Качества чтения и приемы их формирования
«Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения» (Н.Н. Светловская). Именно такое «вдумчивое чтение», основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности. При этом важно помнить, что навык чтения - залог успешного учения, как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.
В методике принято характеризовать навык чтения,
называя четыре его качества:
· правильность
· беглость
· сознательность (осознанность)
· выразительность
1.Правильное чтение - чтение без искажений: правильно ставится ударение, соблюдаются грамматические нормы языка, не допускается пропусков букв, перестановки слов.
Приемы работы на уроке:
1. Подготовка речевого аппарата ребёнка к работе:
· работа над дикцией (скороговорки, чистоговорки: молча => шёпотом => вслух => в темпе);
· чтение трудных слогов, слов хором (выносятся на доску);
· 2-3 класс - пособие «Бегущая лента».
2. Регулировка темпа чтения.
3. Неоднократное произнесение и прочтение трудного слова из текста (обязательно выяснить его значение).
4. Образец чтения, данный учителем; иногда используется грамзапись.
5. Исправление ошибок учителем. Приём «постукивания» - дети замечают ошибку и постукивают; использование возможно, когда большинство учащихся овладело правильностью чтения.
2.Беглое чтение - правильное и осознанное чтение, которое характеризуется определенным количеством слов, произносимых за минуту.
Приемы работы на уроке:
1. Пособие «Бегущая лента», анаграммы.
2. Подбор текстов подходящей трудности (постепенное усложнение).
3. Показ образца чтения => обучение: «читай в том же темпе».
4. Предварительное чтение молча с заданием. Важно сдерживать темп быстро читающих, т.к. страдает правильность и сознательность. С этой целью: - постановка вопроса перед чтением; - чтение по «цепочке» («слабый» => «сильный»); - выборочное чтение; - заучивание отрывков текста; - чтение по ролям (для диалога - хорошо читающие);- регулярная проверка техники чтения (у «слабых» - чаще).
В работе, направленной на отработку правильности и беглости чтения, имеют место два направления:
1. Использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания. Интересная система упражнений, тренирующих зрительное восприятие, предложена Л.Ф. Климановой. Вот некоторые из них:
· пары слов отличаются одной буквой: козы – косы, ветер – вечер, трава – травы;
· цепочки слов, близких по графическому облику: вслух – глух - слух; вьют – вьюн - вьюга;
· слова, в которых парные по твёрдости-мягкости фонемы выполняют смыслоразличительную функцию: есть – ест, угол – уголь, галка – галька;
· чтение цепочек родственных слов: труд – трудился – трудящийся, бег – бегать –бегство
2. Применение при чтении художественных произведений принципа многочтения, предложенного М.И. Омороковой и описанного В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой.Этот принцип состоит в том, чтобы при анализе текста постоянно обращать ребенка к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении, и тем самым не только обеспечивать проникновение в идею произведения, но и добиваться правильного и беглого чтения.
3.Сознательное (осознанное) чтение - понимание содержания текста, его идеи, образов и роли изобразительных средств языка писателя.
Приемы работы на уроке:
1. Словарно-лексическая работа. («Толковый словарик» Н. Неусыповой).
2. Обучение вдумчивому чтению:
· постановка вопроса учителем;
· постановка вопроса учеником (учителю, классу, самому себе - обязательна помощь учителя).
3. Выяснение содержания прочитанного (беседа, выборочное чтение, выразительное чтение, работа над планом, пересказ).
4.Выразительное чтение - чтение, передающее идейное содержание произведения, соответствующее орфоэпическим нормам с соблюдением условий и использование средств выразительности.
Приемы работы на уроке:
1. Работа над постановкой дыхания и дикции.
2. Обучение использованию разной интонации. (Конкурс «Кто с большим количеством оттенков интонации сможет прочитать слово, предложение?».
Используется памятка:
· представь себе то, что читаешь, подумай, какое чувство ты можешь передать при чтении;
· читай чётко (правильно) слова и окончания; выбирай темп (беглость) чтения
· выделяй голосом важные мысли, соблюдай знаки препинания.
3. Использование музыки (помогает настроить детей эмоционально воспринять текст). Важно правильно подобрать.
4. Использование грамзаписи в качестве образца. (Предварительно послушать).
5. Образец выразительного чтения, данный учителем . (Дети пытаются читать так же - 2-3 ученика: сравнить, поощрить).
6. Чтение по ролям.
7. Составление «нот» текста (используются специальные значки для обозначения пауз, логического ударения, повышения и понижения голоса). Это возможно только в результате овладения знанием средств выразительности.
Все названные качества взаимосвязаны. Без правильного озвучивания графических знаков невозможно понимание отдельных единиц текста, без уяснения значения каждой единицы нельзя уяснить их связь, а без внутренней связи отдельно взятых компонентов текста не произойдет осознания идеи произведения.
Советы и требования к выполнению задания:
«Проверка техники чтения ученика начальных классов».
I. Подготовка к проведению проверки техники чтения
II. Проведение диагностического исследования.
.
Приемы формирования осознанности и выразительности чтения.
( Статья из книги «Методика обучения чтению» Т.П.Сальниковой)
Работа над сознательностью (осознанностью) чтения.
Сознательность (осознанность)в общем виде может быть определена как понимание прочитанного. Однако в методике этот термин употребляется в двух значениях:
1) применительно к овладению самим процессом чтения (техникой чтения)
2) применительно к чтению в более широком смысле (Т.Г. Рамзаева)
1) Когда говорят о сознательности в первом значении, имеют в виду, насколько сознательно ребенок выполняет необходимые операции, из которых складывается озвучивание печатных знаков: находит гласные, соотносит их со слогами-слияниями, видит согласные вне слияний и осознает, к какому слогу-слиянию их следует причитать.
2) Термин сознательное чтение во втором значении функционирует в методике на разных уровнях протекания самого процесса чтения.
Первый уровень, часто совпадающий с аналитическим этапом становления навыка чтения, предполагает понимание большей части слов, употребленных в прямом или переносном значении; понимание отдельных предложений и их связи между собой; понимание смысла отдельных частей текста, их внутренней связи и взаимообусловленности и, наконец, понимание общего смысла всего текста.
Второй уровень сознательного восприятия текста базируется на первом и предполагает осмысление подтекста произведения, т.е. уяснение его идейной направленности, образной системы, художественных средств, а также позиции автора и своего собственного отношения к читаемому.
Можно говорить и о третьем уровнесознательного чтения, когда индивид осознает свои читательские интересы и обладает умениями, которые могут их удовлетворить, иными словами, сознательно определяет круг чтения, ориентируясь на свои возможности.
Таким образом, в современной методике утвердилась точка зрения, что сознательность чтенияпредполагает осмысление значения каждой языковой единицы текста; понимание идейной направленности произведения, его образной системы, изобразительно-выразительных средств, т.е. позиции автора и своего собственного отношения к прочитанному; осознание себя как читателя.
Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение – один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.
Формирование качественного навыка чтения у младших школьников является одним из основных задач начальной школы.
Работа над выразительностью чтения.
Выразительность чтения - способность средствами устной речи передать слушателям свое отношение к идее произведения.
Как видно из определения, выразительность связана с сознательностью чтения. Только то, что хорошо понято, может быть прочитано выразительно. Поэтому среди учителей бытует мнение, что выразительность - показатель сознательности.
В большинстве случаев такое утверждение справедливо. Вспомним, что главным признаком перехода учащихся на этап синтетического чтения является правильное интонирование читаемого, которое возникает при условии соотнесения отдельных единиц чтения с общим смыслом текста. Однако учителю не следует забывать, что ученикам начальных классов свойственна так называемая «подражательная выразительность», когда дети с хорошим фонематическим слухом точно копируют интонационный рисунок, используемый взрослым, не задумываясь над смыслом произносимых фраз. Имеет место и другая крайность: ребенок, хорошо понявший текст, читает его монотонно, тихо, не пользуясь интонацией как средством выразительности. Это происходит или по причине излишней робости, застенчивости ребенка, или просто по причине его необученности.
Средствами устной речи - интонацией, мимикой, жестом, мизансценой - нужно учить пользоваться.
Большая часть работы над выразительностью чтения есть работа над интонацией как главным ее средством.
Учителю следует знать условия работы над выразительностью чтения:
1.Обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения. Это может быть или образцовое чтение учителем, или чтение мастером художественного слова в записи. Если образец демонстрируется при первичном знакомстве с произведением, лучше прибегнуть к чтению учителем. Если образцовое чтение привлекается на этапе упражнений в выразительном чтении, то могут быть использованы технические средства для воспроизведения чтения мастером.
Демонстрация образца выразительного чтения имеет не одну цель:
· такое чтение становится своеобразным эталоном, к которому должен стремиться начинающий читатель;
· образцовое чтение раскрывает перед слушателями понимание смысла произведения и, таким образом, помогает его сознательному прочтению;
· оно служит основой для «подражательной выразительности» и может сыграть положительную роль даже в том случае, если глубина произведения оказалась не понятна читателю: подражая интонации, выражающей определенные чувства, ребенок начинает испытывать эти чувства и через эмоциональные переживания приходит к осмыслению произведения.
2.Работе над выразительным чтением должен предшествовать
тщательный анализ художественного произведения.Следовательно, упражнения в выразительном чтении должны проводиться на заключительных этапах урока, когда завершена работа над формой и содержанием произведения. Однако нельзя думать, что работа над выразительностью чтения состоит только в использовании тренировочных упражнений. Обучение выразительному чтению - сложный процесс, который пронизывает все этапы урока, так как органически обусловливается и подготовкой к восприятию произведения, и первичным знакомством с произведением, и работой над идеей произведения.
3. Работа над языком произведения - тоже одно из условий отработки выразительности чтения. Невозможно добиваться от учеников выразительного чтения, если ими не понята форма произведения, поэтому наблюдение над изобразительно-выразительными средствами становится органической частью работы по уяснению идейной направленности произведения.
4.Работа над выразительностью чтения должна опираться на воссоздающее воображение школьников, т.е. на их умение представить картину жизни по авторскому словесному описанию, увидеть внутренним взором то, что изобразил автор. Воссоздающее воображение неопытного читателя нужно тренировать, учить по «авторским знакам» создавать перед мысленным взором эпизод, пейзаж, портрет. Приемами, развивающими воссоздающее воображение, являются графическое и словесное иллюстрирование, составление диафильмов, написание киносценариев, а также чтение, но ролям, драматизация. Таким образом, можно назвать еще один фактор, влияющий на выразительность чтения, - сочетание такой работы с разнообразными видами деятельности на уроке чтения.
5.Обязательным условием работы над выразительным чтением является также обсуждение в классе вариантов прочтения проанализированного произведения. Желательно, чтобы в конце урока два-три ученика прочитали вслух произведение (или часть его), а ученики класса обсудили удачи и промахи в их чтении. При этом надо помнить, что тон такого обсуждения должен быть деловым и доброжелательным. С этой целью удобно использовать магнитофонную запись прочтения текста незнакомыми детьми. Это поможет сохранить объективность высказываний.
Главной целью обучения детей выразительному чтению является формирование умения определять задачу чтения вслух: передать слушателям свое понимание произведения при помощи правильно выбранных средств устной речи. Однако такое сложное умение возникает как результат кропотливой работы учителя над выработкой, во-первых, умений, помогающих проникнуть в смысл произведения, а во-вторых, умений целесообразно пользоваться своим голосом.
Требования к уроку чтения.