СССР, Российская Федерация в 1946 г.
Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Холодная война. Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы. XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950–1960-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста. Углубление кризиса советской модели развития. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция СССР 1977 г. Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности.
СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. Политика «разрядки». «Новое политическое мышление». Распад мировой социалистической системы. Особенности развития советской культуры в 1950–1980-х гг.
Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 г. Беловежские соглашения1991 г. и распад СССР. Политический кризис сентября–октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств. Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.
Российская Федерация в 2000–2015 гг.: основные тенденции социально-экономического и общественно-политического развития страны на современном этапе.
В.В. Путин. Россия в мировых интеграционных процессах и формирующейся современной международно-правовой системе. Возвращение Крыма. Современная российская культура.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ
Вступительное испытание проводится в письменной форме. На экзамен отводится 210 минут. Начало отсчета времени – с момента вскрытия кандидатами конверта с билетом вступительного испытания. В процессе выполнения письменной работы разрешается пользоваться только программой для проведения вступительного испытания по истории.
ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ
Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны цифра или последовательность цифр, требуемое слово (словосочетание).
Полный правильный ответ на задания 1–22, 25–26, 29–31, 33–34 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
Полный правильный ответ на задания 23, 24, 28, 32 оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка (в т.ч. отсутствует одна из цифр или имеется одна лишняя цифра) – 1 балл; если допущено две и более ошибок (в т.ч. отсутствуют две и более цифры или имеются две и более лишних цифр) или ответ отсутствует – 0 баллов.
Полный правильный ответ на задание 27 оценивается 3 баллами; если допущена одна ошибка – 2 балла; допущено две-три ошибки – 1 балл; допущено четыре и более ошибок или ответ отсутствует – 0 баллов.
Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. За выполнение заданий 35, 36, 37 ставится от 0 до 2 баллов; за задание 38 – от 0 до 3 баллов; за задание 39 – от 0 до 4 баллов; за задание 40 – от 0 до 6 баллов. Задание 40 оценивается по трём критериям: указание времени жизни исторического деятеля (1 балл), указание и характеристика основных направлений деятельности (3 балла), указание основных результатов деятельности (2 балла).
На основе результатов выполнения всех заданий работы определяются первичные баллы (максимальный первичный балл – 59), которые затем переводятся в тестовые по 100-балльной шкале.
Соответствие первичных и тестовых баллов
Первичный | Тестовый | Первичный | Тестовый |
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ
Основная:
1. Левандовский А.А, Щетинов Ю.А., Мироненко С.В. История России (базовый уровень) – М.: Просвещение, 2014.
2. Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. В 2-х ч. (углубленный уровень) – М.: Русское слово, 2014.
Дополнительная:
1. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Ляшенко Л.М. История России (базовый уровень).– М.: Дрофа, 2014.
2. Киселев А.Ф., Попов В.П. История России (базовый уровень),– М.: Дрофа, 2014.
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ
kleo.den-asu.ru – сайт ассоциации «История и компьютер».
zhurnal.ape.relarn.ru – сайт «Исследования в России».
www.klarino2.narod.ru/rus_history.html – история России с древнейших времен до конца XVII в., история России с конца XVII в. до конца XIX в., правители Руси, генеалогия русских князей.
http://www.codex.barrt.ru/ – материалы по истории России
http://www.pereplet.ru/history/titul.html – материалы по истории России
http://school.holm.ru/predmet/history/russia/more2.html – официальные документы по истории России до 1917 г.
http://www.lc.ru/vendors/newdisk/ history.html – энциклопедия истории России, охватывает период с 862 по 1917 г.
http://www.unn/ac.ru/ – материалы по региональной истории и истории России с древнейших времен до начала ХХ в.
http://grivik.chat.ru/predmets/his_rus.html – электронные версии классических трудов по русской истории.
http://jurfak.spb/ru/links/link_list.asp?tld=10 – собрание редких книг и статей по истории России.
http://kolibry.cyberpalm.com/01270002.html – летописи как основной источник русской истории от древнейших времен до середины XVI столетия.
БИОЛОГИЯ
Кандидат на поступление в Военный университет должен:
Знать:
· этапы развития биологических знаний;
· вклад российских и зарубежных учёных в развитие биологии;
· структуру комплекса современных биологических наук;
· взаимосвязь биологии с другими науками;
· характеристику основных форм жизни на Земле;
· закономерности роста и развития живых организмов;
· характеристику уровней организации живых систем (ген, клетка, ткань, система органов, организм, вид, популяция, биоценоз, биогеоценоз, экосистема);
· основные закономерности наследственности и изменчивости живых организмов;
· основные этапы и закономерности эволюции жизни на Земле;
· возникновение и развитие человека – антропогенез;
· основные понятия анатомии, физиологии, экологии и здоровья человека.
Уметь:
· применять полученные знаний для характеристики живых организмов и жизни в целом на Земле;
· объяснить роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
· объяснить родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных, роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; необходимость защиты окружающей среды;
· объяснить родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний.
· использовать выработанные навыки обучения для самостоятельного получения биологических знаний и продолжения формирования биологического мировоззрения.
Владеть:
· биологической терминологией, применять термины и понятия в зависимости от темы.
· навыками самостоятельного поиска биологической информации в различных источниках (учебниках, учебных пособиях, справочниках, ресурсах Интернет) и применять ее;
· навыками использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.