Трудности употребления форм рода имени существительного
ЯЗЫКОВАЯ НОРМА. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ (ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМ СЛОВА).
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Учебно-методическое пособие
по дисциплинам «Современный русский язык и культура речи» и «Стилистика современного русского языка и культура речи» для студентов 1-го курса специальностей «Филология» и «Перевод и переводоведение»
Севастополь
УДК 81'271
Учебно-методическое пособие по дисциплинам «Современный русский язык и культура речи» и «Стилистика современного русского языка и культура речи» для студентов 1-го курса специальностей «Филология» и «Перевод и переводоведение»/сост. В.В. Цицкун. – Севастополь: Изд-во, СГУ, 2015. – 49 с.
Предлагаемое пособие содержит теоретический и дидактический материал по теме «Морфологическая норма (образование форм слова). Имя существительное» и предназначено для закрепления и совершенствования навыков владения морфологическими нормами русского литературного языка, также может быть использовано для подготовки к Единому государственному экзамену. Изложенная в доступной форме теория, сопровождаемая интересными примерами, поможет повторить и систематизировать изученное, а предлагаемые разноуровневые задания дадут возможность закрепить материал на практике.
Пособие рассчитано на студентов 1-го курса специальностей «Филология» и «Перевод и переводоведение», а также на слушателей групп довузовской подготовки.
Содержание брошюры отвечает задаче формирования коммуникативной компетенции обучающихся, их общей и языковой культуры.
Учебно-методическое пособие по русскому языку рассмотрено и утверждено на заседании отдела довузовской подготовки СГУ (протокол № ___ от 02 июня 2015 г.)
Допущено учебно-методическим центром СГУ в качестве методических указаний.
Рецензент:
Устинович В.Л., старший преподаватель кафедры теории и практики перевода
Ó СевГУ, 2015 год
Ó Цицкун В.В., 2015 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | |
ТРУДНОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ФОРМ РОДА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО…………………………………………. | |
Колебания в роде имен существительных…………………….. | |
Род названий лиц женского пола по профессии, должности и т.д…………………………………………………………………… | |
Имена существительные общего рода………………………….. | |
Род имен существительных, обозначающих животных……… | |
Род имен существительных с суффиксами эмоциональной оценки……………………………………………………………… | |
Род несклоняемых имен существительных……………………. | |
Род сложносоставных имен существительных………………… | |
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ……………………………. | |
УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ЧИСЛА И ПАДЕЖА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО………………………………………….. | |
Окончания именительного падежа множественного числа существительных мужского рода -Ы(-И) – -А(-Я)……………….. | |
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ…………………………… | |
Окончания родительного падежа множественного числа существительных……………………………………………………. | |
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ……………………………. | |
Вариантные формы окончаний предложного и родительного падежей единственного числа существительных мужского рода…………………………………………………………………. | |
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ…………………………… | |
Употребление единственного числа в значении множественного и множественного в значении единственного…………………… | |
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ……………………………. | |
Библиографический список………………………………………. |
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемое учебно-методическое пособие содержит теоретический и дидактический материал по теме «Морфологическая норма (образование форм слова). Имя существительное».
Цель данного пособия – помочь студентам 1-го курса специальностей «Филология» и «Перевод и переводоведение», а также слушателям групп довузовской подготовки восстановить, закрепить и усовершенствовать навыки владения морфологическими нормами (род, падеж, число) имени существительного.
Спецификой предлагаемого пособия является то, что 1) посвящено оно проблеме употребления имени существительного как одной из важнейших частей речи русского языка, без которой нельзя построить ни одного высказывания (и устного, и письменного) и усвоение морфологических норм которой необходимо для повышения речевой культуры студентов и абитуриентов, воспитания у них языкового вкуса; и 2) представляет собой тесную связь теории и практики по культуре речи и практической стилистике.
Учебно-методическое пособие сориентировано на активные и интерактивные формы работы на практических занятиях, а также на самостоятельную работу студентов. После каждого теоретического блока предлагаются тренировочные упражнения и тесты различной степени сложности.
Содержание брошюры отвечает задаче формирования коммуникативной компетенции обучающихся, их общей и языковой культуры.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Упражнение 1.
Постройте предложения со следующими словами, показывая с помощью согласования, что они называют то лиц мужского пола, то женского.Например:
Моя подруга такая чистюля.
Этот малыш такой грязнуля.
Егоза, неряха, умница, сладкоежка, тупица, коллега, глава, беби, денди, леди, инкогнито, конферансье.
Упражнение 2.
К приведенным словам подберите определения. Правильно согласуйте определения с существительными.
Рояль, фамилия, мышь, картофель, рельс, тюль, молодежь, толь, мозоль, бандероль, вермишель, вуаль, фасоль, гастроль, туш, кадриль, табель, гантель, дробь, лебедь, ферзь, тушь, коктейль, путь, рысь, эмаль, консоль, гель, пищаль, кабель, кудель, бязь, скрижаль, пастораль, особь, прорубь, хоругвь, заповедь, наледь, стерлядь, залежь, пастель, мотель, трюфель, ваниль, канифоль, модуль, мотыль, герань, ревень, голень, мишень, янтарь, бездарь, псалтырь, иконопись, гжель, коростель, капель.
Упражнение 3. Подберите определения к следующим несклоняемым существительным, укажите их род. Аргументируйте свой ответ.
Кашне, такси, кофе, депо, пари, какаду, какао, лобби, виски, бра, танго, ралли, авеню, резюме, миссис, цунами, инкогнито, рефери, ма́нси, протеже, конферансье, эсперанто, крупье, атташе, леди, кутюрье, профи, гуру, зомби, хинди, реноме, канапе, паблисити, меню, денди, фрау, мсье, маэстро, пани, буржуа, идальго, пенсне, алиби, бюро, кафе, метро, пальто, фойе, пончо, колье, портье, киви (птица), фондю, эмбарго, маркетри́, тореро, бри, мацони, шоу, клише, карма цеце, алоэ.
· Раскройте лексическое значение выделенных слов, составив с ними простые предложения, осложненные обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.
Упражнение 4.Прочитайте аббревиатуры, расшифруйте их и укажите, склоняются ли они. Определите род несклоняемых аббревиатур.
РИА, МИД, ТЭЦ, ГИБДД, вуз, РФ, СПбГУ, ООН, ДСП, НТВ, СПИД, АиФ, СМИ, МВФ, АЗС, БДТ, ГУВД, ДЛТ, УВЧ, ГКО, ГУЛАГ, НЛО, СКВ, ОМОН, ЛДПР, ОВИР, ЧИФ, бэтээр, зэк, сексот, Би-Би-Си, бомж, КВН, ЕЭС, НАТО, НХЛ, ГУМ, МГУ, ЭВМ, ЕС, ВАЗ, ВМФ, МВД, ФСНП, гэкачепист, ТОО, ФСБ, CD-ROM, ПК, IBM, МАГАТЭ, спецназ, СНГ, ЮНЕСКО.
Упражнение 5. Прочитайте предложения, употребляя аббревиатуры в нужной падежной форме.
1. В нашем избирательном округе баллотируются кандидаты от (ЛДПР, ДВР и КПРФ). 2. Я люблю Публичную библиотеку, а моя подруга предпочитает заниматься в (БАН). 3. В России становится все больше частных школ и (вуз). 4. Многие бойцы (ОМОН) воевали в "горячих точках" (СНГ). 5. Недавно в Москве праздновался столетний юбилей (МХАТ). 6. Наши семейные ваучеры вложены в разные (ЧИФ). 7. Мне нужно заказать в (ОВИР) новый паспорт. 8. Он летит в Адлер на (ИЛ). 9. Наркоманы и прочие "маргиналы" составляют главную группу риска заболевания (СПИД). 10. Ты не знаешь, диссертации по-прежнему утверждаются в (ВАК)? 11. Моему другу удалось побывать в (ЮАР). 12. Польша, Чехия и Венгрия – первые из стран Центральной Европы, вошедшие в (НАТО). 13. Эти сувениры они купили в московском (ГУМ). 14. Она много лет проработала билетершей в (ТЮЗ). 15. Ему звонили из (МИД). 16. Программа Norton Commander является одной из наиболее популярных программ-оболочек для работы с (DOS).
Упражнение 6.
Составьте предложения, содержащие информацию о названных географических объектах, употребляя в качестве сказуемых слова известен, славен, знаменит.
Образец: Сочи. Сочи известен как город-курорт.
Сухуми, Марокко, Эри, Мальта, Баку, Миссисипи, Перу, Капри, Тайвань, Хельсинки, Бали, Шри Ланка, Гродно, Бештау, Замбези, Конго, Майами, Килиманджаро, Бангладеш, Чили, Игуасу, Монпелье, Римини, Лимпопо, Дели, Нгоро-Нгоро, Янцзы, Тбилиси, Токио, Гоби, Гудзон, Калахари, Пенсильвания, Мехико, Юкон, Монтана, Мичиган, Сан-Франциско, Миссури, Колорадо.
Упражнение 7.
Подберите согласованные определения к следующим названиям газет и журналов.
"Коммерсантъ-daily", "Бурда моден", "Гардиан", "Плейбой", "Аль-Ахрам", "Жэньминьжибао", "Реклама-Шанс", "Час пик", "Таймс", "Ньюсуик", "Экстра-Балт", "Нью-Йоркер", "Карьера-капитал", "Оффисьель".
Упражнение 8.
Выберите правильный вариант употребления рода существительных. Устно обоснуйте ответ. При наличии нескольких литературных вариантов укажите, как они соотносятся.
Бакенбард – бакенбарда, банкнот – банкнота, босоножек – босоножка, ботинок – ботинка, браслет – браслета, бутс – бутса, валенок – валенка, ведёрко – ведёрка, вольера – вольер, георгин – георгина, гетр – гетра, гренка – гренок, гипюр – гипюра, жираф – жирафа, заусеница – заусенец, канделябр – канделябра, клавиш – клавиша, комментарий – комментария, корректив – корректива, манжет – манжета, мансарда – мансард, монисто – мониста, мочало – мочала, оладий – оладья, плацкарт – плацкарта, повидло – повидла, погон – погона, помидор – помидора, просека – просек, рельс – рельса, сандалет – сандалета, сандалий – сандалия, тапок – тапка, тапочка – тапочек, туфель – туфля, фильма – фильм, фамилия – фамилие, чинар – чинара, чучело – чучела, щупалец – щупальца – щупальце, эполет – эполета.
Упражнение 9.
Определите род существительных и составьте с ними предложения так, чтобы был понятен род имени существительного.
Ср.р. ср.р
Образец: Такси подвезло меня к дому.
Авеню, автомобиль-амфибия, автомобиль-цистерна, алиби, альфа-измеритель, антресоль, атташе, аутодафе, балет-фантазия, Батуми, бета-излучение, библиотека-хранилище, бикини, бренди, БТР, бунгало, буржуа, ватерполо, ВВС, вечер-встреча, виски, ВПК, Гагры, газета «Фигаро», галстук-бабочка, ГКО, Гоби, гороно, гуру, декольте, Дели, денди, джерси, диагональ, диван-кровать, ДНД, ДТП, жалюзи, ЖСК, жюри, закусочная-автомат, зеро, иваси, идальго, импресарио, какаду, канифоль, кафе-столовая, квартира-музей, клише, колибри, конферансье, кофе, кресло-качалка, кюре, леди, мадам, Маренго, мафиози, миледи, моль, монпансье, НЛО, Онтарио, ОРТ, очерк-обозрение, павильон-выставка, падре, пани, пенальти, пенсне, платье-костюм, плащ-палатка, плиссе, пони, портье, пресс-папье-зажигалка, пюре, рандеву, рантье, ранчо, регби, реле, рефери, родео, сажень, салями, сирокко, сомбреро, табу, Токио, ФБР, фланель, фрау, ФСБ, фуэте, Хоккайдо, Хонсю, цеце, чудо-ребёнок, шампунь, шасси, шимпанзе, шоу.
Упражнение 10.
От данных существительных мужского рода образуйте, где это возможно, существительные женского рода и дайте их стилистическую характеристику.
Студент, доктор, партнер, артист, начальник, токарь, филолог, тренер, гид, секретарь, младенец, пилот, директор, геолог, ткач, продавец, умник, шеф, мудрец, друг, коллега, слесарь, сторож, дворник, профорг, депутат, герой, курьер, собственник, мирянин, лимитчик, маклер, монах, масон, мигрант, лозоходец, бомж, миссионер, фермер, инок, целитель, частник, чернобылец, мутант, челнок, фирмач, митек, ветеринар.
Упражнение 11.
Объясните, как можно назвать людей противоположного пола, и укажите стилистическую окраску этих названий.
Экономист, юрист, журналист, врач, кондуктор, архитектор, президент, композитор, поэт, драматург, хирург, фотограф, художник, писатель, актер, критик, игумен, знахарь, экстрасенс, астролог, лакей, погонщик, бригадир, генерал, швейцар, официант, водитель, мастер, лифтер, техник, летчик, жрец, модник.
Модистка, закройщица, манекенщица, балерина, машинистка, доярка, свинарка, медсестра, посудомойка, сиделка, санитарка, няня, гувернантка, хористка, уборщица, кастелянша, консьержка, кухарка.
Упражнение 12.Выделите слова общего рода и объясните особенности их употребления по сравнению с другими словами. Среди выделенных слов определите слова с положительной и отрицательной коннотацией.
Глава, самоучка, брюзга, слуга, грязнуля, гуляка, служака, воевода, староста, жадина, забияка, воришка, задира, заводила, плутишка, зевака, владыка, зазнайка, умница, вояка, запевала, замарашка, выпивоха, святоша, зубрила, заправила, кривляка, копуша, лакомка, пьяница, лежебока, недотрога, кутила, неряха, неженка, плакса, меняла, непоседа, подлиза, подпевала, попрошайка, скряга, старейшина, соня, почемучка, приставала, придира, разиня, старшина, растяпа, сластена, повеса, трудяга, трещотка, волокита, сирота, хитрюга, чистюля, ябеда, малютка, судья, выскочка, недоучка, егоза.
Упражнение 13.
Составьте, где возможно, по данному образцу аналогичные ряды слов. Объясните их значение и употребление.
Образец. Волк: волк – волчица; волки – волчицы;
баран: баран – овца; бараны – овцы.
Заяц, барс, лев, кит, козел, жеребец, дикобраз, слон, крот, боров, носорог, петух, коршун, голубь, орел, ястреб, селезень, соловей, окунь, кот, тюлень, кобель, морж, гусак, верблюд, медведь, тигр, крокодил, бык.
Упражнение 14.
Определите род следующих существительных.
Шинелишка, домина, жарища, чудище, хлебушко, городишко, мужичишка, бабища, письмище, письмишко, страшилище, голосище, холодина, басище, заводишко, скворушка, парнишка, чудовище, дружище, волчишка.
Упражнение 15.
Укажите род сложносоставных существительных; составьте с каждым из них словосочетание.
Шкаф-купе, фирма-экспортер, экспресс-информация, дизайн-проект, салон-магазин, фильм-сказка, ковер-самолет, труба-цилиндр, бизнес-проект, стол-тележка, шоп-тур, стойка-самописец, стоп-сигнал, пресс-центр, бизнес-виза, кресло-качалка, язык-посредник, дельта-частица, джаз-ансамбль, район-новостройка, схема- рисунок, стол-бюро, курс-практикум, бизнес-прогноз, факс-модем, плащ-пальто, кастрюля-скороварка, кухня-столовая, экспресс-доставка, променад-концерт, штрих-код, прицеп-цистерна, прием-передача, продажа-обмен, ток-шоу, бал-маскарад, вагон-ресторан, автомобиль-лебедка, шапка-ушанка, компакт-диск, мюзик-холл, пресс-релиз, шоу-бизнес, прибор-ловушка, прилавок-витрина, адрес-календарь, автобус-экспресс, пепси-кола, альбом-монография, панк-группа, флоппи-диск, вестибюль-фойе, самолет- амфибия, гамма-глобулин, суп-консоме, резус-фактор, вакуум-упаковка, памятник-реликвия, программа-максимум, платье-халат, письмо-памфлет, матч-реванш, картина-натюрморт, спектакль-ревю, фантазия-экспромт, лук-порей, вальс-фантазия, экспресс-почта.
Упражнение 16.
Укажите род сложносоставных одушевленных существительных.
Секретарь-машинистка, переводчик-референт, рак-отшельник, муха-цокотуха, косметолог-визажист, парикмахер-модельер, девочка-подросток, индеец-ирокез, продавец-кассир, офис-менеджер, мастер-наладчик, автослесарь-диагност, автомеханик-универсал, экстрасенс-астролог, актриса-инженю, предприниматель-меняла, экономист-маркетолог, бой-баба, диск-жокей, бизнес-леди, интеллигент-разночинец, автор-исполнитель, дельфин-белобочка, демон-искуситель, ангел-хранитель, меч-рыба, писатель-фантаст, моряк-скиталец, камер-фрейлина, медведь-шатун, бык-производитель, столяр-краснодеревщик.
Упражнение 17.Выберите из слов, данных в скобках, нужный вариант.
Ракета-носитель (доставлен - доставлена); воротник-стойка (выглажен – выглажена); (застекленный – застекленная) балкон-лоджия; кафе-столовая (отремонтирован – отремонтирована); балка-настил (треснул – треснула); выставка-аукцион (проводилась – проводился); (комфортабельная – комфортабельный) гостиница-пансионат; (новый – новая) бал-встреча (состоялся – состоялась); баржа-паром (причалил – причалила); (удобная – удобный) ложка-половник; (просторный – просторное) ангар-укрытие.
Упражнение 18.
«Переведите» предложения, зафиксированные в живой речи носителей просторечия, на литературный язык. Проанализируйте ошибки.
1. Та мясо жирная, а эта постная. 2. Дайте два пирожка с капустой и один с повидлой. 3. Твой полотенец висит на веревке в кухне. 4. Этот яблок кислый, дай мне другой. 5. Булочку тебе надо к кофю? 6. Укройся одеялкой, чтоб было теплей. 7. Налейте мамке какавы. 8. Он не сказал свое фамилие. 9. Этот расцветок к ней не пойдет. 10. Уж такая хорошая кошечка-то, в доме теперь ни одного мыша нет. 11. Тюль такую красивую она на окно повесила. 12. Эту овощ к нам из Америки привозят, здесь такие не растут. 13. Сноха на своем деньрождении нас лососью копченой угощала. 14. Наша электричка вон с той пути уходит. 15. У меня на всем кусте всего две помидоры выросло. 16. Посмотри, какую простынь мне свекровка подарила! 17. Церква-то в нашем селе раньше красивая была! 18. Там был рысь, на вашего кота похожий. 18. Я свою Чапку, чтоб блох не было, специальной шампунью мою. 19. Мой любит куриный суп с вермишелем. 20. Картофель в этом году не уродилась. 21. Мой пацан пришел сегодня со школы в одном галоше. 22. Как я из госпитали вышел, на фронт уже не попал. 23. Вот эта миндаль розовым цветет. 24. Тут один приехал, увез ее, теперь за Симферополью гдей-то живут. 25. Мы нынче летом крышу толью покрыли. 26. Ну что стал, статуй чертов! 27. Она как тигра какая на меня бросилась. 28. Это не твой сандаль у крыльца там лежит?
Упражнение 19.
Прочитайте предложения, обращая внимание на грамматический род субстантивирующихся в контексте слов и словосочетаний.
1. Минутная сладость веселого «вместе», помедли, постой (В. Жуковский). 2. Сегодня рушится тысячелетнее прежде (В. Маяковский). 3. Теперь бы песню ветра /И нежное баю (С. Есенин). 4. Булгаковский Лариосик – неловкий, нелепый неудачник, сплошное «не». 5. Их не устраивало равнодушное «моя хата с краю». 6. Если бы не некоторое «черт побери» в жестах, не признать бы в ней женщину полусвета (К. Петров-Водкин). 7. На всю жизнь запомнил я твое грустное «расстанемся навсегда». 8. Сколько раз мы имели возможность убедиться в справедливости знаменитого «Рукописи не горят!»! 9. Ее необычно тихое «здравствуйте»вмиг погасило нашу веселость. 10. В канун Рождества весь эфир заполнен прекрасным и нежным «Stille Nacht».
ОКОНЧАНИЯ ИМЕНИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МУЖСКОГО РОДА -Ы(-И) – -А(-Я)
Вариантные формы типа инспекто́ры – инспектора́, сле́сари – слесаря́, це́хи – цеха́ представляют значительный интерес как в плане стилистическом, так и в плане грамматическом.
Однозначного ответа на вопрос: «Как лучше сказать – инспе́кторы или инспектора́, догово́ры или договора́?» – не найдешь.
Выбор формы множественного числа существительного определяется рядом факторов: структурой слова, его происхождением, местом в нем ударения, условиями общения (письменная или устная форма речи), стилистической дифференциацией (принадлежностью текста к книжному или разговорному стилю) и т.д. Неуместно было бы в правовом документе, в научной статье на экономическую тему или в годовом отчете написать: «23 июля текущего года были заключены выгодные договора́ с технико-монтажным цехом завода на модернизацию 68 вагонов «ПКП Интерсити», курсирующих по маршруту Перемышль – Жешув – Краков – Вроцлав – Познань – Щецин». Но вполне допустимо употребить эту форму в очерке или в непринужденной беседе: «Привет, договора заключил, еду домой».
Формы на -а/-я имеют обычно разговорную или профессиональную окраску (например: пекаря, писаря, кожуха, конструктора и т.п.). Формы же на -ы/-и более нейтральны и для большинства слов отвечают традиционным нормам литературного языка (например: пекари, цехи, слесари, токари, договоры, прожекторы и т.д. ) |
Использование той и другой флексии определяется рядом факторов.
Окончание -а/-я
· формы на -а/-я имеют существительные, обозначающие парные понятия: глаза́, рога́, обшлага́, рукава́. (Определенную роль сыграла существующая в древнерусском языке еще одна форма числа, использовавшаяся для обозначения парных предметов. Так называемое, двойственное число);
· помимо односложных слов (дом– дома́, сорт – сорта́, борт – борта́, бег – бега́, край – края́, корм – корма́, бок – бока́), формы на -а/-я имеют, как правило, двусложные слова, имеющие в форме единственного числа ударение на первый слог: а́дрес – адреса́, бе́рег – берега́, го́лос – голоса́, же́лоб – желоба́, же́мчуг – жемчуга́, жёрнов – жернова́, ка́тер – катера́, ку́зов – кузова́, не́вод – невода́, о́корок – окорока́, о́круг – округа́, о́стров – острова́, о́ткуп – откупа́, о́тпуск – отпуска́, па́рус – паруса́, па́спорт – паспорта́, по́греб – погреба́, по́езд – поезда́, сто́рож – сторожа́, те́терев – тетерева́, те́рем – терема́, че́реп – черепа́;
· формы на -а/-я имеют обычно двусложные и трёхсложные существительные с ударением на первом слоге и с финалью -л/-ль и -р/-рь: бу́фер – буфера́, ве́ер – веера, ве́ксель – векселя́, ве́нзель – вензеля́, ве́чер – вечера́, е́герь – егеря́, ки́вер – кивера́, ки́тель – кителя́(допустимо – ки́тели); ко́локол – колокола́, ку́пол – купола́, ку́чер – кучера́, ма́стер – мастера́, но́мер – номера́, о́рдер – ордера́, пе́репел – перепела́, по́вар – повара́, те́нор – тенора́, фе́льдшер – фельдшера́, фли́гель – флигеля́, флю́гер – флюгера́, ху́тор – хутора́, шта́бель – штабеля́, ште́мпель – штемпеля́, я́корь – якоря́.
Окончание -ы/-и
· формы на -ы/-и имеет большинство односложных слов (грунт – гру́нты, лифт – ли́фты, порт – по́рты, склад – склады́, слог – слóги, торт – то́рты, тост – тóсты, флот – флоты́, фронт – фронты́, штаб – штабы́, шум – шумы́), но возможны и исключения рога́, дома́, сорта́ и т.д.; века́ (но: во ве́ки веков, в кои ве́ки);
· формы на -ы/-и имеют слова, у которых ударение в начальной форме падает на второй слог: арбу́з – арбу́зы; кургáн – кургáны, мотéль – мотéли, дефúс – дефúсы;
· формы на -ы/-и распространены в трёхсложных и многосложных словах с ударением на среднем слоге основы: апте́кари, библиоте́кари, догово́ры, бухга́лтеры, перегово́ры, ветерáны, главари́, дебютáнты,, экстрасéнсы, аргумéнты, вернисáжи;
· формы на -ы/-и имеют обычно слова французского происхождения с ударяемым суффиксом -ёр/-ер (ударение на конечном слоге сохраняется, поэтому слово не принимает окончание -а): актёры, акуше́ры, боксёры, гастролёры, гримёры, инжене́ры, киоскёры, офице́ры, режиссёры, стажёры, шофёры;
· формы на -ы/-и имеют обычно слова латинского происхождения с финалью -тор/-сор, если они обозначают неодушевленные предметы (такие слова используются как термины и относятся к книжной лексике): компью́теры, конденса́торы, проце́ссоры, дете́кторы, рефрижера́торы;
НО слова латинского происхождения на -тор/-сор, обозначающие одушевлённые предметы, имеют в одних случаях ударяемое окончание -а, в других – -ы. Слова, утратившие книжный характер и получившие широкое распространение, обычно имеют флексию -а. Слова же, сохраняющие книжный оттенок, употребляются с окончанием -ы. Ср.: авторы, инструкторы, комментаторы, лекторы, новаторы, ораторы, ректоры – директора́, доктора́, профессора́. |
Различие одушевленности и неодушевленности позволяет дифференцировать такие формы, как кондуктора́ – конду́кторы(«работники транспорта»), но конду́кторы («приспособление в технике»).
Иногда одно и то же существительное одновременно подпадает под действие нескольких взаимоисключающих факторов.
Например, слова фа́ктор, ве́ктор двусложные с ударением на первом слоге, поэтому во множественном числе они могли бы иметь окончание -а/-я. В то же время это неодушевлённые существительные латинского происхождения с финалью -тор, поэтому они могут иметь окончание -ы/-и. В литературном языке побеждает действие второго фактора и нормативными являются варианты ве́кторы, фа́кторы. |
Именно среди таких слов наблюдается наибольшее число вариантов в речи.
Иногда использование того или иного окончания определяется значением и сочетаемостью слова. Различаются по смыслу формы:
борова́(кабаны) | бо́ровы (дымоходы) |
корпуса́ (здания, войсковые соединения) | ко́рпусы (туловища) |
лагеря́ (военные, детские, туристские) | ла́гери (общественно-политические группировки) |
меха́ (выделанные шкуры животных) | ме́хи (кузнечные) |
образа́ (иконы) | о́бразы (художественно-литературные) |
ордена́ (знаки отличия) | о́рдены (рыцарские и монашеские общества) |
повода́ (поводья) | по́воды (побуждения) |
пояса́ (часть одежды) | по́ясы (географические) |
пропуска́ (документы) | про́пуски (недосмотры) |
соболя́ (меха) | со́боли (животные) |
сыновья́ (у родителей) | сыны́ (родины) |
тона́ (переливы цвета) | то́ны (звуковые) |
тормоза́ (приборы) | то́рмозы (препятствия) |
учителя́ (преподаватели) | учи́тели (идейные руководители) |
хлеба́ (на корню) | хле́бы (печеные) |
цвета́ (краски) | цветы́ (растения) |
Такое же смысловое разграничение провоится между существительными, образующими форму множественного числа с помощью окончания -а/-я, и существительными, употребляющимися только во множественном числе, с окончанием -ы/-и: провода́(электрические) – проводы (при отъезде); счета́ (документы) –счёты (прибор, взаимные отношения).
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Упражнение 1.
Укажите, в каких речевых стилях и с каким стилистическим заданием возможно употребление выделенных форм в наше время.
1. Тут рыцарь прыг в седло и бросил повода. (Кр.) 2. Гроба с размытого кладбища плывут по улицам. (П.) 3. Года не смеют погодить. (П.) 4. И колокольни чёрные как сторожи стоят. (Л.) 5. Ветра двои сутки были противные. (Гонч.) 6. Малайцы привезли несколько ананасов и предлагали свои услуги как лоцмана. (Гонч.) 7. Наши матросы покупали у них фрукты, потом разные вещи, ящички, вееры, простые материи и т.п. (Гонч.) 8. Конюха тотчас девок и приободрят. (Т.) 9. Длинные жёлобы, изображавшие драконов с опущенной вниз пастью, извергали дождевую воду. (Т.) 10. Стрепета прилетают весною не рано. (Акс.) 11. В юго-восточной Руси серпянковые полога во всеобщем ходу у казаков и крестьян. (В.Д.) 12. Когда лёд холоден, то по нём воза ездят и не проваливаются. (Л.Т.) 13. Несмотря на такое бедствие, солдаты и офицера жили точно так же, как и всегда. (Л.Т.) 14. Но и теперь, как в прежние раза, она говорила себе, что это не может так остаться. (Л.Т.) 15. Профессоры видимо стараются перед бабушкой скрыть свое незнание. (Л.Т.) 16. Рассматривал своё смуглое лицо, большой лоб и чёрные, курчавые, как у негра, волоса. (Ч.) 17. Если в лекаря противно, шли бы в министры. (Ч.) 18. Якут доставляет на лошади масло и другие припасы на дальние прииска. (Кор.)
Упражнение 2.
От существительных образуйте нормативные формы именительного падежа множественного числа.
Адрес, бухгалтер, директор, договор, год, инженер, кондуктор, катер, корпус, лагерь, муж, образ, орден, ордер, офицер, пояс, профессор, рапорт, ректор, фронт, цвет, шофер, паспорт, сорт, вексель, купол.
Упражнение 3. Выберите из скобок один из вариантов. Мотивируйте свой выбор.
1. Для проведения бесед и докладов были подобраны квалифицированные (лекторы – лектора). 2. Из ворот выехали пятитонные грузовики, (кузовы – кузова) их до краёв были наполнены мешками и ящиками. 3. На постоянную работу требуются квалифицированные (токари – токаря) и (слесари – слесаря)-инструментальщики. 4. Важнейшие отделы и (секторы – сектора) учреждения были реорганизованы. 5. Во всю ширину реки были растянуты большие (неводы – невода). 6. У причала стояли небольшие (катеры – катера), на внешнем рейде – (крейсеры – крейсера). 7. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шофёры – шофера). 8. По обе стороны строительной площадки возвышались аккуратно сложенные (штабели – штабеля) кирпичей.
Упражнение 4. Выберите одну из форм множественного числа. Объясните свой выбор.
1. (Зубы, зубья) волка острее кинжала. 2. На старом гребне почти не осталось (зубов, зубьев). 3. (Корпусы, корпуса) новой клинической больницы можно было заметить уже при въезде в город. 4. (Корпусы, корпуса) лошадей темнели вдали. 5. (Корни, коренья) деревьев плохо держались в илистой почве. 6. Любимым блюдом деда был грибной суп с (корнями, кореньями). 7. Крупные (лоскуты, лоскутья) кожи лежали у стола. 8. Мальчик в изодранной одежде бежал по улице, (лоскуты, лоскутья) его одежды развевались на ветру. 9. От света луны небо и море окрасились в тёмно-синие (тоны, тона). 10. (Листы, листья) бумаги были разбросаны по всему полу. 11. (Листы, листья) деревьев уже окрасились в жёлто-красные (тоны, тона). 12. Надо устранить все (тормозы, тормоза), которые мешают проведению экономической реформы. 13. (Тормозы, тормоза) на машине оказались неисправными. 14. На мой взгляд, вам не идут яркие (цветы, цвета) в одежде. 15. Ярко-красные (цветы, цвета) стояли в вазе. 16. Как все старые (мужи, мужья), муж Ольги был ревнив. 17. Учёные (мужи, мужья) совещались долго, но так и не пришли к единому решению. 18. (Ордены, ордена) были вручены солдатам сразу после боя. 19. Иезуитский и доминиканский (ордены, ордена) – одни из самых древних в католической церкви. 20. На время производственной практики нам выдали заводские (пропуски, пропуска). 21. Простые бухгалтерские (счёты, счета) сейчас заменили компьютеры. 22. (Образы, образа) Татьяны Лариной и Наталии Ростовой наиболее близки мне. 23. Жених и невеста стали под (образы, образа). 24. По утрам мать доставала из печи душистые (хлебы, хлеба). 25. (Хлебы, хлеба) в поле уже поспели. 26. Школьные (учители, учителя), к сожалению, не всегда духовные (учителя, учители) наших детей. 27. (Сыны, сыновья) Тараса Бульбы учились в бурсе. 28. Защитники Москвы в 1812 и в 1941 годах были истинными (сынами, сыновьями) Отечества. 29. В старой части города до сих пор (боровы, борова) дымоходов чистят трубочисты. 30. За стеной, в хлеву, визжали (боровы, борова).
Упражнение 5.
Образуйте форму именительного падежа множественного числа от данных существительных.
Корпус (здания, войсковые соединения) – корпус (туловища); образ (иконы) – образ (художественно-литературный); орден (знаки отличия) – орден (рыцарские и монашеские общества); повод (поводья) – повод (побуждения), цвет (растения) – цвет (окраска).
· Составьте с ними простые предложения, осложненные обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами или одиночными деепричастиями.
Упражнение 6.Объясните значения следующих слов, составьте с ними словосочетания.
Пояса – поясы; пропуска – пропуски; соболя – соболи; тока – токи; учителя – учители.
Упражнение 7. Вставьте правильный вариант окончания формы множественно