Урок 68. контрольный диктант
У МОРЯ[17]
Под лёгким дуновением знойного ветра море вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В пространстве между морем и небом носился веселый плеск волн, взбегавших на пологий берег песчаной косы. Все было полно живой радости: звук и блеск солнца, ветер и солёный аромат воды, жаркий воздух и жёлтый песок. Узкая, длинная коса, вонзаясь острым штилем в безграничную пустыню играющей солнцем воды, терялась где-то вдали, где знойная мгла скрывала землю. Багры, весла, корзины и бочки беспорядочно валялись на косе. В этот день даже чайки истомлены зноем. Они сидят рядами на песке, раскрыв клювы и опустив крылья, или же лениво качаются на волнах. Когда солнце начало спускаться в море, неугомонные волны то играли весело и шумно, то мечтательно-ласково плескались о берег. Сквозь их шум на берег долетали не то вздохи, не то тихие, ласково зовущие крики. Солнце садилось, и на желтом горячем песке лежал розовый отблеск его лучей. И жалкие кусты ив, и перламутровые облака, и волны, взбегавшие на берег, — все готовилось к ночному покою. Одинокий, точно заблудившийся в тёмной дали моря, огонь костра о ярко вспыхивал, то угасал, как бы изнемогая. Вокруг было только безмерное, торжественное море, посеребренное луной, и синее, усеянное звездами небо.
Дополнительные задания.
1. Произведите синтаксический разбор сложноподчинённого предложения (I в а р и а н т), сложносочиненного предложения (II в а р и а н т).
2. Разберите по составу слова: покрываясь, безграничную, ласково (I в а р и а н т); солёный, взбегавшие, вспыхивал (II в а р и а н т).
3. Назовите орфограммы в словах: песчаной, желтый, беспорядочно (I в а р и а н т); длинная, раскрыв, спускаться (II в а р и а н т).
4. Выделите: обособленные обстоятельства, укажите к какому слову они относятся (I в а р и а н т); обособленные определения (II в а р и а н т).
5. Составьте схемы предложений с однородными членами и обобщающим словом.
* * *[18]
Теплый безветренный день угас. Только далеко на горизонте небо еще рдело багровыми полосами, точно вымазанное широкими ударами огромной кисти, омоченной в кровь. На этом странном и грозном фоне зубчатая стена казенного хвойного леса отчетливо рисовалась грубым, темным силуэтом, а кое-где торчавшие над ней прозрачные круглые верхушки голых берез, казалось, были нарисованы на небе легкими штрихами нежной зеленоватой туши. Чуть-чуть выше розовый отблеск гаснущего заката незаметно для глаз переходил в слабый оттенок выцветшей бирюзы... Воздух уже потемнел, в нем выделялся ствол каждого дерева, каждая веточка, с той мягкой и приятной ясностью, наблюдающейся только раннею весной, по вечерам. Слышался иногда невидимый жук, пролетающий где-то очень близко. Щелкнувшись о какое-то препятствие, он сразу замолкал. Кое-где сквозь чащу деревьев мелькали серебряные нити лесных ручейков и болотец. Изредка над головой пролетала с пугливым кряканьем утка, да слышно было громкое и короткое блеянье бекаса-баранчика. Высыпали первые звезды, и никогда их мерцающее сиянье не казалось мне таким золотым, таким чистым, кротким и радостным.
(По А. Куприну.)
* * *
Раннее весеннее утро — прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке еще толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, предрассветные тучки. Там сейчас выплывет в огненном зареве солнце. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестреет цветами. Ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни, смешанной с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики. Все блещет, и нежится, и радостно тянется к солнцу. Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшими редким кустарником, еще лежат, будто бы напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе, невидимые глазу, трепещут и звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась и ожила. Кажется, она дышит глубокими, ровными и могучими вздохами.
(По А. Куприну)
* * *
Среди бледных и эфемерных произведений русской литературы ... наконец явилось поэтическое создание, дышащее свежею, юною, роскошною жизнью сильного и самобытного творческого таланта. «Герой нашего времени» принадлежит к тем явлениям истинного искусства, которые, занимая и услаждая внимание публики как литературная новость, обращаются в прочный литературный капитал, который с течением времени все более и более увеличивается верными процентами.
Тут нет ни страницы, ни слова, ни черты, которые были бы наброшены случайно; тут все выходит из одной главной идеи, и все в нее возвращается.
В основной идее романа г. Лермонтова лежит важный современный вопрос о внутреннем человеке, вопрос, на который откликнутся все... Глубокое чувство действительности, верный инстинкт истины, простота, художественная обрисовка характеров, богатство содержания, неотразимая прелесть изложения, поэтический язык, глубокое знание человеческого сердца и современного общества, широкость и смелость кисти, сила и могущество духа, роскошная фантазия, неисчерпаемое обилие эстетической жизни, самобытность и оригинальность, — вот качества этого произведения, представляющего собой совершенно новый мир искусства.
(По В. Белинскому)
[1] В разработке урока использованы материалы книг: Энциклопедия для детей. — Т. 10. — Языкознание. Русский язык / под.ред. М. Д. Аксеновой. — М., 2002.
[2]За счёт уроков повторения в конце учебного года.
[3] В учебнике предложены линейные схемы, учитель может использовать традиционные схемы сложноподчиненных предложений.
[4]См.: Валгина Н. С. Трудные вопросы пунктуации: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1983 — С. 160.
[5] См.: Костяева Т. А. Ориентировочное планирование по русскому языку для 9 класса на 2001—2002 учебный год // РЯШ. — 2001. — 4.— С. 116.
[6]В учебнике предложена линейная схема, учитель может использовать традиционные схемы сложноподчиненного предложения.
[7]См.: Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка. — 2-е изд. — М.: Высшая школа, 1978. — С. 311.
[8] См.: Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка . 2-е изд. — М.: Высшая школа, 1978. — С. 325.
[9] См.: Костяева Т. А. Ориентировочное планирование по русскому языку для 9 класса на 2001—2002 учебный год // РЯШ. — 2001. — № 5. — С. 120.
[10] См.: Костяева Т. А. Ориентировочное планирование по русскому языку для 9 класса на 2001—2002 учебный год // РЯШ. — 2001. — № 6. — С. 110.
[11]См.: Валгина Н. С. Трудные вопросы пунктуации. — М.: Просвещение, 1983. — С. 42.
[12]Валгина Н. С. Трудные вопросы пунктуации. — М.: Просвещение, 1983. — С. 48—51.
[13] Из книги: Бахревский В. А. Виктор Васнецов. — М.: Молодая гвардия, 1989.
[14]См.: Костяева Т. А. Ориентировочное планирование по русскому языку для 9 класса на 2001—2002 учебный год // РЯШ. — 2002. — № 1.—С. 108.
[15] См.: Григорян Л. Г. Язык мой — друг мой: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1976.
[16] Использованы материалы книги: Энциклопедия для детей. — Т. 10. — Языкознание. Русский язык. — 3-е изд., перераб. и доп. / Гл. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2002. С. 498—502.
[17] См.: Костяева Т. А. Ориентировочное планирование по русскому языку для 9 класса на 2001—2002 учебный год // РЯШ. — 2002. — № 1.—С. 116.
[18] См.: Текучева И. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: к учебнику Бархударова С.Г. и др.Русский язык. 9 класса. М.: Экзамен, 2005.