Списывая, определите спряжение глаголов, укажите вид.
Смотр., шь, вид..шь, рису..те, катат(?)ся, накл..-нят(?)ся, (не)навид..шь, держ..т, разве..шь, вымо..шь, выросте, мир..те, стон..шь, завал..ш(?)ся, мину..шь, нарядите, увенча..шь, камене..шь, завис.те, терп..те, направлят(?)ся, обход..шь, передвигат(?)ся, пов..рач..-ват(?)ся, ск..льзить, теч(?), тянуть, пр..ближат(?)ся, переходить.
102. I. Определите спряжение глаголов. Образуйте формы 2-го
лица единственного и множественного числа.
Бежать, вынести, написать, найти, обижать, зеленеть, расти, обжигать, греть, замерзнуть, крутиться, мочь, зависеть, зависать, обидеть, дышать, проснуться, спать, чертить, выступать, выступить, накопить, обещать, кричать, крикнуть, узнать, знакомиться, рассмешить, смеяться.
II. Запишите, определяя спряжение глаголов (укажите его в скобках после каждого глагола).
Вид..шь поле, ненавид..шь (не)правду, рису..те натюрморт, вы хорошо вид..те (в)даль, девочка хорошо пиш..т,
не спеш.,те через дорогу, он смотр..т, ребята пил..т лобзиком, бабушка реж..т хлеб, он руб..т дрова, пол..шь грядки, он суш..т весла, люб..шь работать.
103. Спишите текст. Произведите разбор словосочетаний предпоследнего предложения; в нем лее подчеркните все члены предложения, укажите, чем они выражены.
Я стал подымат(?)ся на Безобдал гору отделяющею Груз..ю от древн..й Армении. Широк..я дорога осенен(?)ая дерев..ями извивает(?)ся около горы. На вершин.. Безобдала я проехал3 сквозь малое ущель.. называемое кажет(?)ся Волчь..ми Воротами и оч..тился на естествен(?)ой границ.. Грузи.. . Мне представились новые горы новый горизонт; (подо)мною рас(?)т..лались злачные, зеленые нивы. Я взгл..нул еще раз на опален(?)ую Грузию и стал спускат(?)ся по отлог..му скл..нению горы к свеж..м р..внинам Армении. С (н..)описан(?)ым удовольствием заметил я что зной вдруг уменьшался: климат был другой. (А. Пушкин.)
104. Распределите словосочетания в две колонки: в одну — при
лагательное + существительное, в другую — причастие + суще
ствительное. Укажите вид причастий.
Дремучий лес, тающий снег, усыпанное звездами, опавшие листья, избалованный ребенок, пожелтевшая трава, длиннющие ресницы, голубое небо, осушенное болото, голубеющие дали, серебряный поднос, ранние цветы, деревянная ложка, серебристая лента, деревенеющие ноги, утренний мороз, звенящий голос, крашеная дверь, соколиная охота, лающая собака.
105. Образуйте от данных глаголов действительные и страдательные причастия (если это возможно). Укажите суффиксы причастий, например: читать — читающий — читаемый (или читавший — читанный).
Бить, блистать, застелить, дремать, задремать, лаять, залаять, улыбаться, умываться, смеяться, обидеть, везти, охранять, хранить, писать, греть, бросить, потерять, стричь, обижать.
106. Спишите текст. Из какого он произведения? Кто автор?
Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты. Объясните постановку знаков препинания.
...Ты буд..шь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дал., под солнц..м сверкнет алый парус. Сияющ..я гр..мада3 алых парусов бело..о к..рабля двин..тся рас(?)екая волны прямо к тебе. Тихо буд..т плыть этот чудес(?)ный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу удивляясь3 и ахая; ты буд..шь стоять там. Корабль подойдет велич..ствен(?)о к самому берегу под звуки пр..крас(?)ной музыки; нарядная, в коврах в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. Зачем вы приехали Кого вы ищ..те спрос..т люди на б..р..гу. Тогда ты увид..шь храбр..го красив..го принца; он буд..т стоять и протягивать к тебе руки. Здравствуй Ассоль! скажет он. Далеко-далеко отсюда я увид..л тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя (на)всегда в свое царство. Ты буд..шь там жить со мной в розов..й глубок..й долин.. . У тебя буд..т все, что только ты пож..ла..шь; жить с тобой мы стан..м так дружно и весело, что (н..)когда твоя душа (н..)узна..т слез и п..чали. Он посад..т тебя в лодку привезет на корабль и ты уед..шь (на)всегда в блистательную страну где всходит со(?)нце и где звезды спустится с неба чтобы поздрав..ть тебя с приездом.
107. Спишите, произведите морфологический разбор причастий
и деепричастий.
Что такое станционный смотритель? Сущ..й мучен(?)ик четырнадцатого класса огражденный своим чином токмо от побоев и то (н..)всегда. Какова должность сего диктатора как называет его шутливо князь Вяземский? Не настоящая ли каторга? Покою ни днем ни ночью. Всю досаду накоплен(?)ую во время ску..ной езды путешественник вымеща..т на смотрител.. . Погода (н..)снос(?)ная дорога скверная ямщик упрямый лошади — (н..)везут — а виноват смотритель. Входя в бедное его жилищ..2 проезжающей2 смотрит на него как на врага хорошо если удаст(?)ся ему скоро избавит(?)ся от непрошен(?)ого2 гостя. (А. Пушкин.)
108*. Запишите. Определите способ образования наречий (обозначьте графически).
(На)распашку, (до)тла, навзнич(?), (в)потьмах, (втихомолку, незадолго, недавно, вполоборота, вручную, (по)ту-рецки, по-дружески, (во)первых, навстречу, поровну, (дав-
ным)давно.