Нестандартный урок – исследовательский по познанию мира по теме «Воздух. Нагревание воздуха» для 3 класса
Цепи: 1. Пополнить знания: воздух и его распространение.
2. Обогатить словарный запас.
3. Воспитывать наблюдательность, бережное отношение к природе.
Технология: ТРИЗ + педагогика.
Методы: Наглядный, исследовательский, частично-- поисковый.
Оборудование. Вода в стаканах, спички, спиртовка, колба со вставкой, свечи, медицинская груша, шар, почва, карты.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Сегодня у нас урок, ребята, будет необычным. К нам в гости пришли молодые педагоги и человек из древности, т.е. древний человек, которому очень хочется узнать, какими стали его потомки и как они относятся к окружающему нас миру.
- Откройте тетради и покажите наше настроение (на начало урока), рисунки в тетрадях. Нужно выбрать одну из изображённых на доске «рожицу», которая соответствует вашему настроению сейчас. (На доске даны рисунки данных «рожиц»). Почему вы выбрали именно её? (Доказать! Ответы детей).
2. Удивляй! (- А сейчас мы должны удивить своими ответами наших гостей.)
а) Фронтальный опрос. (Примерные вопросы).
О чём мы узнали на прошлом уроке? Что такое карта?
Какие виды карт вы знаете?
Работа в группах (класс делится на 4 группы, раздаются карты),
(определить: вид карты; условные обозначения, масштаб; где используется; вывод: чем отличается карта от плана местности, рисунка?)
3. Физ.минутка.
Практическая теория. О чём говорилось в физ.минутке? Давайте вспомним, что вы помните о воздухе со 2 класса?
а) Пресс-конференция о воздухе.
(Что такое воздух?Состав воздуха?Где бывает воздух? Где его нет? Роль воздуха в жизни живой природы (польза и вред).
Выступление «знатоков».(Лингвист, литератор, физик, химик. Охрана воздуха (выступление «знатока-эколога»).
б) Работа в группах.(Ставим опыты и делаем выводы). С медицинской грушей: в сосуд с водой из мед. груши выжимаем воздух, в сосуд с водой бросаем почву, зажигаем свечу и закрываем плотно стаканом, зажигаем спиртовку, нагреваем колбу с шаром.
4. Чтение текста.
5. Программный опрос. Тестирование.
6. Домашнее задание. Рисунок на экологическую тему, загадки, пословицы, стихи о воздухе и ветре (придумать).
7 Подведение итогов урока.
8. Настроение (в конце урока, почему?).
9. Рефлексия. Чтобы ты придумал для полезного использования воздуха? (Ветряные мельницы, летательные аппараты и т.д.).
10. Выступление «древнего человека».
11. Оцени себя (постановка оценки себе за урок).
Нестандартный урок - урок - гипотеза по математике по теме
«Деление суммы на число»
Для 3 класса.
Тема. Деление суммы на число.
Цели урока.
1.Закрепить приёмы деления суммы на число с помощью распределительного свойства.
2. Развивать внимание, память, логическое мышление, математическую речь.
3.Формировать навыки дисциплинированности, аккуратности, любовь к природе, интерес к математике, самостоятельность.
Тип урока. Урок - закрепления.
Оборудование. Индивидуальные карточки, рисунки с птицами, опорные схемы задач.
Методы обучения. Объяснительно-иллюстративный, наглядный, частично-поисковый.
Формы обучения. Парная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Постановка целей урока.
- Урок у нас сегодня необычный. К нам на урок прилетели птицы. Какие это птицы? Когда они прилетают? (Ласточки, грачи, скворцы и т.д.). А что было бы, если от нас на юг улетели все перелётные птицы и не вернулись весной. Давайте, на миг представим себе, что же будет, что произойдёт? (Ответы детей).
3. Минутка чистописания. Поможем птицам. Запишите двузначные числа, при умножении которых на пять, применяется равенство 5x5=25. (15,25,35,45,55, 65, 75, 85, 95).
4. Устный счёт. Проверка - деление суммы на число.
5. Самостоятельная работа по группам (на доске):
а) Проверка работ по группам.
б) У кого не было ошибок? У кого одна, у кого - две?
6. Физ. минутка.
7. Решение уравнений (по вариантам на доске).
1 вариант - доказать, что было бы, если не было бы грачей?
2 вариант - доказать, что было бы, если не было бы ласточек?
8. Игра «Накорми птиц». А если бы исчезли скворцы?
9. Работа с учебником (по рядам).
1 ряд - с. 136 (№2), 2 ряд - с.136 (№4), 3 ряд - с.136
10. Работа по уровням. Придумайте задачу о птицах, которым всё-таки нужно улетать в тёплые края (5 уровень). Составьте и подарите уравнение птицам, которые остаются с нами и не улетают в тёплые края (простое уравнение) (4 уровень). 3 уровень - решить примеры на доске.
11. Итог урока.
12. Выставление оценок.
13. Дом. зад.
Нестандартный урок - путешествие в сказку по литературному чтению по теме Обобщение по разделу «Устное слово - душа народа»
Для 3 класса.
ТЕМА УРОКА.ОБОБЩЕНИЕ ПО РАЗДЕЛУ «УСТНОЕ СЛОВО - ДУША НАРОДА».
ВИД УРОКА.УРОК- ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ.
ТИП УРОКА.ОБОБЩЕНИЕ.
ЦЕЛИУРОКА. 1.Обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении раздела «УСТНОЕ СЛОВО - ДУША НАРОДА», вызвать у учащихся сочувствие, сострадание к людям, попавшим в беду.
2. Способствоватьразвитию устной выразительнойречи, активизировать словарный запас учащихся, развивать мышление, воображение, память при изучении литературных понятий, учить высказывать свою точкузрения.
3. Содействовать становлению нравственной культуры; воспитанию уважительного отношения к национальному наследию, формировать морально-нравственные, гуманистические ценности и идеалы.
ЗАДАЧИ. 1. В игровой форме повторить и обобщить раздел «УСТНОЕ СЛОВО – ДУША НАРОДА»
2. Способствовать развитию психических процессов (смекалки, логического мышления, внимания, воображения).
Методы: словесный, наглядный, иллюстративный,тестирование, игры, практические, творческие наработки.
Формы: парная, групповая, фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Оборудование.Учебники «Литературное чтение», рабочие тетради, иллюстрации к былинному сказу «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и печатный материал для урока.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент. Психологический настрой.
- Сегодня на уроке литературного чтения мы Вами повторим и обобщим весь материал разделу «Устное слово - душа народа». Но урок будет необычным, а каким Вы решите сами, ответив на вопрос:
- Что означает устное народное творчество (Устное народное творчество - это произведения, которые создаются народом и передаются из ycт в уста).
- Да. С помощью устной речи передавали историческое прошлое, мудрость многих поколений. Мы все знаем, что «Устное слово - душа народа». Перечислите жанры устного народного творчества, с которыми мы познакомились, изучая данный раздел:(былины, былинные сказы, легенды, сказания, сказыи т.д). Давайте, возьмём за основу урока такой жанр, как - сказка. Вспомним, как обычно начинаются сказки? (Ответы детей). Верно. Вот, мы и совершим сегодня на уроке путешествие в сказку.
2. Актуализация опорных знаний.
- В небольшом государстве стоял маленький городок под названием «Устное народное творчество» и жили в нём жанры устного народного творчества: сказки, былины, сказания, легенды и т.д.
Жили мирно, дружно. Но однажды на город напализлые герои из сказок, былинных сказов, и решили завоевать город и сами поселиться в нём. Но восстали жители и решили стойко бороться за свой любимый город. Враги решили захватить город, напав со всех сторон, т.е. зайти не толькосо стороны главных ворот, но и обойтиего с левой стороны, правой стороны, и сзади. Поэтому, жителям пришлось разделиться на 6 групп и днём и ночью охранять город. Злодеи, думая, что могут быстро занять город, не ожидали, что жители могут сопротивляться и им ещё нужно будет повоевать. Давайте, ребята и мы поможем отстоять город. Раз жители разбились на 6 групп, то и нам придётся разбитьсяна группы. Каждой группе будет дано задание. Правильное выполнение этого задания будет означать, что наступление со стороны этой группы закончилось, и враги отступили. Но, если вы не справитесь с заданием, то враги с вашей стороны проникнут в город и захватят его. Но я думаю, что этого не произойдёт, и Вы справитесь со всеми заданиями. И тогда враги навсегда покинут город. Согласны? (Ответ детей, да)
3. Работа по группам.
Схема обороны города:
Тест.
1 группа.
Задание: составить диафильм по былинному сказу «Илья Муромец и Соловей Разбойник».
- Ответить, что такое былинный сказ?
Доказать, привести из текста примеры сильного преувеличения свойств изображаемого предмета или явления. Как называется этот приём?
(1. Бурушка-Косматушка с горы на гору перескакивает, холмы перелетает.
2. Он левой рукой Бурушку поддерживает, а правой дубы с корнем рвёт, настилает через болото настилы дубовые.
3. Заржал Бурушка, взвился выше тёмного леса и одним скачком перепрыгнул реку… )
Сильное преувеличение свойств изображаемого предмета или явления называется гиперболой.
2 группа.
Задание: составить алгоритм и моделирование русской народной сказки «Кот и лиса» и по модели рассказать сказку.
Алгоритм к сказке:
Моделирование сказки:
Мужик
Кот
Лиса
Волк
Медведь
Заяц
Дорога в гости
Счастливый конец
3 группа.
Задание: составить план к корейской народной сказке «Ласточка» и пересказать по данному плану.
План.
1. Два брата.
2. Появление ласточки.
3. Храбрый поступок Хын Бу.
4. Награда ласточки бедному брату.
5. История с ласточкой.
6. Жестокий поступок Нор Бу.
7. Награда ласточки богатому брату.
8. Чему учит сказка?
4 группа.
Задание: прочитать казахскую народную сказку «Чудесный сад».
5 группа.
Задание: сочинить стих по первой строчке «Недаром дети любят сказку…». Собрать стихи и записать в один сборник. Представить сборник всему классу (защита сборника).
6 группа.
Задание: создать словарик «Мой словарик-помощник» (при чтении). Защита словарика.
Задание для всех групп: тест по разделу «Устное слово – душа народа».
1. Былины, былинные сказы, легенды, сказки это:
а) гипербола;
б) героические песни-повествования;
в) виды устного народного творчества.
2. Приёмы сильного преувеличения - это:
а) сравнение;
б) эпитет;
в) гипербола.
3. Я знаю былины:
а) «Илья Муромец и Соловей-разбойник»;
б) «Кот и лиса»;
в) «Ласточка» корейская народная сказка.
4. Что общего в сказках разных народов?
а) имена героев;
б) во всех сказках добро побеждает зло;
в) место, где происходят события. КЛЮЧ: 1(в), 2(в), 3(а), 4(6).
ВЫВОД: Знание всех жанров устного народного творчества развивает ум, мышление, память, воображение, артистичность, развивает речь.
4. Обобщение. Я думаю, что без дружбы нельзя прожить и дня. Нужно помогать всем, не оставлять в беде, спешить на выручку. Поэтому, я сегодня очень рада, что Вы своими правильными ответами помогли спасти жителей города. И они в свою очередь благодарны Вам. Моё мнение такое, что необходимо каждый день, и каждый час и даже минуту любить всех и беречь. Всем вместе в дружбе легче жить, легче переносить трудности и горе.
5. Выставление оценок.
6. Домашнее задание. Разгадать кроссворд. (Каждый ученик получил в награду от жителей города, в знак благодарности за помощь, маленький, запечатанный конвертик, в котором лежал составленный кроссворд. Его нужно разгадать дома).
В одном из конвертиков - супер-приз. Кому он достанется?