Проект по теме: «Книжки - малышки»

Младший дошкольный возраст.

МБДОУ ДС № 479 г. Челябинск

Актуальность:

Дети очень любят слушать, как им читают сказки, рассматривать иллюстрации, а в старшем возрасте сами читать книги. Главная задача знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой – это воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст.

С. Маршак говорил, что «есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант он спрятан в каждом, его надо открыть, вырастить и воспитать. Ребенок, приученный к книге, обладает бесценным даром легко входить в содержание услышанного или прочитанного и проживать его».

Книга вводит ребенка в мир человеческих чувств: радостей, страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга раскрывает человеческие и духовные ценности. Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, почитанная в зрелом возрасте.

Задача взрослого – открыть ребенку то чудо, которое носит в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.

Процесс общения дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. Ребенок дошкольного возраста является своеобразным читателем. Он воспринимает литературу на слух, и так длится до тех пор, пока он сам не научится читать.

Процессом восприятия литературного произведения является познавательная деятельность, в результате которой ребенок осознает воспринятое, проникает в его смысл. Ребенку необходимо «увидеть» главный персонаж, понять его действия, поступки, переживания, разгадать мотивы этих поступков, причины переживаний. Важным моментом деятельности восприятия является эмоциональный отклик на литературное произведение. Ребенок-читатель активно содействует героям и переживает с ним все происходящие события. Он как бы переживает жизнь героев, относится к ним личностно – любит одних, презирает других.

Книга непроизвольно объясняет жизнь общества и природы, мир человеческих отношений. Она развивает мышление, воображение, обогащает эмоции ребенка, дает прекрасные образы русского литературного языка.

С ранних лет надо учить малыша относиться к книге, как к величайшей ценности, правильно держать её в руках, правильно перелистывать, знать её место на книжной полке, запоминать название, автора.

Ежегодно в день рождения великого датского писателя-сказочника Ганса Христиана Андерсена (1805-1875) - 2 апреля празднуется Международный день детской книги. В этот день организаторы мероприятия, с особым энтузиазмом подчеркивая, что необходимо с малых лет читать хорошие книги, пропагандируют, тем самым, непреходящую роль детской книги в формировании духовного и интеллектуального облика новых поколений Земли.

Детская литература появилась сравнительно недавно. До середины XVII в. дети читали примерно то же, что и родители. Например, в XVII в. детей привлекали басни Эзопа. В 1658 г. чешский педагог Я.А. Коменский опубликовал первую книгу с картинками для детей «Мир чувственных вещей в картинках». Но в основном круг детского чтения сводился к Библии.

И только в 19 веке они смогли читать специально для них написанные произведения, в частности — сказки братьев Гримм и Г.Х. Андерсена, который внес свой вклад в создание детской книги.

В России созданию детской литературы тоже уделялось немалое внимание. Известно, что еще в 17 веке иеромонах Савватий писал стихи специально для детей, а в 18-19 веках детские произведения создавали С. Аксаков, А. Шишков, А. Погорельский и другие. Тогда же начали появляться и первые детские журналы. И, конечно же, советские детские писатели и поэты — А. Гайдар, Н. Носов, А. Барто, К. Чуковский, В. Бианки, Б. Заходер, Э. Успенский и многие другие.

Традиционно к Дню детской книги во многих странах приурочивают проведение различных выставок, конкурсов, представлений, конференций и фестивалей, посвященных лучшим детским произведениям. А еще — утренники и Недели детской и юношеской книги, куда приглашаются современные детские писатели и поэты, которые сами читают свои произведения и отвечают на вопросы маленьких читателей.

К этой дате в нашем детском саду по инициативе воспитателей и родителей группы организована неделя «Детской книги» и проект «Книжки – малышки». В рамках проекта неделя детской книги в нашем саду - это каждый день новая встреча, новый сказочный герой, новая сказка, новые детские стихи.

Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребёнка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность.

Наша задача - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.

Срок реализации:краткосрочный – 2 недели

Вид проекта: творческий.

Тип проекта:игровой, эстетический.

Состав участников: фронтальный.

Взаимодействие:воспитатели, дети 2-3 лет, родители.

Проблема: для чего нужна книга? Как самим сделать книжку-малышку?

Цель проекта: воспитание любви и бережного отношения к книге; развитие свободной творческой личности ребенка; способствование сотворчеству детей и взрослых.

Проект по теме: «Книжки - малышки» - student2.ru Задачи:

1. Формировать у детей интерес к книге, приучать вниманию, слушать литературные произведения.

2. Обогащать жизненный опыт малышей занятиями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг.

3. Помогать детям, устанавливать простейшие связи в произведении.

4. Помогать детям, выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;

5. Поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребёнка при восприятии книги и изготовлении книги с помощью взрослого;

6. Помогать детям мысленно, представить, увидеть события и героев произведения, с помощью отбора иллюстраций, учить рассматривать иллюстрации.

Планируемый результат:

1. Поднятие интереса к художественной литературе; понимание важности книги в жизни человека; получение положительного эмоционального отклика от общения с книгой; повышение самооценки детей, гордости за свой труд, развитие речи детей в процессе работы по изготовлению книги.

2. Создание выставки «Книжек-малышек» с привлечением родителей и детей.

3. Пополнение литературного уголка группы.

4. Консультации для педагогов и родителей.

Наши рекомендации