Особенности формирования ИКТ- компетентности учащихся на уроках литературы
ИКТ-компетенции относятся к метапредметным компетенциям, однако их формирование и развитие обусловлено своеобразием литературы как учебного предмета.
ИКТ–компетентность — способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее определения (идентификации), организации, обработки, оценки, а также ее создания–продуцирования и передачи–распространения. Между преподаванием литературы и формированием ИКТ-компетентности есть некое изначально существующее внутреннее противоречие. Литература – это чтение текстов; ИКТ – это умение работать с символами и знаками. Преодоление этого противоречия достигается за счет формирования и развития главного умения, актуального для постижения литературы, – умения управлять информацией с помощью ИКТ. В 8 классе продолжают развиваться те ИКТ-компетенции, формирование которых было начато в 5 -- 7 классах.
Напомним: формулировки заданий в учебнике ориентируют учащихся и на выбор наиболее удобного, надёжного, качественного источника информации, что формирует рефлексивные умения, реализует принципы личностно-ориентированного обучения, предупреждает социально-педагогические риски (см. далее).
Под управлением информацией в 8 классе мы понимает решение следующих задач.
Умения, связанные с управлением информацией | Примеры заданий |
Находить информацию по одному данному запросу | Рассмотрите репродукцию картины М.И.Авилова «Поединок на Куликовом поле». Какое событие послужило сюжетом этой картины? В случае затруднения обратитесь к специальной литературе или Интернету. |
Находить информацию по нескольким данным запросам | Объясните значение слов «мистика», «скептицизм». Как вы понимаете выражение «моральные и социальные обобщения»? Что означает понятие «мораль»? В случае затруднения при ответе на вопрос обратитесь к Интернету, словарю или энциклопедии. |
Сравнивать, систематизировать, оценивать полученную с помощью ИКТ информацию | Каковы основные социально-исторические особенности эпохи начала XIX века и 40-50-х годов XIX века? В случае затруднения при ответе на вопрос обратитесь к Интернету, энциклопедии и дополнительной литературе. Найдите в тексте повести, как характеризует «две эпохи» Толстой. Совпадают ли писательская и официальная историческая оценка эпох? Сделайте выводы из своих наблюдений. |
Представлять полученную с помощью ИКТ информацию | Расскажите, что вам известно о традиции вручения Нобелевской премии (при подготовке ответа обратитесь к энциклопедиям или Интернету). Кто из русских писателей, кроме Пастернака, был удостоен этой награды? |
Находить информацию по запросу, сформулированному самостоятельно | В прочитанном вами тексте утверждается, что Толстой в повести показывает историческую границу, разделяющую эпохи в России. Каковы основания для такого утверждения? |
8. Методика оценки образовательных достижений обучающихся
Рекомендуем провести две комплексные диагностические работы (см. далее): в конце первого полугодия и в конце года обучения.
Диагностические работы оценивают уровень достижения учащимися всех планируемых результатов (см. Примерное поурочное планирование курса). Спецификация каждой работы приводится ниже.
Принципиальным является отсутствие в диагностических работах заданий с выбором ответа, противоречащих особенностям литературы как учебного предмета и ведущим методическим принципам его преподавания.
Учитель вправе вносить в содержание работы корректировки. Обязательное условие – качественный анализ результатов с обучением школьников самоанализу и самооценке.
Диагностическая работа №1
Спецификация работы
№ критерия | Диагностируемые результаты обучения | № задания |
К1 | знать содержание прочитанных произведений | 1, 2а, 2б, 3, 4, 5 |
К2 | знать понятия «автор-повествователь», «герой-рассказчик», «автор» | 2а |
К3 | знать понятия «герой», «персонаж», «литературный тип», «литературный характер» | |
К4 | знать способы выражения авторской позиции в тексте | 2а, 3, 4, 5 |
К5 | устанавливать в произведении взаимосвязь изображения героев и событий, оценки и идеи автора | 2а, 2б, 3, 4, 5 |
К6 | определять субъекта, от лица которого ведётся повествование | 2а |
К8 | различать понятия «автор-повествователь», «герой-рассказчик», «автор» | 2а |
К8 | объяснять роль героя-рассказчика в тексте | 2а |
К9 | находить способы воплощения авторской позиции в произведении | 3, 4, 5 |
К10 | характеризовать героев произведения | 2а, 2б, 3, 4 |
К11 | характеризовать систему образов героев | |
К12 | находить способы создания характера героя в произведении | 2а, 3, 4 |
К13 | строить анализ произведения с учётом авторской позиции | 2а, 2б, 3, 4. 5 |
К15 | владеть начальными приёмами интерпретации текста | 2а, 2б, 3, 4, 5 |
К16 | проводить сопоставительный анализ героев разных произведений | 6, 7а, 7б, 7в |
К17 | владеть способами получения, отбора и систематизации информации | 2а, 2б, 3, 4, 5 |
К18 | владеть алгоритмом развёрнутого письменного ответа | 2а, 2б, 3, 5, 6, 7а, 7б, 7в |
К19 | владеть начальными исследовательскими действиями | 2а, 2б, 3, 4, 5, 6, 7а, 7б, 7в |
К20 | владеть когнитивной культурой | 2а, 2б, 3, 4, 5, 6, 7а, 7б, 7в |
К21 | владеть способами взаимодействия с партнёром по общению | 2б, 3, 5, 6, 7а, 7б, 7в, 8 |
К22 | создавать собственные развёрнутые речевые произведения на основе прочитанного | 2а, 3, 5, 6, 7а, 7б, 7в, 8 |
№ задания | Максимальный первичный балл | Коэффициент сложности (1— 4 ) | Максимальный тестовый балл |
2а | |||
2б | |||
7а | |||
7б | |||
7в | |||
Всего за работу |
Перевод тестовых баллов в отметки (для пятибалльной системы) | |||
«5» | «4» | «3» | «2» |
83 – 88 | 71 – 82 | 56 – 70 | менее 55 |
Диагностическая работа №2
Спецификация работы
№ критерия | Диагностируемые результаты обучения | № задания | ||||
К1 | знать содержание прочитанных произведений | 11, 12, 13, 14, 15 | ||||
К2 | знать содержание понятий «лирический герой», «лирическая ситуация», «типы лирических героев» | |||||
К3 | знать особенности лирики как рода литературы | 1, 2 | ||||
К4 | знать способы выражения состояния лирического героя в стихотворении | |||||
К5 | различать автора стихотворения и лирического героя | |||||
К6 | характеризовать лирического героя стихотворения | |||||
К8 | характеризовать ведущее настроение стихотворения | 8, 9 | ||||
К8 | объяснять роль изобразительных средств в воссоздании настроения и состояния лирического героя | 3, 4, 5, 6, 7 | ||||
К9 | сопоставлять стихотворения схожей тематики | |||||
К10 | анализировать стихотворения | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 | ||||
К11 | определять авторскую позицию | 13, 14, 15 | ||||
К12 | характеризовать героев произведения | 13, 14, 16в | ||||
К13 | характеризовать систему образов героев | 14, 15 | ||||
К14 | находить способы создания характера героя в произведении | 16абв | ||||
К15 | определять тему, проблему, идеи произведения | |||||
К16 | определять художественные особенности произведения и их значение для выражения авторской позиции | 16аб | ||||
К17 | сопоставлять героев одного произведения | |||||
К18 | сопоставлять героев разных произведений | 16в | ||||
К19 | начальными приемами герменевтики | 15, 16в | ||||
К20 | владеть способами получения, отбора и систематизации информации | 13, 14, 15, 16абв | ||||
К21 | владеть алгоритмом развёрнутого письменного ответа | 13, 14,15, 16абв | ||||
К22 | владеть начальными исследовательскими действиями | 13, 14, 15, 16абв | ||||
К23 | владеть когнитивной культурой | 13, 14, 15, 16абв | ||||
К24 | владеть способами взаимодействия с партнёром по общению | 13, 14, 15, 16абв | ||||
К25 | создавать собственные развёрнутые речевые произведения на основе прочитанного | |||||
№ задания | Максимальный первичный балл | Коэффициент сложности (1 – 4) | Максимальный тестовый балл | |||
16а | ||||||
16б | ||||||
16в | ||||||
Всего за работу: | ||||||
Перевод тестовых баллов в отметки (для пятибалльной системы) | |||
«5» | «4» | «3» | «2» |
96 – 100 | 83 – 95 | 68 – 82 | менее 67 |