Нестандартный урок – исследование по познанию мира
По теме «Нервная система»
Для 3 класса.
Тема.Нервная система.
Цель: дать знания о значении нервной системы, её органах, функциях, гигиене, о том, что все функции организманапрямую связаны с работой нервной системы. Развиватьвоображение, речь учащихся. Воспитывать материалистическое понимание действий нервной системы, бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование:таблица «Мозг и нервы», муляж головного мозга, портрет русского хирурга Пирогова.
Формапроведения: симпозиум (фрагмент).
Предполагаемый конечный результат: учащиесяполучают необходимые знания об органах и функцияхнервной системы, о значении нервной системы.Узнают об отрицательных факторах, которые влияют на мозг и нервную систему в целом.
Ход урока.
1.Орг. момент. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы не ученики 3 класса, а группа учёных, собравшихся на симпозиум с целью обсудить ещё одного очень важногочеловеческого организма, правильнее сказать системы.
- Симпозиум — научный съезд учёных по какой-либо проблеме.
-Наденьте профессорские головные уборы.
2. Сообщение нового материала.
-Мы уже изучили системы пищеварения и кровообращения. Сейчас перед нами стоит вопрос: почему внутренние органы работают так слаженно? Ваше мнение?
-Совершенно верно-головной мозг. Он внимательно следит за работой внутренних органов, даёт чёткие приказы в их работе.
-Прозвенел утром будильник - мы поднимаемся с постели, принёс кто- то ветку черемухи — мы ощущаем запах. Всё это мы делаем, почти не задумываясь. Кто же управляет всеми нашими поступками?
-Верно, снова головной мозг. Мозг всё время принимает сигналы от всех органов чувств- ушей, глаз, носа, языка и др. А в ответ посылает приказания.
-Как вы думаете, смог бы человек жить без головного мозга?
-Докажите.
-Верно, без помощи мозга человек не смог бы двигаться, переваривать пищу, говорить и многое другое. Следовательно, мозг — главный командный пункт организма, самая важная система человеческого организма. Мозг разделён на множество клеток, каждая отвечает за определенный вид работы (показ на таблице расположение головного мозга).
-От головного мозга идёт спинной мозг, находящийся в позвоночнике ( показываю), звучит музыка.
-Почему вам так весело? - Как вы узнали что она весёлая? -Почему вы её слышите?
Вызываю к доске ученика, прошу закрыть глаза и прикасаюсь к руке ученика кусочком льда или иголкой.
- Почему ты отдёрнул руку? - Откуда ты знаешь? Ты ведь не видел.
Проношу по рядам флакон с духами.
- Вы что-то почувствовали? Почему? Почему мы видим деньи ночь? Почему слышим музыку? Несомненно, это связанно с работой головного мозга. Но как это происходит? Ведь головной мозг находится в голове, а мы отдёргиваем руку, если нам холодно или горячо.
- От головного и спинного мозга отходят нервы. Чтобы мы не почувствовали, об этом мгновенно становится известно мозгу, потому что сигнал быстро мчится по многочисленным ниточкам чувствительных нервов, и уже от мозга по всему телу разбегаются такие же ниточки других нервов - двигательных. Именно по ним мозг посылает свои приказы. Волокна нервов тоньше волоса и их очень много в нашем организме. Где бы мы не укололись, мы всегда почувствуем. Каждое волоконце находится в гибком футляре, как провод в резиновой оболочке. Это футляр отгораживает одно волоконце от другого, чтобы они не мешали друг другу работать.
3. Закрепление изученного материала.
- Уважаемые коллеги, кто скажет, отчего больно человеку?
-Нужна ли нам боль? Может без неё было бы лучше.
- Правильно. Боль предупреждает нас об опасности. Но лишняя боль вредна для организма. Поэтому врачи стараются избавить нас от лишней боли. Ещё 100 лет назад, во время войны, найти полевой госпиталь не составляло труда, потому что оттуда доносились крики оперируемых, многие умирали от боли. Сегодня операции проводят под наркозом. Об этом нам сообщит профессор....
4. Наркоз — это обезболивание. Впервые его применил великий русский хирург Н.Н. Пирогов. (Показ портрета). Это было во время Крымской войны в 1854 г.
-Спасибо.
-Головной мозг работает постоянно, поэтому потребляет питательных веществ в 10 раз больше, чем другие органы.
5. Откроем наши научные книги и прочитаем, как отдыхает нервная система.
6. Но существуют и другие факторы, отрицательно влияющие на мозг и нервную систему в целом. Об этом расскажет академик....
-На головной мозг отрицательно влияет воздействие алкоголя и наркотиков. Алкоголь, попадая с кровью в мозг, отравляет его. При этом отмирает много клеток, поэтому пьяный человек совершает безнравственные поступки, а иногда не понимает, что делает. Отмершие клетки не восстанавливаются. Такое же влияние оказывает на человека наркомания.
7. Итог урока
-Предлагаю подвести итоги научного симпозиума.
-Головной мозг — это...
-Без головного мозга...