Социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство
Личностные и др
Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения; Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
традиций отечественной методики преподавания литературы, характеризующейся фундаментальностью и системностью.
в основе построения курса – компетентностный подход. Авторы стремились избежать традиционного противопоставления двух путей изучения литературы: от теории к деятельности и от деятельности к теории. В основу методической концепции кладется идея творческого познания как синкретического по своей сути процесса;
ученик становится активным субъектом образовательного процесса, который приобретает деятельностную направленность.
5 по 8 класс -- стоится не по хронологическому принципу (не владеют необходимым объемом знаний по истории); развитию и поддержанию познавательного интереса способствует создание проблемных ситуаций; в названии каждого тематического раздела программы содержится вопрос или познавательное противоречие;
учащиеся 9 класса в условиях сформированного познавательного интереса способны самостоятельно выявлять закономерности, делать выводы и обобщения, поэтому в основе программы 9 класса лежит формирование представления о литературе как о процессе. Создание специальных проблемных ситуаций уступает место созданию условий для самостоятельного выявления учащимися возможных познавательных противоречий и поиска пути их разрешения
5 класс – осознание природы художественного образа;
6 класс – осознание специфики содержания художественного произведения в единстве его образных, сюжетных и композиционных аспектов компонентов;
7 класс – представление о пафосе как об эмоционально-смысловой доминанте произведения;
8 класс – наблюдение над коммуникативно-прагматической направленностью произведения, обнаруживающейся в системе отношений автор – читатель;
9 класс – представление о литературном процессе как о последовательном, культурном и историческом развитии
текст об авторе | текст о произ-ведении | собственно художест-венный текст |
1. задания передкаждым текстом, помещенным в учебнике, нацеливающие на его осмысленное чтение и понимание;
2. вопросы, которые помогают выяснить, внимательно ли учащиеся читали текст и адекватно ли восприняли его содержание;
3. вопросы, предоставляющие возможность рассуждать, опираясь на прочитанный текст, спорить, аргументировано отстаивать свою позицию;
4. вопросы и задания, нацеливающие на работу с иллюстрациями, формирующие умение воспринимать и интерпретировать поликодовый текст;
5. специальные вопросы и задания к анализу текстов лирических произведений, учитывающие специфику лирики как рода литературы, ее субъективно-эмоциональное воздействие на читателя;
6. задания, развивающие речевые умения; особая роль в системе этих заданий отведена словарной работе: выделение ключевых слов текста, их толкование, включение в активный словарь;
7. задания-проекты, задания-исследования, которые ориентируют на самостоятельный поиск истины, учат работать с разными источниками информации, ставить перед собой цели и определять пути их достижения;
8. специальные задания, развивающие умение читать, анализировать и конспектировать научную литературу, успешно участвовать в научном дискурсе;
9. творческие задания, выполняя которые можно рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах, сочинять тексты, выступать на сцене;
10. задания, выполняемые в паре: школьники учатся принимать совместное решение, прислушиваясь к позиции партнера и отстаивая собственное мнение;
11. коллективные задания формируют умение сотрудничать, распределять обязанности в команде, вырабатывать общее решение и отстаивать его – необходимое условие успешного решения учебных и жизненных задач;
12. рефлексивные задания позволяют учащемуся оценить эффективность своей работы, проанализировать уровень актуальности и доступности полученной информации.
Формулировки всех вопросов и заданий в учебниках содержат алгоритм их выполнения, определяют последовательность действий для достижения цели.
Многие задания предусматривают возможность выбора учащимся формы их выполнения (письменно или устно, самостоятельно или в паре, с предварительной подготовкой или без нее).
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс |
воспринимать художественный текст | ||||||
выразительно читать произведение (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произведения | ||||||
выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного | ||||||
владеть различными видами пересказа | ||||||
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением | ||||||
выражать свое отношение к прочитанному | ||||||
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев | ||||||
анализировать художественный текст | ||||||
сопоставлять эпизоды литературного произведения и сравнивать его героев | ||||||
определять род и жанр литературного произведения | ||||||
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств | ||||||
участвовать в диалоге по почитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою точку зрения |
УМК реализует основные задачи
«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
посредством синетеза двух составляющих курса:
- содержательной, заключающейся в отборе для изучения лучших произведений русской и зарубежной литературы, аккумулирующих духовный опыт человечества, оказывающих колоссальное духовно-нравственное воздействие на читателя;
- деятельностной,реализующей задачу формирования духовно-нравственного облика ученика в процессе чтения, анализа, интерпретации, обсуждения художественных текстов.
В учебнике каждого класса предусмотрена система заданий, направленная на формирование ведущих нравственных ценностей, обозначенных в ФОГС.
5 класс.Задания к разделу «Мы помним»:
Перед текстом о произведениях: Что тебе известно о событиях Великой Отечественной войны? Может быть, в твоей семье есть ветераны этой войны. Расскажи о них. Какими воспоминаниями они делятся с тобой?
В.П.Катаев. Повесть «Сын полка»
Прочти внимательно девятнадцатую главу повести, найди в ней слова о патриотизме. Объясни, как ты понимаешь, что такое истинный патриотизм.
Прав ли был командир полка, когда говорил Ване: «Ты был достойным сыном капитана Енакиева – хорошим, храбрым, исполнительным»? Подтверди свою мысль.
В этом году ты уже познакомился с повестью, которая рассказывает о детях, чья жизнь была покалечена войной, – с «Кладовой солнца» М. М. Пришвина. Сравни два эти произведения: чем похожи и чем отличаются время, изображенное в них, герои, события.
Представь, о чем мог бы рассказать Ваня в письме Биденко из суворовского училища. Напиши это письмо.
6 класс. Задания к разделу «Мы помним»:
Возьми в библиотеке книгу произведений В.В. Быкова, прочитай повесть «Дожить до рассвета» и выполни задания:
Расскажи о лейтенанте Ивановском: какова история его жизни, каковы главные черты характера. Что в жизни герой ценит больше всего?
Изменился ли герой под влиянием событий, в которых он участвовал? Обоснуй свою точку зрения.
Кто еще из героев повести тебе запомнился? Расскажи об этом герое, опираясь на текст произведения.
Что такое, с точки зрения автора, настоящий героизм? Подтверди свое мнение текстом.
7 класс.Задания к разделу «Мы помним»:
Возьмите в библиотеке повесть Б.Л. Васильева «Завтра была война», прочитайте ее и выполните задания:
Согласны ли вы с утверждением, что свою первую боевую победу герои повести одержали еще до войны? Обоснуйте свою позицию.
Расскажите об Искре Поляковой. Справедливо ли директор школы назвал ее «хорошим человеком»? Раскройте свою точку зрения.
Какие качества личности проявили бывшие девятиклассники во время войны? Можно ли их назвать героями? Обоснуйте свою точку зрения.
Чем необычно название повести? Раскройте его смысл.
8 класс. Задания к стихотворению А.А.Блока «Родина»
С какой целью Блок использует олицетворение в стихотворении «Родина»? Отвечая на вопрос, приведите примеры из текста стихотворения.
На примерах из текста стихотворения «Родина», покажите, как использование оксюморона помогает выразить сложные, противоречивые патриотические чувства лирического героя.
Прочитайте отрывок из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» и найдите в тексте стихотворения Блока «Родина» сходные мотивы и образы.
Класс.
Прочитайте повесть М.А.Шолохова «Судьба человека» и выполните задания:
В чем проявляется истинный героизм Соколова?
Сколько раз Андрею Соколову пришлось делать нравственный выбор? Как в этих ситуациях проявился его характер?
Почему Андрей Соколов не ожесточился, пройдя суровые жизненные испытания?
Проанализируйте пейзаж в начале рассказа. Какое настроение передает это описание природы? С какой целью в описании используются эпитеты, метафоры, олицетворение? Отвечая на вопрос, опирайтесь на текст. Созвучно ли настроение этого пейзажа пафосу романа? Обоснуйте свою точку зрения.
Класс
<К разделу «Фольклор»>
Попробуй составить необычный Устав твоей школы. Пусть он состоит из 10 пунктов. Каждый пункт – пословица. Какие пословицы ты отберешь? В каком порядке поместишь в Устав?
Класс
Класс
Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала»
Искренен ли полковник с дочерью и другими людьми ?
Какие цвета преобладают в описании сцены бала?
Как вы думаете, почему полковник, любящий и внимательный отец, оказался жестоким по отношению к солдатам?
Для чего Толстой противопоставляет две части рассказа? Какие художественные детали помогают создать контрастность частей? Почему именно вторая часть вынесена в название рассказа?
Почему потерпела крушение любовь Ивана Васильевича к Вареньке? В чем истинные причины, изменившие жизнь человека?
Почему Иван Васильевич отказался от государственной службы? Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?
Класс
А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»
Найдите в тексте эпизод, в котором Гринев понял причину своей пощады.
Каким предстает Пугачев на военном совете?
Объясните символический смысл песни, которую поет Пугачев. Как она связана с содержанием романа?
Как характеризует Гринева его ответ Пугачеву: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу»?
Почему Пугачев симпатизирует Гриневу?
Как Пугачев пытается расплатиться с Гриневым за его милость на постоялом дворе? Каково значение этой подробности в тесте романа? Как характеризуют Савельича слова: «Я недаром подал мошеннику челобитную…»?
Класс
А.С. Пушкин. Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
Согласны ли вы с анализом идеи стихотворения, данной литературоведом Д.Д.Благим: «Он подчёркивал, как самое ценное в своем поэтическом творчестве, гуманистический его характер («чувства добрые я лирой пробуждал») и освободительный пафос («В мой жестокий век восславил я свободу»)». Дайте аргументированный ответ. Выберите устную или письменную форму ответа.
Класс
К «Повести временных лет…»
На основании прочитанных фрагментов сделай вывод: какие события истории Руси летописец считает наиболее важными. Какие качества людей ценит? Какие – осуждает? Выражает ли он открыто свою позицию? Как ты думаешь, почему?
Класс
«Поучение Владимира Мономаха»
Каков образ идеального русского князя, созданный в «Поучении»? Отвечая на вопрос, обращайтесь к тексту.
Что именно, по мнению Мономаха, следует делать, чтобы «не погублять душу»?
Как вы думаете, почему автор почитает трудолюбие как одну из главных добродетелей?
Актуально ли «Поучение» в наши дни? Свой ответ обоснуйте.
Класс
Текст об А.С. Грибоедове
Докажите, опираясь на прочитанный текст, что Грибоедов – человек разносторонне одаренный, высокообразованный и независимый в своих поступках и суждениях.
Как вы думаете, что дало основание Пушкину утверждать о судьбе Грибоедова: «Не знаю ничего завиднее последних годов бурной его жизни»?
Класс
Текст об А.И. Солженицыне
Расскажите, под влиянием каких событий и как формировались общественно-политические и художественно-эстетические взгляды Солженицына.
Чем проза Солженицына выделялась среди литературы шестидесятых годов?
Докажите, опираясь на прочитанный текст, что Солженицын всегда сохранял независимую гражданскую и человеческую позицию.
Класс
М.М. Пришвин «Кладовая солнца»
Расскажи, как жили Настя и Митраша, оставшись сиротами.
Как случилось, что дети пошли за клюквой разными доргами?
Кто, по-твоему, главный герой этого произведения? Почему?
Зачем в повествование о Насте и Митраше Пришвин включает воспоминания об Антипыче, который не участвует непосредственно в происходящих событиях?
Какую же правду «перешептал» Антипыч Травке?
Расскажи, какие особенности характеров детей посволили односельчанам называть их «золотой курочкой» и «мужичком в мешочке»?
Почему маленькие герои изменились? Расскажи, какими они стали в конце повествования?
Класс
К повести о «Петре и Февронии»
Как ты понимаешь слова: «национально-историческая основа произведения»? Охарактеризуй национально-историческую основу «Повести о Петре и Февронии».
Какие качества личности Петра и Февронии прославлены в повести?
Класс
В.М. Шукшин. Рассказ «Микроскоп»
Оправдываете ли вы героя, не посчитавшегося с проблемами семьи и купившего себе бесполезную и дорогую игрушку?
Можно ли считать Андрея Ерина счастливым человеком? Обоснуйте свою точку зрения.
Чем герой отличается от остальных персонажей рассказа?
Класс
А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»
Перед каким выбором оказался Гринев, получив письмо от Маши? Как характеризует героя принятое им решение обратиться за помощью к Пугачеву? Нарушает ли он наказ отца? Обоснуйте свою позицию.
Показалось ли вам решение Пугачева помочь Гриневу неожиданным? Обоснуйте свою позицию. Как характеризуют Пугачева слова: «Кто из моих людей смеет обижать сироту? Будь он семи пядень во лбу, а от суда моего не уйдет»?
Какие испытания выпали на долю влюбленных? Что помогло им выстоять и сделать верный нравственный выбор?
Класс
А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
С какой целью Пушкин посвящает первую главу изображению детства и юности Онегина? Согласны ли вы с утверждением исследователей, что тон этой главы ироничен? Обоснуйте свою точку зрения.
Под влиянием каких противоположных культурных традиций формировался характер Татьяны? В чём своеобразие её характера? Отвечая на вопросы, опирайтесь на текст произведения.
Чем похожи и чем различаются Татьяна и Онегин? Почему драматически завершилась история их любви?
Чем похожа Татьяна на известных вам героинь Пушкина (Маша Миронова, Мария Троекурова) и чем отличается от них?
Согласны ли вы с утверждением В.Г.Белинского, что Пушкин «вывел из моды и чудовищ порока, и героев добродетели, рисуя вместо них простых людей»? Обоснуйте свою точку зрения.
Удалось ли вам выполнить задания самостоятельно? Если вы обращались за помощью к источникам, обоснуйте их выбор.
Класс
А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире»
Почему машинист Мальцев проявлял равнодушие к своим помощникам?
Как случилось, что машинист потерял зрение?
Почему, ослепнув, Мальцев не заметил этого и продолжал вести поезд?
За что Мальцева отдали под суд и посадили в тюрьму?
Зачем помощник решил подвергнуть Мальцева физическому эксперименту?
Почему изображенное в рассказе Платонов назвал «прекрасным» миром?
Что явилось смыслом жизни машиниста Мальцева? В чем проявилось мужество этого человека?
Каким ты представил себе помощника машиниста? Как ты думаешь, прав ли он был, когда подвергал Мальцева эксперименту? Обоснуй свою жизнь?
Класс
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Поэт»
Чем близки Пушкин и Лермонтов в определении сущности поэтического таланта?
Объясни, почему именно образ кинжала Лермонтов использует для аллегорического изображения поэзии? Выдели эпитеты, которые использованы автором
Класс
А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире»
Почему машинист Мальцев проявлял равнодушие к своим помощникам?
Как случилось, что машинист потерял зрение?
Почему, ослепнув, Мальцев не заметил этого и продолжал вести поезд?
За что Мальцева отдали под суд и посадили в тюрьму?
Зачем помощник решил подвергнуть Мальцева физическому эксперименту?
Почему изображенное в рассказе Платонов назвал «прекрасным» миром?
Что явилось смыслом жизни машиниста Мальцева? В чем проявилось мужество этого человека?
Каким ты представил себе помощника машиниста? Как ты думаешь, прав ли он был, когда подвергал Мальцева эксперименту? Обоснуй свою жизнь?
Класс
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Поэт»
Чем близки Пушкин и Лермонтов в определении сущности поэтического таланта?
Объясни, почему именно образ кинжала Лермонтов использует для аллегорического изображения поэзии? Выдели эпитеты, которые использованы автором
Класс
<Задание к вводному тексту> Найди в энциклопедии, Интернете или спроси у старших, что такое латинский язык. Когда и где не нем говорили?
Класс
<Задание к тексту о стихотворных размерах> Как ты думаешь, зачем необходимо уметь определять стихотворные размеры? Обоснуй свою точку зрения.
Определи размер стихотворений, известных тебе из курса литературы 5 класса: «Анчар», «Пущину» А.С.Пушкина, «Весенняя гроза» Ф.И.Тютчева.
Слово «строфа» восходит к древнегреческому слову «поворот» (strophē). Попробуй объяснить взаимосвязь этих значений.
Класс
Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»
Какие события являются завязкой, кульминацией, развязкой сюжета пьесы?
Кто в пьесе играет наиболее активную роль? Почему же она названа «Недоросль»?
Расскажите, как каждый из героев пьесы относится к образованию. На какие группы по этому основанию можно разделить всех действующих лиц комедии?
Класс
<Раздел «Учимся работать с научной литературой»>
Прочитайте фрагмент статьи известного филолога Ю.М.Лотмана и составьте его конспект, пользуясь вопросным планом, приведенным после текста.
Класс
<Раздел «Учимся работать с научной литературой». Д.С.Лихачев «“Слово о полку Игореве” и художественная культура киевской Руси». (фрагменты)>
Класс
<Задание к вводному тексту> Найди в энциклопедии, Интернете или спроси у старших, что такое латинский язык. Когда и где не нем говорили?
Класс
<Задание к тексту о стихотворных размерах> Как ты думаешь, зачем необходимо уметь определять стихотворные размеры? Обоснуй свою точку зрения.
Определи размер стихотворений, известных тебе из курса литературы 5 класса: «Анчар», «Пущину» А.С.Пушкина, «Весенняя гроза» Ф.И.Тютчева.
Слово «строфа» восходит к древнегреческому слову «поворот» (strophē). Попробуй объяснить взаимосвязь этих значений.
Класс
Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»
Какие события являются завязкой, кульминацией, развязкой сюжета пьесы?
Кто в пьесе играет наиболее активную роль? Почему же она названа «Недоросль»?
Расскажите, как каждый из героев пьесы относится к образованию. На какие группы по этому основанию можно разделить всех действующих лиц комедии?
Класс
<Раздел «Учимся работать с научной литературой»>
Прочитайте фрагмент статьи известного филолога Ю.М.Лотмана и составьте его конспект, пользуясь вопросным планом, приведенным после текста.
Класс
<Раздел «Учимся работать с научной литературой». Д.С.Лихачев «“Слово о полку Игореве” и художественная культура киевской Руси». (фрагменты)>
Класс
А.С. Грин. Рассказ «Зеленая лампа»
Какое подтверждение словам «Если желание сильно, то исполнение не замедлит» можно найти с тексте рассказа?
За что судьба сурово наказала Стильтона?
Какие качества личности и особенности характера помогли Иву добиться успеха в жизни?
Как ты думаешь, почему рассказ назван «Зеленая лампа»?
Рассказ написан почти 80 лет назад. Интересен ли он современному читателю? Обоснуй свою точку зрения.
Класс
А.С. Пушкин. Повесть «Выстрел»
Сравни двух пушкинских героев: Сильвио и Дубровского. Чем похожи их характеры? Чем отличаются? Какой главный мотив движет их поступками? Как Пушкин относится к одному и другому герою?
Класс
Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»
Пронаблюдайте, как ведут себя Остап и Андрий в сцене возвращения из бурсы домой. Чем похожи и чем различаются сыновья Тараса Бульбы?
Перечитайте сцену казни Остапа и гибели Андрия. Как ведут себя герои? Какие последние слова произносят? Каково отношение автора к героям? Обоснуйте свою точку зрения.
Согласны ли вы с утверждением, что Андрия «погубила любовь»? Обоснуйте свою позицию.
Подготовьте устный рассказ или напишите сочинение на тему (по вашему выбору): «Кто из героев повести произвел на меня самое большое впечатление? Почему?» или «Согласен ли я с авторской оценкой героев?» Помните о том, что все ваши утверждения должны быть подтверждены текстом повести.
Класс
Б. Пастернак. Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво…»
Каким вы представили себе лирического героя стихотворения «Быть знаменитым некрасиво…»? Почему, на ваш взгляд, стихотворение построено не как повествование от первого лица, а как обращение ко второму лицу? Как вы думаете, к кому именно обращено стихотворение? Обоснуйте свою точку зрения.
Класс
М.А. Шолохов. Повесть «Судьба человека»
Сколько раз Андрею Соколову пришлось делать нравственный выбор? Как в этих ситуациях проявился его характер?
За что капитан Мюллер оставил Соколова живым? Можно ли этот эпизод считать счастливым случаем в судьбе героя? Обоснуйте свою точку зрения.
Природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание
Класс
К стихотворениям Ф.И.Тютчева
Подчеркни карандашом, что в тексте говорится об особенностях поэзии Тютчева. Теперь попробуй доказать, что все четыре стихотворения, помещенный в этом разделе, принадлежат именно Тютчеву.
Найди эпитеты в стихотворениях «весенняя гроза» и «Весенние воды». Какое настроение они передают? Как ты полагаешь, почему именно такое настроение вызывает у лирического героя приход весны?
Какие чувства вызывает у тебя эта картина природы? Постарайся описать свое состояние как можно более подробно. Из прочитанных стихотворений выбери те, которые можно было бы проиллюстрировать с помощью приведенных иллюстраций.
Класс
С.А. Есенин. Фрагменты стихотворения «Сорокоуст»
В чем особенность изображения поезда в первой строфе стихотворения? Какими средствами поэт достигает того, что поезд воспринимается нами как живое существо? Какие эпитеты использованы при описании поезда? Почему, изображая движение состава по степным просторам, автор использует глагольную форму «кроясь» (то есть «прячась», «скрываясь»)? Раскрой свою позицию. Выдели эпитеты, с помощью которых автор описывает жеребенка. Какие чувства переданы в этом описании?Попробуй сформулировать главную идею стихотворения.
Класс
Перед чтением текста вспомните, в каких известных вам стихотворениях М.Ю. Лермонтова изображена природа. Какие именно картины природы создает поэт? Какое настроение они отражают?
Найдите в прочитанном тексте ответ на вопрос: чем объясняется мастерство Лермонтова в изображении картин природы.
Как в поэзии Лермонтова соотносятся изображение природы и выражение патриотического чувства?
Класс
Лирика С.А. Есенина
Какие цветовые эпитеты преобладают в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…»? Как вы думаете, почему Есенин избирает именно такую цветовую палитру? Обоснуйте свою точку зрения.
Какими поэтическими средствами передаются звуки и запахи «родного края» в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…»? Ответьте на вопрос, анализируя текст стихотворения.
Покажите, как метафоры и сравнения в этом стихотворении отражают состояние восторга лирического героя при встрече с «Русью родной».
Выделите цветовые эпитеты в стихотворении «Отговорила роща золотая…». Какова их особенность и роль в стихотворении? Сопоставьте цветовую палитру стихотворений «Гой ты, Русь, моя родная…» и «Отговорила роща золотая…». Сделайте выводы из своих наблюдений.
Найдите в тексте стихотворения «Отговорила роща золотая…» повторяющиеся строки. Объясните роль повторов в этом стихотворении.
Анализируя стихотворение «Отговорила роща золотая…», объясните, как олицетворения помогают выразить единство состояния природы и человека.
Класс
А.С. Пушкин. Стихотворение «Осень»
Объясните значение картин природы в этом стихотворении? Как соотносится описание природы с главной философской идеей стихотворения?
Почему Пушкин назвал стихотворение «отрывком»?
Охарактеризуйте роль эпитетов, метафор, сравнений в этом стихотворении.
Класс
<К разделу внеклассного чтения, посвященного творчеству Гейне и Гете>
Найди в прочитанном тексте подтверждение мысли: «Гете – одни из самых великих людей Германии».
Как ты думаешь, почему, переводя стихотворения Гете «Ночная песня странника», Лермонтов отказался от такого названия? Как изменилось при этом содержание стихотворения?
Проанализируй перевод этого стихотворения, сделанный другим русским поэтом, Валерием Брюсовым. Какие отличия от перевода Лермонтова ты заметил?
Класс
Творчество Дж. Байрона
Назови русских поэтов – современников Байрона?
Какие человеческие качества Байрон особенно ценил и изображал в своих произведениях?
Дай развернутый ответ, как ты понимаешь слова: «свобода и море – синонимы в поэзии Байрона»?
Класс
Проспер Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»
Каким изображен Матео Фальконе в этой новелле? Каково отношение автора к герою? Как вы относитесь к этому персонажу?
Можно ли утверждать, что Фортунато совершил предательство из трусости? Обоснуйте свою позицию, опираясь на текст новеллы.
Почему Матео убил сына? Мог ли он отказаться от своего намерения?
Проведите самостоятельный сопоставительный анализ новеллы «Матео Фальконе» и повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Сравните сюжет, тему, идею, главных героев произведений. Сделайте выводы из проведенного сопоставления.
Класс
М. Сервантес. Роман «Дон Кихот»
Прочитайте стихотворение Дмитрия Сергеевича Мережковского «Дон Кихот». Как вы думаете, почему русский поэт в конце XIX века обратился к образу героя романа испанского писателя XVI века? Чем похож образ Дон Кихота в стихотворении на образ Дон Кихота в романе, в чем состоит их отличие? Какие стороны личности Дон Кихота восхищают поэта? Почему Мережковский сравнивает героя со «всеми пророками и поэтами»?
Класс
Темы для самостоятельных исследовательских или проектных работ:
Поэзия Катулла в русской литературе (переводы А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, В.Брюсова).
Античные традиции в лирике А.С.Пушкина.
Жанр элегии: зарождение жанра в античной литературе и его эволюция в литературе нового времени.
Олимпийские боги в русской и зарубежной лирике Нового времени.
Планируемые результаты изучения курса «Литература»
Личностные результаты
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов (подробно раскрыто при характеристике реализации в УМК концепции духовно-нравственного развития);
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Класс
Найди в энциклопедии, интернете или спроси у старших, кто такой В.И. Даль. Чем он известен?
Класс
Перед чтением текста вспомни из курса истории древнего мира (прочитай в энциклопедии или Интернете), какими временными рамками определяется существование Древней Греции. Какие древнегреческие мифы тебе известны? Кто из героев этих мифов особенно запомнился?
Класс
Прочитайте в энциклопедии или Интернете, что такое «гомеровский вопрос». Расскажите одноклассникам об этой загадке в литературе.
Класс
Расскажите, что вам известно о традиции вручения Нобелевской премии (при подготовке ответа обратитесь к энциклопедиям или Интернету). Кто из русских писателей, кроме Пастернака, был удостоен этой награды?
Класс
Найдите в толковом словаре или интернете значение слова «этюд». Почему Стихотворение «Утес» названо философским этюдом?
Метапредметные результаты выпускников основной школы
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
Примеры заданий по классам:
Класс
А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире»
Посмотри в словаре, что означает слово «яростный». С каким из значений этого слова связано содержание рассказа? Раскрой свою мысль. В случае затруднения обратись за помощью к старшим.
Класс
<К разделу «Песня как малый жанр фольклора»>
Докажи, что прочитанный тобой текст – это русская народная песня. Отвечая на этот вопрос, назови все известные тебе признаки фольклорной песни и укажи примеры их использования в тексте.
Класс
А.П. Чехов. Рассказ «Тоска»
Согласны ли вы с утверждением английской писательницы Кэтрин Мэнсмлет, назвавшей рассказ «Тоска» «одним из мировых шедевров»? Раскройте свою позицию.
Класс
<К разделу, посвященному творчеству А.С.Пушкина>Исследователь творчества Пушкина утверждает: «Лирика Пушкина представляет нам автора таким, каков он есть, в разных качествах и проявлениях, в падениях и взлетах; она представляет его человеком, который, может быть, умеет молчать, но лгать и прикидываться – никогда». Согласны ли вы с утверждением исследователя? Читая тексты, включенные в данный раздел, соберите материал для устного (письменного) развернутого ответа на этот вопрос.Размышляя над высказыванием, найдите в материалах раздела ответы на вопросы:
· Как соотносятся реальные биографические факты и лирические ситуации представленных в этом разделе стихотворений? Можно ли понять и прочувствовать эти стихотворения, не зная предыстории их создания? Обоснуйте свою точку зрения.
· Каков лирический герой стихотворений Пушкина, представленных в этом разделе? Отметьте особенности лирического героя в каждом стихотворении.
· Какими поэтическими средствами создается предельная искренность в выражении чувств и переживаний лирического героя? Свои мысли подтвердите анализом текста.
· Есть ли в данных стихотворениях мотивы «взлета» и «падения» лирического героя? Обоснуйте свою точку зрения.
Класс
<К разделу «Средневековая литература»>
В ходе изучения материалов раздела отберите аргументы, которые помогут вам принять участие в интернет-форуме (дискуссии). Вы вправе выразить любую точку зрения. Главное – суметь ее доказать. Подводя итог изучению раздела, организуйте подобную дискуссию в классе.
Один из пользователей Интернета предложил тему для обсуждения: «Кто читает и кому нравятся произведения Средневековой литературы»?
Нормальный человек не видит причины продираться через архаичное многословие, многочисленные повторы, романскую тяжесть и готическую вычурность текста, который и как художественное произведение-то сегодня воспринимается через силу...
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
Примеры заданий по классам:
Класс
<Задание к вводному тексту>
Проверь себя. Знаешь ли ты, что означают эти слова? В случае затруднения обратись к словарю. Передай содержание текста, опираясь на выделенные слова.
Класс
<К тексту «Лирический герой»>
Перед чтением текста вспомни, что ты уже знаешь о герое литературного произведения (в случае затруднения перечитай текст «Герой литературного произведения»). Объясни, что означает это понятие. Почему героев драматического произведения называют «действующими лицами»?
После текста
Проверь себя. Знаешь ли ты, что означают эти слова? В случае затруднения обратись к словарю. фантастическое произведение,