Особенности организации учебной деятельности учащихся
Содержание
Введение………………………………………………………………………………
Основные принципы и подходы к изучению курса «Литература» в 8 классе………………………………………………………………………………..
1. Концепция курса
2. Планируемые результаты изучения предмета
3. Особенности организации учебной деятельности обучающихся
4. Методические рекомендации по педагогическому проектированию каждого раздела курса
5. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся
6. Рекомендации по использованию электронных учебных материалов
7. Особенности формирования ИКТ-компетентности учащихся на уроках литературы
8. Методика оценки образовательных достижений обучающихся
9. Предупреждение социально-педагогических рисков
Содержание курса ..........................................................................................
Примерное тематическое планирование......................................................
Примерное поурочное планирование ..........................................................
Контрольные измерительные материалы ..................................................
Введение
Основные принципы и подходы
К изучению курса «Литература» в 8 классе
1. Концепция курса
Цель учебного курса «Литература» в 8 классе – наблюдение над коммуникативно-прагматической направленностью произведения, обнаруживающейся в системе отношений автор – читатель.
Цели и задачи каждого этапа формирования познавательной компетенции достигаются осознанием и усвоением актуального для данного этапа понятийного аппарата (когнитивная, эстетическая и теоретико-литературная концептосферы). При этом понятия, вводимые на одном этапе, поддерживаются и углубляются на последующих. Понятийный аппарат 8 класса: система образов; тип, характер; образ автора, автор-повествователь; авторская позиция; деталь, символ Методическая концепция изучения литературы предполагает сочетание компетентностного и деятельностного подходов.
Вопросы и задания к художественным и учебным текстам нацелены на формирование читательской (и шире – коммуникативной) компетенции школьников, на развитие их творческих способностей. Развитию и поддержанию познавательного интереса при изучении литературы в 8 классе способствует создание проблемных ситуаций, которые требуют от учащихся активного применения полученных знаний, сформированных умений, предполагают поиск, догадку, самостоятельный анализ явления. Поэтому в названии каждого тематического раздела учебника содержится вопрос или познавательное противоречие.
Программа 8 класса включает два основных тематических раздела, каждый из которых предваряется и завершается учебными текстами, обозначающими и затем подводящими итог основной проблеме, рассматриваемой в разделе. Так, раздел «Кто такой автор?» предваряется текстом «Автор в литературном произведении» и завершается текстом «Образ автора в литературе».
Внутри каждого основного раздела помещены подразделы, посвященные творчеству конкретного писателя. Подраздел в свою очередь мыслится как законченная содержательная и методическая единица, он обрамляется предваряющими и завершающими заданиями ко всему подразделу. Цель этих заданий – наметить круг основных для творчества конкретного писателя проблем. Обратим внимание, что эти проблемы не формулируются в учебных текстах как некие постулаты, а проясняются в ходе чтения, анализа художественного текста и выполнения заданий, т.е. в реализации учебной деятельности. Именно в этом проявляется обозначенный выше компетентностный подход в изучении литературы
2. Планируемые результаты изучения предмета[1]
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:
• осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
• восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
• обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
• воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
• развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
• овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе в 8 классе:
• выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);
• определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);
· объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.);
· анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 кл.);
• выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
• пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями;
• представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
• собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему;
• выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
· представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);
• выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);
• ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.).
Планируемые результаты изучения литературы в 8 классе конкретизированы применительно к каждому разделу программы (табл. с 49 – 95).
Литература как искусство слова
Художественный текст: его чтение и интерпретация.
Важно, чтобы учащиеся осознали активную роль читателя как со-автора художественного текста.
Построим урок как дискуссию. Отвечая на вопрос учебника (с.6), учащиеся обязательно должны подтверждать свои доводы конкретными примерами из текстов произведений. Полагаем, что в итоге дискуссии учащиеся самостоятельно сделают вывод о возможности различных интерпретаций текста и о роли читателя в создании литературного произведения.
Важно, чтобы учащиеся осознали значение сентиментализма для дальнейшего развития русской литературы: направления, открывшего чувство как предмет изображения, заложившего основы женского образа в литературе.
При всей прямолинейности образов, открытости авторской позиции, ограниченности изобразительных средств в произведении у учащихся не должно сложится ощущение его простоты и наивности. Поэтому обратим внимание на задание 2 на стр. 51, выделяющее неоднозначность смысла названия повести.
И.С.Тургенев. Повесть «Ася»
Обратим внимание на способы создания характеров героев, находим приёмы «тайного психологизма» (см. задания в учебнике), которые будут очень важны для дальнейшего постижения тургеневских текстов.
Рекомендации по использованию электронных учебных материалов
Напомним то, что уже было отмечено нами в методическом пособии для учителя. Одна из традиционных сверхзадач методики преподавания любого предмета – экономия времени ученика. Поэтому работу с электронным приложением надо организовывать не ради «моды» и «необходимости», а с целью оптимизировать учебную деятельность школьников. Не будем забывать: первичными для постижения литературы являются «бумажные» тексты, медленное чтение с карандашом в руке, перечитывание, пометы на полях и т. д. Ни в коем случае не подменяем учебник электронным пособием.
Полагаем, что при изучении литературы электронное приложение помогает ученику в следующих основных случаях:
- быстро найти информацию, выходящую за пределы пространства учебника (сведения об авторах, полный текст учебника, критические статьи и пр.) – для этого в электронном приложении существует специальная система ссылок;
- подобрать качественный иллюстративный материал (также через систему ссылок);
- запоминать слова из раздела «Проверь себя» -- для этого в электронном приложении нами разработаны специальные кроссворды;
- проводить самостоятельное исследование или осуществлять проектную деятельность. Большую помощь в решении данной задачи оказывает именно электронное приложение к учебнику, содержащее ссылки на источники художественных и научных текстов.
Диагностическая работа №1
Спецификация работы
№ критерия | Диагностируемые результаты обучения | № задания |
К1 | знать содержание прочитанных произведений | 1, 2а, 2б, 3, 4, 5 |
К2 | знать понятия «автор-повествователь», «герой-рассказчик», «автор» | 2а |
К3 | знать понятия «герой», «персонаж», «литературный тип», «литературный характер» | |
К4 | знать способы выражения авторской позиции в тексте | 2а, 3, 4, 5 |
К5 | устанавливать в произведении взаимосвязь изображения героев и событий, оценки и идеи автора | 2а, 2б, 3, 4, 5 |
К6 | определять субъекта, от лица которого ведётся повествование | 2а |
К8 | различать понятия «автор-повествователь», «герой-рассказчик», «автор» | 2а |
К8 | объяснять роль героя-рассказчика в тексте | 2а |
К9 | находить способы воплощения авторской позиции в произведении | 3, 4, 5 |
К10 | характеризовать героев произведения | 2а, 2б, 3, 4 |
К11 | характеризовать систему образов героев | |
К12 | находить способы создания характера героя в произведении | 2а, 3, 4 |
К13 | строить анализ произведения с учётом авторской позиции | 2а, 2б, 3, 4. 5 |
К15 | владеть начальными приёмами интерпретации текста | 2а, 2б, 3, 4, 5 |
К16 | проводить сопоставительный анализ героев разных произведений | 6, 7а, 7б, 7в |
К17 | владеть способами получения, отбора и систематизации информации | 2а, 2б, 3, 4, 5 |
К18 | владеть алгоритмом развёрнутого письменного ответа | 2а, 2б, 3, 5, 6, 7а, 7б, 7в |
К19 | владеть начальными исследовательскими действиями | 2а, 2б, 3, 4, 5, 6, 7а, 7б, 7в |
К20 | владеть когнитивной культурой | 2а, 2б, 3, 4, 5, 6, 7а, 7б, 7в |
К21 | владеть способами взаимодействия с партнёром по общению | 2б, 3, 5, 6, 7а, 7б, 7в, 8 |
К22 | создавать собственные развёрнутые речевые произведения на основе прочитанного | 2а, 3, 5, 6, 7а, 7б, 7в, 8 |
№ задания | Максимальный первичный балл | Коэффициент сложности (1— 4 ) | Максимальный тестовый балл |
2а | |||
2б | |||
7а | |||
7б | |||
7в | |||
Всего за работу |
Перевод тестовых баллов в отметки (для пятибалльной системы) | |||
«5» | «4» | «3» | «2» |
83 – 88 | 71 – 82 | 56 – 70 | менее 55 |
Диагностическая работа №2
Спецификация работы
№ критерия | Диагностируемые результаты обучения | № задания | ||||
К1 | знать содержание прочитанных произведений | 11, 12, 13, 14, 15 | ||||
К2 | знать содержание понятий «лирический герой», «лирическая ситуация», «типы лирических героев» | |||||
К3 | знать особенности лирики как рода литературы | 1, 2 | ||||
К4 | знать способы выражения состояния лирического героя в стихотворении | |||||
К5 | различать автора стихотворения и лирического героя | |||||
К6 | характеризовать лирического героя стихотворения | |||||
К8 | характеризовать ведущее настроение стихотворения | 8, 9 | ||||
К8 | объяснять роль изобразительных средств в воссоздании настроения и состояния лирического героя | 3, 4, 5, 6, 7 | ||||
К9 | сопоставлять стихотворения схожей тематики | |||||
К10 | анализировать стихотворения | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 | ||||
К11 | определять авторскую позицию | 13, 14, 15 | ||||
К12 | характеризовать героев произведения | 13, 14, 16в | ||||
К13 | характеризовать систему образов героев | 14, 15 | ||||
К14 | находить способы создания характера героя в произведении | 16абв | ||||
К15 | определять тему, проблему, идеи произведения | |||||
К16 | определять художественные особенности произведения и их значение для выражения авторской позиции | 16аб | ||||
К17 | сопоставлять героев одного произведения | |||||
К18 | сопоставлять героев разных произведений | 16в | ||||
К19 | начальными приемами герменевтики | 15, 16в | ||||
К20 | владеть способами получения, отбора и систематизации информации | 13, 14, 15, 16абв | ||||
К21 | владеть алгоритмом развёрнутого письменного ответа | 13, 14,15, 16абв | ||||
К22 | владеть начальными исследовательскими действиями | 13, 14, 15, 16абв | ||||
К23 | владеть когнитивной культурой | 13, 14, 15, 16абв | ||||
К24 | владеть способами взаимодействия с партнёром по общению | 13, 14, 15, 16абв | ||||
К25 | создавать собственные развёрнутые речевые произведения на основе прочитанного | |||||
№ задания | Максимальный первичный балл | Коэффициент сложности (1 – 4) | Максимальный тестовый балл | |||
16а | ||||||
16б | ||||||
16в | ||||||
Всего за работу: | ||||||
Перевод тестовых баллов в отметки (для пятибалльной системы) | |||
«5» | «4» | «3» | «2» |
96 – 100 | 83 – 95 | 68 – 82 | менее 67 |
Содержание курса
Литература как искусство слова
Художественный текст: его чтение и интерпретация. Литература как диалог автора и читателя. Место героя в этом диалоге.
Кто такой автор?
Кто такой герой?
Проблема жанра произведения. Значение фольклорной формы поэмы. Историческая основа. Конфликт и проблематика. Героико-романтическая личность как герой произведения. Автор – читатель. Художественное мастерство Лермонтова.
Полугодие
Диагностическая работа
Полугодие
С. А. Есенин «Отговорила роща золотая...»
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневуюцветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.
1. Как называется разновидность лирики, отражающая вечные вопросы бытия: жизни и смерти, смысла жизни и пр.?______________________
2. Как называется жанр лирики, черты которого проявляются в этом стихотворении Есенина, характеризующийся воссозданием настроения грустного размышления, часто по поводу рано и безвозвратно ушедшей молодости?______________________
Н.В. Гоголь «Шинель»
11. Читая фрагмент, ответьте на вопросы, связывающие его содержание с содержанием повести.
Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он (назовите имя, отчество и фамилию героя) служил ревностно, — нет, он служил с любовью. Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его. Если бы соразмерно его рвению давали ему награды, он, к изумлению своему, может быть, даже попал бы в статские советники; но выслужил он, как выражались остряки, его товарищи, пряжку в петлицу да нажил геморрой в поясницу (в какой должности служил герой?). Впрочем, нельзя сказать, чтобы не было к нему никакого внимания. Один директор (в каком учреждении служил герой?), будучи добрый человек и желая вознаградить его за долгую службу, приказал дать ему что-нибудь поважнее, чем обыкновенное переписыванье; именно из готового уже дела велено было ему сделать какое-то отношение в другое присутственное место; дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье. Это задало ему такую работу, что он вспотел совершенно, тер лоб и наконец сказал: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь». С тех пор оставили его навсегда переписывать. Вне этого переписыванья, казалось, для него ничего не существовало. Он не думал вовсе о своем платье: вицмундир у него был не зеленый, а какого-то рыжевато-мучного цвета. Воротничок на нем был узенький, низенький, так что шея его, несмотря на то что не была длинна, выходя из воротника, казалась необыкновенно длинною, как у тех гипсовых котенков, болтающих головами, которых носят на головах целыми десятками русские иностранцы. И всегда что-нибудь да прилипало к его вицмундиру: или сенца кусочек, или какая-нибудь ниточка; к тому же он имел особенное искусство, ходя по улице (в каком городе происходят события?), поспевать под окно именно в то самое время, когда из него выбрасывали всякую дрянь, и оттого вечно уносил на своей шляпе арбузные и дынные корки и тому подобный вздор.Ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что делается и происходит всякий день на улице, на что, как известно, всегда посмотрит его же брат, молодой чиновник, простирающий до того проницательность своего бойкого взгляда, что заметит даже, у кого на другой стороне тротуара отпоролась внизу панталон стремешка, — что вызывает всегда лукавую усмешку на лице его.
Ответ не дан, или допущено более 2 ошибок | Допущено 2 ошибки | Допущена 1 ошибка | Дан верный ответ |
0 баллов | 1 балл | 2 балл | 3 балла |
12. «Он не думал вовсе о своем платье…» Объясните, почему в данном фрагменте уделяется внимание детали портрета героя: его вицмундиру.
Ответ не дан, или дан неверный ответ | Вопрос понят, но ответ неточен | Дан верный ответ с опорой на текст комедии |
0 баллов | 1 балл | 2 балл |
Представьте, что вы режиссёр современного театра, который решил поставить повесть «Шинель» на сцене. Напишите художественному руководителю, находящемуся в командировке, подробное письмо с обоснованием необходимости включить эту постановку в репертуар.
Задание не выполнено или выполнено неверно | Задание понято, но выполнено формально, без учёта поставленной цели | Задание выполнено, но цель достигнута не полностью | Задание выполнено, цель достигнута полностью |
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Дополнительные баллы (начисляются, ТОЛЬКО если по первому критерию получено 3 балла) | |||
Соблюдены требования жанра, в котором написан текст | 1 балл | ||
Проявлены оригинальность и творческий подход | 1 балл |
[1]Примерная основная образовательная программа основного общего образования; одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
Содержание
Введение………………………………………………………………………………
Основные принципы и подходы к изучению курса «Литература» в 8 классе………………………………………………………………………………..
1. Концепция курса
2. Планируемые результаты изучения предмета
3. Особенности организации учебной деятельности обучающихся
4. Методические рекомендации по педагогическому проектированию каждого раздела курса
5. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся
6. Рекомендации по использованию электронных учебных материалов
7. Особенности формирования ИКТ-компетентности учащихся на уроках литературы
8. Методика оценки образовательных достижений обучающихся
9. Предупреждение социально-педагогических рисков
Содержание курса ..........................................................................................
Примерное тематическое планирование......................................................
Примерное поурочное планирование ..........................................................
Контрольные измерительные материалы ..................................................
Введение
Основные принципы и подходы
К изучению курса «Литература» в 8 классе
1. Концепция курса
Цель учебного курса «Литература» в 8 классе – наблюдение над коммуникативно-прагматической направленностью произведения, обнаруживающейся в системе отношений автор – читатель.
Цели и задачи каждого этапа формирования познавательной компетенции достигаются осознанием и усвоением актуального для данного этапа понятийного аппарата (когнитивная, эстетическая и теоретико-литературная концептосферы). При этом понятия, вводимые на одном этапе, поддерживаются и углубляются на последующих. Понятийный аппарат 8 класса: система образов; тип, характер; образ автора, автор-повествователь; авторская позиция; деталь, символ Методическая концепция изучения литературы предполагает сочетание компетентностного и деятельностного подходов.
Вопросы и задания к художественным и учебным текстам нацелены на формирование читательской (и шире – коммуникативной) компетенции школьников, на развитие их творческих способностей. Развитию и поддержанию познавательного интереса при изучении литературы в 8 классе способствует создание проблемных ситуаций, которые требуют от учащихся активного применения полученных знаний, сформированных умений, предполагают поиск, догадку, самостоятельный анализ явления. Поэтому в названии каждого тематического раздела учебника содержится вопрос или познавательное противоречие.
Программа 8 класса включает два основных тематических раздела, каждый из которых предваряется и завершается учебными текстами, обозначающими и затем подводящими итог основной проблеме, рассматриваемой в разделе. Так, раздел «Кто такой автор?» предваряется текстом «Автор в литературном произведении» и завершается текстом «Образ автора в литературе».
Внутри каждого основного раздела помещены подразделы, посвященные творчеству конкретного писателя. Подраздел в свою очередь мыслится как законченная содержательная и методическая единица, он обрамляется предваряющими и завершающими заданиями ко всему подразделу. Цель этих заданий – наметить круг основных для творчества конкретного писателя проблем. Обратим внимание, что эти проблемы не формулируются в учебных текстах как некие постулаты, а проясняются в ходе чтения, анализа художественного текста и выполнения заданий, т.е. в реализации учебной деятельности. Именно в этом проявляется обозначенный выше компетентностный подход в изучении литературы
2. Планируемые результаты изучения предмета[1]
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:
• осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
• восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
• обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
• воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
• развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
• овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе в 8 классе:
• выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);
• определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);
· объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.);
· анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 кл.);
• выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
• пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями;
• представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
• собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему;
• выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
· представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);
• выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);
• ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.).
Планируемые результаты изучения литературы в 8 классе конкретизированы применительно к каждому разделу программы (табл. с 49 – 95).
Особенности организации учебной деятельности учащихся
Изучение творчества писателя построено в учебнике по следующей методической модели:
· дается небольшой учебный текст, содержащий биографическую информацию о писателе. Текст сопровождается послетекстовыми заданиями, актуализирующими основную содержательную информацию;
· дается небольшой предваряющий художественное произведение учебный текст. Он содержит историко-культурную информацию, позволяющую создать представление об особенностях произведения и его месте в литературном процессе;
· приводится текст художественного произведения;
· дается небольшой учебный текст, содержащий краткий комментарий художественного произведения. В некоторых случаях помещается ряд текстов, посвященных рассмотрению той или иной проблематики произведения. Например, роман А.С.Пушкина сопровождается текстами «Историческое и личное в романе…», «История любви Маши Мироновой и Петра Гринева», «Историческое и личное в романе».
· дается комплекс послетекстовых заданий к художественному произведению.
При этом учебный текст, содержащий краткий комментарий произведенения, не является окончательным и исчерпывающим образцом его анализа. В учебный текст закладывается познавательное противоречие, осмысление которого призвано привести учащегося к формулированию собственной точки зрения.
Сложная структура учебника (раздел, организованный общей темой, разделенный на подразделы, организованные вокруг релевантных для творчества конкретного писателя идей), по замыслу авторов, направлена на то, чтобы передать идейно-тематическую основу данного учебника (автор – герой – читатель) и в то же время дать представление о своеобразии творчества конкретного писателя, не подчиняя одно другому, не создавая перекоса, а напротив подчеркивая возможность разноуровневого взгляда на литературу как сложное целое.
В учебнике 8 класса используются следующие типы заданий, направленные на развитие у учащихся спектра умений и навыков, лежащих в основе формирования познавательной и деятельностной компетенции. Задания расположены в порядке возрастающей трудности и дают учителю возможность их выбора в соответствии с уровнем подготовленности учеников, т.е. направлены на реализацию задачи личностно-ориентированного обучения:
- Предваряющее задание к разделу или предтекстовое задание к разделу или художественному тексту
- Послетекстовоезадание
- Итоговые вопросы и задания ко всему разделу
- Задания к иллюстрациям
- Заданиянаформирование коммуникативной компетенции
- Факультативныезаданиядлялюбознательных
Кроме того, в конце каждого подраздела помещены темы проектов и исследовательских работ для самостоятельного выполнения учащимися. В конце каждой части учебника в Приложении I приведены рекомендации по выполнению проекта, в Приложении II – список источников.
В конце каждого раздела учебника помещен подраздел «Учимся работать с научной литературой». В нем приводится фрагмент литературоведческой или публицистической статьи, связанной с идеей данного раздела. К фрагменту статьи даются задания, цель которых научить составлять конспект прочитанного текста на основе вопросного плана. На следующих этапах обучения эти умения планируется развивать, расширяя и усложняя задания.
В конце каждого раздела помещен подраздел «Внеклассное чтение». Произведения, приводимые в разделе «Внеклассное чтение», сопровождаются небольшим предваряющим текстом, содержащим общую информацию об авторе и предлагаемом произведении, за которым следуют задания непосредственно к художественному произведению. Одна из целей этого раздела – развивать у учащихся умение самостоятельно работать в библиотеке.
В конце каждой части учебника помимо Приложений I и II приводится также справочное Приложение III, в котором помещен краткий перечень литературоведческих терминов, изученных в 5-7 классах. В каждой части содержание Приложения III соотносится с содержанием части учебника. Так, в части 1 оно посвящено прозе и драматургии, в части 2 – поэзии.
4. Методические рекомендации по педагогическому проектированию каждого раздела курса
Литература как искусство слова
Художественный текст: его чтение и интерпретация.
Важно, чтобы учащиеся осознали активную роль читателя как со-автора художественного текста.
Построим урок как дискуссию. Отвечая на вопрос учебника (с.6), учащиеся обязательно должны подтверждать свои доводы конкретными примерами из текстов произведений. Полагаем, что в итоге дискуссии учащиеся самостоятельно сделают вывод о возможности различных интерпретаций текста и о роли читателя в создании литературного произведения.