Как обозначить и прокомментировать проблему
Слово проблема (или вопрос) должно обязательно прозвучать в тексте.
Типы проблем:
Философские(о смысле жизни, свободе и ответственности, добре и зле, отношении к Богу и человеку, человек в отношении к истории и культуре, одиночества).
Социальные (политические) (о социальной справедливости и несправедливости, о правах человека, о смысле прогресса, о развитии науки и общества);
Нравственные (о душевной сфере жизни человека, о взаимоотношениях людей; о гуманизме и эгоизме, доброте и жестокости, чести и бесчестии; дружбе и предательстве; о конфликте поколений и т.д. Надо помнить, что эти проблемычасто поднимаются до уровня философского осмысления.
Экологические (взаимодействие человека и окружающей среды; взаимосвязь человека и природы; экология культуры; экология языка).
Эстетические (восприятие человеком категории прекрасного; восприятие искусства; эстетический вкус; чтение, роль книги в жизни человека; проблемы, связанные с массовой культурой).
Кроме того,проблемы могут формироваться как частные. Волнующие конкретного человека или автора. Например, среди философских и нравственных проблем возможно назвать проблемы: сущности человека, справедливости, свободы, взаимопонимания, идеала, безопасности, счастья, поисков себя, своего места в мире. А также другие проблемы: труда, здоровья, собственности, власти, добра, красоты, одиночества.
Проблема – это не просто частный случай, о котором сказано в тексте. Это вопрос, который прямо или опосредованно поднимается в тексте.
Проблема в сочинении формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова проблема с существительным в родительном падеже.
Потренируйте обучаемых с использованием таблиц и дополнительных материалов. Например:
Таблица 8
Проблематика | Круг рассматриваемых проблем | «Я и …» |
Взаимоотношения социальных групп; критика государственного устройства, правления; демократия и монархия; тирания и свобода народа. | ||
Добро и зло в человеческих отношениях; справедливость и милосердие; нравственный выбор; сочувствие к «униженным и оскорбленным»; верность и предательство; эгоизм и альтруизм. | ||
Трудности общения и умение понять другого; внутренние противоречия, спор с самим собой; «выдавливание из себя по капле раба», самовоспитание и противостояние среде. | ||
Судьба и счастье; смысл жизни и смысл смерти; время и вечность; место человека в мире, его предназначение; добро и зло в мире; вера и безверие. | ||
Искусство и жизнь; прекрасное и безобразное; природа и человек; способность восприятия человеком красоты окружающего мира. | ||
Взаимоотношения личности и власти, гражданина и государства; защита прав и достоинства каждого члена общества; вопрос о равенстве. | ||
Истинный и ложный патриотизм; исторический путь развития нации; слава предков и память потомков; преемственность национально-культурных ценностей. | ||
Соотнесите: философская, национально-историческая, социально-политическая, гражданская, нравственная (этическая), психологическая, эстетическая |
Самое сложное – комментарий. Здесь не пройдут ни пересказ, ни сплошное цитирование. Того и другого советуем избегать. Надо охарактеризовать проблему.
Начиная комментировать проблему, можно указать:
а) к какой категории она относится (см. выше)
б) насколько данная проблема актуальна
в) насколько традиционна и какие точки зрения есть по этому поводу;
г) если нова, то почему она возникла.
Слова, которые помогут охарактеризовать проблему: общественно значимая, насущная, актуальная, злободневная, вечная, важная, сложная, острая, нерешенная и т.д., потому что (излагается причина).
Полезно ввести типовые конструкции для рассуждения над проблемой текста:
· Автор размышляет над проблемой…
· Автор затрагивает проблему…
· В центре внимания автора находится проблема…
· В тексте (фамилия автора) поднимается проблема
· Предложенный для анализа текст посвящен проблеме…
· Текст (фамилия автора) заставил меня задуматься над сложной проблемой…
· (фамилия автора) предлагает читателям задуматься над проблемой…
· Как (зачем, почему) именно эта проблема привлекла внимание автора.
· И еще, проблема может заставить читателя: глубоко задуматься, серьезно размышлять, обратить внимание (на что?), лучше понять какое-то явление, событие и т.п.; серьезнее относиться к … (чему?0; по иному посмотреть (на что?); переосмыслить свое отношение (к чему? кому? ) и др.
А также типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы
Таблица 9
Текстовый комментарий | Используем лексику для комментария |
ü Автор раскрывает проблему на примере (детективного, фантастического или иного) сюжета, на примере взаимоотношений (таких-то) персонажей. ü Не случайно писатель изображает (кого, что)… ü Поступок персонажа (героя) свидетельствует о том, что… ü Слова (мысли, реплика, монолог) героя показывают, что… ü Автор осуждает (одобряет) поступок героя… ü Симпатии автора на стороне (такого-то) персонажа. ü В размышлении автора звучит мысль о том, что… ü Автор убежден в том, что… ü Автор полемизирует (с кем)… | Отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…, приводит пример того, как…,отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение, анализирует, рассматривает, печалится, иронизирует, сопоставляет, противопоставляет, симпатизирует, приводит пример, ссылает на на…, доказывает, убеждает, приходит к выводу, позиция автора такова…, отношение автора к проблеме неоднозначно, логика авторского повествования (рассуждения) убеждает. |