Функциональные стили. Научный стиль
Слово стиль происходит от лат. stylus — остроконечная палочка. В древности оно означало заостренную с одного конца и закругленную с другого палочку, стержень из дерева, металла, кости. Острым концом писали, другим — в виде лопаточки — стирали неудачно написанное, чтобы писать снова. Отсюда выражение:
«Чаще поворачивай!», т. е. чаще исправляй, переделывай, переписывай.
Вскоре слово стиль стало означать уже качество написанного. В этом суть стилистики — умение выразить свою мысль по-разному, различными языковыми средствами, что и отличает один стиль от другого.
Стили русского литературного языка характеризуются:а) целью, которая преследуется речевым высказыванием (научный стиль используется для сообщения научных сведений, объяснения научных фактов; публицистический — для воздействия словом через средства массовой информации инепосредственно говорящим; официально-деловой — для информирования); б) сферой использования, обстановкой; в) жанрами; г) языковыми (лексическими, синтаксическими) средствами; д) другими стилевыми особенностями.
К научному стилюотносятся такие жанры литературы, как статьи в научных журналах и сборниках, монографии, диссертации, энциклопедии, словари, справочники, учебники. Научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещаниях также являются жанрами научного стиля речи. В научном стиле различают подстили: собственно научный (наиболее строгий, используется в диссертациях, научных трудах, ГОСТах), научно-популярный (характерен для научных статей в газетах, журналах), учебно-научный (используется в учебной литературе для разных типов образовательных учреждений).
Самой общей специфической чертой этого стиля является логичность изложения.Этим качеством должно обладать любое связное высказывание, но научный текст отличается подчеркнутой, строгой логичностью. Все части в нем жестко связаны по смыслу и располагаются в строгой последовательности; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте. Для научной речи типична связь предложений при помощи повторяющихся существительных, часто в сочетании с указательным местоимением. На последовательность развития мысли указывают и наречия: сначала, прежде всего, потом,
затем, далее; а также вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, наоборот; союзы: так как, потому что, чтобы, поэтому.
Другим типичным признаком научного стиля является точность.Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики. В научном стиле считается нормой повторение ключевых слов.
Отвлеченностьи обобщенностьнепременно пронизывают каждый научный текст. Поэтому здесь широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить, и соответственно слова с отвлеченным значением (пустота, скорость, время, сила, количество, качество, закон, число, предел), нередко встречаются формулы, символы, условные обозначения, графики, таблицы, диаграммы, схемы, чертежи.
Характерно, что даже конкретная лексика здесь выступает для обозначения общих понятий. Филолог должен внимательно... т. е. филолог вообще; Береза хорошо переносит морозы, т. е. не единичный предмет, а порода деревьев — общее понятие. Это ярко проявляется при сравнении особенностей употребления одного и того же слова в научной и художественной речи. В художественной речи слово не является термином, оно содержит в себе не только понятие, но и словесный художественный образ (сравнение, олицетворение и т. д.). Слово науки однозначно и термино-логично.
Не только существительные, но и глаголы обычно используются в научной речи не в своих основных и конкретных значениях, а в обобщенно-отвлеченном. Слова идти, следовать, привести, составлять, указывать и др. обозначают не собственно движение, а нечто отвлеченное:
идти лесом речь идет о проблемах
следуйте за мной отсюда следует вывод
привести друга привести к общему зна-
менателю
Для научной речи характерно преобладание местоимений 3-го лица, значение лица при этом ослаблено; часто употребляются краткие прилагательные.
Не смешивайте устоявшиеся в науке термины, образованные по типу метафоры (в биологии — язычок, пестик, зонтик; в технике — муфта, лапа, плечо, хобот; в географии — подошва (горы), хребет), со словами, используемыми в изобразительно-выразительных целях в публицистическом или художественном стиле речи, когда эти слова перестают быть терминами (пульс жизни, политический барометр, переговоры буксуют и т. д.).
Для усиления выразительности в научном стиле речи, в особенности в научно-популярной литературе, в произведениях полемического характера, в дискуссионных статьях, используются: усилительные частицы, местоимения, наречия (лишь, абсолютно, только), прилагательные (типа колоссальный, один из величайших, сложнейший); проблемные вопросы (Какая же этому причина? Куда мир движется?).
Объективность — еще один признак научного стиля речи. Научные теории и законы, научные факты, явления, эксперименты и их результаты — все это излагается в текстах, относящихся к научному стилю речи. И все это требует количественных и качественных характеристик, объективных, достоверных. Поэтому восклицательные предложения в научном стиле используются очень редко. Недопустимо в нем и личное, субъективное мнение, не принято использовать местоимение я и глаголы в первом лице единственного числа. Здесь чаще используются предложения неопределенно-личные (считают, что...), безличные (известно, что...), определенно-личные (рассмотрим проблему...).
156. Составьте тезисы на основе приведенных ниже отрывков из статьи академика С. Вавилова «Михаил Васильевич Ломоносов». Какой тип речи представляет этот текст? Укажите его признаки.
Среди славных имен прошлого русской науки есть одно особенно нам близкое и дорогое — имя Михаила Васильевича Ломоносова.
Михаил Васильевич Ломоносов — не просто один из замечательных представителей русской культуры. Еще при жизни М. В. Ломоносова образ его засиял для русских современников светом осуществившейся надежды на силу национального гения. Дела его впервые решительным образом опровергли мнение заезжих иностранцев и отечественных скептиков о неохоте и даже неспособности русских к науке. М. В. Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры с ее разнообразием и особенностями, с ее богатством и широтой. Он был естествоиспытателем, философом, поэтом, основоположником русского литературного языка, историком, географом, политическим деятелем. Всем своим самобытным энциклопедизмом6, простиравшимся от поэзии и изобразительного искусства до великих физико-химических открытий, М. В. Ломоносов, как никто другой, доказывал единство всех проявлений человеческого духа, искусства и науки, абстрактной мысли и конкретной техники.4
Еще со студенческих лет М. В. Ломоносов проявил себя как знаток русского языка, реформатор стихосложения. Будучи за границей, он пишет: «Я не могу довольно о том нарадоваться, что российский наш язык не токмо бодростию и героическим звоном греческому, латинскому и немецкому не уступает, но и подобную оным, а себе купно природную и соответственную версификацию иметь может». Его живо интересует связь церковно-славянского языка с русским, — на ее основе он делит литературный язык на соответствующие стили: высокий, средний и низкий. В 1755 г. М. В. Ломоносов публикует «Российскую грамматику», почти в течение ста лет сохранявшую огромное практическое значение... <...>
М. В. Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в истории культуры всего человечества. Даже Леонардо да Винчи, Лейбниц, Франклин и Гете — более специальны и узки. Замечательно при этом, что ни одно дело, начатое М. В. Ломоносовым, будь то физико-химические исследования, трагедии и оды, составление грамматики и русской истории, организация и управление фабрикой, географические проекты, политико-экономические вопросы, не делалось им против воли или даже безразлично. М. В. Ломоносов был всегда
увлечен своим делом до вдохновения и самозабвения, — об этом говорит каждая страница его наследства. Пушкин в «мыслях на дороге» замечает: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет, он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
Полнее и глубже всего, наряду с поэзией, М. В. Ломоносов раскрылся в физике и химии. Своей «главной профессией» М. В. Ломоносов считал химию (об этом он пишет в посвящении ко второму изданию перевода «Волфиянской физики»), но вместе с тем он, несомненно, может считаться первым и наиболее замечательным русским физиком. <...>
М. В. Ломоносов был первым русским ученым не потому только, что он русский по национальности и с исключительным успехом развивал в России передовую науку, — он первый русский ученый еще потому, что в нем впервые и с необычайной силой и выразительностью открылись те особенности русского научного гения, которые потом проявились в Лобачевском, Менделееве, Бутлерове, Лебедеве, Павлове и других главных представителях русской науки. <...>
1. Найдите в тексте вводные слова, обороты и предложения, определите их роль.
2*. Что такое высокий, средний и низкий стили языка, о которых говорится в третьем абзаце?
3*. Расскажите о великих людях мировой культуры, имена которых названы в четвертом абзаце.
157. Спишите текст, определите стиль (с обоснованием).
I. Пути изменения слов причуд л., вы и мног.. различны. Вы видели к..мариный тан..ц в теплый июльский вечер? Никогда не знаешь как и куда метнет(?)ся комар — ажурное существо, парящ..е в облаке себе подобных. Траектория полета определяется тыс..чью (не)предсказу..мых условий.
Слова похожи на такое невесомое3 облачко. Они все вместе, но каждое и (само)(по)себе во всем своем совершенств.. вот так оно произнос.тся это его фонетическая сторона, так оно образуется от других слов это его словообразовательные отношения так оно изменяется по фор-
мам присоединяясь к другим словам в предложении это его грам(?)атические формы. А вот так это слово расцветает всеми гран..ми своих значений если вокруг него нет (н..)одного похожего или равного ему1, или смиренно пригасит внутрен(?)ее свое свечение если (по)соседству окажется более точное более гибкое слово. Тогда мы говорим о лексическом значении слова а шире о семантических связях слов. Семантических знач..т смысловых термин семантикавосход..т к (древне)греческому семантикос (обозначающий). И верно слово не отражает пр..дмет непосредственно2 оно только обозначает его условным символом. (В. Колесов.)
1. Объясните постановку тире, в том числе после слова шире.
2. Найдите две вставные конструкции, выделяемые скобками.
II. Слова любого языка составляют сложную разветвленною систему знаков.
Слово двусторонний знак оно имеет форму которая изучается грамматикой и фонетикой и значение которым занимается семантика. Форма слова условна (по)отношению к его значению. Почему в самом деле мы произнос.м столчтобы обозначить понятие «стол» и тем самым представить р..альный предмет — стол? Почему мы (при)этом не произносим другого набора звуков например подобно чехам и полякам, — стул,или, подобно украинцам, — стил?А потому, что для современ(?)ого русского человека ряд звуков столсвязан с обозначением понятия «стол» тогда как для обозначения того же понятия поляк пользуется рядом звуков стула украинец — рядом звуков стил.
Выходит что связь звучания и значения слова весьма условна и сама по себе может изменят(?)ся. Так кстати и случилось в польском и украинском языках: общее славянское столсо временем в польском превратилось в стула в украинском — в стил.Звуковая форма слова изменилась, причем в каждом языке (по)своему а общее значение сохранилось. (В. Колесов.)
1. Объясните постановку тире (в пяти случаях, в двух случаях — в сочетании с запятой).
2. Найдите: а) вводный оборот; б) два вопросительных предложения.
158*. Проанализируйте небольшой текст из своего учебника по физике или химии (объем — 1 страница), выявите в нем признаки научного стиля (логичность, точность, отвлеченность, объективность), выделите слова-термины.
Укажите синтаксические и лексические особенности текста.
159. Перепишите текст; числительные и условные обозначения,
заключенные в скобки, запишите словами.
Выявите в данном тексте признаки научного стиля:
а) слова, подчеркивающие логичность, точность изложения;
б) абстрактную лексику и специальные термины (если они есть);
в) сказуемые, подчеркивающие объективность изложения. Относится ли данный текст к научно-популярному подстилю? Докажите.
СКОЛЬКО НА ЗЕМЛЕ ЛЬДА
Почти (11 %) всей земной суши скрыто под блестящим0 лед..ным панц..рем. Об(?)ем льда оценивается сейчас в (30 000 000 км3). Сюда входят и айсберги5 и ледяные шапки (С, с)еверного полюса и материковые льды (А, а)нтарктиды и ледяные пики горных хребтов.
Ледники по своему объему составляют примерно (80 % ) всего льда на земле. Если ледниковый лед равномерно распределить по земной поверхности то он покроет ее слоем толщиной в (60 м).
Самый толстый слой льда обнаружен в Ант..рктиде свыше (5000 м). Ледники и их снежный покров обладают исключительной отражательной способностью. Если бы таким свойством обладала вся земная поверхность то ее внешний (тепло)обмен уменьшился бы втрое, а средняя температура на земле была бы порядка (-90°). (Из газеты.)
160. Распределите слова-термины на две группы: а) лингвистические, б) литературоведческие; каждую из групп продолжите своими примерами. Правильно произнесите слова и поставьте ударения. Подготовьтесь к толкованию терминов, входящих в обе группы.
Метон..мия, орф..эпия, бал(?)ада, гипербола, м..н..лог, граф-.ка, дакт..ль, ди..лог, стих..сложение, композиция, лекс.ка, лир..ка, м..тафора, морф..логия, не..логизм, перснаж, преф..кс.
161. Определите способ образования терминов, обозначьте морфемы.
Бульд..зерист, нала..чик, (сверх)проводимость, (гам-ма)излучение, микроэлектроника, литературоведение, языкознание, мон. .рельсовый, маркировка, макрокосмос, мимикрия, хирургический, кардиологический, страхование, визуальный, стереофония, космодром, (пресс)центр.
Написания проверьте по словарю иностранных слов.
162*. К какой области знаний или производства относятся незнакомые или малознакомые для вас термины и что они обозначают? При затруднениях обращайтесь к словарю иностранных слов. Обозначьте части слова.
Аэр..танк, сейсм..грамма, вид..отелефон, герм..перчатка, кардиоскоп, стер..оэкран, сел..нограф, авт..п..ртрет, агр..химия, акв..рель, би..сфера, ге..дезия, пол..фония, рад..оканал, сейсмология, селенография, супер..бложка, ультр..звук, стере..скоп, фон..метр, экслибрис.
163*. Определите предмет по его описанию, толкованию; запишите соответствующий термин.
1) Наземное безрельсовое транспортное средство высокой проходимости. 2) Транспортное средство, способное передвигаться по суше и воде. 3) Прибор для измерения атмосферного давления. 4) Оптический прибор для рассматривания предметов, (не)различимых простым глазом. 5) Астрономический прибор для наблюдения за небесными светилами. 6) Устройство для непрерывной записи (в виде кривой) или для наблюдения на экране изменений силы тока, напряжения и других электрических величин. 7) Кулачный бой по особым правилам, в специальных мягких перчатках. 8) Особый пояс, стягивающий нижнюю часть грудной клетки и живот для придания фигуре стройности.
164. Распределите слова по сферам употребления. Укажите, какие из них являются узкоспециальными терминами, а какие перешли в разряд общеупотребительных.
Звер..лов, хлопкороб, цветовод, сад..водство, путепровод, нефтеналовной, мет..оролог, шлемофон, газ..фика-
ция, модернизировать, аудиовид..отехника, унифицировать, периодически, визуальный, ультразвук, ант..мир, ремонтник, электрик, ядерщик, план..тарий, косилка, картофелекопалка, телеграфист, видеоэк..логия, гидр..стеклоизоляция.
Определите способ образования слов, выделите в них морфемы.
165. Расшифруйте сложносокращенные слова. Укажите способ
их образования. Вспомните, как определяется род таких слов.
Составьте с этими словами словосочетания. В каком стиле речи
они могут быть употреблены?
МиГ, АТС, ОРТ, БДТ, ГАБТ, геофак, ТЮЗ, МИД, корпункт, месяцеслов, автовокзал, ТВ, ООН, МАГАТЭ, ЮНЕСКО.
166. Замените данные словосочетания сложными словами, со
ставьте с ними предложения. Определите, к какому стилю речи
они могут относиться.
Зерновой склад, автомобильная магистраль, кадр киноленты, специалист по изучению вулканов, изолировать тепло, обрабатывать металл, электрическая энергия, широкое потребление, лечение грязью, студия записи музыки.
167. Используя словари (толковый, этимологический, иностранных слов), объясните историческое родство данных ниже слов.
Балкон — балка. Винтовка — винт. Квартал — квартет. Маневр — манера, манипуляция, маникюр, мануфактура, манжеты.
168. Спишите отрывок из статьи Д. Лихачева «Будьте осторожны со словами».
1. Требования к языку научной работы ре..ко отличаются от требований к языку художественной литературы.
2. Метафоры и разные образы в языке научной работы допустимы только в случаях необходимости поставить логический акцент на какой(нибудь) мысл.. . <...>
3. Главное достоинство научного языка ясность.
4. Другое достоинство научного языка легкость крат-
кость свобода переходов от предложения к предложению простота.
5. Придаточных предложений должно быть мало. Фразы должны быть краткие переход от одной фразы к другой логическим и естествен(?)ым «(не)замечаемым».
6. Каждую написанную фразу следует проверять на слух надо прочитывать написанное (в)слух для себя.
7. Следует поменьше употреблять местоимения заставляющие думать к чему они относятся, что они «заменили».
8. Не следует боят(?)ся повторений механически от них избавляться. То или иное понятие должно называться одним словом (слово в научном языке всегда термин). Избегайте только тех повторений которые приходят от бедности языка.
9. Избегайте слов(п..разитов) слов мусорных ничего не добавляющих к мысли. Однако важная мысль должна быть выр..жена не «походя» а с некоторой остановкой на ней. Важная мысль достойна того чтобы на ней автор и читатель взаимно помедл..ли. Она должна варьироваться под пером автора.
10. Обращайте внимание на «качество» слов. Сказать напротив лучше, чем наоборот, различие лучше, чем раз ница. Не употребляйте слово впечатляющий. Вообще3 будьте осторожны со словами которые сами лезут под перо словами-новоделами.
1. Какие рекомендации из статьи Д. Лихачева вам предка представляются наиболее важными? Запишите их в виде небольшого плана. Подготовьте сообщение по этому плану.
2. Конкретизируйте первое высказывание Д. Лихачева.
169. Дайте сравнительное научно-популярное (понятное для каждого читающего) описание одного из вариантов по вашему выбору: а) микроскопа и телескопа; б) бинокля и лупы; в) автомобиля, теплохода и поезда; г) радиоприемника и телевизора; д) ботинок и туфель; е) платья, сарафана и кофты. Во всех случаях необходимо описать признаки сходные и различные, сформулировать емкое, экономное по форме и достаточно полное по содержанию определение предмета.
170*. Из учебника по физике (астрономии, химии, биологии) выберите три небольших фрагмента (по 15—20 строк) и примерно
такие же по объему фрагменты текста изучаемого художественного произведения.
1. Определите, какие части речи и их грамматические формы чаще встречаются в выбранных вами фрагментах научного текста и художественного.
2. Проанализируйте формы глаголов и выражаемые ими грамматические значения в тех и других текстах.
3. Выберите из текстов словосочетания, в состав которых входит прилагательное. В чем особенность прилагательных в текстах научного и художественного стилей?
4. Выберите обороты с характерными для научной речи предлогами и союзами, сравните их с оборотами художественной речи, содержащими предлоги и союзы.
Публицистический стиль
Особенности публичной речи
В публичной речи используется публицистический стиль.Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный». Однокоренными со словом «публицистический» являются слова публицистика (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на общественно-политические темы). Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения: 1) посетители, зрители, слушатели; 2) люди, народ.
Цель публицистических высказываний — информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.
Сфера использования публицистического стиля — общественно-экономические, политические, культурные отношения.
Жанры публицистики— статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, речь защитника или адвоката на суде, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад на общественно-политические, нравственно-этические темы.
Для публичной речи и публицистического стиля характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывностьи соответствующие им языковые средства. В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций.
Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология. Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. Все это сближает публицистический стиль с научным.
У публицистического стиля также много общего и с художественным стилем речи. Для него характерны страстность, призывность. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.
Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, — общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.
Широко известны публицистические статьи литературных критиков В. Белинского, Н. Добролюбова, Н. Чернышевского, Н. Шелгунова, историков С. Соловьева, В. Ключевского, философов В. Розанова, Н. Бердяева; выступления выдающихся русских юристов А. Кони, Ф. Плевако. К публицистическим жанрам обращались М. Горький (циклы «О современности», «В Америке», «Заметки о мещанстве», «Несвоевременные мысли»), В. Короленко (письма А. В. Луначарскому), М. Шолохов, А. Толстой, Л. Леонов, И. Эренбург. Известны своими публицистическими статьями писатели С. Залыгин, В. Распутин, Д. Гранин, В. Лакшин, академик Д. Лихачев.
171. Предлагаем вам отрывок из выступления на суде известного русского юриста А. Кони. Укажите признаки публицистического стиля, иллюстрируя их примерами из текста.
Господа судьи, господа присяжные заседатели!
Вам предстоит произнести приговор по делу весьма сложному и во многих отношениях весьма интересному. Оно интересно по свойству преступления, по обстановке, при которой оно совершено, и по личностям самих подсудимых. Вам, господа присяжные заседатели, в течение вашей довольно продолжительной сессии приходилось встречаться преимущественно с подсудимыми обыкновенного типа. По большей части это были обвиняемые в обыденных преступлениях, преимущественно в краже. Бедность, неразвитость, отсутствие безвредных развлечений и иногда крайне печальная нравственная и бытовая обстановка являлись причинами, привлекавшими их на скамью подсудимых. Совершив преступление, нарушив закон, они заслуживали по большей части наказания, но тем не менее нельзя не пожалеть, что они были поставлены судьбою в положение, которое благоприятствовало совершению преступления. Но ничего подобного в настоящем деле мы не видим. Перед нами другие подсудимые. Перед нами люди, которые, во всяком случае, имеют некоторую претензию считаться людьми развитыми, которые имеют средства к существованию довольно определенные, а один из них — даже сравнительно большие. Эти лица могли бы совершенно иначе сложить свою жизнь, чем они ее сложили, могли бы отдать ее такой деятельности, которая не привлекает в конце концов на скамью подсудимых. Я думаю, что напряженное внимание, с которым вы относились к судебному следствию, избавляет меня от необходимости указывать вам на многие мелочные подробности дела. Поэтому я буду касаться только выдающихся его сторон, будучи убежден, что остальное дополнят ваша память и совесть. Вы точно так же не упустите из виду и того, что дело это приподнимает кусочек завесы над деяниями, совершаемыми во мраке и редко всплывающими на свет божий, над действиями, которые совершенно напрасно старается приурочить один из подсудимых к целям общего блага и спокойствия. Вы вглядитесь в эти деяния пытливым взором и в приговоре вашем оцените их нравственное достоинство.
1. Выпишите слова, словосочетания, обороты речи, которые вы считаете характерными для речи юриста, обозначьте корни слов и ударный слог.
2. Какие средства языка помогают эмоциональному воздействию на читателя и слушателя? Ответьте письменно с приведением примеров из текста.
172. Спишите текст. Определите его стиль, выявите признаки названного вами стиля.
Почему мы (с)нов.. пиш..м о (В, в)торой (М, м)ировой войне? Не (по)тому наверное что слабость рода людского боязнь смерти и не потому что инстинкт сам..сохранения господствует над разумом. Нет, мы помним о войне потому, что человек — величайшая ценность данного мира а его мужество и свобода его это освобождение от страха от зла которые раз(?)единяют людей.
Я не отношу себя к парадоксалистам6 но видимо человек не мог(бы) быть человеком если бы он не был способ..н ос.знать возможность своей смерти а осознав ее познать (не)повторимую ценность самого себя и ценность других. В этой слабост.. его величие и сознание собственней нужности на земле. В то(же) время человек тогда становиться человеком когда овладевает великой тайной осознав ценность жизни перестает боят(?)ся смерти и ум..рая (во)имя убеждений и веры се..т зерна добра которые могут или не могут стать колось..ми мгновенно.4 В этом духовная основа каждого подвига. Тогда смерть человека на войне и не только на войне это жизнь его во всем1 что1 мы называем будущ..м. Отн..ми у людей пульс самопожертвования, эту вспышку высокого духа и люди сильных убеждений прокл..нут физическое бессмертье если даже оно станет биологически возможно. Опасность смерти преодоление в себе чувства опасности и отрицание физического бессмертия в этом я вижу проблему борьбы жизни и смерти. И здесь уже все конфликты войны и мира объединяются в главную проблему суть которой наверное все(же) в том чтобы оставить после себя след на земле. Но одни уходя из жизн.. оставляют скользкий улиточный след на котором3 можно поскользнут(?)ся другие яркий и ровный свет найденной в борьбе истины след упорной веры в людей утвержден(?)ой в (не)пр..мирим..м столкновении с человеконенавистничеством. (Ю. Бондарев.)
1. Выпишите книжную лексику — слова и словосочетания отвлеченные, общенаучные, терминологические.
2. Объясните постановку тире (в восьми случаях, в двух случаях — в сочетании с запятой).
3. Почему в третьем предложении запятая должна стоять (учитывая предшествующий текст) не перед, а после слова потому!
173. Данные ниже слова запишите, распределяя их по частям
речи. Для какого стиля характерна эта лексика?
Активизировать, благ..д..рить, благородный, вдохновлять, вел..к., душный, деструктивный, кол(?)едж, волну., щий, долг, д..сто..нство, заставлять, оправдывать, оск. .рблять, пам. ,ть, прав, .судие, проел, .влять, бе..покойный, спр..в..дливый, уб..ждать, ун..чтожать, цел..устремленный, че(?)ствовать, чу(?)ства, чуткий, девальвация, экстремизм, водрузить, ком(?)юнике, собст-вен(?)ость, ЦеВилизация, бе..корыс(?)ный, предвыборная к..мпания, кремин..ген(?)ый, кор(?)умпирован(?)ый, одномандатный, решающий, преобразование, (транс)нацио-нальный, благ..действие, ал..янс, депутатекий, журна-лис(?)ское безвозмездный, рас(?)ледование, консолидация, консенсус.
Найдите в словарях значение непонятных для вас слов, составьте с ними словосочетания.
174. В каких стилях речи могут быть использованы приведен
ные ниже слова? Сгруппируйте их по тематическому признаку.
Составьте с ними словосочетания.
Гипот..за, гуман(?)ость, ид..ализм, конвенц..я, консул, критерий, матер..ализм, мировоз(?)рение, мис(?)ия, мра-к..бесие, направление, об(?)ективность, пакт, пес(?)имизм, п..сол, пр..гресс, развитие, самосознание, соЛеДарность, сх..ластика, ф..тализм, фил..софия, эклектизм, д..пл..матия.
В публицистическом стиле часто используются слова: с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз-(с-); с суффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам, все-, обще-, сверх-.
175. Подберите слова с названными выше приставками, корнями и суффиксами, обозначьте в них части слова, составьте словосочетания. В каком стиле речи предпочтительно употребление таких морфем?
176. Раскройте значение данных слов (5—6 толкований запишите).
Деспотизм, фан..тизм, анарх..я, гражданственность2, объективность, гуман. .стический, демократический, радикальный, реакционный, этический, эмоциональный, субъективный.
177. Используя словари, дайте краткое толкование слов (письменно). Подчеркните орфограммы — непроверяемые гласные в корне. К каким из этих слов вы можете подобрать родственные?
В третьей группе слов определите значение частей слова.
1) Дайджест, дипломатия, диссидент, дума, инфраструктура, консенсус, консолидация, м..нталитет, мэрия, популизм, през..нтация, рейтинг, слайд, спикер, шоу, эйфория, эскалац..я.
2) Ав..нгард, авт..ритет, агрес(?)ор, антаг..низм, гарант..я, дипл..мат, интеллигенция, конс.рватизм, п..триот, сувер..нитет, эконом..ка, эксплу..тация.
3) Авт..кратия, аристократ..я, б..рократия, гер..нтократия, д..мократия, т..ократия, техн..кратия.
178. Выпишите фразеологизмы, уместные: а) в разговорной речи; б) в публицистическом стиле. Подтвердите свои выводы, конкретизируя тематику высказывания с каждым из фразеологизмов.
Сыграть (свою) роль, носиться в воздух.., ахил(?)есова п..та, (без)экивоков, бить (в)набат, Боже упаси, вт..рать очки, пустить корни, пир (во)время чумы, душа (на)распашку, взять (на)заметку, (в)самом деле, как говорит(?)ся, у разбитого к..рыта, выйти (в)свет, увидеть свет, на кажд..м шагу, в..лять хвостом, сплош(?) и рядом, с точки зрен..я, скрещ..вать шпаги, вносить вклад, в первую очередь, как вчера р..дился, другими словами, жреб..й брош..н, зад..рать нос, играть роль, иметь значеНое, развесить уши.
179*.Какие из данных слов и словосочетаний являются, по вашему мнению, общеупотребительными, а какие характерны для публицистического стиля? Выпишите их по группам.
Акционирование предприятий, народная медицина, астрологический прогноз, бизнес-тур, всеобщая ур..вниловка, галопиру..щая инфляция, всеобщая2 гласность, демократизация общества, обществен(?)ое сознание, дикий рынок, евангельские чтения, парафировать договор, криз..с власти, акт милосердия, инвестиции, либерализация цен, пестициды, лига брок..ров, народная дипломатия, парламентские слушания, обвальная2 приватизация, думский ком..тет, народные избран(?)ики, православная г..мназия, принято единоглас(?)но, приоритет общечеловеческих2 ценностей, (псевдо)рынок, цивилизованный, разгосударствление, маркетинговая служба, семин..рист, р..форма политической системы, рублевое пространство, руководящие указания, сплошная ваучеризация, тружен(?)ики полей, л..цейские клас(?)ы, утверждение социальной справедливости, хищнический рынок, человеческий фактор, шоковая терапия.
Подготовьтесь к толкованию этих слов и словосочетаний.
180.Спишите отрывок из статьи С. Залыгина «Читая Гоголя». Укажите в нем признаки публицистического стиля.
...И в отличи., от других классиков от классиков(романистов) прежде всего Гоголь никогда не говорит о счасть.. . Этого слова у него нет. Этого понятия тоже.
И не (в)том даже дело что его герои счастливы или (не)счастливы а само понятие счастья для них слишком (не)определенно разве только осуществление мечты Акакия Акакиевича о новой шинел.. делает его на миг счастливым.4 Но (не)более того.
Между тем русская клас(?)ическая литературане обходилась без этого понятия оно было для нее как бы внутренней движущей силой.Дост..евский видел счастье в оч.щении души.Толстой в полноте и естествен(?)ости чувства.Короленко в благородстве натуры.Пушкин как бы даже и овеществлял счастьеи сам чувствовал его в своей крови. У Чехова счастья нет однако же (н..)(у)кого
другого герой так настойчиво и глубоко н.. осмысливает понятие счастья, так не страда..т (от)того что его нет так страстно не убежден что оно должно быть.
Но счастье и Гоголь как(будто) даже (не)совместимы и хотя у нас (н..)(на)минуту н.. закрад..вается сомнение в том что все что им сделано сделано ради человека ради человечества и его судеб тем (н..)менее никак нельзя уловить что(же) Гоголь пон..мает под словом «счастье»? Как сам его чу(?)ствует?
Может быть это опять-таки объясняется его склонностью2 к сатир., и гиперболе которые обладают какой(то) своей собственной философией и чужды этой категории?
1. Обоснуйте все случаи написания -е> -и в окончаниях существительных.
2. Дайте толкование выделенных словосочетаний.
3. Напишите о своем понимании счастья.
181*. Составьте предложения или словосочетания с данными словами.
Апат..я, деспотизм, дилетант, ид..ал, интеллектуальный, пери..д, полемизировать, привилегии, проблема, рутина, субъективный, тоталитарный, традиции, ц..низм, эмоциональный, эрудирован(?)ый.
Проверьте написание слов. Выпишите слова, в которых вы допустили ошибку, от каждого из них образуйте по несколько однокоренных слов (письменно).
182. Д. Гранин в своей книге «Точка опоры» одну из статей посвятил Д. Лихачеву. Прочитайте отрывок из этой статьи, озаглавьте его. К какому типу речи вы отнесете этот текст? Почему? Выделите его главную мысль. Спишите одну из частей отрывка, обосновывая орфограммы.
I. (В)первые я увидел Д. С. Лихачева «в деле» когда шло обсуждение пр..екта реконструкции (Н, н)евского (П, п)роспекта. Было это в шестидесятые годы. Созрело очередное покушен..е на красоту Невского очередная группа реформаторов вз..лась переделать проспект осовр..менить его улучшать и разумеется «коренным образом» перестроить заменить здания «не им<