Особенности формирования ИКТ- компетентности учащихся на уроках литературы

ИКТ-компетенции относятся к метапредметным компетенциям, однако их формирование и развитие обусловлено своеобразием литературы как учебного предмета.

ИКТ–компетентность — способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее определения (идентификации), организации, обработки, оценки, а также ее создания–продуцирования и передачи–распространения. Между преподаванием литературы и формированием ИКТ-компетентности есть некое изначально существующее внутреннее противоречие. Литература – это чтение текстов; ИКТ – это умение работать с символами и знаками. Преодоление этого противоречия достигается за счет формирования и развития главного умения, актуального для постижения литературы, – умения управлять информацией с помощью ИКТ. В 8 классе продолжают развиваться те ИКТ-компетенции, формирование которых было начато в 5 -- 7 классах.

Напомним: формулировки заданий в учебнике ориентируют учащихся и на выбор наиболее удобного, надёжного, качественного источника информации, что формирует рефлексивные умения, реализует принципы личностно-ориентированного обучения, предупреждает социально-педагогические риски (см. далее).

Под управлением информацией в 8 классе мы понимает решение следующих задач.

Умения, связанные с управлением информацией Примеры заданий
Находить информацию по одному данному запросу Рассмотрите репродукцию картины М.И.Авилова «Поединок на Куликовом поле». Какое событие послужило сюжетом этой картины? В случае затруднения обратитесь к специальной литературе или Интернету.
Находить информацию по нескольким данным запросам Объясните значение слов «мистика», «скептицизм». Как вы понимаете выражение «моральные и социальные обобщения»? Что означает понятие «мораль»? В случае затруднения при ответе на вопрос обратитесь к Интернету, словарю или энциклопедии.
Сравнивать, систематизировать, оценивать полученную с помощью ИКТ информацию Каковы основные социально-исторические особенности эпохи начала XIX века и 40-50-х годов XIX века? В случае затруднения при ответе на вопрос обратитесь к Интернету, энциклопедии и дополнительной литературе. Найдите в тексте повести, как характеризует «две эпохи» Толстой. Совпадают ли писательская и официальная историческая оценка эпох? Сделайте выводы из своих наблюдений.
Представлять полученную с помощью ИКТ информацию Расскажите, что вам известно о традиции вручения Нобелевской премии (при подготовке ответа обратитесь к энциклопедиям или Интернету). Кто из русских писателей, кроме Пастернака, был удостоен этой награды?
Находить информацию по запросу, сформулированному самостоятельно В прочитанном вами тексте утверждается, что Толстой в повести показывает историческую границу, разделяющую эпохи в России. Каковы основания для такого утверждения?


8. Методика оценки образовательных достижений обучающихся

Рекомендуем провести две комплексные диагностические работы (см. далее): в конце первого полугодия и в конце года обучения.

Диагностические работы оценивают уровень достижения учащимися всех планируемых результатов (см. Примерное поурочное планирование курса). Спецификация каждой работы приводится ниже.

Принципиальным является отсутствие в диагностических работах заданий с выбором ответа, противоречащих особенностям литературы как учебного предмета и ведущим методическим принципам его преподавания.

Учитель вправе вносить в содержание работы корректировки. Обязательное условие – качественный анализ результатов с обучением школьников самоанализу и самооценке.

Диагностическая работа №1

Спецификация работы

№ критерия Диагностируемые результаты обучения № задания
К1 знать содержание прочитанных произведений 1, 2а, 2б, 3, 4, 5
К2 знать понятия «автор-повествователь», «герой-рассказчик», «автор»
К3 знать понятия «герой», «персонаж», «литературный тип», «литературный характер»
К4 знать способы выражения авторской позиции в тексте 2а, 3, 4, 5
К5 устанавливать в произведении взаимосвязь изображения героев и событий, оценки и идеи автора 2а, 2б, 3, 4, 5
К6 определять субъекта, от лица которого ведётся повествование
К8 различать понятия «автор-повествователь», «герой-рассказчик», «автор»
К8 объяснять роль героя-рассказчика в тексте
К9 находить способы воплощения авторской позиции в произведении 3, 4, 5
К10 характеризовать героев произведения 2а, 2б, 3, 4
К11 характеризовать систему образов героев
К12 находить способы создания характера героя в произведении 2а, 3, 4
К13 строить анализ произведения с учётом авторской позиции 2а, 2б, 3, 4. 5
К15 владеть начальными приёмами интерпретации текста 2а, 2б, 3, 4, 5
К16 проводить сопоставительный анализ героев разных произведений 6, 7а, 7б, 7в
К17 владеть способами получения, отбора и систематизации информации 2а, 2б, 3, 4, 5
К18 владеть алгоритмом развёрнутого письменного ответа 2а, 2б, 3, 5, 6, 7а, 7б, 7в
К19 владеть начальными исследовательскими действиями 2а, 2б, 3, 4, 5, 6, 7а, 7б, 7в
К20 владеть когнитивной культурой 2а, 2б, 3, 4, 5, 6, 7а, 7б, 7в
К21 владеть способами взаимодействия с партнёром по общению 2б, 3, 5, 6, 7а, 7б, 7в, 8
К22 создавать собственные развёрнутые речевые произведения на основе прочитанного 2а, 3, 5, 6, 7а, 7б, 7в, 8


№ задания Максимальный первичный балл Коэффициент сложности (1— 4 ) Максимальный тестовый балл
Всего за работу
Перевод тестовых баллов в отметки (для пятибалльной системы)
«5» «4» «3» «2»
83 – 88 71 – 82 56 – 70 менее 55

Диагностическая работа №2

Спецификация работы

№ критерия Диагностируемые результаты обучения № задания
К1 знать содержание прочитанных произведений 11, 12, 13, 14, 15
К2 знать содержание понятий «лирический герой», «лирическая ситуация», «типы лирических героев»
К3 знать особенности лирики как рода литературы 1, 2
К4 знать способы выражения состояния лирического героя в стихотворении
К5 различать автора стихотворения и лирического героя
К6 характеризовать лирического героя стихотворения
К8 характеризовать ведущее настроение стихотворения 8, 9
К8 объяснять роль изобразительных средств в воссоздании настроения и состояния лирического героя 3, 4, 5, 6, 7
К9 сопоставлять стихотворения схожей тематики
К10 анализировать стихотворения 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
К11 определять авторскую позицию 13, 14, 15
К12 характеризовать героев произведения 13, 14, 16в
К13 характеризовать систему образов героев 14, 15
К14 находить способы создания характера героя в произведении 16абв
К15 определять тему, проблему, идеи произведения
К16 определять художественные особенности произведения и их значение для выражения авторской позиции 16аб
К17 сопоставлять героев одного произведения
К18 сопоставлять героев разных произведений 16в
К19 начальными приемами герменевтики 15, 16в
К20 владеть способами получения, отбора и систематизации информации 13, 14, 15, 16абв
К21 владеть алгоритмом развёрнутого письменного ответа 13, 14,15, 16абв
К22 владеть начальными исследовательскими действиями 13, 14, 15, 16абв
К23 владеть когнитивной культурой 13, 14, 15, 16абв
К24 владеть способами взаимодействия с партнёром по общению 13, 14, 15, 16абв
К25 создавать собственные развёрнутые речевые произведения на основе прочитанного
№ задания Максимальный первичный балл Коэффициент сложности (1 – 4) Максимальный тестовый балл  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
16а  
16б  
16в  
 
Всего за работу:  
             
Перевод тестовых баллов в отметки (для пятибалльной системы)
«5» «4» «3» «2»
96 – 100 83 – 95 68 – 82 менее 67

Наши рекомендации