к вводному тексту>
Проверь себя. Знаешь ли ты, что означают эти слова? В случае затруднения обратись к словарю. Передай содержание текста, опираясь на выделенные слова.
Класс
<К тексту «Лирический герой»>
Перед чтением текста вспомни, что ты уже знаешь о герое литературного произведения (в случае затруднения перечитай текст «Герой литературного произведения»). Объясни, что означает это понятие. Почему героев драматического произведения называют «действующими лицами»?
После текста
Проверь себя. Знаешь ли ты, что означают эти слова? В случае затруднения обратись к словарю. фантастическое произведение, автопортрет, грань, многомерный образ, оттенок.
Класс
А.С. Пушкин. Стихотворение «Погасло дневное светило…»
Сопоставьте ваши предварительные наблюдения над ритмом стихотворения с тем, как характеризуется и объясняется ритмическое своеобразие стихотворения в прочитанном тексте. Какие дополнения ваших собственных выводов вы сделали?
Можно ли считать это стихотворение философским? Обоснуйте свою точку зрения.
Класс
<К разделу «Учимся работать с научной литературой»>
Прочитайте фрагмент статьи известного филолога Ю.М.Лотмана и составьте его конспект, пользуясь вопросным планом, приведенным после текста.
Ю.М.Лотман. Идейная структура «Капитанской дочки»
Записывая ответы на вопросы, можно использовать цитаты из статьи, формулировать ответ своими словами, опираясь на прочитанный текст, а также комбинировать оба эти способа.
Какие наблюдения исследователя показались вам наиболее интересными? Чем именно? Объясните свою точку зрения.
Класс
<Лирика А.С. Пушкина>
Проанализируйте результаты выполнения заданий 1 -- 9:
- Какая общая цель объединяет эти вопросы и задания?
- Сколько заданий вам удалось выполнить правильно?
- Вы справились с заданиями самостоятельно? Обращались за помощью? К каким источникам? Чем был обусловлен их выбор?
- Какие вопросы вызвали затруднения? Почему?
- Какие вопросы показались слишком легкими? Почему?
- Какие вопросы с к прочитанному стихотворению могли бы задать вы?
• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Примеры заданий по классам:
Класс
<Работа с иллюстрациями, приведенными в учебнике>
Внимательно рассмотри иллюстрацию, на которой представлена картина И.И.Шишкина «На севере диком…» Как ты думаешь, удалось ли художнику передать настроение стихотворения Г.Гейне? Почему ты так думаешь?
Класс
Подготовь и расскажи одноклассникам небольшое сообщение на темы:
· Какие образы природы чаще всего встречаются в поэзии Есенина? Почему именно они?
· Какие цвета Есенин использует чаще всего для изображения картин природы? Почему именно эти цвета?
При выполнении задания опирайся на прочитанные в классе стихотворения, а также используй другие стихотворения Есенина, дополнительную литературу, сведения из энциклопедий и Интернета.
Класс
<После текста о Лермонтове>
Дополните рассказ об основных этапах творчества Лермонтова интересными, значительными фактами и эпизодами. Найдите соответствующий материал в энциклопедии, специальной литературе или Интернете и сделайте сообщение на уроке.
Класс
<Фрагменты памятки «Как работать над самостоятельным исследованием или проектом по литературе»>
1. Выбрав тему исследования, внимательно прочитайте ее формулировку. Убедитесь в том, что вы понимаете предложенную вам познавательную проблему. Помните, что главным требованием к научно–исследовательской работе является глубина понимания проблемы.
3. Подберите необходимую литературу для работы: тексты художественных произведений и литературоведческие работы по теме исследования (см. список рекомендованной литературы в приложении II).
5. Проведите реферирование выбранных вами литературоведческих работ. Реферирование – это отбор, извлечение и переработка информации, содержащейся в тексте.
Класс
<Раздел «Русская литература первой половины XIX в.»>
Перед чтением раздела вспомните:
· главные события в истории России первой половины XIX века. Какие из них и каким образом повлияли на развитие литературы?
· по каким признакам вы определяете произведения, относящиеся к жанрам элегии, баллады, басни? Приведите известные вам примеры таких произведений.
К каким источникам вы обращались, отвечая на данные вопросы? Чем обусловлен ваш выбор?
Предметные результаты выпускников основной школы
В познавательной сфере
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней
В коммуникативной сфере
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы
В эстетической сфере
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Переработка УМК по 2 ФГОС
1. Методический аппарат (изменение обозначений и добавление коммуникативных заданий) | |
2. Добавление произведений в соответствии с примерной программой ко 2 ФГОС | |
Класс | Название произведения |
5 класс | П.П.Бажов. Сказ «Медной горы хозяйка» |
6 класс | Ф.М.Достоевский. Рассказ «Мальчик у Христа на ёлке» Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» А.П.Платонов. Рассказ «Цветок на земле» Внеклассное чтение: Н.В.Гоголь. Повесть «Вий» |
7 класс | А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий» А.А.Ахматова. Стихотворения «Перед весной…», «Родная земля» Внеклассное чтение: М.Карим. Стихотворение «Бессмертие»; В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского» |
8 класс | А.П.Чехов. Рассказы «Злоумышленник», «Лошадиная фамилия» Внекл. чтение: И.С.Шмелёв. Роман «Лето господне» (фрагменты) |
9 класс | А.С.Пушкин. Стихотворение «Два чувства дивно близки нам…» И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе «Два богача» Ф.И.Тютчев. Стихотворение «Фонтан» В.М.Шукшин. Рассказ «Чудик» |