Занятие 1. Творчество В.Ф. Раевского

XIX века (I-я треть)»

1.ЛИТЕРАТУРНОЕ ДВИЖЕНИЕ 1800–1820-х ГОДОВ

2.ТВОРЧЕСТВО В.А.ЖУКОВСКОГО; ОСОБЕННОСТИ РОМАН­ТИЗМА.

3.ТВОРЧЕСТВО К.Н.БАТЮШКОВА. РОЛЬ АНТИЧНЫХ ОБРАЗОВ.

4.БАСНИ И.А.КРЫЛОВА. ХАРАКТЕР ВЛИЯНИЯ ПОЭТА НА РУС­-
СКУЮ ЛИТЕРАТУРУ 1810-х ГОДОВ.

5.ХУДОЖЕСТЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕКАБРИСТОВ (В.Ф. РАЕВСКИЙ, А.И. ОДО-
ЕВСКИЙ. В.К. КЮХЕЛЬБЕКЕР, А.А. БЕС­ТУЖЕВ (МАРЛИНСКИЙ), К.Ф. РЫЛЕЕВ).

6. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ А.С. ГРИБОЕДОВА. КОМЕДИЯ ГОРЕ ОТ УМА» КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ РАННЕГО РОМАНТИЗМА.

7. СВОЕОБРАЗИЕ ТВОРЧЕСТВА ПОЭТОВ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ (АА.ДЕЛЬВИГ, П.А. ВЯЗЕМСКИЙ, Д.В. ДАВЫДОВ, Н.М. ЯЗЫКОВ).

8. ТВОРЧЕСТВО Е.А. БАРАТЫНСКОГО. ОСОБЕННОСТИ ПО­ЭТИКИ.

9. ПОЭЗИЯ А.С. ПУШКИНА 1813-1820-х ГГ.

10.ЛИРИКА А.С. ПУШКИНА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1820-Х ГГ.

11.ПОЭМЫ А.С. ПУШКИНА 1821-1824-х ГГ. РОЛЬ МЕТАФОРЫ.

12.ДРАМА А.С. ПУШКИНА «БОРИС ГОДУНОВ». ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ.

13.ЛИРИКА А.С. ПУШКИНА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1820-х ГГ. РОЛЬ ТРОПОВ.

14.ОБРАЗ ПЕТРА ПЕРВОГО В ТВОРЧЕСТВЕ А.С. ПУШКИНА. ПОЭМА «ПОЛТАВА».

15.ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ А.С. ПУШКИНА, АВТОРА РОМАНА В СТИХАХ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».

16.ТВОРЧЕСТВО А.С. ПУШКИНА ПЕРИОДА БОЛДИНСКОЙ ОСЕНИ 1830-го Г.

17. ПОВЕСТЬ А.С. ПУШКИНА «ПИКОВАЯ ДАМА». ОБРАЗ СТАРОГО И НОВОГО­
ВРЕМЕНИ. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ У ПУШ­КИНА-РОМАНТИКА.

18.ОДИЧЕСКОЕ, ТРАГИЧЕСКОЕ И КОМИЧЕСКОЕ НАЧАЛА В ПОЭМЕ А.С. ПУШКИНА«МЕДНЫЙ ВСАДНИК».

19.ПОВЕСТЬ А.С.ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА». ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЗМА.

20.ЛИРИКА А.С. ПУШКИНА 1830-Х ГГ. ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ.

21.СКАЗКИ А.С.ПУШКИНА. НАРОДНОСТЬ ТВОРЧЕСТВА ПОЭТА.

22.ТВОРЧЕСТВО В.Ф.ОДОЕВСКОГО.

23.ПЕСЕННЫЙ ЖАНР В ТВОРЧЕСТВЕ А.В.КОЛЬЦОВА.

24.ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ОБРАЗЫ ЛИРИКИ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА. РОЛЬ

СРАВНЕНИЯ.

25.«ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА...» М.Ю. ЛЕР­МОНТОВА КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ «ИСТОРИЧЕСКОЕ В НАРОДНОМ СТИЛЕ».­

26.РОМАНТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАННИХ ПОЭМАХ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА.

27. «МЦЫРИ» М.Ю. ЛЕРМОНТОВАКАК ГОМАНТИЧЕСКАЯ ПОЭМА.

28.ПОЭМА М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ДЕМОН». СОДЕРЖАНИЕ СИМ­ВОЛОВ.

29.ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА.

30.ПРОИЗВЕДЕНИЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ». КРИТИКА 1840- 1850-х ГГ. О ПЕЧОРИНЕ.

31.«ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ» Н.В. ГОГОЛЯ РОЛЬ ФАНТАСТИКИ.

32.НАЦИОНАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМАТИКА СБОРНИКА Н.В. ГОГОЛЯ «МИРГОРОД ».

33.ТЕМА ИСКУССТВА В ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ПОРТРЕТ». ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

34.ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТОВ И ХАРАКТЕРОВ ГОГОЛЯ-ДРАМАТУРГА.

35.ОБРАЗЫ, МИФОЛОГЕМЫ И СИМВОЛЫ ПОЭМЫ Н.В. ГОГО­ЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ».

36.ДИАЛОГ БЕЛИНСКОГО И ГОГОЛЯ.

37. Литературное движение 1840– 1850-х годов.

38.Статьи В.Г. Белинского о русской литературе 1830–1840-х годов. Основные
принципы его критики.

39..Эстетическая и революционно-демократическая критика о «натуральной
школе» в русской литературе.

40.Роман А.И. Герцена «Кто виноват?» как произведение периода «натураль­-
ной школы». Белинский о Герцене.

41.Философские повести А.И. Герцена раннего и позднего периодов творчества.

42.«Былое и думы» А.И. Герцена. Особенности историзма писателя.

43.Творчество Ф.И. Тютчева. Философичность поэзии, ее мифологические образы.

44.Творчество А.А. Фета как поэта-романтика.

45.. Творчество поэтов-традиционалистов. Их роль в истории русской литературы.

46. Своеобразие творчества А.К. Толстого. Романтический историзм драмы «Царь Федор Иоаннович».

47.Основные мотивы и образы лирики Н.А. Некрасова 1840–1850-х годов.
«Поэт и гражданин» как эстетическая декларация.

48.Особенности образов и композиции поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси
жить хорошо».

49.Образы крестьян в поэме Н.А Некрасова «Мороз, Красный нос». Фольк­лорные
основы произведения.

50.Историзм Н.А. Некрасова, автора поэм «Дедушка», «Русские женщины», «Современники».

51.Особенности зрелой лирики Н.А Некрасова.

52.Творчество И.С. Никитина.

Темы практических занятий, вопросы

И списки литературы к ним

Занятие 1. Творчество В.Ф. Раевского

1.Образы и мотивы Лирики В.Ф. Раевского конца 1810 – начала 1820-х гг.

2.Поэтика жанра и образа у Раевского.

3.Творческий диалог Раевского и Пушкина.

4.Особенности произведений Раевского, созданных после 1825 г.

5.Роль В.Ф. Раевского в истории русской поэзии.

Литература

Раевский В.Ф Полн. Собр. стихотворений. М.; Л., 1967.

Архипова А.В. Литературное дело декабристов. Л., 198. С. 3 – 41, 182 – 286.

Бурлачук Ф.Ф. Владимир Раевский. М., 1987.

Колесников А.Г В.Ф. Раевский. Политическая и литературная деятельность.Ростов н/Д., 1977.

Бриксман М.А. Лирический герой декабристской поэзии периода каторги и ссылки // Декабристы и русская культура. Л., 1975. С. 169 – 185.

Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни // Литературное наследие декабристов. Л., 1975. С. 25 – 75.

Постнов Ю.С. Сибирь в поэзии декабристов. Новосибирск. 1976. С. 33 – 51.

Базанов В. Очерки декабристской литературы. Поэзия. М.; Л., 1961. С. 85 – 139.

Литература

Давыдов Д.В. Стихотворения. Л., 1984 / Б-ка поэта, большая серия, 2-е изд.

Языков Н.М. Стихотворения и поэмы. Л., 1988 / Б-ка поэта, большая серия, 3-е изд.

Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. М., 1970. С. 95 – 121, 181 – 221.

Пухов В.В. Денис Давыдов. М., 1984 / Б-ка «Любителям российской словесности».

Бухмейер К.К. Вступит. ст./Языков Н.М. Стихотворения и поэмы. Л., 1988. С. 5-46.

Языкова Е.В. Творчество Н.М. Языкова. М., 1990. 144 с.

История русской поэзии. Т.1. Л., 1968. С. 329 – 342.

Коровин В.И. Поэты пушкинской поры. М., 1989. С. 73 – 98.

Рассадин Ст. Спутники. М., 1983. С. 59 – 191.

Литература

Одоевский В.Ф Сказка о мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем. Сказка о том, по какому случаю коллежскому советнику Ивану Богдановичу Отношенью не удалось в светлое воскресенье поздравить своих начальников с праздником. Сказка о том, как опасно девушкам ходить толпою по Невскому проспекту. Та же сказка, только на изворот. Последнее самоубийство. Город без имени. Последний квартет Бетховена. Импровизатор. Сильфида. Косморама // Одоевский В.Ф. Повести и рассказы. М., 1988.

Одоевский В.Ф. Сочинения в 2-х т. М., 1981.

Литература

Баратынский Е.А. Стихотворения. Поэмы. М., 1983 / Литературные памятники.

Тойбин И.М. Е.А Баратынский // Баратынский Е.А Полн. собр. стихотворений. Л., 1988. С. 5 – 52.

Фридман М.П. Творческий путь Баратынского. 1800 – 1844. М. 1966.

Летопись жизни и творчества Е.А. Баратынского. 1800- 1844 / Сост. А.М. Песков. М., 1988.

Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976. С. 174 – 197.

Лебедев Е.Н. Тризна: Книга о Е.А. Баратынском. М., 1985 / Б-ка «любителям российской словесности».

Тойбин И.М Тревожное слово: (О поэзии Е.А. Баратынского). Воронеж. 1988.

Семенко И.М Поэты пушкинской поры. М. 1970. С. 221 – 292.

Дарвин М.Н. Поэтика лирического цикла («Сумерки» Е.А. Баратынского). Кемерово, 1981

Литература

Пушкин А.С. На холмах Грузии лежит ночная мгла, Калмычке, Из Гафиза, Дон, Дорожные жалобы, Кавказ, Обвал, Делибаш, Монастырь на Казбеке, Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года // Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10 т. Т.3, 6. Л., 1977, 1978.

Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1826 - 1830). М., 1967. С. 337 – 451.

Измайлов Н.В. Очерки творчества Пушкина. Л., 1976. С. 213 – 270.

Слинина Э.В. Лирический цикл А.С. Пушкина «Стихи, сочиненные во время путешествия (1829)» // Пушкинский сборник. Л., 1977. С. 3 – 16.

Городецкий Б.П. Лирика Пушкина: Пособие для учителя. Л. 1970. С. 123 – 131.

Слонимский А. Мастерство Пушкина. М., 1963. С. 74 – 114.

Балашова И.А. К вопросу о литературных источниках «Стихов, сочиненных во время путешествия (1829)» А.С Пушкина// Источники пленительных образов: традиции в русской романтической литературе. Ростов н/Д, 1996. С. 73 – 88.

Балашова И.А. Касыда А. Мицкевича «Фарис» в «восточных впечатлениях» А.С. Пушкина // Научная мысль Кавказа. Ростов н/Д., 1996. №2. С. 68 – 72.

Кусов Г.И. Малоизвестные страницы Кавказского путешествия А.С. Пушкина. Орджоникидзе, 1987. С. 100 – 128; 134 – 149.

Жирмунский В.М. Пушкин и Байрон. Л., 1972.

Левкович Я.Л. Автобиографическая проза и письма Пушкина. Л., 1988. С. 115 – 149.

Холшевников В.Е. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» А.С. Пушкина // Анализ одного стихотворения. Л., 1985. С. 98 – 105.

Алексеев М.П. Пушкин и проблема «вечного мира» // Алексеев М.П. Пушкин. Сравнительно-исторические исследования. Л., 1984. С. 174 – 221.

Литература

Пушкин А.С. // Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10 т. Т.6. Л., 1978.

Виноградов В.В. <О «Пиковой даме»> // Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М., 1980. С. 256 – 284.

Лежнев А.З. Проза Пушкина. М., 1966. С. 11 – 35, 109 – 136, 175 – 222.

Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Изд. 2-е, доп. М., 1988. С. 56 – 67.

Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. М., 1974. С. 168 – 206.

Балашова И.А. Повесть «Пиковая дама». Романтическая концепция личности в творчестве А.С. Пушкина // Лекции по истории русской литературы ХIХ века. Ростов н/Д, 1997. Ч.1. С. 75 – 87.

Балашова И. А. Пушкин и У. Хогарт (проблема рубежа веков) // Античнicть – Сучаснiсть (питання фiлологiї. Вип. 1. Донецк, 2001. С. 169 – 176.

Есипов В. Исторический подтекст в повести Пушкина «Пиковая дама» // Вопросы литературы. М., 1987. № 4. С. 193 – 206.

Петрунина Н.Н. Проза Пушкина. Л., 1987. С. 1999 – 241.

Литература

Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. М., 1962 / Литературные памятники.

Белинский В.Г. «Герой нашего времени». Сочинение М. Лермонтова // Белинский В.Г. Полн. собр.соч. Т.4. М., 1954, С. 193 – 270.

Лермонтовская энциклопедия (ст. «Герой нашего времени»). М., 1981. С. 101 – 111.

Эйхенбаум Б.М. «Герой нашего времени» // Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М.; Л., 1961. С. 221 – 285.

Михайлова Е.Н. Проза Лермонтова М., 1957. С. 335 – 382.

Лотман Ю.М. «Фаталист» и проблема Востока и Запада в творчестве Лермонтова // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкина, Лермонтов, Гоголь: Кн. для учителя. М., 19888. С. 218 – 235.

Балашова И.А. Художественные типы Лермонтова, поэта и прозаика // Лекции по истории русской литературы XIX века. Ростов н/Д, 1999. Ч.2. С.30 – 45..

Турбин В.Н. Пушкин, Гоголь, Лермонтов: Об изучении литературных жанров. М., 1978. С. 140 – 156: 197 – 199; 203 – 216.

Мануйлов В.А. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий. Изд. 2-е, доп. Л., 1975.

Литература

Гоголь Н.В. Ревизор. Театральный разъезд после представления новой комедии // Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 8-ми т. Т. 4. М., 1984 / Б-ка «Огонек». Отеч. Классика.

Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Изд. 2-е, доп. М., 1988. С. 170 – 267.

Золотусский И. Гоголь. М., 1984.

Федь Н.М. Искусство комедии. М., 1978. С. 62 – 106.

Фрейденберг О.М. Миф и театр. М., 1988.

Терц А. В тени Гоголя // Терц А. Собр. соч.: В 2-х т. Т. 2. М., 1992.

Балашова И.А. Образный мир комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» // Балашова И.А. Лекции по истории русской литературы XIX века. Ростов н/Д, 1999. Ч.2. С.45 – 74.

Вишневская Э.Л. Гоголь и его комедии. М., 1976. С. 123 – 164; 194 – 251.

Лотман Ю.М. О Хлестакове // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкина, Лермонтов, Гоголь: Кн. для учителя. М., 19888. С. 293 – 325.

Манн Ю.В «Ужас оковал всех…» / О немой сцене в «Ревизоре» // Вопросы литературы. М., 1989. № 8. С. 223 – 236.

Литература

Гоголь Н.В Мертвые души // Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 8-ми т. Т. 5,6. М., 1984 / Б-ка «Огонек». Отеч. Классика.

Белинский В.Г. Похождения Чичикова, или Мертвые души. Поэма Н. Гоголя // Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т.4. М., 1954. С. 193 – 270.

Белинский В.Г. Похождения Чичикова, или Мертвые души. Поэма Н. Гоголя. Издание второе. Москва, 1846; <Письмо к Н.В. Гоголю 15 июля н.с. 1847 г.> // Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т.10. М., 1956. С. 51 – 53; 212 – 221.

Аксаков К.С. Несколько слов о поэме Гоголя «Похождения Чичикова или Мертвые души» // Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. М., 1982 С. 141 – 151.

Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.;Л., 1959. С. 473 – 530.

Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Изд. 2-е, доп. М., 1988. С. 267 – 366.

Манн Ю.В. В поисках живой души. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 1987. С. 31 – 65, 74 – 83, 149 – 166, 201 – 250, 268 – 281.

Карташова И.В. Гоголь и романтизм, Калинин, 1973.

Лотман Ю.М. Пушкин и «Повесть о капитане Копейкине». К истории замысла и композиции «Мертвых душ» // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкина, Лермонтов, Гоголь: Кн. для учителя. М., 19888. С. 235 – 251.

Анненский И.Ф. Художественный идеализм Гоголя. Эстетика «мертвых душ» и ее наследие // Анненский И.ф. Избранные произведения. Л., 1988. С. 612 – 634.

Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мертвые души». Л., 1987.

Барабаш Ю.Я. Гоголь. Загадка «прощальной повести». «Выбранные места из переписки с друзьями». Опыт непредвзятого прочтения. М., 1993.

Золотусский И. Гоголь. 2-е изд., испр. и доп. М., 1984. С.З42-523.

ГЛОССАРИЙ

Романтизм – культурная эпоха, начавшаяся в искусстве Нового времени и характеризующаяся ощущением и осознанием двойственности вещи и явления, противоречивости мира и личности, реального и идеального, личного и общего и – стремлением к творческому воссозданию гармоничного и непротиворечивого художественного мира.

Литературные общества, кружки, салоны– формы художественной, научной и общественной жизни России первой трети XIX века, когда несколько поэтов, писателей, критиков, ученых, живописцев, политиков объединялись на основе общности взглядов, целей, программ. Их совместная критическая, а нередко и творческая деятельность была практическим осуществлением представлений романтиков о целостном характере творчества и мирового художественного процесса.

Вдохновение, воображение, мечтательность– основные понятия эстетики ранних русских романтиков, связанные с восприятием художественного творчества как выражения особых свойств и способностей творческой личности.

Кудесник, жрец, пророк –наиболее значимые определения поэта в творчестве русских романтиков. Их использование объясняется восприятием романтиками поэта, писателя и их творений как предопределенных божественной волей.

Рационализм – проявление в эстетике и практике романтиков традиций искусства Просвещения и тенденций, характерных для эволюции человеческих знаний и представлений. Следствием увлечения рациональным стало нарушение соотношения реального и идеального в творчестве поэтов-декабристов.

Историческая элегия – один из характерных для русских романтиков, и особенно Пушкина, синкретичных жанров, в котором лирическая содержательность усложнена лиро-эпической и эпической.

Трагикомедия – разрабатываемая в творчестве Пушкина жанровая форма, осмысленная им как характерная для искусства Нового времени и связанная в его творчестве с высокими образцами древней и современной поэту сатиры. Парадоксальное соединение в ней разноречивых жанровых свойств приводит к созданию гротескных образов, к инвективам, обличению пороков и страстей общества, переживающего кризис.

Зеркальная композиция, открытый финал, гармония – особенности построений, образов и интонаций произведений Пушкина, связанные с его оптимистичным мироощущением.

Романтический историзм – объединение в художественном образе и произведении романтиков реального и идеального, фактического и мифологического, но выверенного осознанием реальных фактов и их типологии, подобно тому, как это происходит в фольклоре, ставшем образцом для искусства Нового времени.

Романтическая мифология –совокупность образов и произведений романтиков, которая, по определению Шеллинга, представляет собой мифологию второго рода, в отличие от древних мифологий; она явится результатом творческой деятельности поколений многих выдающихся поэтов и писателей и этим будет сходна с творчеством Гомера. К процессу ее формирования прикосновенны все значительные русские романтики первой трети XIX века.

Натурализм– одна из форм воплощения эстетической программы романтиков. Характеризуется актуализацией первой части антитезы реального и идеального, что приводит к преобладанию в образном мире произведений предметности, фактологии, к нарушению гармоничности мироощущения автора, и потому в творчестве писателей-«натуралистов» главенствуют критические, трагедийно-сатирические сюжеты и интонации.

«Натуральная школа»– сформировавшееся на основе практики русских писателей и критической деятельности В.Г. Белинского литературное творческое объединение. Участники его имели общие эстетические и художественные принципы, свой печатный орган, они издали сборники очерков и рассказов. Школа распалась, выразив тенденции, но не став самостоятельным явлением.

Поэты-традиционалисты –поэты 1840–1860-х годов, активно развивавшие в своем творчестве традиции русской поэзии Золотого века и в связи с этим не утратившие эстетической полноты творений, мифологизма образов, сюжетов, жанров, религиозного и социального звучания – свойств, присущих поэзии ранних романтиков.

Рационализм – проявление в эстетике и практике романтиков традиций искусства Просвещения и тенденций, характерных для эволюции человеческих знаний и представлений. Следствием увлечения рациональным стало нарушение соотношения реального и идеального в творчестве поэтов-декабристов, а затем – писателей, поэтов и критиков демократического и революционно-демократического направления.

Философская повесть – один из прозаических жанров, развивавшийся в творчестве В.Ф. Одоевского и А.И. Герцена и отличавшийся повышенной символикой образов, продуманностью композиции, трагическими интонациями, наличием философской сентенции, иногда высказываемой непосредственно. В отличие от известного истории литературы философского романа, например, эпохи Просвещения, философичность повести романтиков не умаляет ее художественности.

Литературная сказка – один из характерных для русских романтиков, в том числе и ранних, синкретичных жанров, в котором осуществляется соединение свойств фольклорной сказки и основанного на фантастике и вымысле рассказа, создаваемого писателем или поэтом. В этом жанре с особой полнотой выявляются свойства романтической мифологии как данности искусства Нового времени.

Мифологическая содержательность образа – обязательное для художественного образа свойство, восходящее, во-первых, к архаическому впечатлению человека о взаимосвязи создаваемых им плясовых, драматически-игровых, рисованных, скульптурных, и словесных образов с предстоящей ему Вселенной, во-вторых, – к традиции мифотворчества античности и средневековья, и предстающее, кроме того, в соотносимых с традицией и конкретно-историческим и биографическими реалиями новыми мифологемами, создаваемыми поэтами и писателями эпохи Романтизма.

Образ лишнего человека – проявление типологизирующей способности художественного мышления романтиков, выразившейся и в творчестве Тургенева. Художественные размышления о судьбе личности привели к пониманию трагедии ее нереализованности, напоминающей переживания героя трагедии Шекспира «Гамлет». В создании этого типа получил выражение новый кризис романтического мироощущения, вызванный обострением противоречий между личностью и обществом.

Трагедийность, интеллектуальность, типологизация, метаморфизм, комедийная метафора, контраст, гротеск, комедийное сравнение, пародия, – свойства образов и интонаций произведений, связанные с особенностями мироощущения поэтов и писателей второй трети XIX века.

Романтический историзм – объединение в художественном образе и произведении романтиков реального и идеального, фактического и мифологического, но выверенного осознанием реальных фактов и их типологии, подобно тому, как это происходит в фольклоре, ставшем образцом для искусства Нового времени.

XIX века (I-я треть)»

1.ЛИТЕРАТУРНОЕ ДВИЖЕНИЕ 1800–1820-х ГОДОВ

2.ТВОРЧЕСТВО В.А.ЖУКОВСКОГО; ОСОБЕННОСТИ РОМАН­ТИЗМА.

3.ТВОРЧЕСТВО К.Н.БАТЮШКОВА. РОЛЬ АНТИЧНЫХ ОБРАЗОВ.

4.БАСНИ И.А.КРЫЛОВА. ХАРАКТЕР ВЛИЯНИЯ ПОЭТА НА РУС­-
СКУЮ ЛИТЕРАТУРУ 1810-х ГОДОВ.

5.ХУДОЖЕСТЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕКАБРИСТОВ (В.Ф. РАЕВСКИЙ, А.И. ОДО-
ЕВСКИЙ. В.К. КЮХЕЛЬБЕКЕР, А.А. БЕС­ТУЖЕВ (МАРЛИНСКИЙ), К.Ф. РЫЛЕЕВ).

6. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ А.С. ГРИБОЕДОВА. КОМЕДИЯ ГОРЕ ОТ УМА» КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ РАННЕГО РОМАНТИЗМА.

7. СВОЕОБРАЗИЕ ТВОРЧЕСТВА ПОЭТОВ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ (АА.ДЕЛЬВИГ, П.А. ВЯЗЕМСКИЙ, Д.В. ДАВЫДОВ, Н.М. ЯЗЫКОВ).

8. ТВОРЧЕСТВО Е.А. БАРАТЫНСКОГО. ОСОБЕННОСТИ ПО­ЭТИКИ.

9. ПОЭЗИЯ А.С. ПУШКИНА 1813-1820-х ГГ.

10.ЛИРИКА А.С. ПУШКИНА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1820-Х ГГ.

11.ПОЭМЫ А.С. ПУШКИНА 1821-1824-х ГГ. РОЛЬ МЕТАФОРЫ.

12.ДРАМА А.С. ПУШКИНА «БОРИС ГОДУНОВ». ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ.

13.ЛИРИКА А.С. ПУШКИНА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1820-х ГГ. РОЛЬ ТРОПОВ.

14.ОБРАЗ ПЕТРА ПЕРВОГО В ТВОРЧЕСТВЕ А.С. ПУШКИНА. ПОЭМА «ПОЛТАВА».

15.ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ А.С. ПУШКИНА, АВТОРА РОМАНА В СТИХАХ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».

16.ТВОРЧЕСТВО А.С. ПУШКИНА ПЕРИОДА БОЛДИНСКОЙ ОСЕНИ 1830-го Г.

17. ПОВЕСТЬ А.С. ПУШКИНА «ПИКОВАЯ ДАМА». ОБРАЗ СТАРОГО И НОВОГО­
ВРЕМЕНИ. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ У ПУШ­КИНА-РОМАНТИКА.

18.ОДИЧЕСКОЕ, ТРАГИЧЕСКОЕ И КОМИЧЕСКОЕ НАЧАЛА В ПОЭМЕ А.С. ПУШКИНА«МЕДНЫЙ ВСАДНИК».

19.ПОВЕСТЬ А.С.ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА». ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЗМА.

20.ЛИРИКА А.С. ПУШКИНА 1830-Х ГГ. ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ.

21.СКАЗКИ А.С.ПУШКИНА. НАРОДНОСТЬ ТВОРЧЕСТВА ПОЭТА.

22.ТВОРЧЕСТВО В.Ф.ОДОЕВСКОГО.

23.ПЕСЕННЫЙ ЖАНР В ТВОРЧЕСТВЕ А.В.КОЛЬЦОВА.

24.ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ОБРАЗЫ ЛИРИКИ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА. РОЛЬ

СРАВНЕНИЯ.

25.«ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА...» М.Ю. ЛЕР­МОНТОВА КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ «ИСТОРИЧЕСКОЕ В НАРОДНОМ СТИЛЕ».­

26.РОМАНТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАННИХ ПОЭМАХ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА.

27. «МЦЫРИ» М.Ю. ЛЕРМОНТОВАКАК ГОМАНТИЧЕСКАЯ ПОЭМА.

28.ПОЭМА М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ДЕМОН». СОДЕРЖАНИЕ СИМ­ВОЛОВ.

29.ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА.

30.ПРОИЗВЕДЕНИЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ». КРИТИКА 1840- 1850-х ГГ. О ПЕЧОРИНЕ.

31.«ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ» Н.В. ГОГОЛЯ РОЛЬ ФАНТАСТИКИ.

32.НАЦИОНАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМАТИКА СБОРНИКА Н.В. ГОГОЛЯ «МИРГОРОД ».

33.ТЕМА ИСКУССТВА В ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ПОРТРЕТ». ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

34.ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТОВ И ХАРАКТЕРОВ ГОГОЛЯ-ДРАМАТУРГА.

35.ОБРАЗЫ, МИФОЛОГЕМЫ И СИМВОЛЫ ПОЭМЫ Н.В. ГОГО­ЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ».

36.ДИАЛОГ БЕЛИНСКОГО И ГОГОЛЯ.

37. Литературное движение 1840– 1850-х годов.

38.Статьи В.Г. Белинского о русской литературе 1830–1840-х годов. Основные
принципы его критики.

39..Эстетическая и революционно-демократическая критика о «натуральной
школе» в русской литературе.

40.Роман А.И. Герцена «Кто виноват?» как произведение периода «натураль­-
ной школы». Белинский о Герцене.

41.Философские повести А.И. Герцена раннего и позднего периодов творчества.

42.«Былое и думы» А.И. Герцена. Особенности историзма писателя.

43.Творчество Ф.И. Тютчева. Философичность поэзии, ее мифологические образы.

44.Творчество А.А. Фета как поэта-романтика.

45.. Творчество поэтов-традиционалистов. Их роль в истории русской литературы.

46. Своеобразие творчества А.К. Толстого. Романтический историзм драмы «Царь Федор Иоаннович».

47.Основные мотивы и образы лирики Н.А. Некрасова 1840–1850-х годов.
«Поэт и гражданин» как эстетическая декларация.

48.Особенности образов и композиции поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси
жить хорошо».

49.Образы крестьян в поэме Н.А Некрасова «Мороз, Красный нос». Фольк­лорные
основы произведения.

50.Историзм Н.А. Некрасова, автора поэм «Дедушка», «Русские женщины», «Современники».

51.Особенности зрелой лирики Н.А Некрасова.

52.Творчество И.С. Никитина.

Темы практических занятий, вопросы

И списки литературы к ним

Занятие 1. Творчество В.Ф. Раевского

1.Образы и мотивы Лирики В.Ф. Раевского конца 1810 – начала 1820-х гг.

2.Поэтика жанра и образа у Раевского.

3.Творческий диалог Раевского и Пушкина.

4.Особенности произведений Раевского, созданных после 1825 г.

5.Роль В.Ф. Раевского в истории русской поэзии.

Литература

Раевский В.Ф Полн. Собр. стихотворений. М.; Л., 1967.

Архипова А.В. Литературное дело декабристов. Л., 198. С. 3 – 41, 182 – 286.

Бурлачук Ф.Ф. Владимир Раевский. М., 1987.

Колесников А.Г В.Ф. Раевский. Политическая и литературная деятельность.Ростов н/Д., 1977.

Бриксман М.А. Лирический герой декабристской поэзии периода каторги и ссылки // Декабристы и русская культура. Л., 1975. С. 169 – 185.

Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни // Литературное наследие декабристов. Л., 1975. С. 25 – 75.

Постнов Ю.С. Сибирь в поэзии декабристов. Новосибирск. 1976. С. 33 – 51.

Базанов В. Очерки декабристской литературы. Поэзия. М.; Л., 1961. С. 85 – 139.

Наши рекомендации