Теория игровой деятельности. Способы её организации.
Развитие современной школы в Казахстане характеризуется её ориентацией на удовлетворение разнообразных образовательных потребностей личности на всех этапах школьного образования. Переход массовой школы на базисный учебный план, создание каждым образовательным учреждением личностно-ориентированного содержания образования и внедрение различных технологий, их реализация в практике работы вновь делает актуальной проблему применения нетрадиционных методов в начальной школе. Что же такое технология? В основе слова лежит слово «техника», в переводе с греческого означает «мастерство».
Технология - система методических приёмов.
В свете современных требований к школе, когда перед учителями стоит задача научитьребенка самостоятельно мыслить, познавать мир. Особое значение приобретает вопрос о формировании его познавательных интересов, активного, деятельного отношения к учебному процессу. При этом не менее важным требованием остается снижение психических и физических перегрузок школьников
Одним из средств реализации этих задач является игра.
Игра - одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.
С приходом ребёнка в школу изменяется его социальная позиция, игровая деятельность превращается в учебную. Именно в начальной школе необходимо заложить у учащихся основы учебной деятельности. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младших школьников слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этого учебная деятельность ребёнка должна быть пронизана игровыми моментами.
Игра – это средство, снижающее неприятные или запретные для личности школьника переживания. Поэтому учение должно быть организовано как свободная форма активности учащихся, и такой формой активности, является игра.
В процессе игры создаются условия для освоения социальных ролей и той среды, в которой происходит обучение ребенка.
Игра – наиболее эффективная система воспитания умственной активности детей. Она вызывает у ребенка живой интерес к процессу познания и помогает усвоить любой учебный материал. Современная технология игры базируется на ряде фундаментальных исследований, которые доказывают ее чрезвычайно важное знание в развитии ребёнка. Во многих случаях проверено и убедительно показано резкое возрастание у детей интереса к учебнымдействиям, если они включаютсяв игровую ситуацию. Учебные задачи становятся для детей более доступными, общая продуктивность деятельности заметноповышается. Все уроки хороши, кроме скучных.Скучно не бываеттолько в игре. Поэтому, при проведении уроков в начальной школе значительное место занимаютнетрадиционные уроки. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. При проведении открытых уроков данная формаявляется всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы; «мажорный» тон, субъект - субъективные отношения. Тем не менее, выбирая данный вид уроков, необходимо помнить:
1. Нетрадиционные уроки являются только одним из видов уроков, поэтому их проведение возможно частично.
2. Не всегда содержание материала темы или тем может быть представлено в нетрадиционной форме.
3. Данные уроки требуют предварительной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся,поэтому возможности их проведения несколько ограничены.
4. Всёсодержание учебного предмета не может быть представлено через нетрадиционныеформы.
При разработке игр необходимо следить за тем, чтобы учебные задания предлагались именно как задания, но дети при выполнении их всё-таки играли.
Надо заметить, что игра является:
· ценным средством воспитания активности детей;
· активизирует психологические процессы;
· вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания.