Порядок проведения вступительного испытания.

Вступительное испытание по математике проводится в форме письменного экзамена и состоит из трёх вопросов:

1. теоретический вопрос по одной из тем, входящих в программу для вступительных экзаменов по математике;

2. два практических задания, требующее от абитуриента умения применять практические навыки решения задач.

Отводимое время на экзамен 120 минут.

ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

90 – 100 баллов– выставляется, если ответы на вопросы экзаменационного билета даны полностью, в логических рассуждениях и обосновании решений нет пробелов и ошибок, в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

70 – 90 баллов– выставляется, если ответы на вопросы экзаменационного билета даны полностью, но обоснования шагов решения недостаточны, допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах или графиках (если эти виды работы не являются специальным объектом проверки).

50 – 70 баллов– выставляется, если в ответах на вопросы экзаменационных билетов допущено 2 - 3 ошибки или два - три недочета в чертежах или графиках, но абитуриент владеет обязательными умениями по проверяемым темам.

25 - 50 баллов– выставляется, если в ответах на вопросы экзаменационных билетов допущено более трех ошибок или более трех недочетов в чертежах или графиках, и абитуриент слабо владеет обязательными умениями по проверяемым темам.

менее 25 баллов– выставляется, если абитуриент не владеет обязательными умениями по проверяемым темам (решение практического задания).

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ

1.Богомолов Н.В. Практические занятия по математике. Москва. ЮРАЙТ.2014.

2. Справочник по элементарной математике. Выгодский М.Я. М.: АСТ Астрель, 2006.

ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ

www.bymath.net «Вся элементарная математика»

http://mathematics.ru/ «Открытый колледж. Математика»

http://fmclass.ru/ «Образовательный портал ФИЗ-МАТ класс»


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Кандидат, поступающий в Военный университет в ходе вступительного испытания должен показать:

1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

Общество и человек

Общество и природа. Влияние человека на окружающую среду. Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество как целостная динамическая система. Особенности социальной системы. Связи и отношения общества с окружающей средой. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Социальные институты. Общественные отношения.

Науки об обществе. Этапы становления обществознания. Мыслители прошлого об обществе.

Объективные и субъективные факторы развития общества. Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса. Противоречивость прогресса. Цена прогресса. Научно-техническая революция и ее социальные последствия. Проблема смысла и направленности исторического процесса. Эволюционный и революционный пути общественного развития: революция и реформы. Возможность альтернативности общественного развития. Субъекты исторического процесса. Ступени человеческой истории. Многообразие путей и форм общественного развития.

Цивилизация. Цивилизационный подход к истории человечества. Цивилизационные теории. Цивилизации прошлого. Современные цивилизации. Российская цивилизация. Перспективы постиндустриальной цивилизации.

Общественно-экономическая формация. Формационный подход к истории человечества. Понятия первобытнообщинного строя, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и социалистической формаций.

Человечество как социальная общность. Взаимосвязь и целостность современного мира. Противоречия современного общественного развития. Глобальные проблемы современного человечества. Стратегия выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем.

Многообразие наук о человеке. Различия в подходах к проблеме человека. Философские поиски сущности человека.

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке. Сознание. Разум. Сознательное и бессознательное. Индивид и индивидуальность.

Личность как субъект общественной жизни. Сущностные характеристики личности. Набор функций или ролей личности. Связь индивида, личности и общества. Социальное поведение и социализация личности. Воспитание личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности.

Общая характеристика межличностных отношений. Конфликтные ситуации и способы их разрешения.

Духовный мир человека. Мировоззрение и его роль в жизни человека.

Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы. Основные типы жизненных стратегий в современном обществе: стратегии благополучия, успеха и самореализации.

Сущность и многообразие человеческой деятельности

Бытие человека. Способности человека. Деятельность как способ существования людей. Основные черты деятельности человека. Творческая природа человека. Предназначение человека. Цель и смысл жизни человека. Объективное и субъективное содержание смысла жизни. Ценность жизни человека. Отличие человеческой деятельности от поведения животных.

Структура деятельности: субъект и объект деятельности, цель деятельности, средства достижения и результаты деятельности. Деятельность и действие.

Мотивы деятельности. Потребности, их классификация. Социальные установки. Убеждения. Интересы.

Виды деятельности. Классификация видов деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра в жизни человека. Деятельность и общение. Виды общения. Функции общения.

Познание как деятельность. Проблема познаваемости мира. Гносеология. Агностицизм. Чувственное познание и его формы. Рациональное познание и его формы. Соотношение чувственного и рационального познания. Интуиция. Мышление и мыслительные операции.

Истина. Критерии истины. Объективная истина. Абсолютная и относительная истины.

Научное познание и его особенности. Различия эмпирического и теоретического знания. Эмпирические и теоретические методы исследования. Научная картина мира и ценностно-мировоззренческие формы знаний.

Ненаучное познание и его формы. Социальное познание и его особенности. Конкретно-исторический подход к социальным явлениям. Принципы познания социальных явлений. Факты, теории, оценки. Социальное и гуманитарное знание. Самопознание.

Духовная жизнь общества

Понятие духовной жизни общества. Духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность. Духовное производство. Сохранение и распространение духовных ценностей: формы и способы. Духовные потребности. Особенности потребления духовных ценностей. Тенденции духовной жизни современной России.

Понятие культуры. Развитие культуры. Традиции и новаторство. Функции культуры. Диалог культур. Причины интернационализации культуры. Народная культура. Массовая и элитарная культуры. Особенности развития национальных культур в Российской Федерации.

Сущность морали. Мораль как регулятор социального поведения. Мораль и нравственность. Этика. Категории морали. Принципы морали. Нормы морали.

Религия как феномен культуры. Функции религии. Религиозное и светское сознание. Мировые религии. Религиозные организации. Религия в современном мире. Свобода совести и вероисповеданий.

Место искусства в духовной культуре. Сущность искусства, его происхождение и основные формы. Эстетика. Особенности искусства. Формы и основные направления искусства. Способы создания художественного образа. Пространственные и временные искусства. Речевые и изобразительные искусства. Синтетические искусства. Направления в искусстве. Значение искусства для человека и человечества.

Наука как часть культуры, ее задачи и цели. Наука и общество. Наука как система знаний и вид духовного производства. Особенности современной науки. Основные черты большой науки. Дифференциация и интеграция наук. Возрастание роли науки в условиях научно-технической революции.

Сочетание индивидуального научного творчества и деятельности крупных коллективов. Сближение науки с потребностями общества. Наука как «локомотив» научно-технического прогресса. Этика ученого. Взаимосвязь науки и образования.

Образование в системе духовного производства. Цели и функции образования в современном мире. Тенденции развития современного образования. Основные элементы системы образования. Образование как ценность. Самообразование как условие успешной профессиональной деятельности и овладения культурой. Реформа образования в современной России.

Экономическая жизнь общества

Понятие экономики. Наука и хозяйство, теория и практика. Потребности и ресурсы: проблема выбора. Экономика как подсистема общества, ее место и роль в жизни общества.

Типы экономических систем, их отличительные признаки. Виды экономических отношений. Экономический цикл, его фазы. Особенности кризисов XX века. Угроза мирового экономического кризиса в XXI веке. Экономический рост как важнейший критерий прогресса экономики. Измерение экономического роста. Факторы экстенсивного и интенсивного роста.

Экономическое содержание собственности. Формы и отношения собственности. Разгосударствление и приватизация.

Экономическая деятельность. Общая характеристика сферы производства и сферы услуг. Производство: структура, факторы, виды. Измерители экономической деятельности. Экономика производителя.

Рыночные отношения в экономике. Спрос и предложение, их соотношение. Рыночная структура и инфраструктура. Конкуренция и монополия. Современный рынок. Необходимость и механизмы государственного регулирования рыночной экономики. Россия в условиях рыночных отношений.

Фирмы в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменчивые издержки производства. Налоги с предприятий.

Финансы в экономике. Банковская система. Финансовые и кредитные институты. Инфляция. Виды, причины, последствия инфляции.

Государство и экономика. Экономические функции и задачи государства. Экономическая политика. Бюджет государства. Государственный долг. Бюджетно-налоговое и денежно-кредитное регулирование экономики. Налоги, их виды и функции.

Мировая экономика. Россия в системе международных экономических отношений. Международное разделение труда. Международная торговля. Экономическое сотрудничество и интеграция. Глобальные проблемы экономики.

Предпринимательство. Предпринимательские правоотношения. Субъекты предпринимательского права. Реализация предпринимательской идеи в России. Лицензирование. Государственная регистрация. Источники финансирования для

крупного и малого бизнеса в России. Основные принципы менеджмента. Маркетинг. Принципы маркетинга.

Человек в системе экономических отношений. Экономика потребителя. Право потребителя, их защита. Уровень жизни. Прожиточный минимум. Рынок труда. Занятость и безработица. Виды безработицы. Причины возникновения безработицы. Государственная политика в области занятости.

Экономическая культура: сущность и основные элементы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Проблемы рациональных производителей и потребителей в условиях ограниченных ресурсов. Нравственно-правовые основы экономических отношений. Экономические интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность.

Социальные отношения

Социальная структура и ее элементы. Социальные изменения. Многообразие социальных групп. Личный и социальный статус. Социальные группы в современном российском обществе. Влияние на социальную структуру форм собственности и рыночных отношений.

Биосоциальные группы. Маргинальные группы. Социальное неравенство и возможность социальной справедливости. Социальная стратификация. Социальная мобильность: горизонтальная, вертикальная, восходящая, нисходящая. Социальные интересы. Практическое значение знаний о социальной структуре.

Социальные взаимодействия и отношения. Развитие социальных отношений. Социальные конфликты: причины и последствия. Социальные аспекты труда. Особенности труда молодежи в Российской Федерации. Профсоюзы и их роль.

Социальные нормы. Многообразие социальных норм. Элементы социального поведения. Отклоняющееся (девиантное) поведение. Причины отклоняющегося поведения. Точки зрения на отклоняющееся поведение. Социальная опасность преступности. Последствия наркомании для личности, семьи, общества. Социальный контроль. Самоконтроль.

Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межэтнические отношения и национальная политика. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Народы Российской Федерации. Основные направления национальной политики в России и документы, ее определяющие. Межнациональное сотрудничество в современном мире.

Семья как социальный институт и малая группа. Влияние общества на семью. Функции семьи. Тенденции развития семьи в современном обществе. Семейно-демографическая структура общества. Быт и бытовые отношения. Взаимодействие семьи и быта. Решение задачи развития сферы быта в современной России.

Молодежь как социальная группа. Основные социально-психологические особенности молодежи. Изменение социальной роли человека в молодом возрасте. Показатель социальной зрелости. Молодежная субкультура. Особенности субкультуры российской молодежи. Проблемы молодежи в условиях социальных перемен.

Демография: социальные процессы и социальные проблемы в современной России.

Социальный конфликт и пути его разрешения. Компромисс. Толерантность.

Политическая жизнь общества

Политика как общественное явление. Роль политики в жизни общества. Виды политики. Субъекты и объекты политики. Политика и другие сферы общественной жизни. Политика и экономика. Политика и право. Политика и мораль.

Политическая власть и политические отношения. Ресурсы и функции политической власти и механизмы ее реализации.

Политическая система, ее структура и функции. Место и роль государства, партий, политических движений, других общественных организаций в политической системе общества. Особенности политической системы Российской Федерации.

Понятие государства. Государство как организация политической власти. Признаки государства. Функции государства. Формы государства. Формы правления, виды, признаки. Формы государственного устройства, виды, признаки. Понятие политического режима, его виды, признаки. Демократический политический режим. Авторитарный режим. Тоталитарный режим.

Государство, государственный механизм, государственный аппарат: соотношение понятий. Россия - демократическое, правовое, социальное, светское государство.

Понятие гражданского общества и его основные черты. Правовое государство, его сущность и основные принципы. Соотношение правового государства и гражданского общества. Проблемы становления правового государства и гражданского общества в Российской Федерации.

Права и свободы человека. Всеобщая декларация прав человека. Европейская конвенция о защите прав человека и его свобод. Права и свободы человека и гражданина в Конституции Российской Федерации.

Политические партии и движения. Функции политических партий. Типология партий и партийных систем. Политические партии в современной России.

Выборы как политический институт. Типы избирательных систем (мажоритарная, пропорциональная, смешанная). Избирательная кампания. Место и роль СМИ в политической жизни.

Личность в политике. Политическая социализация личности. Политическое участие, его формы и характер. Абсентеизм как форма отклоняющегося электорального поведения. Политический экстремизм. Противодействие экстремизму. Политические лидеры. Природа и типология политического лидерства. Роль политической элиты в жизни общества.

Политический процесс и его основные характеристики. Понятие политического конфликта. Причины политических конфликтов, пути и механизмы их урегулирования. Особенности политического процесса в современной России.

Политическая идеология и ее структура. Функции политической идеологии. Основные политические идеологии современности. Политическая идеология и политическая деятельность.

Политическая культура общества. Типы политической культуры. Функции политической культуры. Пути и формы политической социализации личности.

Право и правовые отношения

Понятие права. Право в системе социальных норм. Место и роль права в жизни человека, общества, государства. Система права: отрасли, подотрасли и институты права. Виды отраслей права. Норма права и ее отличительные признаки. Структура нормы права. Виды правовых норм. Источники права: понятие, виды. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право. Основы конституционного, гражданского, уголовного, арбитражного, административного процесса. Понятие правоотношения и его структура. Субъекты правоотношений: физические и юридические лица, их правоспособность и дееспособность. Правонарушение: признаки, виды, юридический состав. Понятие юридической ответственности, ее принципы, виды и значение. Правосознание и правовая культура.

Конституционное право. Юридические свойства конституции. Конституция Российской Федерации об основах конституционного строя. Закрепление в Конституции общепринятых международных стандартов прав человека. Конституционные права человека и гражданина. Основные обязанности гражданина РФ.

Федеративное устройство России. Конституционные принципы российского федерализма.

Система государственных органов в Российской Федерации.

Президент Российской Федерации, его правовой статус. Порядок выборов Президента Российской Федерации, его полномочия.

Федеральное Собрание Российской Федерации, его структура. Государственная Дума, порядок избрания, компетенция. Совет Федерации, порядок формирования, полномочия.

Правительство Российской Федерации, порядок формирования, компетенция.

Конституционные принципы судебной власти. Порядок формирования и полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Местное самоуправление: понятие, виды, компетенция.

Административное право. Общественные отношения, регулируемые административным правом. Субъекты административного права. Административная ответственность. Субъекты административной ответственности. Основания административной ответственности. Признаки административного правонарушения. Административная ответственность физических и юридических лиц.

Гражданское право. Общественные отношения, регулируемые гражданским правом. Субъекты гражданского права. Правоспособность и дееспособность в гражданском праве. Понятие и содержание права собственности. Виды собственности. Приобретение права собственности. Прекращение права собственности. Защита права собственности. Обязательства в гражданском праве. Гражданско-правовая ответственность.

Правовые основы предпринимательской деятельности.

Семейное право. Семья как правовой институт. Особенности семейных правоотношений. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Личные и имущественные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей.

Трудовое право. Общественные отношения, регулируемые трудовым правом. Субъекты трудового права. Трудовой договор: понятие и содержание. Виды трудовых договоров. Заключение и прекращение трудового договора. Формы и виды оплаты труда. Заработная плата. Трудовая дисциплина. Трудовые споры (конфликты) и порядок их рассмотрения. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних.

Законодательство в сфере социальных отношений.

Уголовное право. Задачи уголовного законодательства. Понятие, признаки и виды преступления. Состав преступления. Понятие уголовной ответственности. Субъекты уголовной ответственности. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

Экологическое право. Правовая защита природы.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ.

Вступительное испытание по обществознанию проводится в письменной форме в виде тестаВремя отводимое на проведение вступительного испытания – 210 минут. Работа состоит из 3 частей, включающих 38 заданий.

Часть 1 включает 22 задания с выбором ответа. К каждому заданию дается 4 ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из 7 заданий, на которые надо дать краткий ответ в виде числа, слова, словосочетания или последовательности букв.

Часть 3 включает 9 заданий с развернутым ответом. Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование, высказать и аргументировать собственное мнение). Выполняя последнее задание рабо­ты, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается от одного до четырех баллов. Баллы, полученные за все выполненные задания, сум­мируются.

Наши рекомендации