Функциональные стили. Научный стиль

Слово стиль происходит от лат. stylus — остроконечная палочка. В древности оно означало заост­ренную с одного конца и закругленную с другого палоч­ку, стержень из дерева, металла, кости. Острым концом писали, другим — в виде лопаточки — стирали неудач­но написанное, чтобы писать снова. Отсюда выражение:



Функциональные стили. Научный стиль - student2.ru «Чаще поворачивай!», т. е. чаще исправляй, переделы­вай, переписывай.

Вскоре слово стиль стало означать уже качество на­писанного. В этом суть стилистики — умение выразить свою мысль по-разному, различными языковыми сред­ствами, что и отличает один стиль от другого.

Стили русского литературного языка характеризу­ются:а) целью, которая преследуется речевым выска­зыванием (научный стиль используется для сообщения научных сведений, объяснения научных фактов; публи­цистический — для воздействия словом через средства массовой информации инепосредственно говорящим; официально-деловой — для информирования); б) сферой использования, обстановкой; в) жанрами; г) языковыми (лексическими, синтаксическими) средствами; д) други­ми стилевыми особенностями.

К научному стилюотносятся такие жанры литературы, как статьи в научных журналах и сборниках, монографии, диссертации, энциклопедии, словари, справочники, учебники. Научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещани­ях также являются жанрами научного стиля речи. В научном стиле различают подстили: собствен­но научный (наиболее строгий, используется в диссертациях, научных трудах, ГОСТах), научно-популярный (характерен для научных статей в га­зетах, журналах), учебно-научный (используется в учебной литературе для разных типов образователь­ных учреждений).

Самой общей специфической чертой этого стиля яв­ляется логичность изложения.Этим качеством должно обладать любое связное высказывание, но научный текст отличается подчеркнутой, строгой логичностью. Все части в нем жестко связаны по смыслу и распола­гаются в строгой последовательности; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте. Для научной речи ти­пична связь предложений при помощи повторяющихся существительных, часто в сочетании с указательным местоимением. На последовательность развития мысли указывают и наречия: сначала, прежде всего, потом,

затем, далее; а также вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, наоборот; союзы: так как, потому что, чтобы, по­этому.

Другим типичным признаком научного стиля явля­ется точность.Смысловая точность (однозначность) до­стигается тщательным подбором слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики. В научном стиле счита­ется нормой повторение ключевых слов.

Отвлеченностьи обобщенностьнепременно прони­зывают каждый научный текст. Поэтому здесь широ­ко используются абстрактные понятия, которые труд­но представить, увидеть, ощутить, и соответственно слова с отвлеченным значением (пустота, скорость, время, сила, количество, качество, закон, число, пре­дел), нередко встречаются формулы, символы, услов­ные обозначения, графики, таблицы, диаграммы, схе­мы, чертежи.

Характерно, что даже конкретная лексика здесь выступает для обозначения общих понятий. Филолог должен внимательно... т. е. филолог вообще; Береза хорошо переносит морозы, т. е. не единичный пред­мет, а порода деревьев — общее понятие. Это ярко проявляется при сравнении особенностей употребления одного и того же слова в научной и художественной речи. В художественной речи слово не является терми­ном, оно содержит в себе не только понятие, но и сло­весный художественный образ (сравнение, олице­творение и т. д.). Слово науки однозначно и термино-логично.

Не только существительные, но и глаголы обычно используются в научной речи не в своих основных и конкретных значениях, а в обобщенно-отвлеченном. Слова идти, следовать, привести, составлять, указы­вать и др. обозначают не собственно движение, а не­что отвлеченное:

идти лесом речь идет о проблемах

следуйте за мной отсюда следует вывод

привести друга привести к общему зна-

менателю




Для научной речи характерно преобладание место­имений 3-го лица, значение лица при этом ослаблено; часто употребляются краткие прилагательные.

Не смешивайте устоявшиеся в науке термины, обра­зованные по типу метафоры (в биологии — язычок, пестик, зонтик; в технике — муфта, лапа, плечо, хо­бот; в географии — подошва (горы), хребет), со сло­вами, используемыми в изобразительно-выразительных целях в публицистическом или художественном стиле речи, когда эти слова перестают быть терминами (пульс жизни, политический барометр, переговоры буксуют и т. д.).

Для усиления выразительности в научном стиле ре­чи, в особенности в научно-популярной литературе, в произведениях полемического характера, в дискусси­онных статьях, используются: усилительные частицы, местоимения, наречия (лишь, абсолютно, только), при­лагательные (типа колоссальный, один из величайших, сложнейший); проблемные вопросы (Какая же этому причина? Куда мир движется?).

Объективность — еще один признак научного стиля речи. Научные теории и законы, научные факты, явле­ния, эксперименты и их результаты — все это излага­ется в текстах, относящихся к научному стилю речи. И все это требует количественных и качественных ха­рактеристик, объективных, достоверных. Поэтому вос­клицательные предложения в научном стиле исполь­зуются очень редко. Недопустимо в нем и личное, субъективное мнение, не принято использовать место­имение я и глаголы в первом лице единственного числа. Здесь чаще используются предложения неопределенно-личные (считают, что...), безличные (известно, что...), определенно-личные (рассмотрим проблему...).

156. Составьте тезисы на основе приведенных ниже отрывков из статьи академика С. Вавилова «Михаил Васильевич Ломоносов». Какой тип речи представляет этот текст? Укажите его при­знаки.

Среди славных имен прошлого русской науки есть од­но особенно нам близкое и дорогое — имя Михаила Ва­сильевича Ломоносова.

Михаил Васильевич Ломоносов — не просто один из за­мечательных представителей русской культуры. Еще при жизни М. В. Ломоносова образ его засиял для русских со­временников светом осуществившейся надежды на силу национального гения. Дела его впервые решительным обра­зом опровергли мнение заезжих иностранцев и отечествен­ных скептиков о неохоте и даже неспособности русских к науке. М. В. Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры с ее разнообразием и особенностями, с ее богатством и широтой. Он был естествоиспытателем, философом, поэтом, основоположником русского литера­турного языка, историком, географом, политическим дея­телем. Всем своим самобытным энциклопедизмом6, про­стиравшимся от поэзии и изобразительного искусства до великих физико-химических открытий, М. В. Ломоносов, как никто другой, доказывал единство всех проявлений человеческого духа, искусства и науки, абстрактной мыс­ли и конкретной техники.4

Еще со студенческих лет М. В. Ломоносов проявил се­бя как знаток русского языка, реформатор стихосложе­ния. Будучи за границей, он пишет: «Я не могу довольно о том нарадоваться, что российский наш язык не токмо бодростию и героическим звоном греческому, латинскому и немецкому не уступает, но и подобную оным, а себе куп­но природную и соответственную версификацию иметь мо­жет». Его живо интересует связь церковно-славянского языка с русским, — на ее основе он делит литературный язык на соответствующие стили: высокий, средний и низ­кий. В 1755 г. М. В. Ломоносов публикует «Российскую грамматику», почти в течение ста лет сохранявшую огром­ное практическое значение... <...>

М. В. Ломоносову по необъятности его интересов при­надлежит одно из самых видных мест в истории культу­ры всего человечества. Даже Леонардо да Винчи, Лейбниц, Франклин и Гете — более специальны и узки. Замечатель­но при этом, что ни одно дело, начатое М. В. Ломоносо­вым, будь то физико-химические исследования, трагедии и оды, составление грамматики и русской истории, орга­низация и управление фабрикой, географические проекты, политико-экономические вопросы, не делалось им против воли или даже безразлично. М. В. Ломоносов был всегда




увлечен своим делом до вдохновения и самозабвения, — об этом говорит каждая страница его наследства. Пушкин в «мыслях на дороге» замечает: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один явля­ется самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет, он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Полнее и глубже всего, наряду с поэзией, М. В. Ломо­носов раскрылся в физике и химии. Своей «главной про­фессией» М. В. Ломоносов считал химию (об этом он пи­шет в посвящении ко второму изданию перевода «Волфиянской физики»), но вместе с тем он, несомненно, может считаться первым и наиболее замечательным русским фи­зиком. <...>

М. В. Ломоносов был первым русским ученым не пото­му только, что он русский по национальности и с исклю­чительным успехом развивал в России передовую нау­ку, — он первый русский ученый еще потому, что в нем впервые и с необычайной силой и выразительностью от­крылись те особенности русского научного гения, которые потом проявились в Лобачевском, Менделееве, Бутлерове, Лебедеве, Павлове и других главных представителях рус­ской науки. <...>

1. Найдите в тексте вводные слова, обороты и предложения, определите их роль.

2*. Что такое высокий, средний и низкий стили языка, о кото­рых говорится в третьем абзаце?

3*. Расскажите о великих людях мировой культуры, имена ко­торых названы в четвертом абзаце.

157. Спишите текст, определите стиль (с обоснованием).

I. Пути изменения слов причуд л., вы и мног.. различны. Вы видели к..мариный тан..ц в теплый июльский вечер? Никогда не знаешь как и куда метнет(?)ся комар — ажур­ное существо, парящ..е в облаке себе подобных. Траектория полета определяется тыс..чью (не)предсказу..мых условий.

Слова похожи на такое невесомое3 облачко. Они все вместе, но каждое и (само)(по)себе во всем своем совер­шенств.. вот так оно произнос.тся это его фонетическая сторона, так оно образуется от других слов это его слово­образовательные отношения так оно изменяется по фор-

мам присоединяясь к другим словам в предложении это его грам(?)атические формы. А вот так это слово расцве­тает всеми гран..ми своих значений если вокруг него нет (н..)одного похожего или равного ему1, или смиренно при­гасит внутрен(?)ее свое свечение если (по)соседству ока­жется более точное более гибкое слово. Тогда мы говорим о лексическом значении слова а шире о семантических связях слов. Семантических знач..т смысловых термин семантикавосход..т к (древне)греческому семантикос (обозначающий). И верно слово не отражает пр..дмет не­посредственно2 оно только обозначает его условным симво­лом. (В. Колесов.)

1. Объясните постановку тире, в том числе после слова шире.

2. Найдите две вставные конструкции, выделяемые скобками.

II. Слова любого языка составляют сложную разветв­ленною систему знаков.

Слово двусторонний знак оно имеет форму которая изучается грамматикой и фонетикой и значение которым за­нимается семантика. Форма слова условна (по)отношению к его значению. Почему в самом деле мы произнос.м столчтобы обозначить понятие «стол» и тем самым предста­вить р..альный предмет — стол? Почему мы (при)этом не произносим другого набора звуков например подобно че­хам и полякам, — стул,или, подобно украинцам, — стил?А потому, что для современ(?)ого русского человека ряд звуков столсвязан с обозначением понятия «стол» тогда как для обозначения того же понятия поляк пользуется рядом звуков стула украинец — рядом звуков стил.

Выходит что связь звучания и значения слова весьма условна и сама по себе может изменят(?)ся. Так кстати и случилось в польском и украинском языках: общее сла­вянское столсо временем в польском превратилось в стула в украинском — в стил.Звуковая форма слова измени­лась, причем в каждом языке (по)своему а общее значение сохранилось. (В. Колесов.)

1. Объясните постановку тире (в пяти случаях, в двух случаях — в сочетании с запятой).

2. Найдите: а) вводный оборот; б) два вопросительных предло­жения.




158*. Проанализируйте небольшой текст из своего учебника по физике или химии (объем — 1 страница), выявите в нем при­знаки научного стиля (логичность, точность, отвлеченность, объ­ективность), выделите слова-термины.

Укажите синтаксические и лексические особенности текста.

159. Перепишите текст; числительные и условные обозначения,
заключенные в скобки, запишите словами.

Выявите в данном тексте признаки научного стиля:

а) слова, подчеркивающие логичность, точность изложения;

б) абстрактную лексику и специальные термины (если они есть);

в) сказуемые, подчеркивающие объективность изложения. Отно­сится ли данный текст к научно-популярному подстилю? Дока­жите.

СКОЛЬКО НА ЗЕМЛЕ ЛЬДА

Почти (11 %) всей земной суши скрыто под блестя­щим0 лед..ным панц..рем. Об(?)ем льда оценивается сейчас в (30 000 000 км3). Сюда входят и айсберги5 и ледяные шапки (С, с)еверного полюса и материковые льды (А, а)нтарктиды и ледяные пики горных хребтов.

Ледники по своему объему составляют примерно (80 % ) всего льда на земле. Если ледниковый лед равномерно распределить по земной поверхности то он покроет ее сло­ем толщиной в (60 м).

Самый толстый слой льда обнаружен в Ант..рктиде свыше (5000 м). Ледники и их снежный покров обладают исключительной отражательной способностью. Если бы таким свойством обладала вся земная поверхность то ее внешний (тепло)обмен уменьшился бы втрое, а средняя температура на земле была бы порядка (-90°). (Из газе­ты.)

160. Распределите слова-термины на две группы: а) лингвисти­ческие, б) литературоведческие; каждую из групп продолжите своими примерами. Правильно произнесите слова и поставьте ударения. Подготовьтесь к толкованию терминов, входящих в обе группы.

Метон..мия, орф..эпия, бал(?)ада, гипербола, м..н..лог, граф-.ка, дакт..ль, ди..лог, стих..сложение, композиция, лекс.ка, лир..ка, м..тафора, морф..логия, не..логизм, перснаж, преф..кс.

161. Определите способ образования терминов, обозначьте мор­фемы.

Бульд..зерист, нала..чик, (сверх)проводимость, (гам-ма)излучение, микроэлектроника, литературоведение, языкознание, мон. .рельсовый, маркировка, макрокосмос, мимикрия, хирургический, кардиологический, страхова­ние, визуальный, стереофония, космодром, (пресс)центр.

Написания проверьте по словарю иностранных слов.

162*. К какой области знаний или производства относятся не­знакомые или малознакомые для вас термины и что они обозна­чают? При затруднениях обращайтесь к словарю иностранных слов. Обозначьте части слова.

Аэр..танк, сейсм..грамма, вид..отелефон, герм..перчат­ка, кардиоскоп, стер..оэкран, сел..нограф, авт..п..ртрет, агр..химия, акв..рель, би..сфера, ге..дезия, пол..фония, рад..оканал, сейсмология, селенография, супер..бложка, ультр..звук, стере..скоп, фон..метр, экслибрис.

163*. Определите предмет по его описанию, толкованию; запи­шите соответствующий термин.

1) Наземное безрельсовое транспортное средство высо­кой проходимости. 2) Транспортное средство, способное пе­редвигаться по суше и воде. 3) Прибор для измерения атмосферного давления. 4) Оптический прибор для рас­сматривания предметов, (не)различимых простым глазом. 5) Астрономический прибор для наблюдения за небесными светилами. 6) Устройство для непрерывной записи (в виде кривой) или для наблюдения на экране изменений силы тока, напряжения и других электрических величин. 7) Ку­лачный бой по особым правилам, в специальных мягких перчатках. 8) Особый пояс, стягивающий нижнюю часть грудной клетки и живот для придания фигуре стройности.

164. Распределите слова по сферам употребления. Укажите, ка­кие из них являются узкоспециальными терминами, а какие пе­решли в разряд общеупотребительных.

Звер..лов, хлопкороб, цветовод, сад..водство, путепро­вод, нефтеналовной, мет..оролог, шлемофон, газ..фика-




ция, модернизировать, аудиовид..отехника, унифициро­вать, периодически, визуальный, ультразвук, ант..мир, ремонтник, электрик, ядерщик, план..тарий, косил­ка, картофелекопалка, телеграфист, видеоэк..логия, гидр..стеклоизоляция.

Определите способ образования слов, выделите в них морфемы.

165. Расшифруйте сложносокращенные слова. Укажите способ
их образования. Вспомните, как определяется род таких слов.
Составьте с этими словами словосочетания. В каком стиле речи
они могут быть употреблены?

МиГ, АТС, ОРТ, БДТ, ГАБТ, геофак, ТЮЗ, МИД, кор­пункт, месяцеслов, автовокзал, ТВ, ООН, МАГАТЭ, ЮНЕСКО.

166. Замените данные словосочетания сложными словами, со­
ставьте с ними предложения. Определите, к какому стилю речи
они могут относиться.

Зерновой склад, автомобильная магистраль, кадр кино­ленты, специалист по изучению вулканов, изолировать тепло, обрабатывать металл, электрическая энергия, широкое потребление, лечение грязью, студия записи му­зыки.

167. Используя словари (толковый, этимологический, иностранных слов), объясните историческое родство данных ниже слов.

Балкон — балка. Винтовка — винт. Квартал — квар­тет. Маневр — манера, манипуляция, маникюр, мануфак­тура, манжеты.

168. Спишите отрывок из статьи Д. Лихачева «Будьте осторожны со словами».

1. Требования к языку научной работы ре..ко отлича­ются от требований к языку художественной литературы.

2. Метафоры и разные образы в языке научной работы допустимы только в случаях необходимости поставить ло­гический акцент на какой(нибудь) мысл.. . <...>

3. Главное достоинство научного языка ясность.

4. Другое достоинство научного языка легкость крат-

кость свобода переходов от предложения к предложению простота.

5. Придаточных предложений должно быть мало. Фра­зы должны быть краткие переход от одной фразы к дру­гой логическим и естествен(?)ым «(не)замечаемым».

6. Каждую написанную фразу следует проверять на слух надо прочитывать написанное (в)слух для себя.

7. Следует поменьше употреблять местоимения застав­ляющие думать к чему они относятся, что они «заменили».

8. Не следует боят(?)ся повторений механически от них избавляться. То или иное понятие должно называться од­ним словом (слово в научном языке всегда термин). Избе­гайте только тех повторений которые приходят от бедно­сти языка.

9. Избегайте слов(п..разитов) слов мусорных ничего не добавляющих к мысли. Однако важная мысль должна быть выр..жена не «походя» а с некоторой остановкой на ней. Важная мысль достойна того чтобы на ней автор и читатель взаимно помедл..ли. Она должна варьироваться под пером автора.

10. Обращайте внимание на «качество» слов. Сказать напротив лучше, чем наоборот, различие лучше, чем раз­ ница. Не употребляйте слово впечатляющий. Вообще3 будьте осторожны со словами которые сами лезут под пе­ро словами-новоделами.

1. Какие рекомендации из статьи Д. Лихачева вам пред­ка представляются наиболее важными? Запишите их в виде небольшого плана. Подготовьте сообщение по этому плану.

2. Конкретизируйте первое высказывание Д. Лихачева.

169. Дайте сравнительное научно-популярное (понятное для каждого читающего) описание одного из вариантов по вашему выбору: а) микроскопа и телескопа; б) бинокля и лупы; в) авто­мобиля, теплохода и поезда; г) радиоприемника и телевизора; д) ботинок и туфель; е) платья, сарафана и кофты. Во всех слу­чаях необходимо описать признаки сходные и различные, сфор­мулировать емкое, экономное по форме и достаточно полное по содержанию определение предмета.

170*. Из учебника по физике (астрономии, химии, биологии) вы­берите три небольших фрагмента (по 15—20 строк) и примерно




такие же по объему фрагменты текста изучаемого художествен­ного произведения.

1. Определите, какие части речи и их грамматические фор­мы чаще встречаются в выбранных вами фрагментах научного текста и художественного.

2. Проанализируйте формы глаголов и выражаемые ими грамматические значения в тех и других текстах.

3. Выберите из текстов словосочетания, в состав которых входит прилагательное. В чем особенность прилагательных в текстах научного и художественного стилей?

4. Выберите обороты с характерными для научной речи пред­логами и союзами, сравните их с оборотами художественной ре­чи, содержащими предлоги и союзы.

Публицистический стиль

Особенности публичной речи

В публичной речи используется публицистический стиль.Слово публицистический образовано от ла­тинского слова publicus, что значит «общественный, го­сударственный». Однокоренными со словом «публицис­тический» являются слова публицистика (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на обществен­но-политические темы). Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения: 1) посетители, зрители, слушатели; 2) люди, народ.

Цель публицистических высказываний — информи­рование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным по­ступкам, действиям.

Сфера использования публицистического стиля — общественно-экономические, политические, культурные отношения.

Жанры публицистики— статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, речь защитника или адвоката на суде, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад на общест­венно-политические, нравственно-этические темы.

Функциональные стили. Научный стиль - student2.ru Для публичной речи и публицистического стиля ха­рактерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывностьи соответствующие им язы­ковые средства. В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтакси­ческих конструкций.

Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная пробле­ма, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал рас­полагается в строгой логической последовательности, ис­пользуется общенаучная терминология. Публицистиче­ские выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. Все это сближает публицистический стиль с научным.

У публицистического стиля также много общего и с художественным стилем речи. Для него характерны страстность, призывность. Чтобы эффективно воздей­ствовать на читателя или слушателя, на его воображе­ние и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные сред­ства, прибегает к помощи разговорных и даже просто­речных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.

Важнейшее требование, предъявляемое к публицис­тике, — общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

Широко известны публицистические статьи литера­турных критиков В. Белинского, Н. Добролюбова, Н. Чернышевского, Н. Шелгунова, историков С. Со­ловьева, В. Ключевского, философов В. Розанова, Н. Бердяева; выступления выдающихся русских юрис­тов А. Кони, Ф. Плевако. К публицистическим жанрам обращались М. Горький (циклы «О современности», «В Америке», «Заметки о мещанстве», «Несвоевремен­ные мысли»), В. Короленко (письма А. В. Луначарско­му), М. Шолохов, А. Толстой, Л. Леонов, И. Эренбург. Известны своими публицистическими статьями писате­ли С. Залыгин, В. Распутин, Д. Гранин, В. Лакшин, академик Д. Лихачев.





171. Предлагаем вам отрывок из выступления на суде известно­го русского юриста А. Кони. Укажите признаки публицистиче­ского стиля, иллюстрируя их примерами из текста.

Господа судьи, господа присяжные заседатели!

Вам предстоит произнести приговор по делу весьма сложному и во многих отношениях весьма интересному. Оно интересно по свойству преступления, по обстановке, при которой оно совершено, и по личностям самих подсу­димых. Вам, господа присяжные заседатели, в течение ва­шей довольно продолжительной сессии приходилось встре­чаться преимущественно с подсудимыми обыкновенного типа. По большей части это были обвиняемые в обыденных преступлениях, преимущественно в краже. Бедность, не­развитость, отсутствие безвредных развлечений и иногда крайне печальная нравственная и бытовая обстановка яв­лялись причинами, привлекавшими их на скамью подсу­димых. Совершив преступление, нарушив закон, они за­служивали по большей части наказания, но тем не менее нельзя не пожалеть, что они были поставлены судьбою в положение, которое благоприятствовало совершению пре­ступления. Но ничего подобного в настоящем деле мы не видим. Перед нами другие подсудимые. Перед нами люди, которые, во всяком случае, имеют некоторую претензию считаться людьми развитыми, которые имеют средства к существованию довольно определенные, а один из них — даже сравнительно большие. Эти лица могли бы совершен­но иначе сложить свою жизнь, чем они ее сложили, мог­ли бы отдать ее такой деятельности, которая не привлека­ет в конце концов на скамью подсудимых. Я думаю, что напряженное внимание, с которым вы относились к судеб­ному следствию, избавляет меня от необходимости указы­вать вам на многие мелочные подробности дела. Поэтому я буду касаться только выдающихся его сторон, будучи убежден, что остальное дополнят ваша память и совесть. Вы точно так же не упустите из виду и того, что дело это приподнимает кусочек завесы над деяниями, совершаемы­ми во мраке и редко всплывающими на свет божий, над действиями, которые совершенно напрасно старается при­урочить один из подсудимых к целям общего блага и спо­койствия. Вы вглядитесь в эти деяния пытливым взором и в приговоре вашем оцените их нравственное достоинство.

1. Выпишите слова, словосочетания, обороты речи, которые вы считаете характерными для речи юриста, обозначьте корни слов и ударный слог.

2. Какие средства языка помогают эмоциональному воздействию на читателя и слушателя? Ответьте письменно с приведением примеров из текста.

172. Спишите текст. Определите его стиль, выявите признаки названного вами стиля.

Почему мы (с)нов.. пиш..м о (В, в)торой (М, м)ировой войне? Не (по)тому наверное что слабость рода людского боязнь смерти и не потому что инстинкт сам..сохранения господствует над разумом. Нет, мы помним о войне пото­му, что человек — величайшая ценность данного мира а его мужество и свобода его это освобождение от страха от зла которые раз(?)единяют людей.

Я не отношу себя к парадоксалистам6 но видимо чело­век не мог(бы) быть человеком если бы он не был способ..н ос.знать возможность своей смерти а осознав ее познать (не)повторимую ценность самого себя и ценность других. В этой слабост.. его величие и сознание собственней нуж­ности на земле. В то(же) время человек тогда стано­виться человеком когда овладевает великой тайной осо­знав ценность жизни перестает боят(?)ся смерти и ум..рая (во)имя убеждений и веры се..т зерна добра которые мо­гут или не могут стать колось..ми мгновенно.4 В этом ду­ховная основа каждого подвига. Тогда смерть человека на войне и не только на войне это жизнь его во всем1 что1 мы называем будущ..м. Отн..ми у людей пульс самопо­жертвования, эту вспышку высокого духа и люди силь­ных убеждений прокл..нут физическое бессмертье если да­же оно станет биологически возможно. Опасность смерти преодоление в себе чувства опасности и отрицание физи­ческого бессмертия в этом я вижу проблему борьбы жиз­ни и смерти. И здесь уже все конфликты войны и мира объединяются в главную проблему суть которой наверное все(же) в том чтобы оставить после себя след на земле. Но одни уходя из жизн.. оставляют скользкий улиточный след на котором3 можно поскользнут(?)ся другие яркий и ровный свет найденной в борьбе истины след упорной ве­ры в людей утвержден(?)ой в (не)пр..мирим..м столкнове­нии с человеконенавистничеством. (Ю. Бондарев.)



1. Выпишите книжную лексику — слова и словосочетания отвлеченные, общенаучные, терминологические.

2. Объясните постановку тире (в восьми случаях, в двух случа­ях — в сочетании с запятой).

3. Почему в третьем предложении запятая должна стоять (учи­тывая предшествующий текст) не перед, а после слова потому!

173. Данные ниже слова запишите, распределяя их по частям
речи. Для какого стиля характерна эта лексика?

Активизировать, благ..д..рить, благородный, вдох­новлять, вел..к., душный, деструктивный, кол(?)едж, волну., щий, долг, д..сто..нство, заставлять, оправды­вать, оск. .рблять, пам. ,ть, прав, .судие, проел, .влять, бе..покойный, спр..в..дливый, уб..ждать, ун..чтожать, цел..устремленный, че(?)ствовать, чу(?)ства, чуткий, де­вальвация, экстремизм, водрузить, ком(?)юнике, собст-вен(?)ость, ЦеВилизация, бе..корыс(?)ный, предвыборная к..мпания, кремин..ген(?)ый, кор(?)умпирован(?)ый, одно­мандатный, решающий, преобразование, (транс)нацио-нальный, благ..действие, ал..янс, депутатекий, журна-лис(?)ское безвозмездный, рас(?)ледование, консолида­ция, консенсус.

Найдите в словарях значение непонятных для вас слов, составьте с ними словосочетания.

174. В каких стилях речи могут быть использованы приведен­
ные ниже слова? Сгруппируйте их по тематическому признаку.
Составьте с ними словосочетания.

Гипот..за, гуман(?)ость, ид..ализм, конвенц..я, консул, критерий, матер..ализм, мировоз(?)рение, мис(?)ия, мра-к..бесие, направление, об(?)ективность, пакт, пес(?)имизм, п..сол, пр..гресс, развитие, самосознание, соЛеДарность, сх..ластика, ф..тализм, фил..софия, эклектизм, д..пл..матия.

В публицистическом стиле часто используются слова: с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз-(с-); с суффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам, все-, обще-, сверх-.

175. Подберите слова с названными выше приставками, корня­ми и суффиксами, обозначьте в них части слова, составьте сло­восочетания. В каком стиле речи предпочтительно употребление таких морфем?

176. Раскройте значение данных слов (5—6 толкований запи­шите).

Деспотизм, фан..тизм, анарх..я, гражданственность2, объективность, гуман. .стический, демократический, радикальный, реакционный, этический, эмоциональный, субъективный.

177. Используя словари, дайте краткое толкование слов (письменно). Подчеркните орфограммы — непроверяемые гласные в корне. К каким из этих слов вы можете подобрать родственные?

В третьей группе слов определите значение частей слова.

1) Дайджест, дипломатия, диссидент, дума, ин­фраструктура, консенсус, консолидация, м..нталитет, мэ­рия, популизм, през..нтация, рейтинг, слайд, спикер, шоу, эйфория, эскалац..я.

2) Ав..нгард, авт..ритет, агрес(?)ор, антаг..низм, гарант..я, дипл..мат, интеллигенция, конс.рватизм, п..триот, сувер..нитет, эконом..ка, эксплу..тация.

3) Авт..кратия, аристократ..я, б..рократия, гер..нтократия, д..мократия, т..ократия, техн..кратия.

178. Выпишите фразеологизмы, уместные: а) в разговорной ре­чи; б) в публицистическом стиле. Подтвердите свои выводы, конкретизируя тематику высказывания с каждым из фразеоло­гизмов.

Сыграть (свою) роль, носиться в воздух.., ахил(?)есова п..та, (без)экивоков, бить (в)набат, Боже упаси, вт..рать очки, пустить корни, пир (во)время чумы, душа (на)распашку, взять (на)заметку, (в)самом деле, как говорит(?)ся, у разбитого к..рыта, выйти (в)свет, увидеть свет, на кажд..м шагу, в..лять хвостом, сплош(?) и рядом, с точки зрен..я, скрещ..вать шпаги, вносить вклад, в первую оче­редь, как вчера р..дился, другими словами, жреб..й брош..н, зад..рать нос, играть роль, иметь значеНое, раз­весить уши.




179*.Какие из данных слов и словосочетаний являются, по ва­шему мнению, общеупотребительными, а какие характерны для публицистического стиля? Выпишите их по группам.

Акционирование предприятий, народная медицина, астрологический прогноз, бизнес-тур, всеобщая ур..вниловка, галопиру..щая инфляция, всеобщая2 гласность, де­мократизация общества, обществен(?)ое сознание, дикий рынок, евангельские чтения, парафировать договор, криз..с власти, акт милосердия, инвестиции, либерали­зация цен, пестициды, лига брок..ров, народная дип­ломатия, парламентские слушания, обвальная2 прива­тизация, думский ком..тет, народные избран(?)ики, православная г..мназия, принято единоглас(?)но, приори­тет общечеловеческих2 ценностей, (псевдо)рынок, ци­вилизованный, разгосударствление, маркетинговая служ­ба, семин..рист, р..форма политической системы, рубле­вое пространство, руководящие указания, сплошная ваучеризация, тружен(?)ики полей, л..цейские клас(?)ы, утверждение социальной справедливости, хищнический рынок, человеческий фактор, шоковая терапия.

Подготовьтесь к толкованию этих слов и словосочетаний.

180.Спишите отрывок из статьи С. Залыгина «Читая Гоголя». Укажите в нем признаки публицистического стиля.

...И в отличи., от других классиков от классиков(романистов) прежде всего Гоголь никогда не говорит о счасть.. . Этого слова у него нет. Этого понятия тоже.

И не (в)том даже дело что его герои счастливы или (не)счастливы а само понятие счастья для них слишком (не)определенно разве только осуществление мечты Ака­кия Акакиевича о новой шинел.. делает его на миг счаст­ливым.4 Но (не)более того.

Между тем русская клас(?)ическая литературане обходилась без этого понятия оно было для нее как бы внутренней движущей силой.Дост..евский видел счастье в оч.щении души.Толстой в полноте и естествен(?)ости чувства.Короленко в благородстве натуры.Пушкин как бы даже и овеществлял счастьеи сам чувствовал его в своей крови. У Чехова счастья нет однако же (н..)(у)кого

другого герой так настойчиво и глубоко н.. осмысливает понятие счастья, так не страда..т (от)того что его нет так страстно не убежден что оно должно быть.

Но счастье и Гоголь как(будто) даже (не)совместимы и хотя у нас (н..)(на)минуту н.. закрад..вается сомнение в том что все что им сделано сделано ради человека ради че­ловечества и его судеб тем (н..)менее никак нельзя уловить что(же) Гоголь пон..мает под словом «счастье»? Как сам его чу(?)ствует?

Может быть это опять-таки объясняется его склон­ностью2 к сатир., и гиперболе которые обладают какой(то) своей собственной философией и чужды этой категории?

1. Обоснуйте все случаи написания -е> -и в окончаниях существительных.

2. Дайте толкование выделенных словосочетаний.

3. Напишите о своем понимании счастья.

181*. Составьте предложения или словосочетания с данными словами.

Апат..я, деспотизм, дилетант, ид..ал, интеллектуаль­ный, пери..д, полемизировать, привилегии, проблема, ру­тина, субъективный, тоталитарный, традиции, ц..низм, эмоциональный, эрудирован(?)ый.

Проверьте написание слов. Выпишите слова, в которых вы допустили ошибку, от каждого из них образуйте по не­сколько однокоренных слов (письменно).

182. Д. Гранин в своей книге «Точка опоры» одну из статей по­святил Д. Лихачеву. Прочитайте отрывок из этой статьи, оза­главьте его. К какому типу речи вы отнесете этот текст? Поче­му? Выделите его главную мысль. Спишите одну из частей отрывка, обосновывая орфограммы.

I. (В)первые я увидел Д. С. Лихачева «в деле» когда шло обсуждение пр..екта реконструкции (Н, н)евского (П, п)роспекта. Было это в шестидесятые годы. Созрело очередное покушен..е на красоту Невского очередная группа реформаторов вз..лась переделать проспект осовр..менить его улучшать и разумеется «коренным об­разом» перестроить заменить здания «не им<

Наши рекомендации