Интервью газете «Аргументы и Факты на Оби» (2008)
Интервью газете «Аргументы и Факты на Оби» (2008)
Интервью газете «Советник президента» (2009)
Интервью газете «Комсомольская правда» (16.03.2010)
Интервью журналу «Мир фантастики» (Июнь 2010)
Интервью порталу «Литсталкер» (2011)
Интервью газете «Аргументы и Факты на Оби» (2008)
Интервью газете «Советник президента» (2009)
Интервью газете «Комсомольская правда» (16.03.2010)
Интервью журналу «Мир фантастики» (Июнь 2010)
Интервью порталу «Литсталкер» (2011)
Интервью газете «Аргументы и Факты на Оби» (2008)
…Как врачу-терапевту по образованию всего за десять лет удалось сделать такую карьеру в литературе? Об этом и многом другом мы беседуем с Вячеславом Шалыгиным, автором более 30 бестселлеров, которые продаются не только в России, но и за рубежом.
- Вячеслав Владимирович, правда ли, что супруга втайне от вас отправила рукопись в столичное издательство и… её сразу опубликовали?
- Не совсем так. Неожиданностей в этой истории было много. Я, конечно, знал о задумке жены: мы вместе выбрали два крупнейших в Москве издательства, и в одно из них она отправила бандероль с рукописью. Решили, если там не возьмут – попробуем ещё раз. Ждать пришлось недолго, примерно через месяц мне позвонили. «Это случайно не ваше произведение лежит у нас на подоконнике?» - спросили меня и, получив утвердительный ответ, пообещали перезвонить позднее. Потом уже со мной связался литературный редактор. Поинтересовался, сижу я или стою, и ошарашил меня новостью: рукопись принята, её напечатают.
- На что потратили первый гонорар?
- Не помню, деньги разошлись как-то незаметно. Но их и было немного: по сегодняшним меркам где-то около пяти тысяч рублей. Но когда книга вышла, я, как настоящий писатель устроил ее презентацию в кругу друзей. Конечно, радовался успеху безмерно, но пауз в творчестве не делал, тут же сел за вторую книгу. В таком темпе стараюсь писать до сих пор.
- Вы врач по образованию и вдруг становитесь писателем. Как это произошло?
- Честно говоря, по специальности я ни дня не работал. Так получилось. В семье у нас все врачи, поэтому вопрос, куда пойти учиться после школы, даже не обсуждался. Подал документы в мединститут, хотя уже в то время начал что-то писать – заметки, небольшие очерки. Но тогда мне казалось: что такое профессия писателя? Я ведь мужчина, нужно будет кормить семью, а вдруг мое творчество не оценят? В итоге получил диплом врача. А потом еду как-то в поезде, дорога дальняя, набрал с собой побольше книг, чтоб время скоротать. Читаю, и вдруг так обидно стало: я ведь могу не хуже писать. Вернулся домой, собрал все свои записи и оформил в книгу. Через два года она была опубликована.
- Почему вы стали писать фантастику?
- …Мои произведения не всегда чистая фантастика. Этот жанр дает огромный простор для творчества: можно делать уклон в детектив, боевик и даже лирику.
- Но есть ведь какие-то каноны?
- В этом жанре – нет. Здесь важно динамичное развитие сюжета, чтобы читатель не заскучал. Хотя, конечно, должны соблюдаться пропорции: много фантастики, немного крови и какой-то процент любви. Главное, не переборщить, ведь мои основные читатели это люди от 14 до 35 лет. И сразу вспоминаю, что я не только писатель, но и отец троих детей, поэтому как родитель я чувствую ответственность за написанное в моих книгах.
- Ваши родственники наверняка являются не только первыми читателями, но и рецензентами. Как реагируете на их критику и критику вообще?
- У каждого человека есть право высказать своё мнение. Я читаю в форумах отзывы о моих книгах, масса писем приходит по почте. Кто-то хвалит, есть и недовольные. Если критика конструктивна, я всегда воспользуюсь хорошим советом. Был у меня однажды случай: написал книгу, дал ее почитать отцу, а он обнаружил, что там целого эпизода не хватает и потому одна из сюжетных линий необоснованно обрывается. За внимательность был ему очень благодарен.
- Где вы берете идеи? И описываете ли в ваших произведениях столицу Сибири?
- Иногда описываю Новосибирск, но чаще всего Москву – не хочу разрушать родной город (смеется). В моих книгах много военных сцен, картин разрушения. А идеи беру везде, даже из телевизора… Заметил, что коллеги совершенно не интересуются темой… бессмертных. Я решил занять эту нишу и создал на основе этой темы книгу «Инстинкт гнева». А участие в мультимедийном проекте «Сталкер» обернулось созданием целой трилогии по мотивам компьютерной игры.
- Вы сейчас ведете переговоры о съемках художественного фильма по одной из ваших книг. Не боитесь, что режиссер что-нибудь испортит?
- Не боюсь… На мой взгляд, экранизация книги это тоже особый взгляд на неё, новое прочтение. Мне будет интересно посмотреть, что получится…
- Наверное, сейчас ваши гонорары несравнимы с первым полученным. Почему не переберетесь в Москву?
- Мои московские друзья неоднократно задавались таким вопросом. А мне и тут хорошо. Кстати, в Новосибирске много писателей, которые не собираются никуда отсюда уезжать. Например, наш мэтр фантастики Геннадий Прашкевич. Или мой товарищ Роман Глушков из Тогучина. Он печатается в одном со мной издательстве, неплохо зарабатывает, но при этом не намерен переезжать даже в Новосибирск.
- Но есть же какие-то сложности, с которыми сталкиваются писатели-провинциалы?
- В век Интернета территориальных проблем нет. Да, в Новосибирске отсутствуют серьезные издательства, но ведь ничто не мешает сотрудничать со столичными. Можно отправлять книгу по электронной почте, гонорар за неё получать на банковский счет, а все вопросы с редактором решать по телефону. Так что провинциальность писательской работе не мешает. Другое дело, что само чувство провинциальности может мешать кому-то индивидуально. В Новосибирске, например, достаточно высокий общий уровень мастерства писателей, и в то же время единицы из тех, чьи произведения мне доводилось читать, печатаются в Москве. Остальные просто не верят в свои силы.
- Вы пишете довольно быстро, примерно по две книги в год. Это несколько противоречит постулату, что настоящее произведение литературы автор пишет долгие годы.
- Всё зависит от работоспособности автора. Если кому-то нравится писать в стол, тратя всю жизнь на единственное «гениальное» произведение, это его право. У меня несколько иной подход к творчеству: писатель должен писать для своих читателей, совершенствоваться, ориентируясь на их мнение, в том числе и мнение нового поколения... Из этого следует, что писатель-фантаст должен быть динамичным, постоянно развиваться, стремиться вперед, а не вариться в собственном соку, неторопливо смакуя свою исключительность и считая себя единственным достойным критиком своего творчества. В конце концов, фантастика подразумевает моделирование будущего, а если писать книгу слишком долго, модель непременно устареет. Будущее наступит раньше, чем писатель это заметит. И стоит ли свеч такой труд?
- А кого бы вы отметили из современных писателей?
- Сегодня талантливых писателей много. Не хотел бы обсуждать представителей так называемого основного течения, но если говорит о фантастах, мне близки по духу Василий Головачев, Роман Злотников, Алекс Орлов, Кирилл Бенедиктов. Это настоящие и признанные мастера фантастического боевика. Из писателей-новосибирцев, на мой взгляд, интересны наш мэтр Геннадий Прашкевич и молодой, но уже зарекомендовавший себя с самой лучшей стороны Роман Глушков. И не только они…
- Сейчас писателем быть модно. Вас узнают на улице, берут автографы, приглашают на ТВ?
- Я же не детективщик. Это у них баснословные гонорары… тусовки и выступления на телевидении. Фантасты скромнее и не так стремятся к публичности.
Алевтина Агальцева.
(Перепечатано с сокращениями).