Пять Пятьдесят Двести Девятьсот
И.пять пятьдесят двести девятьсот
Р. пяти пятидесяти двухсот девятисот
Д. пяти пятидесяти двумстам девятистам
В. пять пятьдесят двести девятьсот
Т. пятью пятьюдесятью двумястами девятьюстами
П. пяти пятидесяти (о) двухстах (о) девятистах
Числительные 40, 90, 100 в косвенных падежах имеют окончание -а.
Сорок Девяносто Сто
И. сорока девяноста ста
Р. сорока девяноста ста
Д. сорока девяноста ста
В. сорок девяносто сто
Т. сорока девяноста ста
П. сорока девяноста ста
У составных числительных склоняются все составляющие их слова.
И. четыреста шестьдесят восемь
Р. четырехсот шестидесяти восьми
Д. четыремстам шестидесяти восьми
В. четыреста шестьдесят восемь
Т. четырьмястами шестьюдесятью восьмью/восемью
П. о четырехстах (о) шестидесяти восьми
У порядковыхчислительных при склонении изменяется только последняя часть, последнее слово; окончания – как у прилагательных. Например:
Т. двадцатипятитысячным, тысяча девятьсот сорок третьим
П. о двадцатипятитысячном , о тысяча девятьсот сорок третьем
У дробныхчислительных 1-я часть склоняется как простое числительное, 2-я – как прилагательное во множественном числе.
И. четыре седьмых (поля — Р.п. ед.ч.)
Р. четырёх седьмых
Д. четырём седьмым
В. четыре седьмых
Т. четырьмя седьмыми
П. о четырех седьмых
Собирательныечислительные склоняются как прилагательные во множественном числе. Оба –м., ср. род (и м. и. ж.: оба они, муж и жена...); обе– ж. род.
И. четверо; оба, обе
Р. четверых; обоих, обеих
Д. четверым; обоим, обеим
В. =И.п. (неодуш); = Р.п. (одуш)
Т. четверыми; обоими, обеими
П. о четверых; об обоих, обеих
Числительные тысяча, миллион, миллиард и т.д. склоняются как существительные.
Ед.ч. Мн.ч.
И. тысяча тысячи
Р. тысячи тысяч
Д. тысяче тысячам
В. тысячу тысячи
Т. тысячей/тысячью тысячами
П. (о) тысяче (о) тысячах
Примечание: В Тв.п. данное числительное имеет два варианта. Оба являются нормативными, однако в тех случаях, когда это числительное употребляется в значении существительного, первый вариант (тысячей) оказывается предпочтительнее, например: ушел с одной тысячей в кармане, открылся магазин, названный тысячей мелочей.
Нормы употребления разных видов числительных
В сравнении с другими частями речи имена числительные представлены в современном русском языке довольно ограниченной группой слов. Однако, несмотря на малочисленность, употребление имен числительных вызывает определенные трудности.
1. Имеются вариантные формы творительного падежа простых и сложных числительных и сочетаний с ними:
Нормативное разговорное
восемью восьмью
восемьюдесятью восьмьюдесятью
пятьюдесятью пятидесятью
шестьюдесятью шестидесятью
Числительное восемьсот в Т.п имеет варианты: восьмьюстами и восемьюстами.Оба этих варианта являются нормативными.
2. Числительные полтора, полторы и полтораста имеют только две формы: в именительном и винительном падежах – полтора (м. и ср. р.), полторы (ж. р.),полтораста; в косвенных падежах – полутора, полутораста.
3. При соединении составного числительного, оканчивающегося на два, три, четыре(22, 23, 24 ...102, 193 и т.д.), с существительными, имеющими только формы множественного числа (сутки, сани, ножницы), возникает синтаксическая несочетаемость.
4. В нормативной речи строго разграничивается употребление слов оба и обе во всех падежах: обоих братьев – обеих сестер. Нарушение этого правила нежелательно даже в устной речи.
5. В сочетаниях два (три, четыре) и более управляемое существительное ставится в родительном падеже ед. числа: два и более варианта, три и более трудных формы.
6.Слова два, три, четыре, употребленные с одушевленными существительными, имеют форму винительного падежа, сходную с родительным: встретил двух друзей и трех подруг, проконсультировал четырех студентов.
7. Правильными являются конструкции 35,5 процента (не: процентов), 12,6 километра (не: километров), то есть при смешанном числе существительным управляет дробь, а не целое число. Также: 45,0 (сорок пять и ноль десятых) секунды, 6 7/8 метра.
8. Собирательные числительные двое, трое, четверо (остальные числительные этого типа употребляются редко) сочетаются:
а) с существительными муж. и общ. рода, называющими лиц: двое друзей, трое сирот;
б) с существительными, обозначающими парные предметы и употребляющимися только в форме мн. числа: двое саней, трое щипцов;
в) с существительными дети, ребята, люди, с существительным лицо в значении «человек»: двое детей, трое ребят, четверо незнакомых лиц;
г) с субстантивированными числительными: вошли двое, семеро одного не ждут;
д) с личными местоимениями мы, вы, они: нас двое, вас трое, их было пятеро;
е) с существительными, обозначающими детенышей животных: семеро козлят, четверо котят.
9. При синонимичности конструкций с количественными и собирательными числительными типа два друга – двое друзей возможен выбор одного из вариантов. Предпочтительно употребление собирательных числительных:
а) с субстантивированными прилагательными мужского рода: двое прохожих, трое больных, семеро играющих;
б) с существительными мужского рода, имеющими окончание -а: двое мужчин, трое старост.
С другой стороны, предпочтительнее употреблять количественное числительное:
а) с некоторыми существительными м.р., называющими лиц по профессии, роду занятий, должности и т.д.: три профессора, шесть майоров;
б) с неодушевленными существительными в косвенных падежах: к двум саням, около трёх суток.
Однако в сочетаниях со словом часы выбор собирательного или количественного числительного носит смыслоразличительный характер: не хватает шестерых часов – не хватает шести часов.
+16. Глагол. Употребление форм глагола. ДОПИСАТЬ!!!!
Глаго́л — самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?[1].
Глагол может быть переходным и непереходным, возвратным и невозвратным. Как правило, в предложении глаголы выступают в качестве сказуемого. Например: Русалка плыла по реке голубой, / озаряема полной луной… (М. Ю. Лермонтов); Так думал молодой повеса, / летя в пыли на почтовых… (А. С. Пушкин)
Изменение формы глаголов по лицам и числам называется спряжением
Русский глагол – самая сложная и даже таинственная часть речи. Какие загадки таят в себе глаголы русского языка? Во-первых, этот класс слов имеет самое большое количество форм, здесь глагол является рекордсменом среди всех частей речи в современном русском языке. Во-вторых, образование глагольных форм имеет большое количество отклонений. И в-третьих, глагол – это основной элемент морфологического уровня, организующий текстовое пространство. Глагол занимает особое, привилегированное место в морфологической системе языка.
Обилие значений, которые могут быть переданы глагольным словом, делает эту часть речи универсальным организующим элементом предложения и текста. Активные действия (бить, мыть),состояние (гордиться, горевать), качество (пахнуть, горчить, искриться), местоположение (находиться, пребывать), разного рода отношения (зависеть, чередовать) – все эти значения могут передавать глаголы русского языка. Глагольные предложения характеризуют прежде всего повествовательный текст, подчеркивая его динамичность тем ярче, чем чаще они встречаются и чем ближе стоят друг к другу.
Глагол ориентирует высказывание на речевую ситуацию. Определяющим в ориентации речи является время. Точкой отсчёта становится самый акт произнесения слов, или момент речи. Если глагол стоит в прошедшем времени, значит, действие отнесено говорящим к периоду до момента речи, если в будущем – после момента речи, в настоящем – совпадает с моментом речи, накладывается на него. Ср.: Я говорил правду; Я буду говорить правду; Я говорю правду.
Другим ориентиром является отношение содержания высказывания к реальности. Оценка передаваемой ситуации и действия (центра этой ситуации) как реального или нереального выражается категорией наклонения. Глагол может иметь значение изъявительного, сослагательного и повелительного наклонения. Первое характеризует действие и ситуацию в целом как имеющие место в реальности, значения двух других наклонений – как нереальные. Ср.: Я часто хожу в театр. Я ходил бы в театр, если бы имел больше свободного времени. Ходи в театр почаще! Если в первом высказывании выражается реальная ситуация, то два последних отражают возможную и желательную ситуацию. Употребление форм одного наклонения в значении другого создаёт сложные соотношения между содержанием высказывания и реальностью. Например: Войди Владимир минутой раньше, и жизнь его могла закончиться глупой шуткой нетрезвого гусара... Форма повелительного наклонения войди передаёт совмещённость возможности действия, а следовательно, и всей ситуации с неконтролируемостью (невозможностью предугадать) ситуации волей субъекта действия. Ср.: Если бы Владимир вошёл минутой раньше, то жизнь его могла закончиться глупой шуткой нетрезвого гусара... Во втором случае значение возможности действия передаётся свойственной для этого значения формой сослагательного наклонения. Таким образом, действие, представленное говорящим как реальное, возможное или желаемое, придаёт то или иное отношение к реальности всей ситуации.
Важным является то, как соотносится субъект действия (лицо или предмет, выполняющий действие) с характером и степенью его участия в речевой ситуации. Категория лица глагола – одна из центральных категорий русского глагола. Если глагол стоит в форме 1-го лица, то субъект высказывания совпадает с говорящим: Я пою (я – субъект); Мы знаем (субъект – мы). Если глагол стоит в форме 2-го лица, как субъект высказывания выступает адресат, тот, к кому обращаются: Придёшь сегодня в гости? Если вы следите за политическими новостями, значит, читаете газеты, смотрите телевизор. 3-е лицо глагола показывает, что субъект действия не участвует в текущей речевой ситуации.
Немалые трудности представляет выбор правильной личной формы глагола. Слушатель сразу же замечает, если собеседник использует неправильную форму. Например: Завтра я обязательно *победю*, то есть *побежду; Ты не бойся, я тебя *защитю. Но когда говорящий оказывается перед выбором, то ситуация совсем не кажется такой смешной. Научиться правильно употреблять личные формы русских глаголов, понимать и использовать различие смысловых оттенков дублетных форм – одна из задач человека, владеющего культурой родного языка.
* Здесь и далее знаком * помечены слова, словосочетания и предложения, служащие примерами нарушения норм русского литературного языка.
Глагол в тексте является ядром, вокруг которого выстраивается оболочка обстоятельств, характеризующих действие и придающих ситуации конкретность и весомость. Говорят, что глаголы – основной строительный материал для текста, позволяющий выражать события в их динамике. Ошибки, связанные с употреблением глагольных форм, часто приводят к смысловому и стилистическому разрушению всего текста.
В процессе создания оригинальных речевых произведений говорящие часто испытывают затруднения. Трудности в употреблении глагольных форм могут возникать по разным причинам. Самая распространенная ошибка при образовании глагольных форм связана с отсутствием у некоторых глаголов форм 1-го и/или 2-го лица. Не имеют форм 1-го лица единственного числа глаголы: затмить, победить, убедить, убедиться и некоторые другие. Кроме того, безличные глаголы, т. е. глаголы, не способные обозначать действие субъекта (дождить, вечереть, рассветать и т. п.), не образуют личных форм (прежде всего форм 1-го лица). Возможна и обратная ситуация, когда речевые неудачи случаются из-за наличия у глагола двух и более форм с одним значением. Так, глагол страдать имеет параллельные формы настоящего времени – страдает и страждет, глагол внимать – внимает и внемлет. Употребление таких форм обусловлено речевой ситуацией, специфичностью значения каждой формы и жанрово-стилистическими особенностями речи.
Другого рода ошибки говорящие допускают, если не учитывают особенностей образования неспрягаемых форм – причастий и деепричастий. Следует учитывать многообразие причастных форм в современном русском языке и соотнесённость вида и времени в формах глагола и причастия. Ср.: Приезжающие гости хотели осмотреть достопримечательности города / Приехавшие гости хотели осмотреть достопримечательности города.
Владеющему русским языком как родным не всегда просто определить смысловые оттенки, содержащиеся в глаголах совершенного и несовершенного вида. Видовые различия существенны для выражения временных, количественных и результативных значений, проявляющихся «внутри» глагольного слова. Умелое использование видовых значений в разных типах контекстов отражает языковое чутьё человека.
Кроме того, использование глагольных форм в речевом общении связано с выражением отношения к собеседнику. Отношение говорящего может варьироваться от почтительно-вежливого до вульгарно-грубого. Чтобы предельно точно обозначить отношение к собеседнику, говорящий должен владеть категорией вежливости, проявляющейся на разных языковых уровнях, в том числе и при употреблении глагола и его форм.
Неслучайно в одном из значений «глагол» является высоким синонимом «слову» (например, в поэтической речи – «божественный глагол», «глаголом жги сердца людей»). Знание, понимание и ощущение специфики глагола определяет уровень культуры говорящего.
+18. Научный стиль речи.
Нау́чный стиль — функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.
Стиль научных работ определяется их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее.
Научный стиль подразделяется: собственно-научный подстиль (монография, научная статья, реферат); учебно-научный подстиль (справочники, методические рекомендации); научно-популярный (очерк, статья
Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, статья, доклад, учебник, курсовая работа и т. д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.
Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связи между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.
- Логичность — это, по возможности, наличие смысловых связей между последовательными единицами (блоками) текста.
- Последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.
- Ясность, как качество научной речи, предполагает понятность, доступность.
32. +Категория вежливости в русском языке. Формулы речевого этикета.
категория вежливости это:
Лингвопрагматическая и лингвокультурная категория, являющаясяодним из объектов изучения речевого этикета, изучаемая в прагматике, социолингвистике, культуре речи. Стратегия языкового поведения, заключающаяся в выражении доброжелательного отношения к человеку;
составляющими категории вежливости являются:
1) стратегии поведения;
2) речевые стратегии;
3) набор речевых актов (устойчивые речевые формулы, клише).
Р. Браун и С. Левинсон выделяют:
1) позитивную вежливость, заключающуюся в выражении солидарности говорящего со слушающим изаинтересованности в адресате;
2) негативную вежливость, связанную с предоставлением собеседнику свободы действий, с уважениемего автономности;
к негативной вежливости близка стратегия вуалирования – стремление избежать навязывания собеседнику своей позиции.
Формулы речевого этикета
Существуют заранее определённые слова, фразы или выражения, постоянно используемые в разговоре. Такого рода «заготовки» называются формулами речевого этикета. Независимо от статуса собеседника (начальник или соседка) и длительности разговора (просто выяснить дорогу или поболтать часик другой), беседа складывается из трёх частей:
- Начало разговора (приветствие/знакомство).За банальным началом ожидается примитивный разговор, и напротив, интересное начало предполагает интересную беседу. Какие именно формулы (фразы) будут выбраны вами для приветствия, зависит от собеседника (его пола, возраста, статуса) и ситуации. Речевой этикет жёстко не регламентирует приветствие или знакомство. В данном случае примеры речевого этикета достаточно разнообразны. При встрече можно сделать акцент на эмоциональную сторону: «Привет, как я рад тебя видеть!», а можно поздороваться достаточно сдержанно и вежливо – элементарное «Добрый день/вечер!». Приветствие должно быть адекватным ситуации, вечером никто не говорит: «Доброе утро». Соответствующее приветствие необходимо использовать в зависимости от пола или социального статуса собеседника. Самым универсальным приветствием являются нейтральное выражение «Здравствуйте!» или «Приветствую!». Это вежливая и демократичная форма приветствия, подходящая для всех.
- Основная часть (сама суть разговора). Чтобы получить репутацию хорошего собеседника, держитесь золотого правила. Заключается оно в чётком изложении темы: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Какими именно формулами речевого этикета вы воспользуетесь, зависит от поставленных целей данной беседы (просьба, предложение, оповещение, приказ …).
- Заключительная часть разговора (прощание). При прощании по правилам речевого этикета можно либо просто попрощаться, либо договориться о следующей встрече. При прощании отлично работает пожелание здоровья или «Всего хорошего». А вот говорить «Созвонимся!» не стоит, если собеседники более чем уверенны, что этого не произойдёт. В таком случае будет лучше просто сказать «До свидания».