I. Слово о жизни и творчестве А. Вампилова

Исследовательская работа

Загадка пьесы

А. Вампилова

«Старший сын»

Выполнила

Ярцева Алена,

ученица 11Б класса

Руководитель

Королева С.В.

учитель русского языка

и литературы

Братск – 2006

ВВЕДЕНИЕ

19 августа 2007 года исполнится 70 лет со дня рождения нашего земляка, драматурга Александра Вампилова, безвременно ушедшего из жизни в 1972 году в возрасте 35 лет.

В его произведениях мы видим себя, наш общий дом. Россия 90 – х, по воспоминаниям Патрушева П., гражданина Австралии, напоминала «приют для беспризорных, у которых нет отца … А если нет отца, то неизбежна тяжелая ломка сознания».

При потере отца человек лишается личной истории, лишается духовной опоры. Автор ведет диалог со зрителем о личном, близком каждому из нас.

Возможно, поэтому пьесы Александра Вампилова, в частности «Старший сын», до сих пор любимы зрителями.

Знаменитый писатель Валентин Распутин, его ровесник, дал А. Вампилову такую оценку: «Слушать его и говорить с ним было так легко и свободно, словно тобой в это время, управляли какие – то посторонние добрые силы…»

Когда говорят о Вампилове близко знавшие его, ничего особенного как будто не рассказывают, никаких «историй», мифов, никаких легенд, но в голосе вспоминающих очень много дружеского тепла. И главное впечатление общее: правдивость и дар человеческой чуткости.

I. Слово о жизни и творчестве А. Вампилова

Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в районном поселке Кутулик (по-бурятски «яма») Иркутской области в учительской семье. Отец его, Валентин Никитич Вампилов, обрусевший бурят, был директором Кутуликской средней школы и преподавал русский язык и литературу, мать, Анастасия Прокопьевна Копылова, русская, дочь иркутского священника, вела в той же школе математику – алгебру и геометрию. Саша был третьем сыном и четвертым ребенком в семье.

То, что Саша, будущий драматург, был третьим сыном – в этом усматривается больший знак судьбы, чем имя Александр, данное ему отцом в честь Александра Сергеевича Пушкина в год столетия со дня гибели поэта.

Отцу и сыну увидеть друг друга не довелось: вскоре после рождения Александра Валентин Никитич по ложному доносу был арестован и расстрелян в 1938 году. Реабилитирован в 1957 году.

Каким при этом могло быть детство Саши Вампилова? Обыкновенное, то есть вольное, не ограниченное никаким воспитанием, как и у миллионов его сверстников, отцы которых погибли либо в лагерях, либо на войне. Детство, предоставленное самому себе, своей абсолютной свободе, таящее в себе не только постоянную смертельную опасность, но и величайшее безотчетное блаженство от растворенности в бесконечном и вечном мире Природы. Именно в этом слиянии с Природой душа ребенка впервые осознает себя бессмертной и блаженной, доброй частью той бесконечности и вечности, которая создала её.

В возрасте 21 года Вампилов, окончив Иркутский государственный университет, пишет свой первый рассказ «Стечение обстоятельств» и активно печатается в иркутских газетах, в том числе и в «Советской молодежи» под псевдонимом А. Санин. Ранние очерки и статьи Вампилова имеют конкретно – исторический план, точные географические координаты: это Сибирь, новостройки 50 – 60х годов, Братск, Ангарск, Красноярск, Саяны, Усть – Илим. Его мир населяют первопроходцы и покорители тайги, которые строят «белые города» (так называется один из ранних очерков писателя). Героика и торжественность, свойственные его персонажам (лесорубам, вальщикам, плотникам, штукатурам, шоферам) – дань автора духу своего времени, времени научно-технических преобразований.

II. Прижизненные постановки

Корни интереса будущего писателя к драматургии и театру, психологический путь его к осознанию своего призвания – одна из «загадок» Вампилова». Ни в роду, ни в непосредственном окружении его до того, как он уже стал автором, никаких связей с театром не было; регулярно посещать театр он до переезда в 1955 году в Иркутск просто не мог. Но, по – видимому, первый мощный импульс увлеченности сценой Вампилов получил еще в детстве в Кутулике на каком–то из выездных спектаклей профессионального театра – об этом повествует рассказ «Солнце в аистовом гнезде», интонация которого автобиографична.

По воспоминаниям актера В.П. Букина, в 1961 г. учащиеся студии при Иркутском Драматическом Театре под руководством режиссера М.Б. Шнейдермана подготовили и сыграли в качестве учебной работы сценку «Свидание» из только что вышедшего первого сборника рассказов Вампилова «Стечение обстоятельств», причем молодой автор по приглашению студийцев консультировал их работу. Этот первый скромный опыт делового контакта с театром, вероятно, повлиял на решение заняться драматургией, но долго не получал продолжения.

Именно в ту пору, в начале 60х, создавая собственную модель драмы, Вампилов, по свидетельствам ряда лиц (в частности, журналиста П.В. Забелина), остро критически отзывался о ряде пьес и спектаклей современного репертуара и почти перестал посещать «живой» театр в качестве зрителя. Во все последующие годы он бывал на постановках не своих пьес крайне редко; сведений о его впечатлениях, отведенных спектаклям, в литературе, даже мемуарной, практически нет. Очевидно, что влияние практики современного театра на драматургию Вампилова было минимальным.

В то же время его пьесы писались не «в стол» и не для «чтения», а прямо предназначались сцене. По завершении каждую из них автор предлагал театрам – прежде всего Московским и местному, Иркутскому.

Рукописи, а потом и первые публикации (выходившие, как правило, в Иркутске) становились известными довольно широкому кругу людей театра, переговоры с автором о постановках вели многие театры разных городов. Но необычность мира в интонации этих пьес смущала и отпугивала не только чиновников, медливших с разрешением к исполнению на сцене даже опубликованных текстов (немало подробностей на эту тему содержится в переписке Вампилова с Якушкиной), но и режиссеров и актеров, привыкших к иному уровню и качеству драматургии. Так, обсуждение «Утиной охоты» художественным советом Иркутского драматического театра в 1967 году обнаружило полное непонимание и резкое неприятие пьесы старейшинами театра и вылилось в конфликт и временный разрыв между драматургом и коллективом.

История создания

Пьеса написана в 1965г. Первоначальное название (обозначенное, например, в отрывке, напечатанном в Иркутской газете «Советская молодежь 30 мая 1965г.)- «Женихи». Под названием «Предместье» поставлена в Иркутском драматическом театре имени Н.П.Охлопкова в ноябре 1969г. (режиссер В.Симоновский).

Из всех пьес Александра Вампилова «Старший сын» наиболее часто привлекает внимание наших театров. В сезоне 1975-1976гг., например, пьеса, шла сразу в 52 театрах страны. В 1976г. был снят телевизионный художественный фильм «Старший сын» (режиссер В. Мельников). Пьеса идет за рубежом: в Чехословакии, Венгрии, Болгарии и других странах.

Старший сын» на экране

Впервые в 1975 году на киностудии «Ленфильм» снял художественный фильм «Старший сын» режиссер В.Мельников. В этом фильме снялись очень известные актеры. Евгений Павлович Леонов сыграл Сарафанова, главного героя, Николай Караченцев сыграл одну из лучших своих ролей – Бусыгина. К Михаилу Боярскому, снявшемуся в роли Сильвы, и Наталье Егоровой (Нина) известность пришла после этого фильма. Макарскую сыграла Светлана Крючкова.

«Старший сын» Мельникова «добросовестно» (кроме пролога) повествует строго «по Вампилову».

Заключение

Для художественного мира Вампилова характерно взаимопроникновение лирического и комического, комического и трагического. Особую роль играют парадокс, ситуации абсурда, анекдот. В зависимости от прочтения определяется жанровое своеобразие пьес. Так, «Старший сын» называют комедией лирической, сатирической, или трагикомедией. Это определяет акцент режиссера, актеров, иначе говоря, случай.

Мы все рабы, мы случая игрушки,

И теперь я хочу представить вам то, что появилось под впечатлением от прочитанных строк А. Вампилова.

Все просто, очень просто...

А. Вампилову

Хороших драм написано немало,

Комедий ярких хватит на века,

Но чтоб на сцене жизнь бы жизнью стала,

Лишь только мастера должна писать рука.

Простые фразы, амплуа героев

Знакомы каждому, но что-то все же есть

В них необычного, сложно-простого,

Что заставляет разом все прочесть.

Вот анекдот, читать готовы люди

О том, что происходит каждый день,

Истории без пафосных прелюдий,

Трагедии без пламенных страстей.

На тех страницах, вас я уверяю,

Жизнь ни на грамм не стала красивей:

Все так же кто-то ищет себе пару,

Все так же кто-то расстается с ней.

Все просто, очень просто, до абсурда,

И потому так нелегко понять,

Как могут изменяться наши судьбы,

Не за года, а так... минут за пять.

Что заставляет нас переосмыслить,

Все то о чем мы думали не раз,

Наверное, лишь то, что правду жизни

Лишь только на бумаге видит глаз.

Вокзалы, остановки, магазины

-Все не чета полям сражений бурных,

Но мелодичность жизни Иры, Нины

Куда приятней маршей нам бравурных.

Я не могу здесь описать словами

Все в полной мере, что сейчас питаю

К тем анекдотам двум провинциальным

Иль к той охоте без утиной стаи.

Все вроде так знакомо, но опять же

Все так неузнаваемо до боли,

Все те же люди, и вокруг все так же.

Все так же, так же... так же по-другому.

Так чем же, чем манят простые строки?

И почему они любимы нами?

Им не страшны года, любые сроки,

В них вещи названы своими именами.

ноябрь 2006

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Вампилов А. «Дом окнами в поле», Иркутск, Восточно-Сибирское издание, 1982г., 640с., ил.

2. Галкина В.А. «Как там наши акации?», «Учительская газета», 1987

3. Камышев В. «Необходимость Вампилова»

4.Максимова Л.Ю. «Звезда Вампилова». Газета «Наш берег правый», 2006г.

5.Рудницкий К.Л. «Человек должен ходить по земле гордо и легко», газета «Советская Россия» 1987

6.Смирнов С.Р., Шерстов В.В, «Мир Александра Вампилова», Иркутская областная типография №1, 2000. – 448с., ил.

7.Сушков Б. «А.Вампилов: Размышления об идейных корнях, проблематике, художественном методе и судьбе творчества драматурга». М.: Сов. Россия, 1989г. – 168с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

I. Слово о жизни и творчестве А. Вампилова - student2.ru

 
 
А. В. Вампилов

I. Слово о жизни и творчестве А. Вампилова - student2.ru

«Предместье». Иркутский ТЮЗ им. А.В. Вампилова Бусыгин – О.Мокшанов, Нина – И.Окунева. Конец 80х гг.

I. Слово о жизни и творчестве А. Вампилова - student2.ru

Исследовательская работа

Загадка пьесы

А. Вампилова

«Старший сын»

Выполнила

Ярцева Алена,

ученица 11Б класса

Руководитель

Королева С.В.

учитель русского языка

и литературы

Братск – 2006

ВВЕДЕНИЕ

19 августа 2007 года исполнится 70 лет со дня рождения нашего земляка, драматурга Александра Вампилова, безвременно ушедшего из жизни в 1972 году в возрасте 35 лет.

В его произведениях мы видим себя, наш общий дом. Россия 90 – х, по воспоминаниям Патрушева П., гражданина Австралии, напоминала «приют для беспризорных, у которых нет отца … А если нет отца, то неизбежна тяжелая ломка сознания».

При потере отца человек лишается личной истории, лишается духовной опоры. Автор ведет диалог со зрителем о личном, близком каждому из нас.

Возможно, поэтому пьесы Александра Вампилова, в частности «Старший сын», до сих пор любимы зрителями.

Знаменитый писатель Валентин Распутин, его ровесник, дал А. Вампилову такую оценку: «Слушать его и говорить с ним было так легко и свободно, словно тобой в это время, управляли какие – то посторонние добрые силы…»

Когда говорят о Вампилове близко знавшие его, ничего особенного как будто не рассказывают, никаких «историй», мифов, никаких легенд, но в голосе вспоминающих очень много дружеского тепла. И главное впечатление общее: правдивость и дар человеческой чуткости.

I. Слово о жизни и творчестве А. Вампилова

Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в районном поселке Кутулик (по-бурятски «яма») Иркутской области в учительской семье. Отец его, Валентин Никитич Вампилов, обрусевший бурят, был директором Кутуликской средней школы и преподавал русский язык и литературу, мать, Анастасия Прокопьевна Копылова, русская, дочь иркутского священника, вела в той же школе математику – алгебру и геометрию. Саша был третьем сыном и четвертым ребенком в семье.

То, что Саша, будущий драматург, был третьим сыном – в этом усматривается больший знак судьбы, чем имя Александр, данное ему отцом в честь Александра Сергеевича Пушкина в год столетия со дня гибели поэта.

Отцу и сыну увидеть друг друга не довелось: вскоре после рождения Александра Валентин Никитич по ложному доносу был арестован и расстрелян в 1938 году. Реабилитирован в 1957 году.

Каким при этом могло быть детство Саши Вампилова? Обыкновенное, то есть вольное, не ограниченное никаким воспитанием, как и у миллионов его сверстников, отцы которых погибли либо в лагерях, либо на войне. Детство, предоставленное самому себе, своей абсолютной свободе, таящее в себе не только постоянную смертельную опасность, но и величайшее безотчетное блаженство от растворенности в бесконечном и вечном мире Природы. Именно в этом слиянии с Природой душа ребенка впервые осознает себя бессмертной и блаженной, доброй частью той бесконечности и вечности, которая создала её.

В возрасте 21 года Вампилов, окончив Иркутский государственный университет, пишет свой первый рассказ «Стечение обстоятельств» и активно печатается в иркутских газетах, в том числе и в «Советской молодежи» под псевдонимом А. Санин. Ранние очерки и статьи Вампилова имеют конкретно – исторический план, точные географические координаты: это Сибирь, новостройки 50 – 60х годов, Братск, Ангарск, Красноярск, Саяны, Усть – Илим. Его мир населяют первопроходцы и покорители тайги, которые строят «белые города» (так называется один из ранних очерков писателя). Героика и торжественность, свойственные его персонажам (лесорубам, вальщикам, плотникам, штукатурам, шоферам) – дань автора духу своего времени, времени научно-технических преобразований.

II. Прижизненные постановки

Корни интереса будущего писателя к драматургии и театру, психологический путь его к осознанию своего призвания – одна из «загадок» Вампилова». Ни в роду, ни в непосредственном окружении его до того, как он уже стал автором, никаких связей с театром не было; регулярно посещать театр он до переезда в 1955 году в Иркутск просто не мог. Но, по – видимому, первый мощный импульс увлеченности сценой Вампилов получил еще в детстве в Кутулике на каком–то из выездных спектаклей профессионального театра – об этом повествует рассказ «Солнце в аистовом гнезде», интонация которого автобиографична.

По воспоминаниям актера В.П. Букина, в 1961 г. учащиеся студии при Иркутском Драматическом Театре под руководством режиссера М.Б. Шнейдермана подготовили и сыграли в качестве учебной работы сценку «Свидание» из только что вышедшего первого сборника рассказов Вампилова «Стечение обстоятельств», причем молодой автор по приглашению студийцев консультировал их работу. Этот первый скромный опыт делового контакта с театром, вероятно, повлиял на решение заняться драматургией, но долго не получал продолжения.

Именно в ту пору, в начале 60х, создавая собственную модель драмы, Вампилов, по свидетельствам ряда лиц (в частности, журналиста П.В. Забелина), остро критически отзывался о ряде пьес и спектаклей современного репертуара и почти перестал посещать «живой» театр в качестве зрителя. Во все последующие годы он бывал на постановках не своих пьес крайне редко; сведений о его впечатлениях, отведенных спектаклям, в литературе, даже мемуарной, практически нет. Очевидно, что влияние практики современного театра на драматургию Вампилова было минимальным.

В то же время его пьесы писались не «в стол» и не для «чтения», а прямо предназначались сцене. По завершении каждую из них автор предлагал театрам – прежде всего Московским и местному, Иркутскому.

Рукописи, а потом и первые публикации (выходившие, как правило, в Иркутске) становились известными довольно широкому кругу людей театра, переговоры с автором о постановках вели многие театры разных городов. Но необычность мира в интонации этих пьес смущала и отпугивала не только чиновников, медливших с разрешением к исполнению на сцене даже опубликованных текстов (немало подробностей на эту тему содержится в переписке Вампилова с Якушкиной), но и режиссеров и актеров, привыкших к иному уровню и качеству драматургии. Так, обсуждение «Утиной охоты» художественным советом Иркутского драматического театра в 1967 году обнаружило полное непонимание и резкое неприятие пьесы старейшинами театра и вылилось в конфликт и временный разрыв между драматургом и коллективом.

Наши рекомендации