Списывая, определите спряжение глаголов, укажите вид.

Смотр., шь, вид..шь, рису..те, катат(?)ся, накл..-нят(?)ся, (не)навид..шь, держ..т, разве..шь, вымо..шь, вы­росте, мир..те, стон..шь, завал..ш(?)ся, мину..шь, на­рядите, увенча..шь, камене..шь, завис.те, терп..те, направлят(?)ся, обход..шь, передвигат(?)ся, пов..рач..-ват(?)ся, ск..льзить, теч(?), тянуть, пр..ближат(?)ся, пере­ходить.

102. I. Определите спряжение глаголов. Образуйте формы 2-го
лица единственного и множественного числа.

Бежать, вынести, написать, найти, обижать, зеленеть, расти, обжигать, греть, замерзнуть, крутиться, мочь, за­висеть, зависать, обидеть, дышать, проснуться, спать, чер­тить, выступать, выступить, накопить, обещать, кричать, крикнуть, узнать, знакомиться, рассмешить, смеяться.

II. Запишите, определяя спряжение глаголов (укажите его в скобках после каждого глагола).

Вид..шь поле, ненавид..шь (не)правду, рису..те натюр­морт, вы хорошо вид..те (в)даль, девочка хорошо пиш..т,

не спеш.,те через дорогу, он смотр..т, ребята пил..т лобзи­ком, бабушка реж..т хлеб, он руб..т дрова, пол..шь гряд­ки, он суш..т весла, люб..шь работать.

103. Спишите текст. Произведите разбор словосочетаний предпо­следнего предложения; в нем лее подчеркните все члены предло­жения, укажите, чем они выражены.

Я стал подымат(?)ся на Безобдал гору отделяющею Груз..ю от древн..й Армении. Широк..я дорога осенен(?)ая дерев..ями извивает(?)ся около горы. На вершин.. Безобдала я проехал3 сквозь малое ущель.. называемое кажет(?)ся Волчь..ми Воротами и оч..тился на естествен(?)ой границ.. Грузи.. . Мне представились новые горы новый горизонт; (подо)мною рас(?)т..лались злачные, зеленые ни­вы. Я взгл..нул еще раз на опален(?)ую Грузию и стал спускат(?)ся по отлог..му скл..нению горы к свеж..м р..внинам Армении. С (н..)описан(?)ым удовольствием за­метил я что зной вдруг уменьшался: климат был другой. (А. Пушкин.)

104. Распределите словосочетания в две колонки: в одну — при­
лагательное + существительное, в другую — причастие + суще­
ствительное. Укажите вид причастий.

Дремучий лес, тающий снег, усыпанное звездами, опа­вшие листья, избалованный ребенок, пожелтевшая трава, длиннющие ресницы, голубое небо, осушенное болото, го­лубеющие дали, серебряный поднос, ранние цветы, дере­вянная ложка, серебристая лента, деревенеющие ноги, ут­ренний мороз, звенящий голос, крашеная дверь, соколи­ная охота, лающая собака.

105. Образуйте от данных глаголов действительные и страдатель­ные причастия (если это возможно). Укажите суффиксы причас­тий, например: читать — читающий — читаемый (или читавший — читанный).

Бить, блистать, застелить, дремать, задремать, лаять, залаять, улыбаться, умываться, смеяться, обидеть, везти, охранять, хранить, писать, греть, бросить, потерять, стричь, обижать.



106. Спишите текст. Из какого он произведения? Кто автор?
Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты. Объясните постановку знаков препинания.

...Ты буд..шь большой, Ассоль. Однажды утром в мор­ской дал., под солнц..м сверкнет алый парус. Сияющ..я гр..мада3 алых парусов бело..о к..рабля двин..тся рас(?)екая волны прямо к тебе. Тихо буд..т плыть этот чудес(?)ный корабль, без криков и выстрелов; на берегу мно­го соберется народу удивляясь3 и ахая; ты буд..шь стоять там. Корабль подойдет велич..ствен(?)о к самому берегу под звуки пр..крас(?)ной музыки; нарядная, в коврах в зо­лоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. Зачем вы приехали Кого вы ищ..те спрос..т люди на б..р..гу. Тогда ты увид..шь храбр..го красив..го принца; он буд..т стоять и протягивать к тебе руки. Здравствуй Ассоль! скажет он. Далеко-далеко отсюда я увид..л тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя (на)всегда в свое царство. Ты буд..шь там жить со мной в розов..й глубок..й долин.. . У тебя буд..т все, что только ты пож..ла..шь; жить с тобой мы стан..м так дружно и весело, что (н..)когда твоя душа (н..)узна..т слез и п..чали. Он посад..т тебя в лодку при­везет на корабль и ты уед..шь (на)всегда в блистательную страну где всходит со(?)нце и где звезды спустится с неба чтобы поздрав..ть тебя с приездом.

107. Спишите, произведите морфологический разбор причастий
и деепричастий.

Что такое станционный смотритель? Сущ..й мучен(?)ик четырнадцатого класса огражденный своим чином токмо от побоев и то (н..)всегда. Какова должность сего диктато­ра как называет его шутливо князь Вяземский? Не насто­ящая ли каторга? Покою ни днем ни ночью. Всю досаду накоплен(?)ую во время ску..ной езды путешественник вымеща..т на смотрител.. . Погода (н..)снос(?)ная дорога скверная ямщик упрямый лошади — (н..)везут — а вино­ват смотритель. Входя в бедное его жилищ..2 проезжа­ющей2 смотрит на него как на врага хорошо если удаст(?)ся ему скоро избавит(?)ся от непрошен(?)ого2 гос­тя. (А. Пушкин.)




108*. Запишите. Определите способ образования наречий (обо­значьте графически).

(На)распашку, (до)тла, навзнич(?), (в)потьмах, (втихо­молку, незадолго, недавно, вполоборота, вручную, (по)ту-рецки, по-дружески, (во)первых, навстречу, поровну, (дав-

ным)давно.

Наши рекомендации